Авиация россии. Авиация россии Модификации вертолета ми 8

50 лет назад, 2 августа 1962 года, впервые поднялся в воздух первый опытный образец многоцелевого вертолета Ми-8. Ми-8 (по натовской классификации Hip) – советский и российский многоцелевой вертолет, созданный ОКБ М.Л.Миля в начале 60-х годов прошлого века. В настоящее время является самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире , а также входит в число наиболее массовых вертолетов в истории авиации. Широко применяется для решения большого количества гражданских и военных задач.

На вооружении советских ВВС вертолет находился с 1967 года и показал себя настолько удачным видом техники, что закупки его для российских ВВС продолжаются и по сей день. При этом вертолет Ми-8 эксплуатируется более чем в 50 странах мира , включая такие государства как Китай, Индия и Иран.

За свою полувековую историю серийного выпуска и конструкторских работ по усовершенствованию данного вертолета советскими и российскими конструкторами было создано порядка 130 различных модификаций, выпущено более 13.000 машин данного типа. На сегодняшний день это вертолеты Ми-8МТВ-1, МТВ-2, МТВ-5, Ми-8АМТШ, Ми-171, Ми-172.

В 2012 году Ми-8 это не просто юбиляр – это первоклассный многофункциональный вертолет, который на сегодняшний день является одним из наиболее успешных продуктов отечественного вертолетостроения. Даже спустя 50 лет машина востребована по всему миру и приобретается даже государствами членами НАТО. С 2006 по 2008 годы в Чехию и Хорватию было поставлено 26 военно-транспортных вертолетов Ми-171Ш.

На сегодняшний день заводы по производству Ми-8/17 ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» и ОАО «Казанский вертолетный завод», входящие в состав холдинга «Вертолеты России» стабильно функционируют и загружены заказами на производство данных вертолетов на 2 года вперед. При этом работы по модернизации данной машины непрерывно продолжаются.

ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля» сегодня осуществляет сборку первого опытного образца модернизированной версии вертолета Ми-171А2, также определен технический облик данного вертолета. Вертолет был создан на базе вертолета Ми-171 и должен стать достойным вариантом развития всего семейства вертолетов Ми-8.

Планируется, что данные вертолеты получат новую авионику, а в конструкции машины будут применены композиционные материалы, которые сделают вертолет существенно легче. Помимо этого модернизации подверглись все основные агрегаты и системы машины, были повышены ее летные и технические характеристики. Всего модернизация предусматривает порядка 80 нововведений . При этом экипаж вертолета будет сокращен до 2-х человек, что существенно скажется на его экономической эффективности.

За свою историю вертолеты семейства Ми-8 приняли участие в большом количестве локальных конфликтов, они спасли тысячи человеческих жизней, выдерживали суровые сибирские морозы, катастрофическую жару и резкие перепады температур, пыль пустынь и тропические ливни. Ми-8 летали на предельно малых высотах и высоко в горах, базировались вне аэродромной сети и приземлялись в труднодоступных местах при минимальном техническом обслуживании, каждый раз доказывая свою высокую надежность и эффективность.

Созданный еще в середине прошлого века многоцелевой вертолет Ми-8 и сегодня является одним из наиболее востребованных в своем классе и еще многие годы будет востребован на российском и мировом рынке авиационной техники. За долгие годы производства Ми-8 стал основой для многих уникальных разработок, к примеру, «вертолета-амфибии» Ми-14.

Конструкция вертолёта Ми-8

Вертолет Ми-8 выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, трёхопорным шасси и двумя газотурбинными двигателями. Фюзеляж машины обладает каркасной конструкцией и состоит из носовой, центральной, хвостовой и концевой балок. В носовой части вертолета находится кабина экипажа на трех человек: двух летчиков и бортмеханика. Остекление кабины обеспечивает экипажу вертолета хороший обзор, правый и левый блистеры выполнены сдвижными и оснащаются механизмами аварийного сбрасывания.

В центральной части фюзеляжа находилась кабина размерами 5,34 х 2,25 х 1,8 метра. В транспортном варианте она имела грузовой люк со створками, который увеличивал ее длину до 7,82 м. и центральную сдвижную дверь размерами 0,62 на 1,4 метра, которая имела механизм аварийного сбрасывания. На полу грузовой кабины находились электролебедка и швартовочные узлы, а над самой дверью устанавливалась стрела электролебедки.

Грузовая кабина вертолета была рассчитана на транспортировку грузов массой до 4 тонн и снабжалась откидными сидениями, на которых могли разместиться 24 пассажира, также здесь имелись узлы крепления для 12 носилок. По желанию заказчика на вертолет может устанавливаться система внешней подвески грузов: шарнирно-маятниковая на 2500 кг и тросовая на 3000 кг, а также лебедка грузоподъемностью в 150 кг .

В пассажирской версии вертолета кабина имела размеры 6,36 х 2,05 х 1,7 метра и оснащалась 28 креслами, которые ставились в 2 ряда с каждого борта с шагом 0,74 м. и проходом 0,3 м. В задней части кабины с правой стороны размещался гардероб, а в задней части створок был сделан проем под заднюю входную дверь, которая состояла из трапа и створок.

Хвостовая балка вертолета имела клепаную конструкцию балочно-стрингерного типа и оснащалась работающей обшивкой. Она снабжалась узлами для крепления хвостовой опоры и управляемого стабилизатора. Вертолет оснащался стабилизатором размером 2,7 м и площадью 2 м 2 с профилем NACA 0012, его конструкция была однолонжеронной.

Шасси вертолета было трёхопорным, неубирающимся. Передняя опора шасси была самоориентирующейся и состояла из 2-х колес размерами 535 х 185 мм. Главные опоры вертолета форменного типа оснащались жидкостно-газовыми двухкамерными амортизаторами и колесами размера 865 х 280 мм. На вертолете также имелась хвостовая опора, которая служила для предотвращения касания земли рулевым винтом. Опора состояла из амортизатора, 2-х подкосов и опорной пяты. Колея шасси составляла 4,5 метра, база шасси – 4,26 метра.

Силовая установка вертолета включала в себя два турбовальных ГТД со свободной турбиной ТВ2-117АТ производства Санкт-Петербургского НПО им. В.Я.Климова. На вертолетах Ми-8Т ее мощность составляла 1250 кВт, на Ми-8МТ, АМТ и МТБ устанавливалась турбина ТВЗ-117МТ мощностью в 1435 кВт. Газотурбинные двигатели монтировались сверху фюзеляжа и прикрывались общим капотом, имеющим открывающиеся створки. Двигатели вертолета снабжались пылезащитными устройствами, их масса составляла 330 кг.

Топливная система включала в себя расходный топливный бак емкостью в 445 литров, правый подвесной бак емкостью в 680 или 1030 литров, левый подвесной бак емкостью в 745 или 1140 литров, а также дополнительный бак в грузовой кабине емкостью в 915 литров.

Трансмиссия вертолета состояла из 3-х редукторов: главного, промежуточного и хвостового, несущего винта и валов тормоза . Главный редуктор вертолета обеспечивает передачу мощности от двигателей, которые имеют скорость вращения выходных валов 12 000 об/мин, к несущему винту со скоростью в 192 об/мин, а также рулевому винту со скоростью в 1 124 об/мин и вентилятору – 6 021 об/мин, который служит для охлаждения главного редуктора и маслорадиаторов двигателей. Общая масса маслосистемы вертолета составляет 60 кг.

Управление вертолета было дублированным, с тросовой и жесткой проводкой , а также гидроусилителями, которые приводились в действие от дублирующей и основной гидросистем. Имеющийся четырехканальный автопилот АП-34Б обеспечивал вертолету стабилизацию в полете по курсу, крену, высоте и тангажу . Основная гидравлическая система вертолета обеспечивала работу всех гидроагрегатов, давление в системе составляло 4,5 МПа, дублирующая система обеспечивала только работу гидроусилителей, давление в ней равнялось 6,5 МПа.

