Тренировочные упражнения для развития техники чтения презентация. Презентация "Совершенствование техники чтения"


Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.


Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)




Медвежата. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы- медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося (м). Мам, мёду б нам, мам, молока бы нам. В лифте. Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз. Ручка в зубах. Напишите в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.


Набор деформированных предложений. 1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи 2. дали каши Маше манной нашей 3. летом одним и зимой цветом 4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке 5. ко мне друзья пришли мои на праздник 6. у деда, Мороза красивые легкие сани были 7. любимое дерево мое белая береза 8. в саду в нашем расцвела клубника 9. мы электричке на доехали до станции 10. ледяная, крутая и длинная горка была


Поиск в тексте заданных слов: Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.


Игра в прятки: Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. Мнимое слово: Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.


Чтение в темпе скороговорки Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны "проглатываться ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.


Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.


























На-нас-сан-сап-нёс-сел Не-нет-нее-ней-нем-ним Ни-нищ-нив-нов-ног-ной Но-нот-тон-тои-тор-тощ Ой-бой-бои-мой-мог-мол Ом-сом-лом-том-ком-пом Он-сон-кон-тон-оно-они Ос-ост-сто-дос-дом-ома От-лот-пот-мот-тот-рот Оох-мох-мух-охи-ахи-мах Ош-бош-бот-бог-бок-док














Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова (4 - ая группа блоков): Блок блях барк взор ВГИК вжик Влип враз врач вред все втуз Где глуп граф грач грех гриф Джаз дни дней дроф друг ждал Жрец звон злой знак зной клев Клич клуб клюв ключ кляк КМА


















Чтение слов и словосочетаний до трех слогов (8 группа блоков) Адская датскаядомашний Акция деньжата артистка Амплуа дибазолассорти Знание воднаявольница Горячка заморозь епископ Изморозь качелилошади Коробка корзинамашина Материя меднаямуравьед Общество озлобленошибка






Отработка дикции Полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объём же материала для чтения увеличивается (2,3,4 строки). Т.к. в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. Называется такое чтение «с разбега».




Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везёт да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева- тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.


От топота копыт пыль по полю летит- едет баба из города, везёт вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришёл Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Потто играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто приносит вести, тому бы день плетей на двести.




В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича- шли, шли, вдруг перед ними река- широка, как Ока, да не Ока. А на том берегу стоит поп на коне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики- пуганая ворона куста боится.




Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, просто сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что, мол, я удалец- молодец, съел холодец, да еще тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом, да один пирог с грибами, да один с потрохами… Болтал-болтал, молол- молол, язык болтает, а голова не знает


Тень –тень- потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку небылицу про красну девицу, Маланью-болтунью, что молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша своё на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, да в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!


Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал, речь умом не красна, а если язык шевеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой. Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговорить, словно реченька зажурчишь.


Наш Филат не бывает виноват, у нашего Филата всегда Маланья виновата, у самого лоб что лопата, да ума небогато. Пойдёт- не дойдёт, сядет да вздремнёт, а вздремнуть не вздремнет, так хоть всхрапнёт да присвистнет, присвистнет да проснётся, проснётся да вновь свернётся: мол, я не я, да и лошадь не моя. Так и живётся: себе не гож, да и людям не пригож. Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко: 1. Водовоз вез воду из-под водопада. 2. Говори, говори, да не заговаривайся. 3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит. 4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит. 5. Наш дуда и туда и сюда. 6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.








Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность.

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения
2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата
3. Упражнения, развивающие боковое зрение и обрабатывающие прямой взгляд
4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям
5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания
6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух
7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания
8. Упражнения, развивающие логическое мышление
9. Упражнения на развитие навыка осознанного чтения
9.1 Логические упражнения
9.2 Игры по составлению слов
10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения
11. Упражнения на развитие выразительности чтения

Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом, можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения

Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.
1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям.
2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.
3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.
4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с.
5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.
6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу!
7) Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, мы его хлоп –
И поймали: з-з-з.
Пусть летит!

