Государственный казённый научно-испытательный полигон авиационных систем. Секретная оборонка в Белоозёрских лесах О том, что кроется в лесах полигона

В народе эту часть леса между Фаустово и Белоозерским всуе называют «зоной», проводя неуместные аналогии с фильмом «Сталкер ». Люди, работающие там, предпочитают название «полигон» или «промплощадка». Собственно, «промплощадка» - это несколько режимных предприятий, расположенных на площади 10 тысяч гектаров среди буйства природных красот. Одно из этих предприятий, полигон наземных испытаний «Фаустово », в среду посетили представители воскресенских средств массовой информации.

Официальное название сердца воскресенской «оборонки» - Федеральное казенное предприятие "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем " (ФКП "ГкНИПАС "). Занимается оно почти всеми возможными испытаниями, кроме летных. Проверку на все, что можно (и нужно) проходят образцы и отдельные агрегаты военной и гражданской техники, в основном - авиационной, в условиях, приближенных к реальным. Сколько всемирно известных объектов и отдельных их узлов прошло и проходит до сих пор фаустовский полигон - не счесть. От военных машин, включая новейший ПАК ФА (Т-50), гражданских авиалайнеров и отечественного«космического челнока» почившего в бозе проекта «Буран » до… гранатометов, пушек, ракет и мин, не простых, а противовертолетных.

Страшно, но красиво. Красиво, но страшно

Мероприятие не было экскурсией. Точнее, не совсем экскурсией. Для полноценного обзора всего, что есть на полигоне, по словам директора ФКП "ГкНИПАС " Олега Пронина, потребуется минимум неделя, при условии, что на все испытательные стенды удастся получить допуск - предприятие, напомню, режимное. И там есть, что секретить - многие образцы не имеют аналогов в мире. Из уже несекретного, к примеру - уже упомянутая противовертолетная мина. Представьте - вертолетный десант на побережье. Вражеский, естественно. Ну, примерно, как в бессмертном «Апокалипсисе сегодня » Френсиса Копполы. А на нашем побережье расставлены этакие металлические «лотосы» весом 12 кг о четырех лепестках, и с земли засекают вертолеты за километр, а через 15 секунд по летящим на ста метрах вертолетам как … И все, нет десанта. Но это милитаристская лирика. Есть нечто мрачно красивое в изделиях, произведенных человеком для уничтожения себе подобных.

На деловой встрече руководителей ФКП "ГкНИПАС " с журналистами и представителями воскресенских образовательных учреждений, прошедшей под девизом «Открытая «оборонка»: полигон готов к сотрудничеству», с нами, прежде всего, делились насущными проблемами предприятия и просили посильной помощи в их решении.

Мы сочли необходимым отойти от традиций закрытости предприятий оборонного комплекса и пойти по пути допустимой открытости — и это правильно, в современном обществе многие задачи решаются именно путем открытого диалога, - сказал организатор встречи Александр Квардаков, заместитель директора предприятия. С полигоном меня связывают давние и прочные отношения, как и со всеми предприятиями промплощадки «Фаустово » - в 90-е годы я тут практически жил, безопасность предприятий входила в мою зону ответственности как сотрудника ФСБ. Службе в органах я отдал большую часть жизни, теперь начался другой период, вновь связанный с Воскресенском. И в сферу моих интересов как представителя предприятия входит всемерная помощь в решении проблем экономического развития нашего района. Именно вас, единомышленников, желающих Воскресенску и району процветания, мы пригласили познакомиться с историей предприятия, вместе обсудить вопросы обеспеченности востребованными кадрами предприятий района, найти стратегические направления решения проблем занятости.

Не забыли продемонстрировать гостям одно из впечатляющих зрелищ, на которое способен полигон: пуск на ракетном треке небольшого (но громкого) ракетного двигателя, унесшегося по рельсам вдаль со скоростью в несколько сотен километров в час. Впечатляет. И не только сам пуск, но и раздавшийся перед ним сигнал предупредительной сирены-ревуна. С трудом постарался не повести даже ухом при обоих звуках. Удалось или нет, до сих пор не понял…

Серьезно и местами грустно

После обзорной части разговор в конференц-зале ФКП "ГкНИПАС " шел о серьезном. О кадровой проблеме полигона. Судите сами. Средний возраст технического сотрудника - уже под 60 лет. Талантливая смена - редкое явление. Не идет молодежь на полигон.

А в советское время это было престижное место. В 60-е, на волне «битвы за космос», полигон был главным градообразующим предприятием Белоозерского. Строились дома, семьям молодых специалистов выделялись квартиры… Позже, на пике развития советского военно-промышленного комплекса, на испытания реально занимали очередь КБ со всего Союза. К сожалению, минуло то время. К счастью, минуло и другое, когда «оборонка» почти агонизировала на рунах былого могущества СССР. Военно-промышленный комплекс вновь в почете.

Правда, не у всех. Часто не в почете он у молодых специалистов. И их можно понять: с жильем ситуация напряженная, зарплаты по нынешним меркам средние, работы ой как много. Правда, для увлеченного человека последнее - скорее плюс. Увлеченные люди - это про полигон «Фаустово ». У них горят глаза, они с восторгом обсуждают результаты испытаний и рассказывают о своих разработках.

Жители иногда жалуются, что у нас гремят взрывы. Но безопасность испытаний обеспечена на высшем уровне. Так что, взрывали, взрываем и будем взрывать! - шутит директор ФКП "ГкНИПАС " Олег Пронин. - Потому что это значит: полигон живет, «оборонка» развивается, для страны это важно.

Полигон западает в сердце, раз и навсегда, - вторит начальник конструкторского отдела. - Приходите! Было бы желание, а работать научим.