Вертолет Ми-8 был оснащен системой вентиляции и отопления, которая обеспечивала подачу холодного и подогреваемого воздуха в кабины пассажиров и экипажа. Также на вертолете имелась противообледенительная система, которая защищала от обледенения лопасти рулевого и несущего винтов, а также воздухозаборники двигателей и передние стекла кабины экипажа.

Оборудование для полетов по приборам в сложных метеоусловиях, а также в ночное время включало в себя авиагоризонт, комбинированную курсовую систему, радиовысотомер, автоматический радиокомпас и 2 указателя скорости вращения несущего винта.

Ми-8АМТШ

В настоящее время Вооружённые силы России по-прежнему продолжают закупать вертолеты Ми-8. В рамках госооборонзаказа до 2020 года в войска должны поступить машины Ми-8АМТШ. Ми-8АМТШ – это штурмовой военно-транспортный вертолет (экспортное обозначение Ми-171Ш).

Вертолет предназначен для борьбы с бронированными наземными, надводными, подвижными и неподвижными малоразмерными целями, для поражения живой силы противника, перевозки десанта, грузов, раненных, а также выполнения поисково-спасательных операций. Вертолет разработан на Улан-Удэнском авиационном заводе в тесном сотрудничестве с ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля».

Для решения боевых задач вертолет может оснащаться системой ракетного и стрелково-пушечного вооружения, а также комплексом средств защиты от поражения, санитарным и десантно-транспортным оборудованием, а также приборным и радиоэлектронным оборудованием, которое позволяет вертолету совершать полеты в любое время суток, в том числе и в сложных метеоусловиях.

При этом переоборудование вертолета Ми-8АМТШ из боевого варианта в санитарный или десантно-транспортный не требует много времени и может быть осуществлено непосредственно в период подготовки к полету на выполнение соответствующего задания.

Для увеличения боевой живучести машины данный вертолет оснащается:
— автоматом сброса отражателей АСО-2В;
— экранно-выхлопными устройствами ЭВУ;
— комплектом съёмных бронеплит, которые прикрывают экипаж;
— протектированными подвесными топливными баками;
— топливными баками с пенополиуретановым заполнителем.

В состав экипажа машины входят :
– командир – левый летчик , занимается пилотированием вертолета, осуществляет прицеливание и использование неуправляемого вооружения, при пуске управляемых ракет выполняет режим «пуск»;

– второй летчик , занимается пилотированием вертолета в помощь командиру экипажа; выполняет функции оператора комплекса «Штурм-В» при поиске целей, пуске и наведении на цель управляемых ракет, а также выполняет обязанности штурмана;

– бортмеханик , помимо выполнения своих штатных функций выполняет также функции стрелка кормовой и носовой пулеметных установок.

Главной отличительной особенностью вертолетов Ми-8АМТШ стало включение в состав их вооружения современных ПТУР «Штурм-В» и УР класса воздух-воздух «Игла-В» . Комплекс высокоточных управляемых ракет «Штурм» позволяет достаточно эффективно поражать бронетехнику, в том числе оснащенную динамической защитой, малоскоростные воздушные цели, живую силу и укрепленные пункты противника.

По комплексу возможного вооружения МИ-8АМТШ вплотную приблизился к , обладая при этом большей вариативностью применения.

Ми-8 (В-8, изделие «80», по НАТО: Mi-8 Hip - «бедро») - cоветский/российский многоцелевой вертолёт, созданный ОКБ имени М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Данная машина является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории. Широко эксплуатируется во многих странах мира для выполнения большинства гражданских и военных задач.

История

Первый прототип В-8 взлетел 9 июля 1961 года; второй прототип В-8А - 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются и в наше время. Ми-8 эксплуатирется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.

Модернизация вертолёта Ми-8, закончившаяся в 1980 г., привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины - Ми-8МТ (изделие «88», при поставках на экспорт полчившему обозначение Ми-17), который отличается улучшенной силовой установкой (2 двигателя ТВ3-117), а так же наличием вспомогательной силовой установки. Ми-17 не столь широко распространен и используется примерно в 20 странах мира.

В 1991 г. стартовало производство новой гражданской транспортной модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е), а в конце 1990-х - военной транспортно-штурмовой модификации Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).

В 2014 году был поставлен заказчику 3500-й вертолёт семейства Ми-17.

Конструкция

Вертолёт одновинтовой схемы с 5-лопастным несущим и 3-лопастным рулевым винтами. Крепление лопастей несущего винта - шарнирное (вертикальный, горизонтальный и осевой шарниры), а лопастей рулевого винта - совмещённое (горизонтальный и осевой), карданного типа. Трансмиссия вертолёта Ми-8 такая же как и вертолёте Ми-4. Лопасти несущего винта цельнометаллические, состоят из полого лонжерона, прессованного из алюминиевого сплава, к задней кромке которого приклеены 24 отсека (на некоторых версиях 23) с сотовым заполнителем из алюминиевой фольги, образующих профиль. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. Ми-8 оснащён электрической противообледенительной системой лопастей, которая работает как в автоматическом, так и в ручном режимах, и питается переменным напряжением 208 вольт. При отказе одного из двигателей в полёте другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полёт выполняется без снижения высоты. На основном режиме несущий винт вращается на оборотах 192 мин-1, рулевой - 1445 мин-1. В системе управления вертолётом используются гидроусилители - три КАУ-30Б (комбинированный агрегат управления) в управлении несущим винтом и один РА-60Б (рулевой агрегат) в управлении рулевым винтом.

Шасси трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся по полёту передней стойкой. Для предотвращения касания земли рулевым винтом есть хвостовая опора. Система внешней подвески вертолёта предоставляет возможность перевозить грузы массой до 3 т. Ми-8 оснащён четырёхканальным автопилотом АП-34, обеспечивающим стабилизацию крена, тангажа и направления, а также высоты полёта (+...-50м). В пассажирском варианте в салоне вертолёта могут устанавливаться до 18 кресел, в транспортном варианте оборудован откидными скамейками на 24 места. Для поддержания комфортной температуры в кабине экипажа и грузовой кабине, вертолёт оснащён системой обогрева, используется керосиновый обогреватель КО-50, и вентиляцией. Навигационно-пилотажные приборы и радиооборудование во всех модификациях вертолёта позволяют совершать полёты в любое время суток при любой погоде.

Вертолёты разных модификаций весьма существенно различаются по составу оборудования. Ранние вертолёты (Ми-8, Ми-8Т) оборудованы двумя двигателями ТВ2-117 мощностью 1500 лс, с 10-ступенчатым компрессором и запуском от установленного на каждом двигателе стартёр-генератора ГС-18ТО. При пуске первого двигателя его стартёр-генератор питается от шести бортовых аккумуляторных батарей 12САМ28 (стартёрная авиационная моноблочная ёмкостью 28 Ач) напряжением 24 В, второго двигателя - от стартёр-генератора уже запущенного двигателя, и трех аккумуляторов. При запущенных двигателях ГС-18ТО выдают напряжение 27 вольт в основную систему электроснабжения. Четыре аккумулятора установлены в кабине пилота под этажерками электро и радиооборудования, по два с каждой стороны, оставшиеся два за пилотской кабиной в грузовой кабине, в пассажирском варианте в задней части за перегородкой салона. Несмотря на относительно небольшую ёмкость, они способны обеспечить 5 запусков двигателей подряд на земле и в воздухе на высотах до 3 км, при этом отдают ток 600-800 ампер, при работе двигателей заряжаются от генераторов постоянного тока и автоматически выключаются при достижении номинальной ёмкости или включаются при падении напряжения в бортовой сети (при отказе генераторов) при помощи дифференциально-минимальных реле ДМР-600Т, системы контроля работы генераторов.