2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»

1) Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

2) Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ ит.п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА

3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

4) Читаем цепочку слогов:

5) Читаем слова с наращиванием:

По – вар, жар, смей, пей, шел, вёл.

3. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд

1) Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

2) Раздаточный материал – таблица Шульте (размер 20х20см)

10 25 14 2
13 15 20 5
19 11 23 24
21 16 7 17
12 22 8 9

Алгоритм использования:

  1. Как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая карандашом или пальчиком;
  2. Старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.

Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят её всю целиком.

«Сажаем морковку»

а) На доске или на бумаге изображается ящик с морковкой. По рисунку – вопросы и комментарии.

– Если морковка находится в ящике, какая её часть будет видна? (Хвостик)
– Вот именно, на хвостик и будет направлен прямой взгляд. Глядя на первый слог, увидишь все слово на морковке.
Для упражнения могут быть взяты различные слова из читаемого текста, однако при подборе слов следует учитывать, что ребенок в состоянии увидеть боковым зрением не более пяти букв.

б) «Длинная морковка»

– Что делать, если морковка вырастет слишком большая и слово на ней внутри ящика не помещается, так как содержит более пяти букв и выходит за пределы прямого взгляда? Тогда морковка будет выглядеть таким образом:

– Что в этом случае мы видим, глядя на ящик с морковкой? (Хвостик и кончик, а середина в ящике. ) Следовательно, прямой взгляд можно переносит с хвостика на кончик.
В данном упражнении отрабатывается не только боковое зрение, но и умение управлять прямым взглядом, контролировать ту часть слова, которую ребенок видит боковым зрением, умение ориентироваться в слове и избегать ошибок при чтении окончаний. Ведь в момент, когда взгляд направлен на хвостик, боковое зрение улавливает то, что написано на морковке в ящике. Перенося взгляд с хвостика на кончик, ребенок снова видит середину слова, контролируя себя. Перегнув таким образом, взглядом с 1-го слога на последний и увидев при этом середину слова, ребенок, уже не прочитывая, может быстро ее проговорить.

«Робот»

Встречая новое, труднопрочитываемое слово, ребенок не может воспользоваться боковым зрением и читает слово по слогам, нередко при этом искажая его. Слово печатается крупно на доске, на концах букв рисуются шарики – контакты.
У роботов, как известно, своих мыслей нет, они выполняют только заложенную в них программу: звучать в том месте, на которое направлена указка.
Вначале указка, а с ней и прямой взгляд передвигаются по слову медленно, затем скорость с каждым новым повтором слова возрастает, и дети прочитывают слово целиком, без ошибок.
Для того чтобы добиться умения не только узнавать такие слова в дальнейшем и проговаривать их, но и ориентироваться прямым взглядом в слове, упражнение усложняется. Учитель с большей скоростью проводит указкой по различным частям слова (в направлении чтения), дети же должны успеть проговорить именно показанный участок.

4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

У детей слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах актуальны такие упражнения:

1) Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными:

2) Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:

ЖЗИ ТНО КТРИ

ДРУ ЗБИ СТРУ

Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал.

Скороговорки

Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

а) Прочитай скороговорки орфографически.
б) Прочитай скороговорки орфоэпически.
в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием:

тихо громко шепотом немое кино (беззвучно)

«Дом, который построил Джек»

Дети проговаривают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:

В некотором царстве...
В некотором царстве, в некотором государстве...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец..,

5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

«Найди лишнюю букву»

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.

Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.

«Найди лишнее слово»

Прочитай. Обоснуй свой выбор.

СЛОН МЕДВЕДЬ ТИГР
ЛЕВ БАБОЧКА КОШКА

«Фотоглаз»

За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например:

ОРЕХ РУЧЕЙ ПЕРЬЯ РАЗОГНАЛСЯ ТРОПИЧЕСКИЕ ОШЕЛОМЛЁННЫЙ

«Да или нет?»

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.
Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

«Дополни предложение»

Кот мяукал...

6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух

«Игра в прятки»

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

Чтение со счетом слов

1) плотно сожми губы и зубы;
2) читай только глазами;
3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;
4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).

Чтение под звуковой ориентир

На магнитофон начитывается текст с определенной скоростью. Дети должны следить за голосом по книге, успевать озвучивать текст синхронно с магнитофоном. Проверка осуществляется индивидуально: касание плеча ребенка рукой означает – читай вслух. Желательно проводить такую работу систематически. При этом скорость звучания «звукового ориентира» постепенно возрастает. Если в классе нет магнитофон, можно использовать игровое упражнение «Догони». Дети читают отрывок текста хором, вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать».

7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания

1) Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы получились слова:

2) Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:

полк краска склон экран беда тепло (кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)

3) В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?

4) Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:

«Вкусные слова»

Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть на стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов:

халва бублики чай лимонад
вафли виноград вишня мандарин

8. Упражнения, развивающие логическое мышление

Эти упражнения способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.

1) Выполни математическое действие и прочитай слово:

ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л = ? (диван)
ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ = ? (вертолет)

2) Переставь буквы:

В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет).

3) «Поиск»

Сможешь ли ты найти связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясни, как все происходило.

Собака погналась за курицей.
Школьники не смогли поехать на экскурсию.

4) Учимся выражать мысли другими словами.
Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

Нынешняя зима будет очень холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

5) Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

озеро медведь карандаш

Например:

Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.

Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

9. Упражнения на развития навыка осознанного чтения

9.1. Логические упражнения

1) Что общего в этих словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2) Назови одним словом.

Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
Картофель, свекла, лук, капуста.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, береза, ель, сосна.

3) Какое слово лишнее?

Красивый, синий, красный, желтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Молоко, сметана, простокваша, мясо.

4) Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

5) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.

Колос, рота, ваза.
Кора, лото, боксер.
Молоко, нерест, тарелка.

6) Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов в скобках существует такая же связь. Найди четвертое слово.

а) Песня – композитор, самолет – … (аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель).
б) Школа – обучение, больница – … (доктор, ученик, лечение, больной).
в) Нож – сталь, стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть).

7) Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул. Диван. Коза, овца, стол.
Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

9.2. Игры по составлению слов

1) Найди слово в слове.

гроза газета кустарник
шутка поднос шоколадка
часовщик щепка ярмарка

2) Закончи предложение.

По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр .

3) Шарады.

(Картина).

С буквой К живу в лесу.
С буквой Ч овец пасу.

(Кабан – чабан).

4) Найди название животных среди строк.

Насос сосет р ечную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов ца рит покой,
Здесь хорошо бродить одной.

10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения

1) Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).

2) Повтори, что сказал учитель:

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

3) Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишья, предложения, текста).

4) Чтения слов, отличающихся одной буквой.

Мел – мель – мыл – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска.

5) Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное. желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.

6) Чтение «перевертышей».

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

11. Упражнения на развитие выразительности чтения

1) Чтение предложений с разной интонацией.

2) Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания.

3) Словарь настроений.

В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение ).

После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора.

«Словарь настроений и состояний»

Литература:

  1. Как преодолеть трудности в обучении чтению. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М.: Ось – 89, 1999.
  2. Начальная школа плюс до и после. № 7 2010.
  3. Начальная школа плюс до и после. № 6 2009.
  4. Начальная школа плюс до и после. № 11 2008.
  5. Начальная школа плюс до и после. № 11 2007.
  6. Начальная школа плюс до и после. № 8 2007.
  7. Начальная школа. № 6 2001.
  8. Читаем после «Азбука с крупными буквами»: учебное пособие/ Н.Н.Павлова; ил.А.В.Кардашука. – М.: ОЛИСС: Эксмо, 2011.– 64с.:ил.

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного . Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

План урока:

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10. «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн... полочка.

Нов... футболочка.

Больш... ложка.

Рыж... кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не.......

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим.......