Впрочем, возьмут не всех. Нужны способные талантливые конструкторы, инженеры, да и просто рабочие, сварщики, специалисты по металлу - у полигона собственный цех, в котором производятся, повторюсь, уникальные изделия для различных испытательных нужд. Где же взять кадры, молодых специалистов, способных пройти испытание полигоном так, чтоб «прирасти» к нему всей душой?

По словам руководства полигона, этой проблемой в Воскресенске озаботились всерьез: в настоящее время поставлена задача определить актуальные и прогнозные потребности наших предприятий в кадрах для проведения согласованной работы по их подготовке. В дальнейших планах - подготовка профессионалов в рамках трехсторонних договоров с предприятиями, учебными заведениями и молодыми людьми, готовыми получать профессию, действительно нужную на рынке труда и затем работать на предприятии «под заказ».

В настоящее время, считают руководители предприятия, появляются новые перспективы - известно, что «оборонка» постепенно выводится с территории Москвы. Именно ФКП "ГкНИПАС " может стать точкой развития этого направления - в пользу такого варианта говорят и большие площади, и профессиональный коллектив, и выстроенная инфраструктура предприятия. Так что вполне возможно, что в скором будущем мы узнаем о новых победах полигона.

Юрий Белимов
Фото автора

Губернатор Московской области Андрей Воробьев вручил главе Балашихи Сергею Юрову диплом лучшей управленческой команды региона.
Газета Факт
25.12.2019 С 6 по 8 января 2020 года в Истре в рамках проекта Правительства Московской области «Зима в Подмосковье» пройдет масштабный фестиваль «Сказочное Рождество»,
Ступинская панорама
26.12.2019 Комитет по туризму Московской области, департамент туризма Ярославской области,
Газета Родник
25.12.2019

Помимо новогодних мероприятий, организованных для детей Министерством социального развития Московской области,
Газета Новости недели
25.12.2019 - Всего за 2019 год Госадмтехнадзор проверил 87 588 объектов и территорий.
Городские вести
25.12.2019

Полигонные испытания самолета включают обширный спектр работ, начиная с самых ранних стадий его проектирования и до серийного производства. Испытания проходят топливная система и двигательная установка, средства боевой живучести, система аварийного покидания кабины летчиком, системы противопожарной защиты, вооружения и многие другие. Испытания различных систем перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации - истребителя Т-50 идут в настоящее время в том числе и на стендах Государственного казенного научно-испытательного полигона авиационных систем (ГкНИПАС).

Мы побывали на испытаниях пушечной установки ННПУ-50, в состав которой входит одна из самых легких в своем классе пушка 9-А1-4071К. Ее предыдущей модификацией была авиационная пушка ГШ‑301, отлично зарекомендовавшая себя на самолетах поколения 4, 4+ и 4++. Но инновационные технологии, новые материалы, компоновка отечественного самолета пятого поколения требуют совершенно новых подходов в испытаниях пушечной установки.

Первый экземпляр отечественного истребителя пятого поколения Т‑50 впервые поднялся в небо 29 января 2010 года. Полеты истребителей демонстрировались в ходе нескольких авиасалонов МАКС, имена его летчиков-испытателей хорошо известны. Гораздо менее заметна работа специалистов, которые проводят наземные испытания различных систем.

Подмосковный Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС) находится примерно в часе езды от аэродрома Жуковский. Здесь проводят значительную часть наземной отработки экспериментальных систем Т‑50. Мы приехали сюда познакомиться с испытанием одной из ответственных систем истребителя пятого поколения - его пушечной установки.

В ГкНИПАС на стапеле установлен макет кабины Т‑50. «Конструкция полностью повторяет настоящий самолет», - говорит заместитель главного конструктора ОКБ Сухого Владимир Соколов. В системе штатного вооружения Т-50 пушка является одним из самых мощных динамических источников нагружения конструкции и оборудования самолета в зоне ее установки. Пушка 9-А1-4071К способна поражать практически все современные бронированные цели. В ходе одного вылета при расходовании полного боекомплекта может быть использовано 150 снарядов калибра 30 миллиметров - осколочно-фугасно-зажигательных (ОФЗ) и бронебойно-зажигательных (БЗ).

Подмосковный полигон


На фото: Снаряды пушки 9-А1-4071К.

Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем был создан в канун войны 27 июня 1941 года и является одним из крупнейших полигонов России. Полигон располагается на территории Воскресенского района в лесном массиве в 60 километрах от Москвы. Он занимает территорию площадью более 100 квадратных километров, имеет развитую инфраструктуру, железнодорожное и автомобильное сообщение.

Основное назначение полигона - наземные испытания и отработка авиационной техники. Стендовые комплексы полигона обеспечивают работы боевыми средствами поражения, испытания снаряженных изделий систем вооружения, моделируют основные воздействующие факторы, которые происходят с самолетом в условиях боевого применения. В этом и есть основная задача полигона - проведение испытаний систем самолета в критических и закритических условиях, которые опасно воспроизводить в лабораторных условиях.

Наилегчайший предшественник

На сайте тульского Конструкторского бюро приборостроения (КБП) им. Академика А. Г. Шипунова сообщается, что в 2014 году на самолете Су‑27СМ проходили летные испытания модернизированной скорострельной авиационной пушки 9-А1-4071К, позволяющей отработать весь боекомплект носителя в любом режиме. После завершения испытаний, в 2015 году планировалось начать опытно-конструкторские работы по отработке пушки на самолете пятого поколения Т‑50.

Пушка 9-А1-4071К стала дальнейшим развитием самой легкой в мире 30-миллиметровой одноствольной авиационной пушки ГШ‑301, которой оснащались отечественные истребители МиГ‑29, Су‑27, Су‑30, Су‑33 и Су‑35, а также фронтовые бомбардировщики и самолеты вертикального взлета и посадки Як‑38.

В 9-А1-4071К были реализованы нетрадиционные «нематериалоемкие» принципы построения и функционирования оружия: патрон - элемент автоматики, безударное «бросковое» досылание, «газовая» экстракция стреляной гильзы, частичное совмещение во времени этих операций. Главная особенность пушки - автономная система водоиспарительного охлаждения ствола. Уникальная базовая схема автоматики откатного типа позволила минимизировать массу оружия и придать самую высокую для 30-миллиметровых пушек скорострельность на один ствол.

Кольцевая возвратная пружина и гидротормоз двустороннего действия эффективно рассеивают избыточную энергию подвижных частей, стабилизируя работу автоматики при стрельбе очередью. Реализована возможность левого и правого ленточного питания, электропиротехническая перезарядка, имеется датчик счетчика остатка патронов.

Пушка 9-А1-4071К имеет темп стрельбы 1500–1800 выстрелов в минуту, а начальная скорость снаряда 860 метров в секунду. Масса оружия составляет всего 50 килограммов при массе патрона 832 грамма и снаряда 390 граммов.

Стрельбы в Фаустово


На фото: Установка пушки 9-А1-4071К на стенд.

На полигоне в Фаустово производится доводка пушечной установки 9-А1-4071К для проведения ресурсных испытаний. Команда техников устанавливает на самолет пушку, заряжает ленту с патронами. После сирены прячемся в укрытии. Секунда и 25 снарядов с грохотом уносятся в песчаный холм в 200 метрах от стенда.

«Наш холм за время испытаний уже собрал около 2 тонн металла - небольших снарядов, - Владимир Соколов показывает на расположенный за мишенью песчаный вал, - а сами испытания на земле продлятся еще долгие месяцы».

Конечно, самое мощное оружие современных истребителей - ракеты. Но «пистолет летчика» (так иногда называют авиационную пушку) остается востребованным даже на истребителе пятого поколения. По мнению ряда экспертов, наличие на Т‑50 новейших прицельных систем значительно повысит эффективность применения авиационного пушечного вооружения, которое в ряде случаев гораздо предпочтительнее, чем использование дорогих ракетных систем.

В ходе испытаний в Фаустово проверяется надежность работы не только пушки, но и агрегатов самолета. Факторов - десятки. Во время выстрела пламя, температура которого около 3 тыс. градусов, обжигает композитную обшивку планера. Грохот выстрела - уровень его громкости достигает 160 децибел - с лихвой перекрывает самые громкие звуки динамиков при выступлении рок-групп на больших стадионах. Выстрелы сопровождаются вибрацией с частотой от 2 до 2 тыс. герц. Вибрация может быть опасна как для отдельных систем, например, жидкокристаллических мониторов «стеклянной» кабины истребителя, так и для пилота истребителя.

Конечно, все эти факторы еще при проектировании учли конструкторы самолета. Но точность расчетов проверяется в ходе длительных испытаний на земле сначала отдельных систем, а потом и самолета в целом.

«Испытания позволили нам определить слабые места в компоновке самолета. К сожалению, при проектировании не всегда удается сделать конструкцию идеальной», - резюмирует Владимир Соколов.

Каждое испытание сопровождается регистрацией большого количества данных. Для этого на стенде установлено более ста различных датчиков для отработки систем. Стендовые испытания должны обеспечить надежное и безопасное функционирование основных систем во всех экстремальных условиях использования самолета.

Параллельно с отработкой пушки специалисты ОКБ Сухого испытывают на стендах в Фаустово и ряд других систем вооружений Т-50, а также его систему жизнеобеспечения. В дальнейшем испытатели будут отлаживать работу всех этих систем и агрегатов уже на натурной «пятидесятке» - Т-50-КНС.

«Испытания в составе натурного самолета позволяют комплексно оценить надежность работы всех систем, - рассказывает Владимир Соколов. - Но в этом объеме информации, для оценки полноты ее восприятия и обеспечения безопасности проведения испытаний необходим симбиоз “самолетлетчик”». Для этого в ОКБ Сухого впервые в стране была создана «служба» операторов-испытателей. В ней работают С. Н. Шилов, А. С. Яснев, В. А. Солонинкин, которые проводят испытания в условиях различных факторов, управляя всеми системами самолета из кабины летчика. «Мы используем десятки самых различных датчиков для определения параметров систем на стендах, - поясняет Владимир Соколов. - Важно, чтобы перед тем, как в кабину сядет наш оператор-испытатель, машина была максимально изучена специалистами. Но опыт и интуиция оператора-испытателя оказываются незаменимыми. Ведь основными “потребителями” результатов наших испытаний являются летчики-испытатели, с которыми у нас самые теплые отношения».

Наземная отработка «по-суховски»

В ОКБ Сухого традиционно уделяется большое внимание развитию методов и средств экспериментальной отработки систем проектируемых самолетов. Еще в 1953 году по указанию самого П. О. Сухого был создан целый ряд экспериментальных лабораторий.

В настоящее время ОКБ располагает обширной структурой собственных научно-исследовательских и испытательных подразделений. Наземная лабораторно-стендовая полигонная база ОКБ позволяет проводить широкий спектр исследований и испытаний конструкции систем и самолетов в целом.

Самолеты и их системы испытываются также на полигонах и базах других предприятий и Минобороны России.

Пускают сюда далеко не каждого. За железными воротами проходной на территории в 10 тысяч га, и периметре 42 километра расположился секретный полигон ФКП «ГкНИПАС» или Государственный казенный научно-исследовательский полигон авиационных систем.

Здесь и проходил День открытых дверей, куда пригласили прессу Воскресенского района, директоров техникумов, руководителя филиала московского открытого университета и начальника ЦЗН. Зачем? Обо всем по порядку.

О том, что кроется в лесах полигона

Передвигаться по полигону будем на автобусе, предупредили нас, - территория здесь огромная и бывали случаи, что сотрудники терялись, правда, их потом находили.

А вообще размеры предприятия очень значительны: на территории находятся три котельные, своя артезианская скважина, и даже ходят автобусы каждые два часа, своеобразный город в городе. Леса полигона, по словам директора Олега Юрьевича Пронина, остались практически не тронуты, богаты живностью - белки и лоси разгуливают спокойно.

Каково значение полигона в мировом масштабе

Наш полигон занимается в первую очередь авиационными испытаниями, - рассказывает Олег Юрьевич, - предприятие было организованно в 1941 году, тогда здесь испытывали стрелковое оружие.

С того времени на полигоне проведены тысячи уникальных испытаний и экспериментов. В настоящее время он - один из крупнейших в России. Его экспериментальная база позволяет проводить испытания и отработку основных узлов и агрегатов авиационных комплексов. Поскольку, каждый раз поднимать самолет в воздух, чтобы проверить на нем условия аварийной ситуации, накладно, то мы занимаемся испытанием его частей на земле.

Руководство пообещало, что позднее мы своими глазами увидим один из экспериментов на скоростном треке, а что это за трек?

Услышав этот звук, батюшки в церкви начинают креститься

Скоростной рельсовый трек - визитная карточка полигона,

Рассказывает Владимир Яковлевич Ниязов - исполнительный директор, - его длина 2,5 км, планируем увеличить её до семи.

За 30 лет на треке прошли испытания практически все самолеты и вертолеты отечественного авиапрома. Здесь моделируются условия максимально приближенные к реальности.

Производятся испытания всех систем катапультирования ракет класса «Воздух-Земля». Объект исследования автоматически разгоняется до заданной скорости и в зависимости от эксперимента либо входит в преграду оснащенную датчиками, либо мы тестируем такие показатели, как скорость и торможение.

Скоростной рельсовый трек, протяженностью 2,5 км, в планах увеличить его до семи км. Выдерживает изделие до 15 тонн. Максимальная скорость, которую удалось достичь на треке - 3600 км/ч.

Максимальная скорость, которой нам удалось достичь - 3600 км/ч. В России подобных треков нет, есть только в США.

В будущем будем подтягивать скорость к ультразвуковой, как раз на нее и жалуются наши соседи, очень уж громко, а батюшки в церкви даже начинают креститься, но пока идут взрывы и шум на полигоне у нас есть работа.

После небольшой экскурсии нам продемонстрировали, как ракетный двигатель всего за четыре секунды разогнался до 300 км/ч, все это движение сопровождалось таким звуком, будто рядом взлетала ракета. Зрелище эффектное.

Уникальные разработки полигона

По словам самого директора полигона, чтобы рассказать обо всех достижениях и продемонстрировать все разработки потребуется около двух недель.

Поэтому нам показали самые значимые, а мы расскажем лишь об одном. Так называемый стенд «Кресло». Предназначен для испытания пассажирских кресел, не только самолетов, но и автомобилей, автобусов, и т.д. в случае аварийной посадки. Это единственный в России полигон соответствующий всем международным требованиям к проведению такого испытания, поэтому все кресла, которые есть в России, проходят испытание именно здесь. Кресло должно быть прочным и травмобезопасным. После испытания оно должно быть не разрушенным, особенно в узлах креплений, а человек в нем должен остаться сидеть на месте, кстати сказать, специальный манекен, который используется в испытании стоит, весьма, недешево - 50 тысяч долларов. Благодаря таким испытаниям выживаемость реальных пассажиров повышается на треть.

Кадровый голод

Наверно, как и у всех предприятий на полигоне все четче обозначается проблема смены поколений. Средний возраст рабочих здесь 60 лет,

притом следует учесть, что работа опасная, и пенсионный возраст начинается с 50-55 лет. На предприятии остались практически одни энтузиасты. Собственно говоря, для этого руководство и устроило такую экскурсию по полигону, пригласив не только прессу, но и директоров техникумов, ЦЗН, чтобы молодежь узнала, в конце концов, что есть такой полигон, и что он испытывает нехватку кадров, ведь информация о нем в основном засекречена.

Руководство полигона изъявило желание, чтобы воскренсенцы или хотя бы основная их часть работали на территории своего района, ведь хорошие квалифицированные специалисты стремятся в Москву.

Директор полигона задумывается о том, чтобы создать жилье для своих работников, потому что все остальные условия здесь уже есть: и достойная зарплата, на час укороченный рабочий день и даже ранний пенсионный возраст.

Полигон западает в сердце, завершал собрание Олег Юрьевич, - поэтому посетив его однажды, вы захотите вернуться вновь.

Надеемся, что благодаря вашей помощи молодые специалисты теперь найдут к нам дорогу.

НИИ-2 НКОП, НКБ , Институт ХИМ-2 НКТП

/г. Москва, 24 п/я 2437 (1937г.)/

ХИМ-2 создан базе спецлаборатории ВХНИИ. По пр. НКОП № 06сс от 30.12.1936г. ХИМ-2 переименован в НИИ № 2. Пр. № 294 от 17.08.1937г. утвержден Устав института. В 02.1939г. НИИ № 2 4ГУ НКОП передан в ведение 4ГУ НКБ. 132

С 1936г. – работы по зажигательным жидкостям, создана желатинизированная горючая эмульсия ЖГЭ (Р.З. Файнциммер). 56 По пр. НКОП № 0041 от 27.02.1937г. в целях усиления работ по средствам зажигания расширена тематика работ института ХИМ-2, он передан в ведение 4ГУ и определен основным по разработке и применению массовых средств зажигания. Институту предписано обеспечить работу Файнциммера (в 1937г. репрессирован) и Симагина по улучшению пластифицирования горючих материалов.

И.О. директора (-27.02.1937г.)- Богданов. Директор (27.02.1937-5.03.1938г.)- С.А. Рябенький (снят).

Гл. конструктор (27.02.1937г.-)- Богданов.

Начальники лабораторий: (02.1937г.)- Симагин.

Начальники групп: испытательной (1937г.)- Захаров. 139

Действовало при НИИ-2 НКОП. По пр. № 83 от 10.03.1937г. КБ со всем личным составом (7 чел.), планом работ, объектами Д-1, -2, -3, -4, -5, -6 переведено на завод № 37. 139

НИИ-2 МАП , ГКАТ , Институт теоретической кибернетики (ИТК) МАП , НИИ автоматических приборов (НИИАП), НИИ автоматических систем (НИИАС) МАП , В-2942, НИИ авиационных систем (НИИАС), ГосНИИАС, ФГУП «ГНЦ РФ «ГосНИИАС»РАКА

/г. Жуковский; г. Москва Ленинградское ш., 55 п/я 3657 (1949г.)/

/125319 (125167, А-167) г. Москва, А-319 ул. Викторенко, 7 «Целина» тел. 157-70-47 www.gosniias.msk.ru , www.gosniias.ru /

Образование НИИ-2 НКАП планировалось еще в 08.1944г. для работ по самолету-снаряду; зам. руководителя планировался П.О. Сухой, по двигателю – Б.С. Стечкин, но тогда это не было реализовано. В соответствии с пост. СНК № 473-192сс от 26.02.1946г. о развитии НИОКР по авиатехнике была оговорена организация Института авиационного вооружения. По пр. МАП № 290сс от 13.05.1946г. был организован НИИ-2 МАП в системе 7ГУ. Выделена территория на заводе № 134 МАП гл. конструктораП.О. Сухого: конструкторский корпус на территории «а» (бывший Дом ветерана Отечественной войны, построенный после 1812г.; в 1970-х г. был снесен при реконструкции института) и часть ангара на территории «б» (бывший сборочный цех завода Юнкерса на Ходынке; впоследствии здесь созданы первые моделирующие комплексы). Штат сотрудников формировался на базе отдела № 4 ЛИИ (вооружения), БНТ ЦАГИ, часть которого передана новому НИИ-2 (занимался вопросами изучения зарубежной техники), отдела вооружения № 52 НИИ-1 МАП, группы Г.Я. Диллона (переведена в 07.1946г.). До окончания оборудования базы институт располагался в г. Жуковском. Организатор и первый руководитель НИИ-2 - П.Я. Залесский.

По пр. № 641с от 15.09.1947г. для размещения институту дополнительно передан участок территории завода № 240 МАП.

В 06.1946г. в составе института: лаборатории: № 1 прицелов и воздушной стрельбы, № 2 бомбометания и бомбардировочных прицелов, № 3 пулеметно-пушечного вооружения, № 4 бомбового и минно-торпедного вооружения, № 6 реактивно-химического вооружения, № 7 приборостроения, № 8 информационно-издательская, № 9 летно-исследовательская, № 10 полигонная (в Фаустово).ормационно-издательская, № 9 летно-исс-ая, ия и бомбардировочных прицелов, № 3 пулеметно-пушечного воор-я,

В 1946г. на полигоне в пос. Фаустово организована испытательная база № 1 института. Выделен участок земли на территории Виноградского лесхоза (г. Жуковский) для организации базы натурных испытаний – база № 2 по летным испытаниям. Строились стенды и испытательные установки. Организовано опытное производство (М.Я. Горелик).

Пр. МАП № 393сс от 24.05.1949г. от завода № 134, переведенного в Тушино, в 11.1949г. к НИИ-2 были дополнительно переданы все здания территории «а» и «б» завода № 134 (адрес НИИ-2 был тот же, что и у завода № 134: Ленинградское ш., 55).

По пр. № 283сс/оп от 25.04.1955г. НИИ-2 с 1.04.1955г. передан из 7ГУ в 6ГУ МАП. По 08.1957г. – в ведении 2ГУ МАП. В соответствии с ПСМ № 38-19 от 9.01.1958г. по пр. № 20сс от 21.01.1958г. передан в ведение 5-го Управления ГКАТ. По пр. МАП от 30.04.1966г. НИИ-2 переименован в ИТК, далее – НИИАП (до 1970г.). Пр. МАП от 19.02.1970г. переименован в НИИ автоматических систем, в 1972г. – в ведении ГУ НИО, в 1987г. – 10 ГУ МАП. Имел наименование «п/я В-2942» (1967-87г.). 74 Далее – НИИ авиационных систем.

В конце 1960-х – начале 1970-х г. проведена реконструкция института: построен инженерно-лабораторный корпус из пяти блоков, административный корпус (на месте Дома ветерана). В составе института также: испытательно-моделирующий комплекс в г. Ахтубинске (-1987-2002г.-), специальный отдел (1987г.).

До 1970г. структура института состяла из лабораторий, в состав которых входило несколько отделов. имелись лаборатории: теории самонаводящихся систем, ударной и дальнебомбардировочной авиации № 3, № 4 (1959г.), боевой живучести. Затем основной структурной единицей стало отделение, состоящее из лабораторий, а в них – секторы. Организованы отделения: эффективности; совместимости оружия и самолета; истребительной авиации; ударной авиации; УРВВ; УРВП.

Имелись филиалы (1987г.): Белоозерский «Прибор»; (1990г.): в Феодосии (летные испытания вооружения морской авиации), в Грузии (организован в 1980-е г.). После 1991г. эти филиалы стали самостоятельными организациями.

В 1946-49г. проводилисьработы по испытанию систем вооружения с пушкой Б-20Э длясамолета Ту-4.

Первые годы проводились конструкторские работы. В 07.1946г. в институт из НИИ-400 была переведена тематика реактивной авиационной торпеды РТ-45-2 (А-2) с группой конструкторов под руководством Г.Я. Диллона (испытана в 1948-51г.). На ее базе создана РАТ-52 (В.П. Голиков), в 1953г. она пнв. Велись работы (лаборатория 8) по торпеде РАТ-3 (изд. «40»). В 1954г. группу по РАТ планировалось передать в НИИ-400.

Тематика УРВВ: разрабатывался проект снаряда «РСС»/Д-42 под руководством Э.Н. Кашерининова (далее перешел в НИИ-642). Позднее работа над самонаводящимся оружием была продолжена Н.Н. Моисеевым.

С 1947г. из НИИ-17 МАП переведен В.А. Малышев, под началом которого с 1949г. проводились работы по радиодальномеру «Гамма» (в 1951г. Малышев с этой темой вернулся в НИИ-17).

С конца 1954г. начала развиваться тематика управляемого ракетного вооружения. Впервые глубоко начаты исследования проблемы самонаведения, эффективности перехвата. В соответствии с ПСМ № 2543-1224 от 30.12.1954г. по пр. МАП от 26.02.1955г. институт определен ведущей организацией по НИР в области систем управления авиационным вооружением, создания УР. С конца 1950-х начата тематика ЗРС и ПРО. С конца 1950-х до 1965г. преобладали работы по космической тематике.

В 1950-х г. построена своя ЭВМ ВДМ-101 (Г.Т. Артамонов). Затем были приобретены М-50, 5Э51, «Эльбрус» (4 машины), “Hitachi”, VAX фирмы DEC. Организован свой Вычислительный центр.

Направления работ (1960-е г.): совместимость оружия и самолета (стрелково-пушечные установки, бомбардировочное вооружение, НУРС, рассеивание боеприпасов); теория эффективности, исследование боевых операций и эффективности; управляемое оружие, автоматизация режимов прицеливания; боевая живучесть и поражение цели.

В конце 1960-х г. был построен стенд полунатурного моделирования Ту-22М. Созданы 3 стенда для МиГ-23 («воздушного боя», для РЛС и для УР К-23). В 1970-х г. начались работы по МиГ-31 и Ту-160. Создан моделирующий комплекс Ту-160. В 1980-х г. – работы по Ту-95МС. Стенды для Су-25, Су-27, МиГ-29, Су-27ИБ. В 1990-х г. – стенд моделирования Ил-96Т, МиГ-21-93.

Институт принимал участие в создании УРВВ: Р-3, Р-55, Р-8М, Р-98, Р-40, Р-27, Р-60, Р-73, Р-77; УРВП: Х-23, Х-25, Х-27, Х-31, Х-35, Х-55, Х-59, Х-555, КАБ-500Л, КАБ-500КР, С-25Л. По пр. № 355сс от 21.10.1967г. институт назначен соразработчиком КР Х-28М по расчёту контура управления ракеты, точности наведения и эффективности и моделированию.

В соответствии с ПСМ № 1053-353 от 17.11.1967г. по пр. № 421сс от 12.12.1967г. институт определён головным по определению состава средств обороны, включая огневую защиту для самолета Ил-76 и их испытаниям. 164

С конца 1970-х г. институту поручено вести вместо ЛИИ испытания АТ на боевых режимах в ГНИКИ ВВС.

Велись работы по космической тематике: защита КА от внешних воздействий. Принимал участие в программе создания ОК «Буран».

Работы по защите пилота и самолета от поражающих элементов оружия.

НИР «Эхо» по крылатым ракетам для стратегической дальней авиации. НИЭР «Союз» (совместно с НИИ «Исток») по РЛС для Су-27.

В конце 1980-х г. – работы по МиГ-31М, МФИ.

Велись работы в интересах ГА: разработка ПО бортового комплекса оборудования Ил-96М, Ту-204; комплексирование бортового оборудования вертолетов Ми-38 и Ка-62. В 1990-96г. разработан Интегрированный комплекс бортового оборудования для гражданских самолетов (ИКБО-95). В 1990-е г. по заказу НЦ УВД разработана имитационная модель воздушных перевозок в России. В 1990-е г. в соответствии с пост. правительства ГосНИИАС определен головным по созданию единой компьютерной системы для паспортно-визовой службы (руководитель- А.В. Бондаренко).

Созданы стенды: воздушного боя; трехстепенной для отработки гиросистем; пятистепенной для отработки оптико-электронных систем; испытаний ракет на кинетический нагрев; комплексных испытаний на баро-, вибро- и тепловые нагрузки; трехстепенной для отработки БРЛС; прототипирования авионики. Специальные залы: радиобезэховый для моделирования БРЛС; моделирования бортовых управляющих машин.

С 1991г. – ГосНИИАС (пр. № 201 от 3.05.1990г.). С 1994г. – ГНЦ ГосНИИАС (пост. правительства № 247 от 29.03.1994г.), далее – ГУП ГНЦ ГосНИИАС. В соответствии с Указом Президента РФ № 939 от 22.06.1993г. и пост. Правительства № 247 от 29.03.1994г. институту присвоен статус ГНЦ РФ. По Указу Президента РФ № 1009 от 4.08.2004г. ГосНИИАС вошел в перечень стратегических оборонных предприятий.

Работы (2000г.): ОКР «Идентификация» по разработке перспективных технологий автоматической идентификации объектов и документов для обеспечения автоматизированного учёта и контроля обращения ресурсов; НИР «Визир» по разработке методов и средств бесконтактных измерений и построения трёхмерных моделей пространственных объектов; НИР «КТД» по разработке технологии информационной системы контроля товародвижения подакцизной продукции с использованием штрих-кодовых марок. (2002г.): разработка концепций авиационных комплексов и систем, бортового оборудования; сертификация бортового оборудования; создание автоматизированных систем научных исследований и проектирования, комплексов моделирования и наземных испытаний; работы по теории обработки сигналов, теории технического зрения и распознавания образов. Совместно с НТЦ «Модуль» к 2005г. разработан прототип бортовой автомобильной системы мониторинга дорожно-транспортной обстановки. (2006г.): программное обеспечение бортовых комплексов оборудования; интегрированная среда проектирования «Борт». По пр. РАКА № 18 от 21.02.2003г. институт определен головным по проведению единой научно-технической политики авиапрома в области РЭО для ЛА военной и гражданской авиации.

Площадь помещений (2003г.)- 44 тыс. м 2 .

Численность персонала (1953г.)- около 1000 чел., (конец 1960-х)- более 3000 чел., (1972г.)- 4056 чел. (в т.ч. 282 чел. упр.), (1990г.)- более 9000 чел., (2002г.)- около 2000 чел. 69

Начальник (1946-51г.)- г-м П.Я. Залесский {27.05.1902-}; и.о. (01-03.1951г.)- В.Е. Руднев; (03.1951-07.1970г.)- В.А. Джапаридзе {28.02.1908-}, (09.1970-2001г.)- Е.А. Федосов. Гендиректор (2001-06г.)- академик (1984г.) Е.А. Федосов {14.05.1929-}, (06.2006г.)- С.Ю. Желтов.

1-й зам. начальника (1966-70г.)- Е.А. Федосов. 1-й зам. гендиректора- А.М. Батков, (1980-е-92г.-)- П.В. Позняков, (1990-е)- В.А. Стефанов; по финансово-коммерческой деятельности (-1996-2000г.)- Б.С. Алешин. Зам. начальника: по научной работе (1946-59г.)- В.Е. Руднев (теория эффективности); (06.1959-66г.)- Е.А. Федосов (управляемое оружие), (1960-е)- В.И. Ермилов (совместимость оружия и самолета), (1970-е)- С.И. Базазянц (совместимость оружия), (1974-75г.)- А.М. Батков. Зам. гендиректора (1980-е)- Б.С. Алешин (компьютерные технологии), (1980-е-2002г.-)- А.М. Жеребин, (-1994г.)- Л.К. Сафронов, (1990-е)- В.И. Кухтенко.

Исполнительный директор (2002г.)- П.В. Позняков, (2002г.)- В.А. Стефанов. Коммерческий директор (1998-2000г.)- Б.С. Алешин, (2002г.)- Л.В. Степанова.

Научный руководитель (02.2006г.-)- академик Е.А. Федосов.

Гл. инженер (1946г.-)- М.Я. Горелик, (-1990-е-2002г.-)- С.И. Могилевчик.

Начальники отделений: эффективности (1970-е)- Е.А. Федосов; совместимости оружия и самолета (1970-е)- С.И. Базазянц; истребительной авиации (1970-е)- А.М. Батков; ударной авиации (1970-е)- А.М. Батков; УРВВ (1970-е)- А.М. Батков; УРВП (1970-е)- А.М. Батков; систем управления вооружением истребителей (1990-е)- И.Б. Тарханов; А.С. Исаев, М.М. Максимов.

Зам. начальника отделения: по научной работе- В.В. Инсаров.

Начальники отделов: УРВВ (1953-56г.)- Е.А. Федосов; секретного (1987г.)- А.В. Попов; (-1970г.)- А.М. Батков, В.В. Инсаров, Р.Д. Кузьминский, И.В. Логвинов, (1976-86г.)- П.М. Николаев; вычислительного центра- Г.Т. Артамонов; Научно-информационного центра (2006г.)- В.В. Володин. Начальник производства- И.А. Мурылев.

Начальники лабораторий: № 2- Е.И. Чистовский; № 3- К.А. Сарычев; № 4 (1959г.)- Ю.И. Топчеев; боевой живучести (1970-е)- С.И. Базазянц; Б.С. Алешин, В.Ю. Горохов, В.В. Инсаров, (1982г.-)- А.К. Кирюхин, И.В. Логвинов, А.С. Синицын, (2000-е)- Б.Н. Топоров.

Начальники секторов: Б.С. Алешин, В.И. Аристов, Л.В. Борисов, В.Ю. Горохов, (-1981г.)- А.В. Кислецов, (1971-87г.)- А.Р. Ланской, А.С. Синицын; и.о. (1975г.-)- П.М. Николаев.

Начальники: базы № 2 (1940-е)- А.Д. Страдаев; Белозерского филиала (-1994г.)- Л.К. Сафронов; групп: А.А. Гречухин, И.В. Логвинов.

База № 1 НИИАС, Научно-испытательный агрегатный институт (НИАИ) МАП , Белоозерский филиал «Прибор» НИИАС, А-1166, Государственный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГосНИПАС), ФГУП, ФКП «Государственный казенный НИПАС»(«ГкНИПАС»)

/140240 (140250) пос. Фаустово (Кратово) Воскресенского р-на Московской обл. «Беркут»/

/140250 пос. Белозерский Воскресенского р-на Московской обл. тел. 556-07-09 www.aha.ru/~leokon/

Полигон в Фаустово образован в 1941г. для наземных испытаний АТ и вооружения.

В 1946г. здесь организована база № 1 НИИАС. В 1965-66г. полигон преобразован в самостоятельный НИАИ, в 1972г. – в ведении ГУ НИО МАП. С 1978г. – Белоозерский филиал «Прибор», в 1990г. – Белоозерский филиал НИИАС. Имел наименование «п/я А-1166» (1987г.). 74

Испытания вооружения: морской ракетный комплекс П-5 (с 12.03.1957г.). 58

В 1960-е г. на территории полигона располагалась испытательная база Филиала № 1 ЦКБМ (ОКБ «Салют») по испытанию ракетно-космических сиситем.

С 1994г. – самостоятельный ГосНИПАС. В 2002г. – ФКП ГкНИПАС.

Создано: противовоздушная мина «Темп-2»; 63 многоцелевой штурмовой выстрел для РПГ-7 (1995); противотанковая противокрышевая мина.

Работы (2000г.): ОКР «Пассажир» по разработке стендового оборудования для сертификационных динамических испытаний на пассивную безопасность средств защиты пассажиров и экипажа транспортных средств при столкновении и авариях; ОКР «Безопасность» по разработке методов и средств испытаний транспортных средств, оборудования и защитных систем для обеспечения пассивной безопасности.

Направления деятельности (2002г.): аэробаллистические исследования ЛА и вооружения, исследования эрозионного воздействия вооружения на защитные покрытия; огневые испытания ЖРД, РДТТ, камер сгорания; сертификационные испытания элементов пассажирских ЛА; исследования технических и эксплуатационных характеристик установок вооружения, влияния вибрационных и тепловых нагрузок, аэрокосмических условий и электромагнитного воздействия на работу авиационного вооружения; испытания систем аварийного покидания ЛА, исследования динамики парашютных систем; оценка боевой живучести ЛА.

В состав экспериментальной базы входили: высокоскоростной ракетный испытательный трек, легкогазовая система для испытаний на устойчивость к воздействию снарядов и осколков, комплекс светового моделирования, аэробаллистическая трасса, термоакустическая установка; стенды: «Кресло» (1999г.), испытаний бортовых накопителей информации, тепловых испытаний СТИ-3; комплекс для испытаний ракетных двигателей, комплексных испытаний, для испытаний микроЖРД, вакуумный, теплоэрозионных испытаний.

Являлся одним из 5 крупнейших полигонов России (2002г.).

Площадь- более 10.000 га.

Численность персонала (1972г.)- 2670 чел. (в т.ч. 449 чел. упр.), (1990г.)- около 2000 чел., (2002г.)- 1200 чел.

Начальник (1946г.)- А.В. Архаров, (1987г.)- В.В. Бочаров, (-1994г.)- Л.К. Сафронов. Директор (1994-2000г.)- Л.К. Сафронов, (2002г.)- А.А. Стрельников, (2005г.)- В.Г. Русс.

Зам. директора: по научно-испытательной базе (2002г.)- В.Г. Русс; по безопасности (2002г.)- Ю.И. Кирпичев; по персоналу (2002г.)- Н.В. Щипунов. Исполнительный директор (-2002-05г.-)- В.Я. Ниязов. 69

Гл. инженер (2002г.)- В.Г. Русс.

Начальники отделов: секретного (1987г.)- Ю.Г. Кузьмин.

ОКБ предприятия п/я 3657

Работали: (1959-60г.)- В.Г. Архангельский (и).

Тбилисский филиал «Луч» НИИАС, Ю-9579

/Грузинская ССР 383007 Варкетильский совхоз Гардабанского р-на ул. Дружбы, 3 «Победит»/

Филиал был в 1987-90г. Имел наименование «п/я Ю-9579» (1987г.). 74

Испытания оптико-электронных систем.

Директор (1987г.)- Н.М. Рамишвили.

Начальники отделов: секретного (1987г.)- Н.А. Лаптева.

Испытательно-моделирующий комплекс НИИАС, Ю-9449

/416510 г. Ахтубинск Астраханской обл. «Тюльпан» ст. Ахтуба Приволжской ж/д/

Комплекс был в 1987-2002г. Имел наименование «п/я Ю-9449» (1987г.).

Начальник (1987г.)- Б.А. Михайлов.

Начальники отделов: секретного (1987г.)- Р.А. Зеленская. 74

Специальный отдел НИИАС, Г-4123

/125167 г. Москва, А-167 ул. Викторенко, 7 «Целина»/

Спецотдел НИИАС имел наименование «п/я Г-4123» (1987г.). 74

Начальник (1987г.)- В.Н. Иванов.

Начальники отделов: секретного (1987г.)- В.Л. Несытых.

Центр микроэлектроники авиационной промышленности

Создан при ГосНИИАС. Руководитель (1984-89г.)- Б.С. Алешин.

НПП «Эрлан» (AirLan)

/125319 г. Москва ул. Викторенко, 7 тел. 157-38-26/

Работы (2002г.): разработка и внедрение информационно-управляющих систем (ИУС) для: учета, контроля и анализа состояния АТ; планирования использования парка АТ; информационное обеспечение техобслуживания АТ; управление запасами агрегатов и запчастей; поиск и устранение неисправностей.

Создано: ИУС «Эрлан-1» (1990). 69