Трёхфазное напряжение 36 В для питания гироскопических приборов даёт один из двух преобразователей ПТ-500Ц (основной или резервный), однофазный ток напряжением 208 В частотой 400 Гц для питания элементов обогрева винтов и лобовых стёкол - установленный на главном редукторе генератор СГО-30У. Также от СГО-30У через однофазный трансформатор ТС/1-2, питающий радио- и навигационное оборудование, а от него - трансформатор Тр-115/36, питающий однофазным напряжением 36 В приборы контроля двигателей и трансмиссии, а через трансформатор 115/7.5 - питание контурных огней несущего винта. При отказе СГО-30У элементы обогрева лопастей отключаются, остальное оборудование автоматически переходит на питание от преобразователя ПО-750А.

Вертолёты поздних серий (Ми-8МТ, Ми-17 и др.) значительно модернизированы. Двигатели заменены на более мощные (2250 лс) ТВ3-117 с 12-ступенчатым компрессором и воздушным запуском, для подачи воздуха к воздушным стартёрам двигателей установлена ВСУ АИ-9В, стартёр-генератор СТГ-3 которой может при запущенной ВСУ выдавать в бортсеть напряжение 27 вольт мощностью 3 кВт в течение 30 минут. Главная система электроснабжения напряжением 208 В частотой 400 Гц питается от двух генераторов СГС-40ПУ, стоящих на главном редукторе. В системе 27 В для запуска ВСУ и аварийного питания установлены две аккумуляторных батареи 12САМ-28, для основного питания при работающих двигателях - три выпрямительных устройства ВУ-6А. От первого генератора питаются ВУ № 1, элементы обогрева винтов и трансформатор ТС310С04Б (мощностью 1 кВт) питания трёхфазной сети 36 В, от правого генератора - ВУ № 2 и № 3, обогрев стёкол и пылезащитного устройства (ПЗУ) двигателей, трансформатор ТС/1-2.

При отказе генератора № 1 ТС310С04Б автоматически переключается на генератор № 2, при отказе обоих генераторов или самого трансформатора запускается преобразователь ПТ-200Ц. При отказе генератора № 2 ТС/1-2 переключается на генератор № 1, при отказе обоих генераторов или самого трансформатора запускается преобразователь ПО-500А. Также при отказе генератора № 2 на генератор № 1 переключается ВУ-6А № 3.

На вертолёте две гидросистемы - основная и дублирующая, давление в каждой создаётся отдельным насосом НШ-39М, установленным на главном редукторе. Давление регулируется в пределах 45+-3 … 65+8-2 кгс/кв.см. автоматами ГА-77В разгрузки насосов, поддерживается гидроаккумуляторами - двумя в основной системе и одним в дублирующей. Гидропитание потребителей - РА-60Б управления рулевым винтом, КАУ-30Б общего шага несущего винта, двух КАУ-30Б продольного и поперечного управления, подвижного упора в системе управления рулевым винтом и фрикциона ручки «Шаг-Газ» - включается раздельными электромагнитными кранами ГА192.

Модификации

Опытные

В-8 - Первый опытный экземпляр с одним ГТД (газотурбинный двигатель) АИ-24В (одновальный турбовинтовой двигатель с 10-ступенчатым осевым компрессором, кольцевой камерой сгорания и трехступенчатой турбиной) конструкции А. Г. Ивченко. Первый полёт был совершён 24 июня 1961 года.


-В-8А - Второй опытный экземпляр с двумя ГТД ТВ2-117 (авиационный турбовальный двигатель)

В-8АТ - Третий опытный экземпляр.

В-8АП - Четвёртый опытный экземпляр.

Пассажирские

Ми-8П - пассажирский вертолёт имеет 28 мест. Оснащён иллюминаторами прямоугольной формы.

Ми-8ПА - модификация Ми-8П с двигателями ГТД ТВ2-117Ф (предназначен для работы в сложных климатических условиях)

Транспортные

Ми-8Т - транспортно-десантный вертолёт предназначенный для ВВС.

Ми-8ТС - экспортный вариант Ми-8Т созданный специально для ВВС Сирии, доработанный для условий сухого климата.

Многоцелевые

Ми-8ТВ - «Транспортный, вооружённый». состоит на вооружении ВВС СССР с 1968 года. Отличается установкой направляющих для 4-х ПТУР 9M14M «Малютка», пулемёта А-12,7, бронированием кабины пилотов, капотов редуктора и двигателей, бронестёклами кабины пилотов (в основном лобовых).

Ми-8АТ - вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.

Ми-8АВ - воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Оснащался миноукладчиком ВМР-1. Который мог устанавливать от 64 (в первых модификациях) до 200 мин.

Ми-8АД - модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск, созданный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.

Ми-8МТ - модификация с двигателями ТВ3-117.

Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 - модификация с двигателями ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ВК-2500-03. Серийное производство начато в Казани в 1988 году.

Ми-8МТВ-5 - заменена форма носовой части («дельфиний нос»). С конца 2013 года оборудована изделием БУР «Тест-1» вместо САРПП-12ДМ (САРПП-12Д1М).

Ми-8МТКО - вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.

Ми-17-1В - вариант Ми-8МТВ предназначенный на экспорт

Ми-8АМТ (экспортное обозначение - Ми-171Е) - вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на авиационном заводе в Улан-Уде (с 1991 года). Имеются разные модификации: пассажирский, транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и т.д.

Ми-171 - модификация вертолёта Ми-8АМТ, имеет сертификат, выданный Межгосударственным авиационным комитетом.

Ми-171А1 - модификация вертолёта Ми-8АМТ, соответствующая Нормами лётной годности винтокрылых аппаратов США FAR-29.

Ми-17КФ - модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Создан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полёт совершён 3 августа 1997.

Ми-8ТГ - модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г (Улучшенный вариант ТВ2-117А с дополнительным графитовым уплотнением подшипников. Двигатели ТВ2-117А при ремонте дорабатываются до ТВ2-117АГ)

Ми-14 - многоцелевой вертолёт-амфибия.

Ми-18 - является удлинённым вариантом Ми-8МТ. Серийно не производится.

Ми-8МСБ - украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, для ВВС (принят на вооружение в апреле 2014) и на экспорт.


Ми-8ТЭЧ-24 - летающая технико-эксплуатационная часть. Оборудована слесарным, электротехническим, контрольно-поверочным и другим оборудованием используемым во время эксплуатации и ремонта вертолётной техники.

Ми-8ТЗ - заправщик и транспортировщик топлива.

Ми-8БТ - буксировщик трала.

Ми-8СП - специальный морской спасательный.

Ми-8СПА - поисково-спасательный вертолёт для поиска космонавтов и экипажей других летательных аппаратов в случае приводнения.

Ми-8ТЛ - лесопожарная модификация, снабжённая системой массированного сброса воды и водяной пушкой.

Ми-8С - штабной вертолёт оснащённый круглыми иллюминаторами.

Ми-8ПС - штабной вертолёт оборудованный квадратными иллюминаторами.

Ми-8КП - специализированный командный пункт для проведения широкомасштабных комплексных поисково-спасательных операций.

Ми-8ГР или Ми-8Р - вертолёт-разведчик предназначенный для визуального наблюдения и фотографирования в прифронтовой полосе.

Ми-8К - артиллерийский корректировщик.

Ми-8ТАКР - вертолёт с комплексом телевизионного наблюдения.

Ми-8ВД - вертолёт радиационно-химической разведки.

Ми-8С - модификация вертолёта с комбинированной силовой установкой из турбовальных двигателей, работающих на несущий винт, и тягового турбореактивного.

Ми-8МТЛ- разведчик с возможностью одновременного применения тепловизионной разведки и радиоперехвата с точным определением координат цели.

Ми-8МТЮ - Был сконструирован в единственном экземпляре. Создан специально для обнаружения спускаемых аппаратов, малоразмерных надводных целей, в носу расположена антенна РЛС. Используется Украинскими ВВС.

Ми-АМТ-1 - оборудован салоном повышенной комфортности (VIP-салон) для правительственного авиаотряда Президента РФ

Воздушные командные пункты

Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ - воздушный командный пункт.

Ми-8ИВ или Ми-9 - воздушный командный пункт предназначенный для командиров дивизий, серийная модификация.

Ми-9 - воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оборудован автоматизированным комплексом связи. Сконструирован в 1987 году на базе Ми-8МТ.

Ми-9Р - воздушный командный пункт созданный специально для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Сконструирован в 1987 году на базе Ми-8МТ.

Медицинские

Ми-8МБ - воздушный госпиталь. Сконструирован на базе Ми-8Т.

Ми-8МТБ - бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.

Ми-8МТВМ - медицинская модификация Ми-8МТВ.

Ми-8МТВ-МПС - медицинский поисково-спасательный вертолёт созданный на базе Ми-8МТВ.

Ми-17Г - вариант воздушного госпиталя созданный для экспорта.

Ми-17-1ВА «Амбулатория» - вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте сконструированный для экспорта.

Постановщики помех

Ми-8СМВ - постановщик помех, оснащённый станцией постановки помех «Смальта-В» (Смальта-вертолётная).

Ми-8ПП - вертолёт РЭБ (радиоэлектронной борьбы), по некоторым данным оборудован комплексом «Поле», но в 70-80 гг. комплексы РЭБ принято было называть названиями растений, вполне возможно, этот вариант просто путают с ранними версиями Ми-8ППА.

Ми-8ППА - вертолёт РЭБ, оборудованный станциями «Азалия» и «Фасоль», по данным некоторых источников - доработанная версия Ми-8ПП.

Ми-8МТП - постановщик помех.

Ми-8МТПБ - постановщик помех.

Ми-8МТПИ - постановщик помех.

Ми-8МТПШ - постановщик помех.

Ми-8МТД - постановщик помех.

Ми-8МТР1 - постановщик помех.

Ми-8МТР2 - постановщик помех.

Ми-8МТС - постановщик помех.

Ми-8МТШ1 - постановщик помех.

Ми-8МТШ2 - постановщик помех.

Ми-8МТШ3 - постановщик помех.

Ми-8МТЯ - постановщик помех.

Ми-8МТ1С - постановщик помех.

Сельскохозяйственные

Ми-8АТС - сельскохозяйственный вариант вертолёта с устройствами распыления удобрений. Сконструирован на базе Ми-8Т.

Ми-8МТСх - сельскохозяйственный вертолёт. Разработан на базе Ми-8МТ.

Ударные

Ми-8АМТШ (экспортное обозначение - Ми-171Ш) - транспортно-штурмовой вертолёт, оборудован комплектом вооружения, эквивалентным Ми-24, комплексом броневой защиты экипажа и приспособлен под применение техники ночного видения. На авиасалоне Фарнборо-99 получил обозначение «Терминатор». С конца 2011 года оборудован бортовым устройством регистрации «Тест-1» вместо САРПП-12. С конца 2013 года оборудуется изделием БУР «Тест-1» с расширенным перечнем регистрируемых параметров (40 аналоговых и 28 разовых).
Защита: ЭВУ, бронеплиты стальные, автомат выброса ЛЦ (Ложная цель - устройство, сооружение, образование или средство, имитирующее реальный защищаемый объект по сигнальным характеристикам, параметрам движения (если объект движется) и иным существенным для распознавания признакам и предназначенное для отвлечения средств радиоэлектронного вооружения от действительной цели (защищаемого объекта)), постановщик помех, защищенные топливные баки.

Возможности: спуск на лебедке до 4-х человек одновременно, рампа, поисковой прожектор ИК, очки ночного видения, камера инфрокрасного излучения.

Вооружение С-8 ракеты в блоках, ракеты Атака.

Ми-8АМТШ-1 - модификация Ми-8АМТШ, оборудованная комплексом вооружения в сочетании с салоном повышенной комфортности (VIP-салон)

ТТХ Ми-8

В-8 Ми-18
Год постройки 1961 1965 1965 1975 1980 1987 1991 1991 2014
Экипаж, чел. 3 3 3 3 3 3 3 3
Число пассажиров (десантников) 18 28 24 24 30 24 27 26
Длина (с вращ. винтами), м. 25,31 25,31 25,31 25,31 25,31 25,31 25,31 25,31
Высота (с вращ. рулевым винтом), м 5,54 5,54 5,54 5,54 5,54 5,54 5,54 5,54
Диаметр несущего винта, м 21 21,3 21,3 21,3 21,3 21,3 21,3 21,3 21,3
Масса пустого, кг 5726 7000 6934 7200 7550 7381 6913 7514
Нормальная взлётная масса, кг - 11570 11100 11100 11500 11100 11100 11878
Максимальная взлётная масса, кг - 12000 12000 13000 13000 13000 13000 нет данных 12500
Двигатели 1 х АИ-24В 2 х ТВ2-117 2 х ТВ2-117 2 х ТВ3-117МТ 2 х ТВ3-117МТ 2 х ТВ3-117ВМ 2 х ТВ3-117ВМ 2 х ТВ3-117ВМ 2 х ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е
Мощность двигателей (на взлётном режиме) 1 х 1900 л. с. 2 х 1500 л. с. 2 х 1500 л. с. 2 х 1900 л. с. 2 х 1900 л. с. 2 х 2000 л. с. 2 х 2000 л. с. 2 х 2000 л. с. 2 х 1500 л. с.
Максимальная скорость, км/ч - 250 260 250 270 250 250 250 260
Крейсерская скорость, км/ч - 225 225 220 240 240 230 230 225
Динамический потолок, м - 4200 4500 5000 5550 6000 6000 6000 9150
Практическая дальность, км - 425 480 520 580 590 570 715 600

Дальность полёта, км:
-при дополнительных топливных баков 1300
-при максимальном запасе авиатоплива 800
-при максимальной загрузке 550
-Расход авиатоплива, т/час 0,72

Боевое применение МИ-8

Шестидневная война (1967) - по крайней мере 3 египетских Ми-8 уничтожены израильской авиацией на аэродромах.
-Эфиопо-сомалийская война (1977-1978)
-Афганская война (1979-1989) - 40-я армия потеряла 174 вертолёта Ми-8; потери вертолётов пограничных войск, САВО и афганской армии неизвестны. Во время афганского конфликта был зафиксирован случай сбития Ми-8 из старой английской винтовки Ли-Энфилд («бур»).
-Грузино-абхазская война (1992-1993)
-Ирано-иракская война (1980-1988) - в воздухе иранскими истребителями были сбиты 6 иракских Ми-8. Общие потери иракских вертолётов неизвестны.
-Война Пакиша (1981) - огнём извинтовок FAL был сбит один перуанский вертолёт Ми-8
-Война в Карабахе
-Первая чеченская война (1994-1996)
-Эфиопо-эритрейский конфликт (1998-2000)
-Вторжение боевиков в Республику Дагестан (1999) - российская армия потеряла как минимум три Ми-8.
-Каргильская война (1999)
-Операция НАТО против Югославии (1999) В 1999 году сербский Ми-8 сбил из пулемёта разведывательный БПЛА. В 2000 году произошёл подобный случай.
-Вторая чеченская война (1999)
-Война в Афганистане (с 2001)
-Война в Ираке
-Операция Бутана против ассамского сопротивления 2003
-Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
-Гражданская война в Сирии (с 2011)
-Вооруженный конфликт на востоке Украины (2014)

Эксплуатируется:

Используется в более чем 50 странах мира

Россия - 534в 2010 поставлено в строй 34 Ми-8 (22 Ми-8АМТШ остальные Ми-8АМТ и Ми-8МТВ) на авиабазы Будённовска и Кореновска (10 Ми-8). 53 Ми-8АМТШ в 2013
-Азербайджан
-Алжир
-Аргентина - в 2010-11 заключён контракт на шесть Ми-171Е для полётов с побережья Аргентины в Антарктиду
-Армения - по состянию 2014 закуплены еще и 3 м-17в
-Ангола
-Афганистан - заключён договор на поставку 21 военно-транспортных Ми-17В5.
-Бангладеш
-Бразилия - 2011 году изготовлены три Ми-171А1 для авиакомпании «ATLAS».
-Белоруссия
-Болгария
-Босния и Герцеговина
-Буркина-Фасо
-Бутан
-Венесуэла - 20 Ми-17 (на вооружении ВВС страны), 6 Ми-17 заказаны.
-Венгрия
-Вьетнам
-Гана
-Гайана
-Германия
-Грузия - в 2011 году, на вооружении имелось 17 шт. Ми-8Т
-Джибути
-Замбия
-Египет
-Индия - эксплуатируется большое количество вертолётов Ми-8 и Ми-17, запланирована поставка ещё 80 вертолётов, Ми-17В-5.
-Индонезия - 6 Ми-17-В5 поставлены в июле 2008 по договору, заключённому в 2005 году.
-Ирак - в 2010 году США сделали заказ для ВВС Ирака на 80 вертолётов Ми-17 (из них 46 бывших в употреблении), к 2012 году поставлены 68.
-Иран - 5 Ми-171 заказаны, из которых 2 уже поставлены.
-Казахстан
-Камерун - в 2013 году заключён договор на поставку партии Ми-17.
-Канада
-Кения
-Кипр
-Киргизия
-Китай
-Северная Корея
-Колумбия
-Куба - в 2011 году, на вооружении имелось 2 шт. Ми-8Р и 8 шт. Ми-17
-Латвия - по состоянию на 2011 год, на вооружении имелось 4 шт. Ми-17
-Ливия
-Литва - в 2011 году, на вооружении имелось девять Ми-8
- Македония
-Мексика
-Молдавия
-Монголия
-Мьянма
-Непал
-Нигерия
-Никарагуа - по состоянию на 2011 год, 16 шт. Ми-17 состоит на вооружении
-ОАЭ
-ООН
-Пакистан
-Приднестровье
-Польша
-Перу - В 2010 приобретено 6 Ми-171Е и Ми-171Ш.
-Румыния - в 1968 году поставлено 25 шт. Ми-8Т и 14 шт. Ми-8ПС, в 1985 году - ещё 3 шт. Ми-17; в 1990е годы для полиции приобретены ещё два Ми-17, один Ми-17-1В и один Ми-17-1ВА; в 2001 году сняты с вооружения армии (поставлены на хранение и переданы в МВД).
-Сирия
-Сербия
-Словакия
-Судан - 6 шт закуплено в 2012 году, в 2013 году заключён контракт на поставку 16 транспортных Ми-8. Полиция Судана - 1 Ми-17В-5 (б/н 101, серийный номер 736М07)
-США - 70 шт Ми-17В5 приобретено для миссий в Афганистане.
-Сьерра-Леоне
-Таджикистан
-Туркмения
-Турция - в 1993 году заказаны и в 1995 году поставлены 19 шт. Ми-17-1В для жандармерии, в 2007 году один вертолёт разбился по техническим причинам
-Украина
-Узбекистан
-Финляндия
-Чад
-Черногория
-Чехия
-Хорватия
-Шри-Ланка
-Эквадор
-Эритрея
-Эстония
-Южная Корея. Полиция Республики Корея - 3 Ми-172, по состоянию на начало 2014 года.
-ЮАР
-Южный Судан

Полвека назад вертолёт-легенда открыл дорогу в небо многотысячному семейству «восьмерок». Вертолёты Ми-8 принимали участие в локальных конфликтах, спасли тысячи человеческих жизней, выдержали суровые сибирские морозы, жару, перепады температур, пыль пустынь и тропические ливни. За годы эксплуатации было создано порядка 130 различных модификаций. На сегодняшний день вертолёты типа Ми-8/17 остаются лучшими в своём классе и эксплуатируются более чем в 100 странах мира.

К концу 1950-х годов эпоха поршневых двигателей подходила к концу: прогресс в области создания турбореактивных и турбовинтовых двигателей с более выгодным соотношением массы и развиваемой мощности диктовал необходимость использования таких двигателей и на вертолётах. К этому времени американские и европейские вертолётостроительные фирмы небольшими сериями выпускали лёгкие вертолёты с турбовальными двигателями (ТВД).

В 1955 году компания Piasecki Helicopter построила 15-тонный гигант двухвинтовой продольной схемы YH-16A Transporter с двумя ТВД мощностью по 2650 л. с. каждый. Михаил Миль в 1959 году смог поднять в воздух Ми-6 - самый большой и тяжёлый вертолёт в мире со взлётным весом 40 т и грузоподъемностью 6–12 т. Успеху милевцев способствовал не только тип используемых на Ми-6 двигателей, но и схема их расположения над фюзеляжем. Это стало решающим фактором для выбора схемы В-8 - будущего Ми-8.

В создании вертолёта Ми-8 помог случай. Во время визита Никиты Хрущева в США его прокатили на президентском вертолёте Sikorsky S-58. По возвращении Никита Сергеевич потребовал построить подобную машину. Представительский вертолёт изготовили на базе Ми-4. Хрущеву он очень понравился. Воспользовавшись ситуацией, Миль предложил создать ещё более комфортабельную и экономичную машину.

В те годы специальные вертолётные газотурбинные двигатели в СССР не выпускались, и для первого однодвигательного опытного образца В-8 решили приспособить самолётный двигатель Аи-24 ОКБ А. Г. Ивченко.

Всего было построено два опытных однодвигательных В-8, в конструкции которых очень многое было заимствовано от Ми-4, - практически вся динамическая система. В 1961 году первый В-8 принял участие в тушинском воздушном параде и в Выставке достижений народного хозяйства. Второй прототип был создан осенью того же года и предназначался для наземных ресурсных испытаний.

Казалось, что будущее вертолёта в основном обеспечено. Тем не менее, военные при рассмотрении десантно-транспортного варианта потребовали для большей безопасности сделать вертолёт двухдвигательным и увеличить мощность силовой установки, что диктовало необходимость создания нового главного редуктора. ОКБ А. Г. Ивченко по ряду причин не взялось за эту работу, и стало понятно, что возникшую проблему следует решать иначе.

Возможности для создания нового вертолётного ТВД и главного редуктора были у ОКБ С. П. Изотова, и уже в 1962 году специалисты ОКБ передали милевцам первые экземпляры ТВ2-117 - первого в СССР газотурбинного двигателя, спроектированного специально для установки на вертолёт. Новая силовая установка из двух ТВ2-117 стала основой для двухдвигательной машины.

При массе чуть более 300 кг каждый двигатель развивал мощность до 1700 л. с., что на 250 л. с. больше, чем было предусмотрено техническим заданием. Также ОКБ С. П. Изотова разработало для вертолёта главный редуктор ВР-8, а в ОКБ М. Л. Миля был спроектирован новый пятилопастный несущий винт. Благодаря этому получился знаменитый Ми-8.

Все эти изменения были реализованы в третьем экземпляре, получившем обозначение В-8А. Эталоном для серийного производства стала пятая машина, выполненная в пассажирском варианте. Всего за три года опытный аппарат превратился в надёжную машину.


Выпуск новых вертолётов развернули в Казани. Первый серийный Ми-8Т взлетел в 1965 году. Командиром экипажа госкомиссией СССР был утвержден опытный лётчик-испытатель Леонид Антропов, который имел большой опыт работы на вертолётах Ми-1 и Ми-4. Двадцатиминутный полет 26 октября стал его звёздным часом. В экипаж Антропова входили второй пилот Борис Демчак и бортмеханик Артур Николаев. В июне 1970 года серийный выпуск вертолётов Ми-8 для оснащения ВВС Советского Союза начал Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ).

За долгие годы производства Ми-8 стал основой для многих уникальных разработок, одна из них - вертолёт-амфибия Ми-14, который совершил первый полёт 15 августа 1969 года в Казани. Ведущим конструктором машины был Булат Валишев, будущий главный инженер Казанского вертолётного завода (КВЗ).

24 января 1974 года полёт совершил первый головной серийный Ми-14. Специально под вертолёт-амфибию был разработан новый, более мощный ТВД ТВ3-117.


Оснащение Ми-8 этой силовой установкой привело к появлению модернизированного варианта Ми-8МТ, который также унаследовал от Ми-14 все редукторы трансмиссии, валы и рулевой винт. Обновленная машина освоила высокогорные маршруты и могла работать в жарком климате. Её экспортная версия получила обозначение Ми-17.

После начала эксплуатации Ми-8 в Афганистане его оснастили модернизированными двигателями ТВ3-117ВМ, которые позволили увеличить высоту полёта, улучшить характеристики скороподъёмности, в связи с чем была изменена конструкция лопастей рулевого винта.

Одним из направлений развития вертолёта стала глубокая модернизация фюзеляжа. Его доработка, в том числе замена створок на рампу с электрогидравлическим приводом, позволила значительно сократить время десантирования, погрузки-разгрузки грузов и техники, ускорить эвакуацию раненых. Экспортная версия такой машины получила название Ми-171Ш.

На рубеже веков был создан Ми-8МТВ-5. На вертолёте по правому борту установлена дополнительная дверь, значительно расширена левая. Число мест десантников увеличено до 36. Полностью была перекомпонована носовая часть. Она стала «дельфинообразной», с цельным, поднимаемым вверх обтекателем, под которым появилась возможность установки современного метеолокатора и нового радиооборудования. Увеличенный люк в полу грузовой кабины позволил использовать систему внешней подвески, оснащенную весоизмерителем и устройством аварийного сброса, а также увеличить грузоподъемность с 3 до 4 т. Увеличенный проём левой двери в грузовой кабине позволил более эффективно использовать лебёдочно-грузовую систему со стрелой грузоподъёмностью 300 кг, с помощью которой можно поднимать на борт сразу двух человек.

Сегодня вертолёты типа Ми-8/17/171 оснащаются двигателями увеличенной мощности ВК-2500 и модернизированной вспомогательной установкой, которые делают более эффективным применение машины в высокогорье и районах с жарким климатом. Впервые на вертолёте Ми-17В-5 посадку с выключением двигателя на высоте 5500 м совершил летчик-испытатель КВЗ Пётр Чумаков. Горная площадка имела размеры всего 30 х 30 м. Благодаря силовой установке машина достигла практического потолка 7900 м!

В 2014 году Министерство обороны РФ получило новейшие Ми-8АМТШ-В с современным комплексом вооружения и защиты, а также новейшим пилотажно-навигационным комплексом. А 25 ноября 2015 года на У-УАЗ представители ведомства приняли первый вертолёт Ми-8АМТШ-ВА, созданный специально для обеспечения эксплуатации в арктических регионах страны.

Последней разработкой на базе Ми-8 стал модернизированный Ми-171А2, призванный заменить все многообразие вертолётов типа Ми-8/17/171. Планируется, что все последующие гражданские и военные модификации семейства будут основаны на инновациях, которые применяются именно в этом проекте.

Несущий винт Несущий винт предназначен для создания подъемной
силы и силы тяги, для обеспечения продольного и
поперечного управления вертолетом. Несущий винт
состоит из пяти лопастей и втулки несущего винта,
укрепленной на валу главного редуктора ВР-14. Для
изменения величины и направления силы тяги несущего
винта служит автомат перекоса.

Несущий винт

ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА
Лопасть
цельнометалической
конструкции
прямоугольную форму в плане с хордой 520 мм.
имеет

Несущий винт

ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА (РИС. 1)
Лопасть цельнометаллической конструкции, основным элементом
конструкции является лонжерон (пустотелая балка с внутренним постоянным
контуром).
Лонжерон изготовлен путем механической обработки пустотелой заготовки,
прессованной из алюминиевого сплава АВТ1, лонжерон упрочнен для
увеличения ресурса методом наклепа стальными шариками на вибростенде.
Каждый отсек лопасти (всего их 21) имеет обшивку из листового авиаля (0,3
мм), склеенную с сотовым заполнителем (алюминиевая фольга 0,04 мм), с
боковыми нервюрами (авиаль 0,4 мм) и хвостовым стрингером (из
текстолита). Отсеки приклеены к лонжерону, между отсеками установлены
вкладыши.
Стальной наконечник щеками приклеен к лонжерону и закреплен девятью
болтами.
Лопасть имеет электроразъем противообледенительной системы и
контурного огня. Каждая лопасть оборудована системой сигнализации
повреждения лонжерона.

Несущий винт

Рис. 1

Несущий винт

Система сигнализации повреждения лонжеронов состоит из
(рис. 2):
- двух заглушек на концах лонжерона;
- сигнализатора давления воздуха, включающий в себя
сильфонный чувствительный элемент;
- зарядный вентиль с золотником и колпачком-ключом.
Сильфон заряжен гелием с давлением 1,05...1,1 кгс/кв.см.
Внутренняя полость лонжерона заполняется воздухом под
давлением, превышающем давление начала срабатывания
сигнализатора на 0,15 кгс/кв.см. Воздух, попадая в корпус
сигнализатора, сжимает сильфон и втягивает цилиндрический
красный колпачок внутрь. В случае появления на лонжероне
трещин или других повреждений давление воздуха снижается,
сильфон разжимается и выталкивает колпачок за линию
визуального обзора прозрачного колпачка.

Несущий винт

Рис. 2

Несущий винт

Концевая часть лопасти представляет собой обтекатель с передней съемной
частью для подхода к креплению балансировочных грузов и к контурному
огню. Балансировочный груз состоит из набора металлических пластин. Для
поперечной балансировки лопасти в носок лонжерона вставлен противовес
(восемь брусков по 40 см и массой по 1 кг). Возникающие при вращении
лопасти центробежные силы воспринимаются винтовым упором,
установленным внутри лонжерона в концевой части лопасти.

Несущий винт

Для монтажа лопастей используют
специальное приспособление.

10. Несущий винт

ВТУЛКА НЕСУЩЕГО ВИНТА (РИС. 3):
Втулка предназначена для передачи вращения
лопастями от главного редуктора,а также для
восприятия и передачи на фюзеляж
аэродинамических сил,возникающих на
несущем винте. Крепление лопастей к корпусу
втулки осуществляется посредством
горизонтальных, вертикальных и осевых
шарниров.

11. Несущий винт

Рис. 3

12. Несущий винт

Основными деталями втулки несущего винта являются (рис. 4):
- Корпус;
- Скобы;
- Цапфы и корпуса осевых шарниров;
- Рычаги поворота лопасти.
Чтобы ограничить свес лопасти при неработающем несущем
винте и на малых оборотах, в скобе установлен центробежный
механизм ограничителя свеса.. Демпфирование колебаний
лопастей относительно вертикальных шарниров
осуществляется с помощью гидравлических демпферов. Все
шарниры втулки заправляются маслом, сорт которого зависит
от температуры наружного воздуха.

13. Несущий винт

Рис. 4

14. Несущий винт

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ВТУЛКИ НЕСУЩЕГО ВИНТА (РИС.5):
Разнос горизонтальных шарниров «б» ...................... 220 мм
Разнос вертикальных шарниров «в» ...................... 507 мм
Смещение середины проушины гориз. шарнира «а» ................. 45 мм
Угол взмаха (вверх от плоскости вращения) .......... 25°±30`
Угол свеса (вниз от плоскости вращения):
- при упоре на
скобу........................ 4°-20` ... 4°+10`
- при упоре на собачку центробежного ограничителя...... 1°40`± 20`
Угол поворота относительно вертикального шарнира:
- вперед по вращению........ 13°±15`
- назад против вращения.... 11°±10`
Масса втулки (сухая) ..................................................................... 610,5 кг

15. Несущий винт

Рис. 5

16. Несущий винт

ГИДРОДЕМПФЕР (РИС. 6)
Демпфирование колебаний лопастей относительно вертикальных шарниров
осуществляется с помощью гидравлических демпферов. Поршень гидродемпфера
имеет восемь перепускных клапанов для рассеивания энергии колебаний.
Клапаны перепускают жидкость из полости цилиндра с повышенным давлением в
полость низкого давления при достижении перепада давления между полостями
20 кгс/кв.см. Клапаны установлены так, что четыре из них пропускают жидкость в
одном направлении,а четыре - в другом. В крышке гидродемпфера имеется
прилив, в котором установлен компенсационный клапан из трех шариков. Клапан
сообщен с входным штуцером (угольником), к которому по гибкому шлангу
поступает жидкость из компенсационного бачка.

17. Несущий винт

Рис. 6

18. Несущий винт

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ:
Заливка масла в горизонтальный шарнир производится через отверстия, закрытыми резьбовыми
пробками. Слив масла - через нижние сливные отверстия.
Заправка масла в вертикальный шарнир производится непосредственно в стакан через заливное
отверстие с пробкой.
Используемое масло в горизонтальных и веритикальных шарнирах - гипоидное (маслосмесь 2/3
ТСгип и 1/3 АМГ-10 (зимой)).
Осевой шарнир состоит из цапфы и корпуса. В корпусе осевого шарнира имеются закрытые
пробками отверстия для заливки и слива масла. Используемое масло - МС-20 (летом), МС-14
(зимой).

19. Несущий винт

Автомат перекоса (рис. 7):
Автомат перекоса предназначен для изменения величины и
направления равнодействующей силы тяги несущего винта.
Изменение равнодействующей по величине осуществляется
изменением общего шага несущего винта (изменением углов
установки одновременно у всех пяти лопастей на одну и ту же
величину. Направление равнодействующей меняется путем
соответствующего наклона плоскости вращения тарелки автомата
перекоса, в результате чего происходит циклическое изменение углов
установки каждой лопасти.
Основными деталями и узлами автомата перекоса являются:
направляющая ползуна, ползун, кронштейн ползуна, кардан, тарелка,
тяги поворота лопастей, качалка продольного управления, качалка
поперечного управления и рычаг общего шага с опорой.

20. Несущий винт

Рис. 7

21. Несущий винт

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ АВТОМАТА ПЕРЕКОСА:
Полный ход ползуна..................................................................... 47 ± 1 мм
Минимальный зазор между торцом ползуна и направляющей
...................................................................................................... 0,3...0,5 мм
Наклон тарелки автомата перекоса при нейтральном положении ручки
продольно-поперечного управления:
– вперед.................................................. на 1°30" ± 6"
– влево..................................................... на 0°30` ± 6`
Смазка подшипников подвижных соединений................... ЦИАТИМ-201

22. Несущий винт

Основными деталями
и узлами автомата
перекоса являются:
направляющая
ползуна, ползун,
кронштейн ползуна,
кардан, тарелка,
поводок и тяги
поворота лопастей,
качалки продольного и
поперечного
управления, рычаг
общего шага с опорой.

Военно-транспортный вариант вертолетов типа Ми-8/17 на данный момент продолжает оставаться одним из наиболее эксплуатируемых вертолетов в своем классе. Данные вертолеты были созданы с учетом всестороннего анализа богатого опыта использования отечественной вертолетной техники в боевых действиях в разных горячих точках планеты. Высокие летно-технические характеристики и универсальность сделали данный вертолет одним из самых популярных в мире среди вертолетов российского производства. На вооружение российской армии сегодня поступают вертолеты Ми-8АМТШ и Ми-8АМТШ-В, разработана также специальная версия вертолета для эксплуатации в Арктике. В настоящее время вертолеты данных типов производятся на мощностях Улан-Удэнского авиазавода.

Вертолеты Ми-8АМТШ (экспортное обозначение Ми-171Ш) предназначены для транспортировки личного состава, а также различных грузов внутри кабины и на внешней подвеске. Они могут применяться, в том числе, и для проведения спасательных операций, а также нести на себе различное вооружение. Вертолет был разработан на базе многоцелевого вертолета Ми-8АМТ на Улан-удинском авиационном заводе. Неофициальная кличка данной машины «Терминатор», под этим обозначением вертолет демонстрировался в 1999 году в Великобритании на авиасалоне Фарнборо. На вооружение ВВС России вертолет был принят в 2009 году.

Данный вертолет сохранил хорошие десантно-высадочные возможности. Опыт современных локальных конфликтов и войн показывает, что у вертолета очень мало времени, всего несколько десятков секунд на высадку десанта, рассказывает летчик первого класса майор Александр Барсуков. После этого машину могут легко сбить, даже, несмотря на очень хорошее бронирование. Для того чтобы уменьшить время высадки десанта, вертолеты Ми-8АМТШ получили сдвижные двери, которые открываются с двух бортов, а также автоматическую рампу, которая заменила собой механические створки. Главным же отличием машины стала возможность совершать ночные полеты. Полеты в очках ночного видения для российских вертолетчиков вещь достаточно новая. Именно их использование позволяет обеспечить ночное применение вертолета Ми-8АМТШ.

При необходимости на вертолет можно установить комплекс управляемого вооружения, который будет аналогичен вертолету Ми-24. Помимо этого вертолет получил усиленную бронезащиту (облегченная металлокерамическая броня), а также новую авионику. Новый комплекс авионики вертолета помимо прочего включает в себя метеорадар, очки ночного видения пилота, аппаратуру спутниковой навигации и инфракрасную аппаратуру. Комплекс обороны вертолета Ми-8АМТШ включает в себя систему отстрела ловушек АСО-2В и экранно-выхлопные устройства.

Вооружение вертолета может размещаться на 4-6 балочных держателях, расположенных по бокам фюзеляжа. В номенклатуру бортового вооружения машины согласно официальному сайту холдинга «Вертолетов России» входят до 4-х блоков Б8В20-А с 80-мм неуправляемыми ракетами С-8, а также до двух пушечных контейнеров с 23-мм скорострельными пушками ГШ-23Л, а также двух 7,62-мм пулеметов ПКТ в носовой и кормовой установках. В десантном отсеке вертолета имеется 6 шкворневых установок для крепления стрелкового десантников.

Вертолет Ми-8АМТШ отличается наличием дополнительного бронирования, которое защищает членов экипажа. Броней были прикрыты днище и передняя часть пилотской кабины. Имеется бронеплита между кабиной и грузовым отсеком, также бронеплита установлена в грузовом отсеке под местом стрелка. Экипаж вертолета состоит из 3-х человек: командира экипажа, летчика-штурмана и бортового техника. При эвакуации пострадавших и проведении различных спасательных работ на борту вертолета могут присутствовать медицинский работник(и), спасатель(и).

Военно-транспортный вертолет Ми-8АМТШ-В с двумя турбовальными двигателями ВК-2500 предназначен для повышения мобильности сухопутных войск, а также обеспечения их огневой поддержки на поле боя. На вертолете можно выполнять возложенные на него задачи и днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. При помощи данного вертолета можно выполнять следующие основные задачи:

Десантирование тактического и оперативно-тактического воздушных десантов;
- обеспечение маневра и действий войск в ходе боя;
- уничтожение на переднем крае и в тактической глубине боевых машин пехоты, артиллерии и тактических ракет на огневых (стартовых) позициях, зенитных средств, противотанковых средств, живой силы противника в боевых и предбоевых порядках, в том числе в опорных пунктах, радиолокационных постов, передовых пунктов управления, транспортных и боевых вертолетов в местах стоянки;
- уничтожения аэромобильных частей и подразделений, воздушного (морского) десанта в районах высадки (выброски);
- воздушная разведка позиций противника;
- обеспечение пролета тактического и оперативно-тактического воздушных десантов в район десантирования и поддержка десантников с воздуха;
- поиск и спасание экипажей вертолетов и самолетов, терпящих бедствие;
- эвакуация больных и раненых.

Для решения всех перечисленных задач вертолет Ми-8АМТШ может использоваться в десантном, транспортном, боевом или в санитарном вариантах:

1) десантный вариант - предназначен для транспортировки десантников со снаряжением (максимально 20 человек, с установленными дополнительными десантными сидениями - 34 человека).

2) транспортный вариант: а) без установки дополнительных топливных баков (для перевозки в грузовой кабине грузов массой до 4000 кг); б) с одним дополнительным топливным баком; в) с двумя дополнительными топливными баками; г) для перевозки грузов массой до 4000 кг на внешней подвеске; д) для транспортировки крупногабаритных грузов, расположенных внутри грузовой кабины с открытой рампой.

3) боевой вариант с установленным вооружением: а) с блоками Б8В-20А; б) со стрелково-пушечным вооружением, используются контейнеры УПК-23-250; в) с бомбардировочным вооружением.

4) санитарный вариант: а) с ранеными на носилках (максимум 12 человек); б) комбинированный вариант - сидячие раненые и раненые на носилках (максимально 20 человек: 17 сидячих и трое на носилках); в) с одним дополнительным топливным баком и ранеными (максимально 15 сидячих раненых).

5) перегоночный вариант: с двумя дополнительными топливными баками, которые устанавливаются в грузовой кабине.

Для выполнения задач Минобороны РФ в условиях Арктики холдинг «Вертолеты России» создал специализированный вертолет Ми-8АМТШ-ВА, который был создан на базе последней модификации военно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ-В, которая отличалась установкой новых газотурбинных двигателей «Климова» ВК-2500-03, а также более мощной вспомогательной силовой установкой (ВСУ) ТА-14 и обновленным набором авионики.

Вертолет Ми-8АМТШ-В создается с учетом объявленного в России курса на импортозамещение. Данный вертолет является новейшей модификацией знаменитого Ми-8 и уже успел получить высокие оценки со стороны военных пилотов. «Сегодня мы понимает всю важность максимальной нашей независимости от иностранных комплектующих и агрегатов для техники, которая поставляется в вооруженные силы России в рамках государственного оборонного заказа, и целенаправленно работаем в этом направлении», - рассказал журналистам Александр Михеев гендиректор холдинга «Вертолеты России». Более того, на примере Ми-8АМТШ-В мы видим, что использование российского оборудования в некоторых случаях позволяет добиться значительных улучшений характеристик вертолета, отметил Михеев.

В целях уменьшения зависимости от иностранных поставщиков все вертолеты Ми-8АМТШ-В были оснащены современным оборудованием отечественного производства. На вертолете появились более мощные двигатели ВК-2500-03, которые выпускаются компанией «Климов» (входит в Объединенную двигательную корпорацию). Двигатели ВК-2500-03 являются дальнейшим развитием семейства двигателей ТВЗ-117 и обладают улучшенными характеристиками, что позволяет значительно увеличить надежность и безопасность боевого использования вертолета и в целом ЛТХ машины. Помимо этого выросший ресурс отечественных двигателей должен благоприятным образом сказаться на стоимости эксплуатации Ми-8АМТШ-В в войсках.

Еще одним направлением модернизации вертолета стала замена силовой установки АИ-9В, которая производилась на Украине, на отечественную модель ТА-14, которая выпускается НПП «Аэросила». Вспомогательная силовая установка ТА-14 отличается большей мощностью, а также увеличенным временем работы в генераторном режиме. ТА-14 обладает лучшими показателями высотности запуска (6000 метров против 4000 метров у предшественника). Благодаря установке новой вспомогательной установки возможности винтокрылой машины при ее эксплуатации в высокогорной местности и автономном базировании значительно выросли.

Установленная на Ми-8АМТШ-В спутниковая навигационная система БМС отечественного производства может работать как с GPS, так и с российской системой ГЛОНАСС. Современный комплекс средств связи также отечественного производства позволяет экипажу боевой машины пользоваться качественной связью в широком диапазоне частот. Для безопасности полетов и удобства экипажа на машине был смонтирован новый отечественный метеолокатор, имеющий функцию вывода трехмерного изображения метеорологических образований и объектов. Информация с навигационного оборудования и метеолокатора, которая повышает удобство пилотирования и безопасность полетов, выводится на многофункциональный большой цифровой дисплей в кабине пилотов.

Для повышения боевой живучести машины и экипажа вертолет оснащается современной российской керамометаллической броней, обладающей по сравнению со стальной броней большей стойкостью при меньшем весе. Системы защиты и вооружения, современное российское радиосвязное и пилотажно-навигационное оборудование, а также широкий набор дополнительного оборудования позволяют военно-транспортному вертолету Ми-8АМТШ-В отвечать всем требованиям современности.

Летно-технические характеристики Ми-8АМТШ-В:
Габаритные размеры: длина - 18,99 (без винтов), высота - 4,76 м (без рулевого винта), диаметр несущего винта - 21,29 м (5 лопастей), диаметр рулевого винта - 3,9 м (3 лопасти).
Нормальная взлетная масса - 11 100 кг.
Максимальная взлетная масса - до 13 000 кг.
Полезная нагрузка внутри грузовой кабины - 4000 кг.
Полезная нагрузка на внешней подвеске - 4000 кг.
Полезный объем грузовой кабины - 23 м3.
Максимальная скорость полета - 250 км/ч.
Практический потолок - 6000 м.
Дальность полета: с максимальной взлетной массой - 580 км.
с двумя дополнительными топливными баками - 1065 км.
Силовая установка - 2 двигателя ВК-2500, мощность на чрезвычайном режиме - 2х2700 л.с.
Количество перевозимых десантников - 34.
Количество перевозимых раненых на носилках - 12.
Вооружение: неуправляемые ракеты С-8, пушечное вооружение калибра 23-мм, стрелковое вооружение (до 8 огневых точек): носовой и кормовой ПКТ, автоматы АКМ, пулеметы РПК и ПКТ по бортам.

Источники информации:
http://www.russianhelicopters.aero/ru
http://www.rg.ru/2011/01/14/reg-kuban/terminator.html
http://www.arms-expo.ru/armament/samples/1001/65179
Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-8АМТШ