Юк-юк-юк — поломался наш......

Упражнение 3. «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами , чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться .

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.

Слайд 1

Упражнения для развития навыка чтения.
МОУ «Начальная школа детский сад №52» г. Петропавловск – Камчатский.
Учитель: Егорова Ирина Михайловна

Слайд 2

Какой слог лишний?
РЫ
МУ
ЛЫ ВЫ НЫ ТЫ СЫ
ПО ТО СО НО МО
КУ
РО ВО ДО
МЯ ЛЯ РЯ НЯ
ВЕ
СЯ ВЯ КЯ БЯ ПЯ
ТА СА МА БА
АЗ
НА КА ПА ВА
ИТ ИМ ИС ИП
ЫП
ИК ИР ИВ
ЛИ
НА ПЫ КУ ТО ДЭ

Слайд 3

Какого слога не стало?
НА ПА ТА ДА КА СА ВА РА
НА ПА ТА ДА СА ВА РА
НА НО НЫ НУ НИ НЭ НЕ
НА НО НЫ НУ НИ НЕ
НА ТО КЫ ГУ ЛИ ДЭ ВЕ
НА ТО ГУ ЛИ ДЭ ВЕ
ТАТ КАК ПАП РАР ВАВ ДАД МАМ
ТАТ КАК ПАП ВАВ ДАД МАМ
КАТ МИР ТОК ВУП СЫН ТЭД
КАТ МИР ТОК СЫН ТЭД

Слайд 4

Какие слоги поменялись местами?
КА НА ДА СА ТА ВА ФА МА
МА НА ДА СА ТА ВА ФА КА
КА НО ДУ СЫ ТЭ ВИ ГЕ МЮ
КА ГЕ ДУ СЫ ТЭ ВИ НО МЮ
КАТ НАК ДАМ САД ПАС ЛАВ
КАТ НАК ДАМ ПАС САД ЛАВ
БИЛ СУК ТАК МУЛ ПЕЛ БЫЛ
БЫЛ СУК ТАК МУЛ ПЕЛ БИЛ

Слайд 5

Чтение слов, отличающихся одной буквой.
ЛАК РАК БАК МАК ВАК ТАК КАК
ПАР БАР ВАР МАР ДАР ШАР ЖАР
СОК ТОК ДОК РОК КОК БОК ЦОК
МОЛ ПОЛ ТОЛ КОЛ ГОЛ ВОЛ ЗОЛ

Слайд 6

МЯЛ ВЯЛ ВЯЗ РЯД СЯДЬ ПЯТЬ МЯТЬ ЗЯБЬ
НЁС ПЁС ТЁС ВЁЗ ТЁК МЁД ВЁЛ ЛЁГ
ВАЛ ВОЛ ВИЛ ВЫЛ ВЯЛ ВЁЛ ВЮЛ
ТАК ТИК ТУК ТЯК ТОК ТЁК ТЮК ТЕК

Слайд 7

ДЕНЬ ПЕНЬ ЛЕНЬ ОЛЕНЬ ОСЕНЬ ЗЕЛЕНЬ РЕМЕНЬ
КОРЬ ХОРЬ ЯКОРЬ УГОРЬ УВОРЬ ХВОРЬ
НОЛЬ СОЛЬ МОЛЬ РОЛЬ ТОЛЬ БОЛЬ

Слайд 8

Договорте конец словечка.
БУМА ТЕЛЕ БЕРЛО ДОРО
- ГА
СКОВОРО ПОГО ПРИРО СВОБО ПРОСТУ
- ДА

Слайд 9

ДЕТВО МАКУЛАТУ КУЛЬТУ ЗАВТ СЕСТ КВАРТИ
- РА
- ЛА
ЧЕРНИ СТРАШИ КУК АКУ МЕТ

Слайд 10

МА
ТЕЛЕГРАМ РЕКЛА ПРОГРАМ ПАНА ПИЖА ПАЛЬ
ЗАРПЛА ВНУЧА ДЕВЧА КАПУС РЕБЯ ГРАНА
- ТА

Слайд 11

БА -
ТОН НАН НЯ ЯН БУШКА ШМАК РСУК ЛАЛАЙКА
РЕГ РЕЧЬ ДА ТОН РЁЗА ГЕМОТ СЕДА ЛЫЙ
БЕ -

Слайд 12


МЫШ МИШ МОШ КОШ КЕП РЕП ЩЕП
ГА КА ДА ТА БА ПА ВА
ШАШ ШАП ШУБ ПУШ ПЕШ КАШ КАС
КО КУ КА КЫ КЭ КЕ КЯ
Составьте с одним из слогов 13 слов.

Слайд 13

Проверяем.
МОШКА, МИШКА, МЫШКА, КОШКА, КЕПКА, РЕПКА, ЩЕПКА, ЩЁТКА ШАШКА, ШАПКА, ШУБКА, ТРУБКА, ПЕШКА, ПУШКА, КАШКА, РОМАШКА.

Слайд 14

Чтение слов с одинаковыми гласными.
МАМА ПАПА БАБА ВАТА ЛАПА ПАРА РАМА КАША
САДЫ РАДЫ РАМЫ ЛАПЫ ВАЗЫ ФАРЫ ДАРЫ ШАРЫ
ЛУНА ЛУПА РУКА МУКА ГУБА ДУГА ДУМА
РАКИ ЛАКИ МАКИ БАКИ ШАГИ ШАЛИ ЖАЛИ

Слайд 15

МИНА ЛИПА КИПА КИСА ЛИСА ПИЛА СИЛА
МЫЛИ БЫЛИ ВЫЛИ БЫКИ РЫЛИ НЫЛИ ДЫНИ
ВИЛЫ ПИЛЫ ЛИСЫ ЛИПЫ КИТЫ НИВЫ СИЛЫ
НЁС СНЁС ВЁЗ СВЁЗ МЁЛ СМЁЛ ВЁЛ СВЁЛ

Слайд 16

ПАНАМЫ ПАЛАТЫ САЛАТЫ ХАЛАТЫ НАГАНЫ ЗАВАЛЫ БАЗАРЫ
ЛАВОЧКА ЛАПОЧКА ПАПОЧКА ШАПОЧКАПАЛОЧКА ПАРОЧКА
ВОРОНКА КОЛОНКА КОРОБКА КОРОВКА ПОГОДКА ПОХОДКА СОЛОНКА СОЛОНКА

Слайд 17

Чтение слов с одинаковой концовкой.
СПАЛЕНКА СНЕЖИНКА КОРЗИНКА КРУПИНКА ТРОСТИНКА ИЗЮМИНКА ПАУТИНКА СЕСТРЁНКА
СПИЧКА ПТИЧКА ЛИСИЧКА СИНИЧКА ВОДИЧКА РЕСНИЧКА РУКАВИЧКА ПУГОВИЧКА
ЛИПОНЬКАКИСОНЬКА ЛИСОНЬКА ДОЧЕНЬКА НОЧЕНЬКА РУЧЕНЬКА РЕЧЕНЬКА СТУПЕНЬКА

Слайд 18

РЕЗНОЙ ГУБНОЙ ГЛАЗНОЙ ЗУБНОЙ СВЯЗНОЙ ОЗОРНОЙ ЗАВАРНОЙ
РЕЗВЫЙ ЛЕДОВЫЙ МЕДОВЫЙ РИСОВЫЙ КРАСИВЫЙ ПУГЛИВЫЙ БЕРЁЗОВЫЙ
ДАЧНЫЙ УДАЧНЫЙ МРАЧНЫЙ ТАБАЧНЫЙ КУЛАЧНЫЙ ЛОДОЧНЫЙ БРУСНИЧНЫЙ

Слайд 19

КЛЕВАТЬ НОЧЕВАТЬ ЗАДЕВАТЬ УЗНАВАТЬ ТАНЦЕВАТЬ
ШАГАТЬ УБЕГАТЬ ОТРУГАТЬ ЗАПРЫГАТЬ ПРОМОРГАТЬ
СПАТЬ КАПАТЬ ХЛОПАТЬ ШЛЁПАТЬ ВЫКИПАТЬ

Слайд 20

Чтение однокоренных слов.


