История открытия нефти. Краткая история нефти Где добыта первая нефть

Нефть известна человеку с древнейших времен. Люди уже давно обратили внимание на черную жидкость, сочившуюся из-под земли. Есть данные, что уже 6500 лет назад люди, жившие на территории современного Ирака, добавляли нефть в строительный и цементирующий материал при строительстве домов, чтобы защитить свои жилища от проникновения влаги. Древние египтяне собирали нефть с поверхности воды и использовали ее в строительстве и для освещения. Нефть также использовалась для герметизации лодок и как составная часть мумифицирующего вещества.

Во времена древнего Вавилона на Ближнем Востоке велась довольно интенсивная торговля этим «черным золотом». Некоторые города уже тогда буквально вырастали на торговле нефтью. Одно из семи чудес света, знаменитые Висячие сады Серамиды (по другой версии - Висячие сады Вавилона ), также не обошлись без использования нефти в качестве герметизирующего материала.

Не везде нефть собирали только с поверхности. В Китае более 2000 лет назад при помощи стволов бамбука с металлическим наконечником бурили небольшие скважины. Изначально скважины предназначались для добычи соленой воды, из которой извлекалась соль. Но при бурении на бОльшую глубину из скважин добывали нефть и газ. Неизвестно нашла ли нефть применение в древнем Китае, известно только, что газ поджигали для выпаривания воды и извлечения соли.

Примерно 750 лет назад известный путешественник Марко Поло в описании своих путешествий на Восток упоминает использование нефти жителями Апшеронского полуострова в качестве лекарства от кожных болезней и топлива для освещения.

Первые упоминания о нефти на территории России относятся к XV веку. Нефть собирали с поверхности воды на реке Ухта. Также как и другие народы, здесь ее использовали в качестве лекарственного средства и для хозяйственных нужд.

Хотя, как мы видим, нефть была известна с древнейших времен, она находила довольно ограниченное применение. Современная история нефти начинается с 1853 года, когда польский химик Игнатий Лукасевич изобрел безопасную и удобную в обращении керосиновую лампу. Он же по данным некоторых источников открыл способ извлекать из нефти керосин в промышленных масштабах и основал в 1856 году нефтеперегонный завод в окрестностях польского города Ulaszowice.

Еще в 1846 году канадский химик Абрахам Геснер придумал, как получать керосин из угля. Но нефть позволяла получать более дешевый керосин и в гораздо большем количестве. Растущий спрос на керосин, использовавшийся для освещения, породил спрос на исходный материал. Так было положено начало нефтедобывающей промышленности.

По данным некоторых источников первая в мире нефтяная скважина была пробурена в 1847 году в районе города Баку на берегу Каспийского моря. Вскоре после этого в Баку, входящем в то время в состав Российской империи, было пробурено столько нефтяных скважин, что его стали называть Черный город.

Тем не менее, рождением российской нефтяной промышленности принято считать 1864 год. Осенью 1864 года в Кубанской области был осуществлен переход от ручного способа бурения нефтяных скважин к механическому ударно-штанговому с использованием паровой машины в качестве привода бурового станка. Переход к этому способу бурения нефтяных скважин подтвердил свою высокую эффективность 3 февраля 1866 года, когда было закончено бурение скважины 1 на Кудакинском промысле и из нее забил фонтан нефти. Это был первый в России и на Кавказе фонтан нефти.

Датой начала промышленной мировой нефтедобычи, по данным большинства источников, принято считать 27 августа 1859 года. Это день, когда из пробуренной «полковником» Эдвином Дрейком первой в США нефтяной скважины был получен приток нефти с зафиксированным дебитом. Эта скважина глубиной 21,2 метра была пробурена Дрейком в городе Тайтусвиль, штат Пенсильвания, где бурение водяных скважин часто сопровождалось проявлениями нефти.

Новость об открытии нового источника нефти с помощью бурения скважины разнеслась по округе Тайтусвиля со скоростью лесного пожара. К тому времени переработка, опыт обращения с керосином и подходящий тип лампы для освещения уже были отработаны. Бурение нефтяной скважины позволило получить достаточно дешевый доступ к необходимому сырью, дополнив, таким образом, последний элемент в зарождение нефтяной отрасли.

Нефть издавна транспортировали от мест добычи к местам потребления.

Археологи установили, что за 6000 лет до н.э. на берегу Евфрата в Иди существовал древний нефтяной промысел. Добытая нефть, в частности, переправлялась вниз по Евфрату к городу Ур и применялась в строительном деле. Для перевозки нефти по реке строились специальные наливные сосуды. Грузоподъемность этих древних "танкеров" достигала 5 т.

Издавна нефть хранили и перевозили в специальных сосудах. Так, нефть с территории бывшего Тмутараканского княжества Киевской Руси (Таманский полуостров) вывозилась византийскими кораблями в амфорах. Именно таманская нефть использовалась византийцами для изготовления их грозного боевого оружия - "греческого огня".

После разорения Константинополя крестоносцами и последующего крушения Византийской империи спрос па нефть упал и тмутараканские промыслы были надолго забыты. Позднее основным поставщиком нефти стал район Баку. Перевозили ее на верблюдах или арбах в кожаных мешках (бурдюках) в различные районы - в Шемаху, Гилян и даже в Западную Европу.

Во времена царствования Бориса Годунова (1598...1605 гг.) нефть привозили в Москву из Печорских лесов с реки Ухты в бочках. Бочки различного размера длительное время служили емкостями для перевозимой нефти на трактах и на водных путях как в нашей стране, так и за рубежом.

Первая в России инструкция о правилах перевозки нефти на судах по Каспию и Волге была утверждена Петром I в 1725 г. Использовались для этих целей сухогрузы - гребные, парусные и паровые суда, на которые нефть грузилась в амфорах или бочках. Первые нефтеналивные суда, отличающиеся тем, что в их трюме размещались специальные емкости для налива нефти, появились в конце XIX века, когда на нее резко возрос спрос. В 1873 г. братья Артемьевы приспособили под налив нефти деревянную парусную шхуну "Александр". А первым в мире металлическим нефтеналивным судном стал пароход "Зороастр", построенный в 1878 г. по русскому проекту на шведской верфи. Для обеспечения пожарной безопасности его грузовые трюмы (танки) были отделены от машинного отделения двойной перегородкой, внутрь которой заливалась вода. Пароход "Зороастр" грузоподъемностью 250 т, ходивший по Каспийскому морю, стал первым в мире танкером. В 1882 г. российскими инженерами был создан танкер "Спаситель", машинное отделение которого впервые в мировой практике было вынесено на корму - так, как это делается теперь у современных танкеров.

Большую роль в развитии отечественного нефтеналивного флота сыграл выдающийся русский инженер В.Г. Шухов. Под его руководством в Саратове были построены первые речные нефтеналивные баржи русского проекта. Впервые в мире они собирались из отдельных секций, что позволило сократить сроки спуска барж со стапелей.

Железнодорожную цистерну придумали американцы. К началу нефтяной лихорадки территория США уже была покрыта сетью железных дорог. Поэтому вполне естественно, что эта сеть стала использоваться для транспортирования нефти. Русские владельцы железных дорог долго сопротивлялись применению железнодорожных цистерн, с одной стороны, справедливо опасаясь пожароопасное™ нефти, а с другой - учитывая, что кпд цистерн составляет 50%, т.к груз перевозится только в одном направлении, а в обратную сторону цистерны движутся порожняком. Однако их достоинства - значительная грузоподъемность, возможность быстрой разгрузки и заполнения цистерн в конце концов сделали свое дело. В 1872 г. мастерскими Московско-Нижегородской железной дороги были изготовлены первые в России железнодорожные нефтеналивные цистерны.

В 1863 г.Д.И. Менделеев, посетивший нефтеперегонный завод В.А. Кокорева близ Баку, предложил использовать трубопровод для перекачки нефти от нефтяных колодцев до завода и от завода до причала на Каспийском море. Тогда его предложение не было осуществлено.

А в 1865 г. в США фирмой "Стандарт ойл" был построен первый в мире нефтепровод диаметром 50 мм и длиной 6 км. "Американцы как бы подслушали мои мысли", - с некоторой горечью писал впоследствии Дмитрий Иванович.

Строительство первого в мире нефтепровода было осуществлено с целью сбить высокие железнодорожные тарифы на перевозку нефти. Сама же идея транспортирования жидкостей по трубам не являлась новой.

Еще в пятом тысячелетии до нашей эры китайцы транспортировали воду по бамбуковым трубам на рисовые поля.

В настоящее время для транспортирования энергоносителей используют железнодорожный, водный, автомобильный и трубопроводный транспорт

На заре нефтяной промышленности транспортировка нефти осуществлялась в деревянных бочках. Но вскоре нефтяные компании осознали, что гораздо выгоднее транспортировать нефть по трубопроводам.

Современная транспортировка нефти осуществляется различными видами транспорта:

  • · Трубопроводным
  • · Железнодорожным
  • · Водным
  • · Автомобильным
  • · Воздушным

Основным достоинством трубопроводного транспорта является низкая себестоимость перекачки. Но при этом есть и недостатки. Основной недостаток - это крупные единовременные капитальные вложения в строительство, т.к. прежде чем начать использовать нефтепровод, необходимо построить его от начальной точки и до конечного пункта.

В России транспортировка нефти в основном осуществляется именно трубопроводным транспортом - по нефтепроводам. Транспортировку нефти и нефтепродуктов осуществляют 2 компании:

ОАО «АК «Транснефть» осуществляет транспортировку нефти;

ОАО «АК «Транснефтепродукт» осуществляет транспортировку нефтепродуктов.

Водный транспорт нефти можно разделить на речной и морской. По рекам и озерам нефть перевозится в баржах и в речных танкерах. Морской транспорт нефти осуществляется морскими танкерами и супертанкерами. Грузоподъемность современных морских супертанкеров достигает миллиона тонн. Самый большой в мире нефтяной супретанкер Knock Nevis имеет длину 458,4 метра. Это больше, чем американская Эмпайр Стейт Билдинг, но поменьше, чем Останкинская телебашня, если их положить на бок. Ежедневно около 30 миллионов баррелей нефти находится в танкерах на пути следования к пункту назначения. Общий действующий флот нефтяных танкеров в мире составляет около 3,5 тысяч судов.

Часть нефти и особенно нефтепродукты перевозятся железнодорожным транспортом. Перевозка осуществляется в специальных стальных вагонах-цистернах грузоподъемностью 50, 60 и 120 тонн. Достоинством железнодорожного транспорта является его универсальность. В цистернах можно перевозить все виды нефти и нефтепродуктов. К недостаткам можно отнести довольно высокие эксплуатационные затраты и низкую эффективность использования подвижного состава, так как обратно цистерны идут порожними.

Автомобильный транспорт используют для перевозки нефти и нефтепродуктов только на небольшие расстояния. Для перевозки нефти его используют крайне редко (обычно в пределах нефтепромысла на период строительства трубопровода). Основное применение автотранспорт находит для доставки нефтепродуктов к местам их потребления (на АЗС, заводы, фабрики и т.п.)

Для транспортировки нефти воздушный транспорт из-за высокой себестоимости практически не применяют. Его используют лишь для снабжения нефтепродуктами отдельных пунктов на Крайнем Севере, дрейфующих станций и зимовок в Арктике. Как правило, доставка нефтепродуктов воздушным транспортом осуществляется в бочках.

Учитывая важность этого всего, в данном курсовом проекте рассматривается Эксплуатация оборудования на НПС.

нефть станция гидравлический удар

Нефть - ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. Залежи нефти находят на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. Максимальное количество залежей располагается на глубине 2-3 километра. Нефть остается главным топливным сырьем в мире. Ее доля в мировом энергобалансе - 46%.

Характеристики и виды нефти

По химическому составу нефть - смесь около 1000 веществ. Главный "ингредиент" - углеводороды с различной молекулярной массой. В составе нефти их около 80-85%. Различают три вида углеводородов: парафиновые (метановые), нафтеновые и ароматические. Последние - самые токсичные.

Около 4-5% в составе нефти занимают органические соединения - сернистые, азотистые и кислородные. Остальные компоненты: углеводородные газы, вода, минеральные соли, металлы, механические примеси (песок, глина, известняк).

Цвет нефти разнится: от светло-желтого до темно-коричневого. Встречается и черная нефть, и насыщенно-зеленая и даже бесцветная. Запах тоже может быть разным: от легкого и приятного до тяжелого. Все зависит от содержания в нефти серы, кислорода и азота.

Самый важный показатель качества нефти - ее плотность. Чем она легче, тем выше ценится. Выделяют: легкую нефть (800— 870 кг/м ³), среднюю (870-910 кг/м ³) и тяжелую (свыше 910 кг/м ³). Показатели зависят от состава нефти, от температуры, давления и количества содержания газов. Плотность нефти измеряют ареометром.

Другие параметры, по которым определяется качество нефти: вязкость, температура кристаллизации, горения и вспышки, электрическая проводимость и теплоемкость.

Месторождение нефти

Нефть относится к невозобновляемым ресурсам. Месторождения этого полезного ископаемого классифицируют по-разному: в зависимости от географического месторасположения, от разведанности и изученности, от форм и размеров залежей.

Самая богатая нефтью страна - Саудовская Аравия (36 млрд. тонн). Далее следуют Канада (28 млрд. тонн), Иран (19 млрд. тонн) и Ливия (15 млрд. тонн). Россия в этом списке на 8-ом месте (13 млрд. тонн).

Супергигантские месторождения нефти, запасы которых превышают отметку 5 млрд. тонн: Румайла в Ираке, Кантарел в Мексике, Тенгиз в Казахстане, Аль-Гавар в Саудовской Аравии, Самотлорское в России, Бурган в Кувейте и Дацин в Китае.

Постоянно ведутся работы по разработке новых месторождений. По оценочным данным BP Statistical review of world energy, весьма перспективны в этом отношении Венесуэла и Канада. Специалисты считают, что при нынешних темпах развития промышленности, нефти только в этих двух странах хватит всему миру на 110 лет.

Добыча и переработка нефти

Добыча нефти - весьма сложный процесс, состоящий из множества этапов.

Выделяют три способа нефтедобычи:

Первичный - нефть сама под естественным давлением верхних пластов фонтанирует. Чтобы нефть поднялась на поверхность, используют погружные насосы и станки-качалки. Таким образом добывают до 15% нефти во всем мире.

Вторичный способ. Когда естественного давления уже не хватает, в пласт для усиления давления закачивают пресную воду, углекислый газ или воздух. Коэффициент извлечения нефти в этом случае составляет 45%.

Третичный метод применяют, когда вторичный становится уже не актуальным. В этом случае либо закачивают водяной пар, либо разжижают нефть, нагревая ее до определенной температуры. Таким образом из месторождения можно выкачать еще процентов 15 нефти.

Переработка нефти - многоступенчатый цикл операций, который проводят с целью получения нефтепродуктов из сырья. Вначале нефть очищают от газов, воды, различных примесей, затем транспортируют на нефтеперерабатывающие заводы, где путем сложных операций получают промышленные продукты.

Применение нефти

Люди стали использовать нефть задолго до нашей эры. Так, например, при строительстве стен Вавилона использовали асфальт и битум. Царь Навуходоносор топил нефтью огромную печь. А древнегреческий историк Геродот описывал способ добычи нефти, которым пользовались древние греки. А в Древней Индии нефть вовсю применяли в строительстве.

В настоящее время перечень продуктов, получаемых из нефти, исчисляется тысячами. Достаточно упомянуть, что продукты из нефти используют практически во всех видах промышленности: энергетической, тяжелой и легкой, химической и пищевой. Нефтепродукты нашли применение в автомобилестроении, медицине, в ракетостроении, сельском хозяйстве и строительстве.

Кто есть кто в мире открытий и изобретений Ситников Виталий Павлович

Кто первым добыл нефть?

Кто первым добыл нефть?

Сырая нефть, которая добывается на поверхности Земли, была известна еще древним людям. Она иногда использовалась в лампах и факелах. В Соединенных Штатах в районе гор Аллеганов имеются большие залежи нефти. В некоторых местах нефть залегает так близко к поверхности Земли, что струей прорывается наружу.

Сырая нефть использовалась как медицинское средство, и вскоре в этом появилась большая необходимость. Но никто не догадался бурить поверхность земли для добычи нефти. Первооткрывателем идеи бурения для добычи нефти был нью-йоркский юрист Георг Бисселл.

Бисселл получил образцы нефти для анализа, и химики сделали вывод, что нефть обладает многими полезными качествами. В 1857 году Бисселл нанял человека по имени Эдвин Л. Дрейк, которому поручил заботиться о нефтяной собственности в Нефтяном заливе в штате Пенсильвания.

Дрейк решил бурить землю в поисках нефти. Но скважина забилась обвалившейся в нее землей. У Дрейка возникла идея – почему бы не установить в скважине железную трубу, чтобы поддерживать стенки скважины. С тех пор так и делают в любой нефтяной скважине.

В воскресенье, 28 августа 1859 года, была пробурена скважина глубиною в 21 метр. Дрейк решил проверить содержимое скважины. Внизу он увидел темную жидкость. Он опустил черпак на веревке, вынул его назад, понюхал содержимое. Это была нефть! Он был первым, кто добыл нефть путем бурения. Новость быстро распространилась, и мир охватила нефтяная лихорадка. Она началась во всех уголках Соединенных Штатов, в Канаде и Европе. Начался новый век.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги 100 великих военных тайн автора Курушин Михаил Юрьевич

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Что такое нефть? Нефть приносит огромную пользу человечеству. С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, трактора, самолеты и корабли. Без нее все двигатели остановятся из-за трения.Из нефти получают технический спирт, парафин, топливо,

Из книги 100 великих изобретений автора Рыжов Константин Владиславович

63. БУРЕНИЕ НА НЕФТЬ До появления керосина во многих странах основным средством освещения служили восковые свечи и китовый жир. Ради последнего были истреблены сотни тысяч китов. Вскоре киты стали редкостью, и появилась необходимость в замене китового жира каким-нибудь

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Кто первым добыл нефть? Сырая нефть, которая добывается на поверхности Земли, была известна еще древним людям. Она иногда использовалась в лампах и факелах. В Соединенных Штатах в районе гор Аллеганов имеются большие залежи нефти. В некоторых местах нефть залегает так

Из книги 100 великих военных тайн [с иллюстрациями] автора Курушин Михаил Юрьевич

автора

Когда разливается нефть… История нефтяной промышленности – это история непрерывных катастроф, результатом которых становится загрязнение окружающей среды. Терпят аварию танкеры, дают течь нефтепроводы, изливаются в море нефтепродукты, используемые в качестве

Из книги 100 великих тайн Земли автора Волков Александр Викторович

Скоро ли кончится нефть? В XVII веке, случалось, нефтью смазывали колеса повозок и лечили подагру. В XVIII веке из нее научились изготавливать керосин. В XIX веке началась ее промышленная добыча.Черная жижа нефти стала теми чернилами, которыми пишется история. Уже в годы Первой

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Как образовалась нефть? Другое название нефти - петролеум, и это дает нам ключ к разгадке, как она образовалась. Слово «нефть» означает «скальное масло». Ученые предполагают, что нефть образовалась из растений и животных, живших на берегах теплых морей и в воде,

Из книги Все обо всем. Том 5 автора Ликум Аркадий

Откуда под землей взялась нефть? Считается, что нефть образовалась из останков древних живых организмов. Миллионы лет назад большая часть сегодняшней суши была под водой. Морские растения и животные собирали в своих телах солнечную энергию. Когда они умирали, останки их

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Зернистые мысли наших политиков автора

Нефть и газ Моя жизнь прошла в атмосфере нефти и газа. Виктор Черномырдин («Новое время», 1999, № 43) Александр III говорил, что у России два союзника – армия и флот. Сейчас у России тоже два союзника – нефть и газ. Леонид Радзиховский, журналист («Сегодня», электронная версия, 23

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Нефть и газ См. также «Большой и малый бизнес» (с.16)Там, где есть мусульмане, есть нефть; обратное утверждение неверно.Чарлз Иссави, британский востоковедСправедливая цена за бензин – столько, сколько можно за него получить, плюс десять процентов.Арабский бизнесмен Али

Нефть представляет собой одно из главных богатств страны, в которой ее добывают. История открытия этого удивительного творения природы сложна и противоречива, как и само земляное масло. Первые упоминания о горючей жидкости встречаются еще в Библии.

Согласно Ветхому Завету во время переселения в Индию древние иудеи скрыли в колодце священный жертвенный огонь, из-за чего вода стала густой и пылающей ярким пламенем. По преданию именно черное золото, которым Ной обмазал свой ковчег, помогло выстоять судну в безудержном потоке Всемирного потопа. Не обошлось без нефти и строительство Вавилонской башни. Природный асфальт, полученный в процессе длительного выветривания горючего вещества, заменял связывающий раствор.

Целебная сила нефти

Историки утверждают, что впервые черное золото начали добывать еще за 5-6 лет до н. э. К древнейшим месторождениям причисляют Ближний Восток, берег Евфрата, китайскую провинцию Сычуань, район Мертвого моря, а также Керченский и Тасманский полуострова. В письменных источниках Древнего Египта говорится о том, что земляное масло использовали в медицине и при бальзамировании мумий. Нефтяные «ванны» помогали излечиться от боли в суставах, а битумные мази назначали при нарывах и заболеваниях кожи.

Да будет свет!

Есть сведения о том, что огонь Прометея тоже на половину состоял из нефти. Народы, проживающие на южном берегу Каспийского моря, издавна использовали горючее вещество в качестве источника света для своего жилища. В средневековье нефть помогала освещать улицы в городах Южной Италии и на Ближнем Востоке. В XIX веке из нее научились получать керосин, которым наполняли лампы.

Первая нефтяная скважина

Поначалу нефть добывали в небольшом количестве из колодцев небольшой глубины. Во второй половине XIX века с появлением паровых машин и интенсивным развитием промышленности потребность в источниках света и надежном смазочном веществе стала возрастать. По этой причине дата 28 августа 1859 года известна миру как начало добычи нефти из первой пробуренной американским полковником Эдвином Л. Дрейком скважины на глубине 22 м.

Нефтяная промышленность зародилась в США в штате Пенсильвания поблизости реки Оил-Крик. В то время автомобилей еще не было, поэтому «каменное масло» активно использовали в фармацевтики. В то время нефть уже имела внушительную цену в 40 долларов за один баррель. Сегодня земляное масло и природный газ позволяют поддерживать мировой топливно-энергетический баланс. Без продуктов нефтяной переработки невозможно представить деятельность ни одной отрасли. Значимость этих природных ископаемых во многом превышает ценность золота самой высокой пробы.

Подробности Исторические заметки

Основные этапы становления нефтедобывающей промышленности России от нефтяных приисков на реке Ухте до основания гигантских государственных корпораций.

Ухтинская нефть

Первое упоминание об обнаружении нефти в России относят к XVI веку. В заметках путешественников того времени найдены описания, как люди, живущие по берегам реки Ухты, собирали нефть с ее поверхности и использовали в медицинских целях, а также в качестве смазывающего материала.

В 1687 году в свет вышел труд известного голландского ученого и государственного деятеля Николаса Витсена «Северная и Восточная Тартария» в двух томах, посвященный описанию Сибири. В своем сочинении Витсен рассказал о том, что на реке Ухте, в сутках езды от города Печора есть место, где из воды выделяется черный жир – нефть.

Уже в начале XVIII века царь Петр I Великий, прочитав книгу Витсена, распорядился найти упомянутый источник нефти, что и было сделано рудоискателем из архангельской губернии Григорием Ивановичем Черепановым в 1721 году. О своей находке в Пустозерском уезде искатель сообщил Берг-коллегии в Санкт-Петербурге, и Петр I распорядился освидетельствовать нефтяной ключ, а также взять пробы из него для анализа сырья. Пробы были доставлены в Москву, однако в связи с кончиной правителя, про них на некоторое время забыли.

Только в 1745 году, другой рудоискатель, также выходец из Архангельска, - Федор Савельевич Прядунов – получил разрешение Берг-коллегии открыть в Пустозерском уезде на реке Ухте нефтяной промысел.

Открытие нефтепромысла на реке Ухте в районе впадения в нее ручья Нефтьель можно назвать первой серьезной по тем меркам добычей нефти в России. Прядунов также положил начало истории нефтепереработки , создав рядом с промыслом хронологически первое в истории примитивное предприятие по переработке нефти. Однако, через несколько лет рудоискатель за неуплату долгов был заключен в тюрьму, где умер в 1753 году. В дальнейшем предприятие сменило нескольких владельцев, а затем пришло в запустение и развалилось.

Восточная Сибирь

В исторических очерках XVII века упоминается о выходах нефти на поверхность и в совсем другой части России – Восточной Сибири.

Известно, что иркутский письменный голова Леонтий Кислянский в 1684 году обнаружил нефть в районе Иркутского острога. Местные жители собирали нефть с поверхности воды и использовали ее в качестве смазочного материала. В последствии сообщалось о новых находках нефти в том же районе, в частности, о таком событии напечатала газета "Ведомости" 2 января 1703 года.

Кавказ

В XIX веке основным районом нефтедобычи в России стал Кавказ. В 1846 (7) году на Апшеронском полуострове, относившемуся в те времена к Российской Империи, в поселке Биби-Эйбат (в районе Баку), была пробурена первая в мире нефтяная разведывательная скважина. