Самые известные автомобильные выставки мира. Крупнейшие строительные выставки мира Самые крупные выставки в мире

Зигмар Польке

Tate Modern устроил полномасштабную ретроспективу немецкого постмодерниста Зигмара Польке, на которой показывают действительно все, чем художник успел заняться за свою творческую жизнь – начиная от картин, фотографий, скульптуры и заканчивая фильмами, фотокопиями и записными книжками. Польке отличался страстью к экспериментам и мешал краски со значительной частью таблицы Менделеева, чем заработал звание алхимика от искусства и «Золотого льва» Венецианской биеннале.

Уильям Тернер

Тернер, как принято говорить, сильно опередил свое время, но вот зато сегодня оценен сполна. Британия им по праву гордится, не забывая напоминать о мастерстве живописца остальному миру. Музей Tate фокусируется на позднем этапе творчества художника (выставка так и называется «Поздний Тернер: освобожденная живопись») и показывает, насколько продуктивным он был.

Ансельм Кифер

Королевская академия художеств

Лондон этой осенью весьма щедр на ретроспективы немецких художников. Выставка в Королевской академии художеств - про Ансельма Кифера, у которого достаточно прав, чтобы тоже считаться одним из важнейших. Родившийся в 1945-м, Кифер застал все стадии трансформации немецкого послевоенного общества и вместо того, чтобы уйти в себя, как делали многие, стал думать о трагедии Холокоста и нацизме. В своих работах он задает немало вопросов по теме, обращаясь к литературе, мифам и философии и используя разные виды искусства - живопись, скульптуру и инсталляции, как минимум.

Шерлок Холмс

Музей Лондона (Museum of London)

На гребне очередной волны интереса к Шерлоку Холмсу Музей Лондона не растерялся и устроил обаятельную выставку, собрав на ней все, что связано с фигурой выдуманного Конан Дойлем сыщика - от первых черновиков писателя, в которых героя зовут еще даже не Шерлок, до вожделенного пальто Belstaff из последнего сериала о нем.

Марсель Дюшан

Центр Помпиду

Сто лет назад Марсель Дюшан тотально перевернул всеобщее представление об искусстве и расширил словарный запас с ним связанных понятием «реди –мейд». С тех пор его влияние на концептуализм и поп-арт недооценить сложно, да никто и не пытается. Выставка в центре Помпиду, впрочем, не о «реди-мейдах», а о картинах Дюшана, которые широкой публике известны гораздо меньше, чем знаменитый писсуар.

Робер Делоне

Центр Помпиду

Выставку послевоенных работ Робера Делоне в центре Помпиду озаглавили как «Бесконечные ритмы». Ритмы основоположника орфизма конца и правда не знают, особенно когда с картин переходят в область рекламы и дизайна, о которых речь на экспозиции тоже зайти успеет.

Хуан Миро

Альбертина

Кураторы Альбертины отобрали около сотни работ сюрреалиста Миро, которые позволят проследить становление и развитие его особенного стиля - такого, в котором рассудок уступает место символам, свободе творчества и цвета. Шутки о том, что картины Миро больше похоже на детские рисунки, лучше оставить при себе. За свойственную лишь детям непосредственность его и ценят.

Рим Пазолини

Martin-Gropius-Bau (Дом Мартина Гропиуса)

В Берлин привезли выставку-посвящение Пьеру Паоло Пазолини, которая последовательно объясняет не только то, как жил и что успел этот итальянский режиссер, сценарист и поэт, но и что значил для него Рим. Как и в жизни Пазолини, на выставке разные виды искусства соединяются, чтобы рассказать теперь уже о нем самом.

Марк Шагал

Палаццо Реале

Для миланской выставки организаторы собрали полотна Шагала со всего мира, чтобы представить его творчество полноценно и в хронологическом порядке. Для Италии это самая большая на сегодняшний день ретроспектива, которая, помимо биографии Марка Шагала, позволит сполна разобраться в его художественном языке. Сходить на такую и гордо, и интересно.

Палаццо Реале

Еще одна выставка миланского музея фактически обречена на то, чтобы стать бестселлером - там, где фигурирует фамилия Ван Гога, моментально выстраивается очередь. Вот в Москве, например, аттракцион под названием «Ван Гог. Ожившие полотна» устраивали, и ни одного оригинала даже привозить не пришлось. Что уж говорить о персональной выставке, на которой все самые знаковые работы художника дейстивтельно покажут.

Эгон Шиле: портреты

Громкие имена и юбилейные торжества, увеличение площадей и инсталляции-аттракционы – все это стало залогом успеха крупнейших музеев мира и самых популярных выставок в 2017 году

Выставка «Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина» в Фонде Louis Vuitton. Фото: Manuel Lagos Cid/Getty Images

Отметивший четырехлетие Музей Фонда Louis Vuitton в Париже в прошлом году совершил огромный рывок, приняв более 1,2 млн человек, которые пришли посмотреть на работы французских импрессионистов и модернистов, собранные российским промышленником Сергеем Щукиным между 1898 и 1914 годом.

Древние скульптуры в Токио против модернистов в Париже

На выставку «Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина» российские музеи, прежде всего Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, предоставили первоклассную подборку произведений Поля Гогена, Анри Матисса, Клода Моне, Пабло Пикассо, не говоря уже о других мастерах европейского модернизма, а также шедевров русского авангарда из Государственной Третьяковской галереи. Таким образом, выставка в парижском частном музее, основанном французским миллиардером Бернаром Арно, поставила мировой рекорд посещаемости.

Выставка «Исаму Ногучи, архаичный, современный» в Смитсоновском музее американского искусства». Фото: Smithsonian American Art Museum

Хотя выставка коллекции Щукина превзошла все прочие по общему числу зрителей, мы все-таки оцениваем и сравниваем выставки по среднему количеству посетителей в день, а не по абсолютному результату (см. методологию подсчета). Именно поэтому, невзирая на то что в Фонд Louis Vuitton приходило 8926 человек в день (далее — ч/д), выставка в Париже занимает второе место после экспозиции 22 буддийских скульптур японского художника Ункэя (1150-1223) в Токийском национальном музее. В день эта ретроспектива собирала около 11,3 тыс. человек.

Бразилия, Великобритания и Тайвань традиционно доминируют в списке 20 самых популярных выставок мира, но в 2017 году в него также вошли Австралия, Испания и Франция. Многие выставки в Музее императорского дворца в Тайбэе в этом году переместились в категорию «Общий билет» (выставки, на которые не продается отдельный билет или где в стоимость билета включено посещение постоянной экспозиции). Французские музеи, не вошедшие в топ-20 в 2016 году, сейчас заняли четыре места. А вот бесплатная передвижная выставка, посвященная 100-летию голландской группы De Stijl («Мондриан и De Stijl», 6700 ч/д), в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро — единственная из Бразилии в топ-20. В 2016 году их было шесть.

Геррит Ритвельд. Красно-синее кресло. 1919-1950. На выставке «Мондриан и группа
De Stijl» в культурном центре Банка Бразилии. Фото: Stedelijk Museum Amsterdam

Юбилей или обновление — хороший повод сходить в музей

Юбилеи всегда помогают увеличить число посетителей, и прошлый год не стал исключением. Программы, посвященные 20-летию Музея Гуггенхайма в Бильбао, обеспечили появление Испании в нашем рейтинге. Ретроспектива видеохудожника Билла Виолы, работы, созданные Георгом Базелицем примерно в 20-летнем возрасте, а также фильм американского режиссера экспериментального кино Кена Джейкобса, включающий в себя съемки XIX века, сделанные братьями Люмьер, — каждое из этих событий привлекло более 6100 ч/д. Празднование также способствовало увеличению общей посещаемости Музея Гуггенхайма более чем на 150 тыс. человек — до 1,3 млн, это второй по величине результат в его истории. Другой юбилей вознес к вершине рейтинга мадридский Центр искусств королевы Софии: 5200 ч/д увидели «Гернику» Пикассо в честь 80-летия с момента ее создания.

Среди музеев, выигравших от юбилейных торжеств, — Музей Фонда Бейелера в Базеле, отпраздновавший 20-летие выставкой Моне (2300 ч/д), ставшей второй по популярности в его истории, а также Музей современного искусства в Чикаго, где 50-летие отметили приростом аудитории на 125 тыс. В Австралии выставка «Сахарная спираль» (4700 ч/д) в Художественной галерее Квинсленда в Брисбене легко попала в топ-20. Групповая выставка современных художников, на которой посетители музея, благодаря инсталляции-аттракциону Left/Right Slide Карстена Хеллера, получили возможность скользить между этажами, вошла в число событий, устроенных музеем в честь своей десятой годовщины. В 2017 году у него было рекордное количество посетителей — 1,4 млн, что на 760 тыс. человек больше, чем в 2016-м. Еще один большой скачок по количеству посетителей в Австралии и Новой Зеландии случился в Национальной галерее Виктории в Мельбурне, куда в 2017 году пришло на 540 тыс. человек больше благодаря рекордному интересу к выставкам Винсента ван Гога (6100 ч/д) и дома моды Dior (3800 ч/д).

Кен Джейкобс. «Гости». Выставка в Музее Гуггенхайма в Бильбао. Фото: Guggenheim museum Bilbao

Уже не первый год толпы сходят с ума от Яёи Кусамы (передвижная выставка японской художницы заняла вершину нашего рейтинга в 2014 году), поэтому, решив выставить 270 ее работ на свое десятилетие, Национальный художественный центр в Токио попал в яблочко. Эта экспозиция (6700 ч/д) — пятая по популярности в нашем рейтинге и самая популярная выставка ныне живущего художника. Кусама также способствовала почти удвоению посещаемости Музея Хиршхорна в Вашингтоне с 659 тыс. до 1,1 млн. Но в этом музее ее обогнало интерактивное шоу Йоко Оно (3000 ч/д), где зрители могли добавить свои пожелания к «Дереву желаний» художницы.

Еще один музей из Вашингтона, Национальная художественная галерея, в прошлом году добился роста посещаемости на 1 млн человек — этому успеху он обязан открытию осенью 2016 года расширенного Восточного здания с коллекцией из 750 произведений современного искусства. Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA) также получил прирост публики от расширения, стоившего $305 млн: 1,1 млн человек пришли увидеть новое крыло музея, возведенное по проекту шведского бюро Snøhetta.

Пабло Пикассо. «Герника». 1937. Выставка «Жалость и террор» в Центре искусств Королевы Софии, Мадрид. Фото: Succession Picasso

Золотой трон Америки

Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке снискал неожиданный успех благодаря золотому унитазу Маурицио Каттелана, установленному в туалете. Вокруг исправно функционирующего унитаза возник шум, когда главный куратор музея Нэнси Спектор предложила его Белому дому вместо запрошенной администрацией Дональда Трампа картины ван Гога. Золотая сантехника попала в нашу категорию «Общий билет», так как трудно определить, кто из 3 тыс. посетителей музея в день пришел просто посмотреть на творение Каттелана, а кто воспользовался им по прямому назначению. Лидером же в Нью-Йорке остается Музей современного искусства (MоMA): ретроспектива Роберта Раушенберга (5500 ч/д) была самой популярной выставкой в городе, и интересно, что в Нью-Йорке на Раушенберга пришло почти в четыре раза больше посетителей, чем на ту же выставку в Лондоне (1500 ч/д).

Фанерой по Pink Floyd

Для лондонского Музея Виктории и Альберта (V&A) 2017 год стал самым успешным в его истории — чуть менее 3,8 млн посетителей благодаря эклектичной программе, включавшей выставку о нижнем белье, неизвестную историю фанеры и психоделическое исследование британской музыкальной группы Pink Floyd. Удивительно, но посмотреть на фанеру пришло больше людей (2324 ч/д), чем на Pink Floyd (2258 ч/д). Вероятно, потому, что первая была бесплатной, а билеты на последних были одними из самых дорогих в Лондоне.

Музеи Ватикана. Фото: ТАСС / Alamy

В целом это был неоднозначный год для музеев Лондона. Меньше блокбастеров и туристов, а значит, меньше публики. Посещаемость Национальной портретной галереи и Британского музея снизилась на 677 тыс. и 514 тыс. человек соответственно. Но самый тяжелый удар получила Национальная галерея: число ее посетителей сократилось более чем на 1 млн, — и это несмотря на выставку «После Караваджо» (2100 ч/д) о влиянии итальянского гения на современников, которая стала самой популярной в музее и шестой среди наиболее успешных платных выставок в Лондоне.

Количество посетителей Тейт Модерн в 2017 году сократилось на 183 тыс. Тем временем расположенная на другом берегу Темзы Тейт Бритен побила свой собственный рекорд, приняв почти 1,8 млн человек. Увеличению количества публики на целых 60% помогла ретроспектива британской звезды Дэвида Хокни (4300 ч/д), которая стала самой популярной выставкой ныне живущего художника во всех подразделениях Галереи Тейт (прежний рекорд принадлежал Дэмиену Херсту в Тейт Модерн в 2012 году — 2900 ч/д). Но, несмотря на успех Хокни на родине, еще больше людей стояло в очереди, чтобы увидеть его выставку, в Париже (5800 ч/д), что сделало Центр Помпиду вторым по популярности во французской столице в прошлом году.

Национальный музей Китая в Пекине. Фото: ТАСС

Новый герой из Китая

В рейтинге самых посещаемых музеев произошла заметная рокировка и появился новый герой. Национальный музей Китая, бегемот на площади Тяньаньмэнь, который может похвастать коллекцией, насчитывающей более 1 млн произведений искусства, впервые появляется в нашем рейтинге сразу на втором месте (8,06 млн посетителей в год) и совсем немного не дотягивает до первого, давно занятого Лувром, который все еще приходит в себя от падения посещаемости в 2016 году после терактов в Париже (с 8,6 млн в 2015-м до 7,4 млн в 2016-м). В прошлом году в Лувр пришло 8,1 млн человек, и он пока остается самым популярным музеем мира.

Методология

Среднее количество посетителей в день (ч/д) рассчитывается автоматически базой данных. Вычисляется количество дней, в течение которых выставка была открыта, с учетом непредвиденных закрытий, а затем общая цифра посещения делится на количество дней.

Все использованные данные предоставлены музеями и галереями.

Некоторые музеи предлагают несколько выставок по одному билету — они показаны как одно посещение.

Выставки, которые были бесплатными для посещения, будь то весь музей или отдельная экспозиция, отмечены звездочкой (*).

Полотно Винсента ван Гога на выставке в Национальной галерее Виктории в Мельбурне. Фото: National Gallery of Victoria

Самые посещаемые художественные музеи мира. Топ-50

Место в рейтинге Общее число посетителей Музей Город
1 8 100 000 Лувр Париж
2 8 062 625 Национальный музей Китая Пекин
3 6 692 909 Метрополитен-музей* Нью-Йорк
4 6 427 277 Музеи Ватикана Ватикан
5 5 906 000 Британский музей Лондон
6 5 656 004 Тейт Модерн Лондон
7 5 232 277 Национальная художественная галерея Вашингтон
8 5 229 192 Национальная галерея Лондон
9 4 436 118 Музей императорского дворца Тайбэй
10 4 220 133 Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
11 3 880 812 Мадрид
12 3 789 748 Музей Виктории и Альберта Лондон
13 3 476 606 Национальный музей Кореи Сеул
14 3 370 872 Центр Помпиду Париж
15 3 223 350 Сомерсет-Хаус Лондон
16 3 177 842 Музей Орсе Париж
17 2 986 908 Токио
18 2 824 404 Национальный музей Прадо Мадрид
19 2 752 719 Музей современного искусства Нью-Йорк
20 2 746 405 Музеи Московского Кремля Москва
21 2 723 955 Токио
22 2 522 696 Национальная галерея Виктории** Мельбурн
23 2 363 090 Смитсоновский Национальный музей афроамериканской истории и культуры Вашингтон
24 2 255 010 Музей ван Гога Амстердам
25 2 235 355 Галерея Уффици Флоренция
26 2 178 825 Токийский национальный музей Токио
27 2 165 601 Национальный музей Шотландии Эдинбург
28 2 160 000 Рейксмузеум Амстердам
29 2 087 597 Шанхай
30 2 024 000 Государственная Третьяковская галерея Москва
31 1 813 626 Национальный музей народного искусства Кореи Сеул
32 1 809 568 Галерея Саатчи Лондон
33 1 777 877 Тейт Бритен Лондон
34 1 623 677 Галерея Академии Флоренция
35 1 619 316 Чикагский институт искусств Чикаго
36 1 600 761 Национальные галереи Шотландии** Эдинбург
37 1 590 410 Музей Акрополя Афины
38 1 544 000 Национальная галерея Сингапур
39 1 451 801 Центр Гетти** Лос-Анджелес
40 1 436 941 Токио
41 1 427 225 Бельведер Вена
42 1 425 826 Художественная галерея Квинсленда** Брисбен
43 1 424 149 Музей истории искусств Вена
44 1 412 060 Национальные галереи Гран-пале Париж
45 1 402 245 Фонд Louis Vuitton Париж
46 1 389 696 Королевский музей Онтарио Торонто
47 1 353 176 Австралийский центр движущихся образов Мельбурн
48 1 337 566 Рио-де-Жанейро
49 1 323 837 Монреальский музей изящных искусств Монреаль
50 1 322 611 Музей Гуггенхайма Бильбао

* Без учета посещаемости филиала Метрополитен-Бройер (398 922 человек), но с учетом посещаемости Клойстерс.

** Звездочкой отмечены институции, располагающиеся в нескольких зданиях. В этом году мы разделили разные площадки, чтобы получить более точные данные посещаемости каждой из них. Дополнительные площадки и общие показатели посещаемости таковы: Национальная галерея Виктории (Австралийская национальная галерея Виктории — 613 801; общая посещаемость — 3 136 497); Национальные галереи Шотландии (Национальная галерея современного искусства Шотландии — 605 766; Национальная портретная галерея Шотландии — 358 199; общая посещаемость — 2 564 726); Центр Гетти (Вилла Гетти — 379 214; общая посещаемость — 1 831 015); Художественная галерея современного искусства Квинсленда (Художественная галерея Квинсленда — 751 406; общая посещаемость — 2 177 232).

Выставка «Сахарная спираль» в Художественной галерее Квинсленда. Фото: Natasha Harth

50 самых посещаемых художественных выставок мира

Место в рей- тинге Среднее число посетите-лей в день Общее число посетителей Выставка Площадка Город Даты
1 11 268 600 439 Ункэй, великий мастер буддийской скульптуры Токийский национальный музей Токио 26 сентября – 26 ноября
2 8 926 1 205 063 Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина Фонд Louis Vuitton Париж 22 октября 2016 – 5 марта 2017
3 8 505 657 350 Альфонс Муха Национальный художественный центр Токио Токио 8 марта – 5 июня
4 7 509 833 490 Художники художников* Галерея Саатчи Лондон 30 ноября 2016 – 22 марта 2017
5 6 714 518 893 Яёи Кусама. Моя бессмертная душа Национальный художественный центр Токио Токио 22 февраля – 22 мая
6 6 687 516 834 Мондриан и группа De Stijl* Культурный центр Банка Бразилии Рио-де-Жанейро
7 6 388 597 702 Кен Джейкобс. Гости Музей Гуггенхайма Бильбао 27 июля – 12 ноября
8 6 229 710 995 Билл Виола. Ретроспектива Музей Гуггенхайма Бильбао 30 июня – 9 ноября
9 6 161 534 221 Георг Базелиц. Герои Музей Гуггенхайма Бильбао 14 июля – 22 октября
10 6 082 462 262 Ван Гог и времена года Мельбурн 28 апреля – 12 июля
11 5 813 379 527 «Вавилонская башня» Брейгеля Токийский художественный музей «Метрополитен» Токио 18 апреля – 2 июля
12 5 788 620 945 Дэвид Хокни Центр Помпиду Париж 21 июня – 23 октября
13 5 568 597 390 Рене Магритт. Вероломство образов Центр Помпиду Париж 21 сентября 2016 – 23 января 2017
14 5 500 660 052 Роберт Раушенберг. Среди друзей Нью-Йорк 21 мая – 17 сентября
15 5 415 693 125 Исаму Ногучи, архаичный, современный* Вашингтон 11 ноября 2016 – 19 марта 2017
16 5 198 245 795 Чайная церемония. Квинтэссенция Японии Токийский национальный музей Токио 11 апреля – 4 июня
17 5 154 681 127 Жалость и террор. Путь Пикассо к «Гернике» Центр искусств королевы Софии Мадрид 4 апреля – 4 сентября
18 5 145 569 673 Синьяк, Редон, Тулуз-Лотрек Музей Гуггенхайма Бильбао 12 мая – 17 сентября
19 5 090 453 740 Мистический пейзаж от Моне до Кандинского Музей Орсе Париж 13 марта – 25 июня
20 4 729 628 924 Сахарная спираль. Ты, я, искусство и все на свете* Художественная галерея Квинсленда/GoМА Брисбен 3 декабря 2016 – 17 апреля 2017
21 4 693 750 943 От селфи к самовыражению* Галерея Саатчи Лондон 31 марта – 6 сентября
22 4 657 415 773 Портреты Сезанна Музей Орсе Париж 13 июня – 24 сентября
23 4 613 539 688 Франсис Пикабиа Музей современного искусства (МоМА) Нью-Йорк 21 ноября 2016 – 19 марта 2017
24 4 562 520 046 Премия Фонда Карминьяка* Галерея Саатчи Лондон 16 мая – 6 сентября
25 4 519 426 036 Фредерик Базиль (1841–1870). Юность импрессионизма Музей Орсе Париж 15 ноября 2016 – 5 марта 2017
26 4 450 351 574 Los Carpinteros. Живой объект* Культурный центр Банка Бразилии Рио-де-Жанейро 3 мая – 2 августа
27 4 446 313 131 Шедевры из коллекции бостонского Музея изящных искусств Токийский художественный музей «Метрополитен» Токио 20 июля – 9 октября
28 4 389 365 562 Арчимбольдо. Природа в искусстве Национальный музей западного искусства Токио 20 июня – 24 сентября
29 4 346 478 082 Дэвид Хокни Тейт Бритен Лондон 9 февраля – 29 мая
30 4 344 406 435 Пьер Юиг. (Без названия). Человеческая маска Музей Гуггенхайма Бильбао 30 марта – 16 июля
31 4 260 325 000 Вермеер и мастера жанровой живописи Лувр Париж 22 февраля – 22 мая
32 4 210 300 102 Тадао Андо. Подвиги Национальный художественный центр Токио 27 сентября – 18 декабря
33 4 087 217 791 Фигура человека в коллекции Художественного музея Сан-Паулу* Культурный центр Банка Бразилии Рио-де-Жанейро 8 февраля – 10 апреля
34 4 039 180 596 Сисеро Диас. Поэтическое путешествие* Культурный центр Банка Бразилии Рио-де-Жанейро 5 августа – 25 сентября
35 4 035 208 097 Йоко Оно. Небо по-прежнему голубое, знаете ли Институт Томиэ Отакэ Сан-Паулу 30 марта – 28 мая
36 4 033 311 665 Патриция Пиччинини. Сознание* Культурный центр Банка Бразилии Белу-Оризонти 12 октября 2016 – 9 января 2017
37 3 977 269 834 Чжао Баньди. Китайская вечеринка Центр современного искусства Улленсов Пекин 5 августа – 22 октября
38 3 946 365 874 Перемотка вперед. Живопись 1980-х гг. Музей Уитни Нью-Йорк 27 января – 14 мая
39 3 931 364 475 Пельо Ирасу. Панорама Музей Гуггенхайма Бильбао 10 марта – 25 июня
40 3 873 395 000 Дональд Салтан. Картины катастроф* Смитсоновский музей американского искусства (SAAM) Вашингтон 26 мая – 4 сентября
41 3 809 327 000 Диана Арбус Сан-Франциско 21 января – 30 апреля
42 3 781 276 034 Дом Dior. 70 лет высокой моды Национальная галерея Виктории Мельбурн 27 августа – 7 ноября
43 3 732 515 000 Американский визионер. Жизнь и время Джона Ф. Кеннеди* Смитсоновский музей американского искусства (SAAM) Вашингтон 3 мая – 17 сентября
44 3 719 267 261 Брюс Коннер Музей современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA) Сан-Франциско 29 октября 2016 – 22 января 2017
45 3 676 338 209 Луиза Лоулер. Почему сейчас картины Музей современного искусства (МоМА) Нью-Йорк 30 апреля – 30 июля
46 3 628 355 000 Элегантность и роскошь ар деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels Музеи Московского Кремля Москва 20 сентября 2016 – 11 января 2017
47 3 627 370 000 История мира в 100 предметах* Шанхайский художественный музей Шанхай 29 июня – 8 октября
48 3 594 304 434 Фрэнсис Бэкон. От Пикассо до Веласкеса Музей Гуггенхайма Бильбао 30 сентября 2016 – 8 января 2017
49 3 549 419 740 Шедевры из коллекции Художественного музея Bridgestone Музей Оранжери Париж 5 апреля – 21 августа
50 3 443 434 263 Джованни даль Понте Галерея Академии Флоренция 22 ноября 2016 – 17 апреля 2017

Морис Дени. «Шествие под деревьями». 1893. Выставка «Мистический пейзаж от Моне до Кандинского» в Музее Орсе. Фото: Musee d‘Orsay/Henry Lewandowski

Самые посещаемые бесплатные выставки и посещение в формате «Общий билет». Топ-15

В этом году категорию «Общий билет» возглавляет «Ночь искусств» — бесплатный фестиваль, проходивший в течение одной ночи на различных площадках Лондона и включавший в себя более 50 мероприятий: инсталляции, перформансы, кинопоказы. Одной из самых популярных была работа живущей в Лондоне художницы из Германии Мелани Маншо под названием «Танцы» («Вся ночь, Лондон»). Художница сделала ее совместно с десятью разными школами танцев, которые прошли по улицам города в ритме танго или кубинской руэды, а затем собрались на площади в районе Бродгейт, где предлагали всем желающим присоединяться к танцам до утра. В категорию «Общий билет» (или Big Ticket) входят мероприятия, которые нельзя отнести к обычным музейным выставкам. В их числе выставки, билет на которые дает доступ и к иным достопримечательностям, как, например, в случае Версальского дворца; выставки, расположенные на территории других культурных объектов, как в случае пекинского Музея дворца в Запретном городе; выставки в лобби музеев вроде Турбинного зала и «Нефтехранилищ» в Тейт Модерн; выставки, проходящие на нескольких площадках одновременно, в том числе биеннале и фестивали. Несмотря на то что в 2017 году проходила очередная Венецианская биеннале, она с показателем в 3709 посетителей в день не попала в топ-10. Стоит, однако, отметить, что, в отличие от других биеннале, в том числе в корейском Пусане, а также таких фестивалей, как ArtPrize и Scape, вход на Венецианскую биеннале платный.

Дэвид Хокни. «Бассейн с двумя фигурами». 1971. Выставка в Тейт Бритен и Центре Помпиду. Фото: Art Gallery of New South Wales / Jenni Carter

Среднее число посетителей в день Общее число посетителей Выставка Площадка Город Даты
35 968 71 937 Ночь искусств* Различные площадки Лондон 1 июля – 2 июля
27 512 522 737 ArtPrize 2017* Различные площадки Гранд-Рапидс 20 сентября – 8 октября
23 153 231 527 BMW Tate Live 2017. Десять дней, шесть ночей* Тейт Модерн Лондон 24 марта – 2 апреля
21 892 1 882 751 История китайской каллиграфии Тайбэй 1 октября – 25 декабря
16 465 2 930 788 По заказу Hundai. Филипп Паррено* Тейт Модерн Лондон 4 октября 2016 – 2 апреля 2017
15 116 650 000 Scape: сезон паблик-арта - 2017. Время в пространстве* Scape Крайстчерч 7 октября – 18 ноября
12 818 384 526 Пусанская биеннале. Фестиваль «Море искусства - 2017»* Пусанская биеннале Пусан 16 сентября – 15 октября
11 923 1 025 393 Переданная в дар живопись и каллиграфия Национальный музей императорского дворца Тайбэй 1 октября – 25 декабря
11 868 985 056 Шедевры живописи и каллиграфии Национальный музей императорского дворца Тайбэй 4 октября – 25 декабря
11 683 973 000 Ансельм Кифер - Велимиру Хлебникову Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург 30 мая – 3 сентября
10 669 358 188 Шелковый путь. Современная живопись Китая Музей дворца в Запретном городе Пекин 6 июля – 13 августа
10 165 935 224 Медведь Браво в Национальном музее императорского дворца Национальный музей императорского дворца Тайбэй 1 августа – 31 октября
10 133 851 206 Китайская живопись/Птицы/Юмор/Куры Национальный музей императорского дворца Тайбэй 1 января – 25 марта
9 994 909 437 Произведения, переданные в дар семьей Фу Чуаньфу Национальный музей императорского дворца Тайбэй 25 января – 25 апреля
9 673 1 634 778 Император Цзяцин из династии Цин и искусство его времени Национальный музей императорского дворца Тайбэй 1 января – 18 июня

* Звездочкой отмечен бесплатный вход на выставку и в музей.

Мы выбрали самые важные выставки 2016 года, которые проходили или проходят до сих пор в самых разных уголках планеты. Все они найдут свое место в истории мирового искусства.

«Ян Фабр: рыцарь отчаяния - воин красоты». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Фабр, наследник великих барочных фламандцев, известен во всем мире. Для подготовки его мощной в Эрмитаже потребовалось десять лет, но результат того стоит. Тонкие рифмы его произведений с музейной коллекцией разных веков заняли несколько залов Зимнего дворца и Главного штаба.

Перформанс «Любовь - высшая сила»

«Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов». Центр Помпиду, Париж

Новость о произведений современного российского искусства французскому музею, организованной Благотворительным фондом Владимира Потанина, облетела весь мир. Этот самый крупный в истории акт дарения русского искусства состоялся благодаря и самим художникам, и коллекционерам, предоставившим свои произведения. Вместе с фактом дарения появилась и новая надежда, что о наших художниках узнают не только в Париже.

«Шедевры нового искусства. Собрание С. Щукина. Государственный Эрмитаж - ГМИИ имени А. С. Пушкина» Fondation Louis Vuitton, Париж

Еще одна , связанная с Россией и Францией, гремит своей небывалой мощью по обе стороны океана. Лишь французскому магнату Бернару Арно оказалось по карману впервые за сто лет объединить работы из коллекции Щукина, разбросанные большей частью по двум главным российским музеям.

Поль Гоген
«Сбор плодов»
1899
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Ретроспектива Ай Вэйвэя. Бельведер/21Haus, Вена

Главный китайский художник планеты - мастер крупных инсталляций. Ими он захватил в центре Вены главные выставочные площадки объединения - Большой дворец и парк, а также выставочный павильон 21Haus, куда смог вместить целый храм XVII века.

Ретроспектива Фрэнсиса Бэкона. Grimaldi Forum, Монако

Собрать одного из самых дорогих художников современности - настоящий подвиг, который оказался по силам кураторам Grimaldi Forum в Монако и Музею Гуггенхайма в Бильбао, где выставка гостила после Лазурного побережья.

«Не бояться любви». Monnaie de Paris, Париж

Это на арт-сцену одного из главных актуальных художников Маурицио Каттелана и почти полноценная его ретроспектива. Впрочем, вернулся на сцену он чуть раньше - участием в биеннале в Цюрихе с перформансом с женщиной, едущей по воде в инвалидной коляске.

«Novecento»
1997
Photo Paolo Pellion di Persano
Courtesy Maurizio Cattelan’s Archive

«Хорошая ярмарка». Ullens Center for Contemporary Art, Пекин

Популярный дуэт Майкл Элмгрин и Ингар Драгсет построили самую большую в своей жизни тотальную - целую арт-ярмарку в центре Пекина, где «продавались» исключительно их собственный произведения.

Elmgreen & Dragset
«The Well Fair»
Ullens Center for Contemporary Art

«Carambolage». Grand Palais, Париж

Собрать ретроспективу одного художника - подвиг, но не меньший подвиг собрать сложносочиненную и многосоставную выставку авторов разных эпох и стилей из десятков музеев мира и умело сплести из всего этого головокружительного хозяйства цельный экспозиционный узор. Куратор Жан-Юбер Мартен такой свой излюбленный фокус с блеском в Grand Palais.

«Наши головы круглые, так что мысли могут менять направления». MoMA, Нью-Йорк

Эта фантастическая Франсиса Пикабиа, охватившая все разнообразные периоды его творчества, от постимпрессионизма до минимализма, - плод совместных усилий Kunsthaus Цюриха и американского MoMA.

Ежегодная специализированная строительная выставка «Байкальская строительная неделя», завершившаяся накануне в Иркутском «Сибэкспоцетре», в очередной раз подтвердила свой статус крупнейшей выставки, проводимой в этом выставочном комплексе, и одного их самых важных региональных мероприятий в сфере строительной индустрии. Но, наряду с региональными строительными выставками, в мире существуют и выставки поистине всепланетного масштаба, собирающие участников и посетителей из разных стран.

«Bauma» – Олимпиада строительной отрасли

Самую крупную строительную выставку в мире «Bauma» недаром называют Олимпиадой в строительной отрасли. Но в отличие от Олимпиады, «Bauma» проходит раз в три года в Мюнхене (Германия).

Первая выставка строительных материалов и техники «Bauma» была проведена в Мюнхене еще в далеком 1954 году и сразу привлекла к себе внимание многих специалистов в отрасли строительства.

В первое время это мероприятие проходило ежегодно. Его популярность росла, в связи с чем требовалось расширение выставочной площади. По мере роста популярности увеличивалось как количество участников, так и посетителей. Постепенно сложилась ситуация, когда ежегодно проводить выставку стало невозможно, и было принято решение о проведении этого крупнейшего строительного форума один раз в три года.

И вот теперь каждые три года компания «Messe Munchen GmbH», которая организует выставку «Bauma», собирает специалистов в сфере строительства со всего мира в «Neue Messe Munchen» (Новом выставочном центре Мюнхена).

В апреле прошлого, 2013 года, состоялась юбилейная 30-ая выставка.

Сегодня «Bauma» является крупнейшей международной строительной выставкой. В ней принимают участие более трех тысяч компаний из почти шестидесяти стран мира. Это грандиозное мероприятие посещают до полумилиона специалистов из 200 стран. Площадь экспозиции составляет более пятисот тысяч квадратных метров.


Тематические разделы выставки «Bauma»

Участие или посещение международной выставки «Bauma» дает возможность познакомиться с техническими новинками в различных строительных отраслях, наладить новые контакты и заключить выгодные договоры и контракты. Огромная экспозиция имеет четыре тематических раздела, посвященных тем или иным материалам и оборудованию.

Первая часть выставки «Bauma» посвящена оснащению строительных площадок. Здесь участники представляют различные виды строительной техники и оборудования, подъемные машины и конвейеры, инструменты, приспособления для производства и подачи бетона, опалубку и строительные леса, транспортные средства.

Второй раздел выставки «Bauma» посвящается горному делу, добыче и переработке сырья. Здесь можно увидеть новейшие машины и механизмы для добычи сырья, его последующей обработки, оборудование для дробления и сортировки, коксовальные установки.

Тематикой третьего раздела международной выставки «Bauma» является производство строительных материалов. Здесь участники мероприятия знакомят посетителей с производимым ими оборудованием для изготовления извести, цемента, гипсовых растворов, бетона и бетонных изделий, асфальта, штукатурки, стяжки, сухих строительных смесей, известнякового песка и других материалов. Кроме того, в этой части выставки представлены машины и установки, предназначенные для производства гипса и листов гипсокартона. Здесь же экспоненты знакомят посетителей «Bauma» с технологиями хранения и упаковки строительных материалов в промышленных условиях и на стройплощадке.

В четвертои разделе выставки представляются запасные части и техническое обслуживание. Здесь выставляются электрогенераторы, гидравлическое оборудование, контрольно-измерительная и наладочная техника, быстроизнашивающиеся детали и комплектующие, средства связи и навигации. Также участники этого раздела выставки знакомят посетителей с техникой безопасности на производственных участках.

Обширная программа выставки «Bauma» всегда традиционно вызывает огромный интерес у специалистов из разных стран. Юбилейная международная выставка «Bauma» в 2013 году стала грандиозным событием в строительной отрасли во всем, полностью оправдав свой статус крупнейшего события в мире.

Следующая выставка «Bauma» пройдет в Мюнхене в 2016 году. Но специалисты строительной сферы начинают готовиться к ней уже сейчас.

Крупнейшая ежегодная строительная выставка «World of Concrete»

Одно из самых массовых и успешных строительных мероприятий – крупнейшая выставка «World of Concrete (WOC)», проводимая в Лас-Вегасе. Выставка «World of Concrete (WOC)», в отличие от мюнхенской «Bauma», проходит ежегодно, начиная с 1975 года. «World of Concrete» – крупнейшая международная строительная выставка, посвященная строительству из бетона и цемента. Вниманию торговых посетителей на выставке представляется широчайший выбор продукции, машин, транспорта и оборудования для строительства зданий и сооружений из бетона и камня. Профессионалы-строители здесь смогут ознакомиться с новыми разработками и идеями в области строительных материалов, новейших технологий и оборудования, архитектурных, инженерных и дизайнерских решений.

Тематические разделы выставки «WOC»: строительное оборудование, материалы и инструменты, техника для укладки дорожных покрытий, цементные растворы, насосы, лазерные технологии, химикаты, строительные леса, грузовой транспорт, материалы для каменной кладки; бетонные, цементные конструкции; инструменты и принадлежности для цементного строительства, ремонта; строительство из камня; готовые соединения; отраслевые ассоциации, профессиональные союзы, техническая литература, СМИ. На выставке представляются инновационные продукты и технологии, проходят интересные демонстрации и соревнования, проводится образовательная программа мирового класса. Здесь все могут найти интересные для себя идеи, методы и демонстрации.

Около полутора тысяч компаний – представителей строительной индустрии со всего мира принимают участие в этой выставке. Площадь выставочных павильонов составляет более 600.000 квадратных футов (примерно 55.750 м 2), а выставочные площадки расположены как на открытом воздухе, так и в помещении. Выставку посещает около 70.000 специалистов практически из всех областей строительной промышленности.

В «WOC» традиционно принимают участие такие знаменитые производители оборудования, как «Bosch Power Tools & Accessories», «Caterpillar Inc», «Husqvarna Construction Products», «HTC Professional Floor Systems», «Klindex SRL», «Aztec Products Inc», «WerkMaster», «Blastrac» и многие другие.


За пять дней выставки ее посетители могут ознакомиться с последними тенденциями рынка, а также получить знания, необходимые для запуска и ведения собственных проектов. Также проводятся образовательные семинары для повышения квалификации специалистов отрасли с последующей их сертификацией.

«WOC» разделена на 7 больших областей:

  • Погрузочно-разгрузочные работы. В этой области представлены самые современные модели грузовиков, погрузчиков, экскаваторов, автоподъемников и другого оборудования, необходимого для доставки материала.
  • Ремонт и демонтаж. Оборудование и инструмент для ремонта и сноса коммерческих и жилых бетонных конструкций.
  • Центр изготовителя. Изготовители цемента, готовых цементных смесей, железобетонных и армированных изделий, бетонных блоков.
  • Строительные технологии. Новинки в области программного обеспечения для управления проектами, бухгалтерского учета.
  • Мир кирпича. Отсек, посвященный новинкам в области изделий из кирпича и камня, а также новым технологиям в этой области.
  • Презентация продукции. Здесь представлены лучшие образцы продукции строительной индустрии прошедшего года, собранные в одном месте.
  • Экология. Особая область выставки, посвященная «зеленым» технологиям.

Выставка проводится в начале года, в январе, и является своеобразным подведением итогов мировой строительной индустрии за год завершенный и обсуждением планов и перспектив на год предстоящий.

Москва является центром строительной выставочной индустрии России. Именно в Москве проводятся выставки по строительству международного уровня.

Ежегодно весной, в самом начале строительного сезона, организатор, группа компаний «ITE», открывает двери ЦВК «Экспоцентр» для участников и посетителей выставки «MosBuild».

«MosBuild (Мосбилд)» – строительная выставка №1 в России и крупнейшая в Европе ежегодная общестроительная выставка, подтвержденная знаком «UFI» (Всемирная ассоциация выставочной индустрии). «MosBuild (Мосбилд)» давно уже стала лидером среди выставок для профессиональных строителей из нашей страны и зарубежных государств. «MosBuild» входит в ТОП-5 строительных выставок мира и поддерживается государством, общественными организациями, российскими и иностранными политическими и общественными деятелями, крупнейшими отечественными и зарубежными отраслевыми СМИ и общеполитическими изданиями.

«MosBuild» состоит из трех крупных тематических разделов:

  • «Строительство. Интерьер»
  • «Окна. Фасады. Ворота. Автоматика»
  • «Керамика. Камень. Сантехника».

Помимо основных разделов выставки, также проводятся различные деловые программы, включающие серию мероприятий, нацеленных на обсуждение проблем и стратегий развития отрасли. На выставке также работает площадка активного образования для молодых архитекторов и дизайнеров «MosBuild School». И, кроме этого, работают открытые тематические стенды МАРХИ, Британской школы дизайна, образовательных интернет-ресурсов.


«MosBuild – 2014» проходила с 1 по 4 апреля в ЦВК «Экспоцентр» где размещался раздел «Строительство. Интерьер», в те же дни на ВВЦ проходила выставка «Окна. Фасады. Ворота. Автоматика». Экспозиция «Керамика. Камень. Сантехника» проходила с 15 по 18 в ЦВК «Экспоцентр».

Участие в выставке «MosBuild» приняли известные компании – мировые лидеры строительной отрасли: «KeramaMarazzi», «AtlasConcorder Group», «Roca Group», «KohlerRus», «Italon», «Keuco», «Geberi»t, «Kaldewei», «Hansgrohe», «Vitra», «Duravit», «Herbovital», «TOTO», «Gustavberg», «Villeroy&Boch», «Nicolazzi», «Tagina», «Granitifiandre», «Керамин», «Cersanit», «Peronda», «CeramicasAparici», «Нефрит Керамика», «Rosstyle», «PM Valentino», «ATEM», «Ласселсбергер», «Керамир», «Сокол», «Caesarstone», «Архикамень», «Архистиль», «Mocapor», «Pragosa», «Marcopool», «Harvia», «Saunaland», «Sibelco», «Sacmi», «Esmalglass», «Colorobbia».


«MosBuild» в фактах и цифрах:

Год основания: 1995

Периодичность: ежегодно

Площадь выставки: 148 438 м 2

Общее число участников: 2 298

Количество представленных стран: 45

Количество посетителей: 101 233

СТТ – крупнейшая в мире ежегодная выставка строительной техники

Невероятное количество кранов, строительной техники и оборудования каждый год в начале июня собирает до 100 000 посетителей и потенциальных покупателей.

Буквально в эти дни в Москве проходит Международная специализированная выставка «Строительная Техника и Технологии (СТТ) – 2014». Это уже 15-я выставка по счету, она проводится ежегодно, начиная с 2000 года. За это время мероприятие успело стать лидером отрасли и заручиться поддержкой государственных и общественных организаций, ведущих профильных СМИ, российских и зарубежных ассоциаций производителей строительной техники.

На сегодняшний день площадь выставки составляет более 130 000 м 2 , а количество участников превышает 1000 компаний. По своим масштабам СТТ стала крупнейшей в мире среди ежегодных выставок строительной техники и оборудования.

Ведущие производители и поставщики строительной отрасли представляют здесь свои новейшие разработки и самые актуальные технологические решения. СТТ – это место встречи десятков тысяч специалистов со всего мира.

Основные разделы выставки СТТ:

  • Дорожно-строительные комплексы, машины и механизмы
  • Экскаваторы, погрузчики, землеройные и планировочные машины
  • Навесное рабочее оборудование
  • Машины для ремонта и содержания дорог
  • Строительный и специальный транспорт
  • Техника для бестраншейной прокладки коммуникаций
  • Буровое оборудование
  • Оборудование для свайных работ
  • Помпы, насосы и оборудование для котлованных и подземных работ
  • Подъемное оборудование, краны, транспортеры
  • Металлические подмостки, строительные леса, вспомогательные конструкции
  • Системы опалубки
  • Оборудование для производства бетонных работ
  • Компрессоры, пневматический и гидравлический инструмент
  • Генераторы, передвижные электростанции, двигатели
  • Оборудование для разрушения и сноса
  • Измерительная техника, геодезические приборы, георадары
  • Оборудование для переработки строительного мусора и отходов
  • Техника для транспортировки машин, механизмов и материалов
  • Инструменты, вспомогательное и ремонтное оборудование
  • Запчасти и комплектующие для машин и механизмов
  • Смазочные материалы
  • Аренда и лизинг строительной техники и оборудования
  • Финансовые и страховые услуги
  • Специализированные средства массовой информации

Кроме того, есть еще «специальные разделы выставки»:

  • Горная техника
  • Лесозаготовительная техника
  • Складская техника


Специалисты давно поняли и осознали необходимость участия в подобного рода мероприятиях, хоть международных, хоть региональных. Именно там можно полноценно заявить о себе и о свой продукции, расширить круг клиентов, найти новых покупателей и партнеров, узнать о состоянии рынка отрасли и тенденциях и перспективах его развития.

Конечно, не каждой компании и не каждому предпринимателю есть резон участвовать в выставках-рекордсменах мирового масштаба. Но для этого и проводятся региональные строительные ярмарки, такие, как «Байкальская строительная неделя», по уровню организации не уступающая и глобальным международным строительным форумам.

"Правила строительства", №4 4 /1, июнь 2014

Правообладателем всех материалов сайта является ООО «Правила строительства». Полная или частичная перепечатка материалов в любых источниках запрещена.