Слайд 21

НОС, ГРИБНОЙ, ЛИСИЦА, НОСИК, ЛИСЯТА, ГРИБНИК, ГРИБОК, НОСИЩЕ, ЛИСИЙ, НОСАТЫЙ, ПЕРЕНОСИЦА, ГРИБОЧЕК, ЛИСОНЬКА, ГРИБНИЦА.
Соберите однокоренные слова.
НОС НОСИК НОСИЩЕ НОСАТЫЙ ПЕРЕНОСИЦА
ЛИСА ЛИСИЦА ЛИСИЧКА ЛИСОНЬКА ЛИСИЙ ЛИСЯТА
ГРИБ ГРИБНОЙ ГРИБНИК ГРИБНИЦА ГРИБОК ГРИБОЧЕК

Слайд 22

Назовите однокоренные слова.
НОС
НОСИК
НОСИЩЕ
НОСИШКО
НОСАТЫЙ
ПЕРЕНОСИЦА
ЛИСА
ЛИСИЦА
ЛИСИЧКА
ЛИСОНЬКА
ЛИСИЙ
ЛИСЯТА
ГРИБ
ГРИБНОЙ
ГРИБНИК
ГРИБНИЦА
ГРИБОК
ГРИБОЧЕК

Слайд 23

Чтение однокоренных слов.


Слайд 24

Соберите однокоренные слова.
ВЕСЕЛО, ВЕСНА, ВЕСЕЛЬЕ, ВОРОНА, ВЕСЕННИЙ, ВОРОНЬЁ, ВЕСЕЛИНКА, ВЕСНЯНКА, ВОРОНЁНОК, ВЕСНУШКИ.
ВЕСЕЛО ВЕСЕЛИТЬ ВЕСЕЛИНКА ВЕСЁЛЫЙ ВЕСЕЛЬЕ ВЕСЁЛЕНЬКИЙ
ВЕСНА ВЕСНУШКА ВЕСЕННИЙ ВЕСНЯНКА
ВОРОН ВОРОНА ВОРОНЬЁ ВОРОНЁНОК ВОРОНЬЕ

Слайд 25

Назовите однокоренные слова.
ВЕСЕЛО
ВЕСЕЛЬЕ
ВЕСЕЛИТЬ
ВЕСЕЛИНКА
ВЕСЕЛЕНЬКИЙ
ВЕСНА
ВЕСНУШКА
ВЕСЕННИЙ
ВЕСНЯНКА
ВОРОН
ВОРОНА
ВОРОНЬЁ
ВОРОНЁНОК
ВОРОНЬЕ

Слайд 26

Читайте быстро. Не ошибайтесь!
ЛИСТ – ЛИСТОК – ЛИСТОЧЕК – ЛИСТОПАД.
ЛИС – ЛИСА – ЛИСЁНОК – ЛИСИЙ – ЛИСИЦА.
ЛЕНЬ – ЛЕНТЯЙ – ЛЕНТЯЙКА – ЛЕНИВЫЙ.
ЛЕС – ЛЕСОК – ЛЕСНИК – ЛЕСОПАРК - ЛЕСОВОЗ.
ЛЕС, ЛИСТ, ЛИСИЦА, ЛЕНТЯЙ, ЛИСЁНОК, ЛЕСОК, ЛЕНИВЫЙ

Слайд 28

Добавьте словечко.
СА – СА – СА В ЛЕСУ БЕГАЕТ …
СО – СО – СО У ВОВЫ …
УСЬ – УСЬ – УСЬ НА ЛУГУ ПАСЁТСЯ…
ТА – ТА – ТА У НАС ДОМА …
ЧА – ЧА – ЧА ГОРИТ В КОМНАТЕ …
ТЫ – ТЫ – ТЫ СМЕТАНУ СЪЕЛИ ВСЮ …

Слайд 29

Читайте выразительно.
ТО – ТУ – ТА, ТО – ТУ – ТА, ТОСТ, ТУЗ, ВАТА, ТАКТ, ТАХТА.
ПО – ПУ – ПА, ПО – ПУ – ПА, ПАПА, ПОЗА, ПУХ, СТОПА.
КО – КУ – КА, КО – КУ – КА, КОК, КУСТ, КАСКА, ЛОМ, МУКА.

Слайд 30

Читайте выразительно.
БЕ – БЕ – БИ, МЕ – МЕ – МИ, БЕС, БИС, МЕХ, СМЕХ, МИФ, ВОЗЬМИ
ПЕ – ПЕ – ПИ, ТЕ ТЕ – ТИ, ПЕНА, ПИВО, ТЕНЬ, НАЙТИ
ФЕ – ФЕ – ФИ, ВЕ – ВЕ – ВИ, КОФЕ, ФИЗИК, ВЕК, ЗОВИ
ГЕ – ГЕ – ГИ, НЕ – НЕ – НИ, ГЕЛЬ, ГИД, ГИПС, НЕФТЬ, СНЕГ, ОНИ


ТЕКСТ С

КАРТИН - КА М И

НАЙДИ МЕНЯ

ЧТЕНИЕ НАОБОРОТ

ТЕКСТ ВЕРТУШКА

ПОРЯДКА

ТЕКСТ С НАЛО -

ЖЕНИЕМ

ПЕРЕМЕ-

ШАННЫЕ

БУКВЫ

СОБЕРИ ТЕКСТ

сплошной ТЕКСТ

ЗАШУМ-ЛЁННЫЙ ТЕКСТ

ШТОРКА

ВВЕРХ НОГАМИ

ЧТЕНИЕ С

РЕШЁТКОЙ

ЧТЕНИЕ С

ПОЛОВИН-

КАМИ СЛОВ


Майский снег

Снег идёт! Удивляются дети: "К нам зима Воротилась Опять?" Это просто На яблоне Ветер Хочет все лепестки Сосчитать.

(В.Приходько )


ЛОСИ

НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлось

наблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвери

ГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапах

сенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрые

рукиегеряположилидушистоесеновкормушку

Онхозяинвлесуизаботитсяодеревьяхптицахзверях. В.Карасёва


Неожиданная встреча

По садовой ДРОКОЖЕ тихо шлёпал ножками ЁИЖК . Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» – КУРКИНЛ Петя и достал шапочку. Из-за пенька выглянул СИРОЧАТК -лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего КОБОКЛА , дети!» Малыши притихли. На дорожке ФАРЧЫЛ клубок иголок, среди ветвей мелькала СРОКОА , из дупла выглянула БОЧЛЕКА . «Кто это?» – спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ЁИЖК спокойно отправился ДМООЙ .


БЕЛКА И ВОЛК

БЛЕКА ПГЫРАЛА С ВТЕКИ НА ВТЕКУ И УЛАПА ПМРЯО НА СОГОННО ВЛОКА. ВЛОК ВКЧИСОЛ И ХЕТОЛ ЕЁ СЕЪТСЬ. БЛЕКА СЛАТА ПСОРТИЬ: – ПСУТИ МНЕЯ. ВЛОК СЗАКАЛ: – ХОШОРО, Я ПЩУУ ТБЕЯ, ТКОЬЛО ТЫ СЖАКИ МНЕ, ОГЕТЧО ВЫ, БЛЕКИ, ТАК ВСЕЛЕЫ. МНЕ ВГЕСДА СЧУНКО, А НА ВАС СТОМИРШЬ – ВЫ ТАМ ВРЕВХУ ВСЁ ИРАТЕГЕ И ПГАРЕТЫЕ. БЛЕКА САЗАКЛА: – ПТУСИ МНЕЯ ПЖЕДРЕ НА ДЕВРЕО, А ОТДУТА ТБЕЕ СЖАКУ, А ТО Я БСЮОЬ ТБЕЯ. ВЛОК ПСИТУЛ, А БЛЕКА УЛША НА ДЕВРЕО И ОТДУТА САЗАКЛА: – ТБЕЕ ОГТОТО СЧУНКО, ЧТО ЫТ ЗОЛ. ТБЕЕ ЗСОЛТЬ СДЕРЦЕ ЖЁЖТ. А МЫ ВЕЛЕСЫ ОГТОТО, ЧТО МЫ ДРОБЫ И НОМИКУ ЗЛА НЕ ДАЕЛЕМ.

Л. Толстой




Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро".

Л.Н. Толстой







( К.Д.Ушинский )





ПОДСНЕЖНИК

В саду, где берёзки столпились гурьбой, Подснежника глянул глазок голубой. Сперва понемножку Зеленую выставил ножку, Потом потянулся Из всех своих маленьких сил И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна; Скажите, ведь правда, что это весна?»

( П. Соловьева )


http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200404202 В.Приходько «Майский снег», К.Д.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Вахрушева Т.В., Поова Е.В. 300 упражнений по русскому языку. – Москва: «аквариум» 2001. (тексты «Зимний день», «Белка»)

http://andreeva.21411s16.edusite.ru/images/p4_ovca2.jpg овечка

http://nature.ok.ru/picture/fish/5-1.jpg осётр

http://i.i.ua/photo/images/pic/9/4/487949_5ea1889.jpg снеговик

http://www.bookivedi.ru/photo/11/2009-12-08/9bc25ae72bd0_ki_pervaja_ohota.jpg обложка книги «Первая охота»

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/26/109/26109354_1212167171_3_1.jpg ёжик

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//44/87/44087268_vesna_06.jpg весна

http://s48.radikal.ru/i121/0901/aa/6c0f9a4a449f.jpg утро

http://i038.radikal.ru/0805/7b/0cfdc4115284.png подснежник


http://nkozlov.ru/upload/images/0706/0706191311390.jpg белка и волк

http://www.klopp.ru/uploads/posts/2007-11/1195274095_belka1.jpg белка

http://www.docwalt.com/books.html книжная полка

http://www.dag-agro.com/Sites/dag/Uploads/terrion_5280.22CDBA77E2FC48AB9170579813BFE9BE.jpg трактор

http://www.fictionbook.ru/static/bookimages/00/13/55/00135533.bin.dir/h/i_020.jpg укротитель

http://www.fit-instrument.ru/pics/115190.jpg молоток

http://black738.narod.ru/5f8350820dd8.png дети и книга

http://arttravel.dn.ua/upload/file103.jpg снегирь на ветке яблони

http://s52.radikal.ru/i135/0908/8a/4ac50393d309.jpg учитель

http://900igr.net/data/chelovek/Otkuda-ja-vzjalsja-1.files/0029-038-U-losikhi-losenok.jpg лосиха

http://s48.radikal.ru/i120/0904/08/f57ebf058672.jpg сад

Литература.

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать.- М.:Просвещение, 1991.

2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению.- М.: Просвещение, 1991.

3. Корнев А.Н.Нарушения чтения и письма детей.- СПб.:ИД”МиМ”,1997.

4. Оморокова М.И.и др. Преодоление трудностей.- М.: Просвещение, 1990.

5. Тихомирова И.И. Интерес к чтению: как его пробудить? // Школьная библиотека.- №6.-2001.


http://kakadu.509.com1.ru:8018/WWW/zooclub/horses/Image34.jpe

http://www.solnet.ee/gallery/pic/knk/sobaka1.jpg

http://kommersanty.ru/img_do/91bb87dadb7157ac6adb7c5e6f41c5c3.jpg

http://www.school6.edu.mhost.ru/pic/ilia_kolosov.jpg

http://static.diary.ru/userdir/1/2/3/8/123861/37613830.jpg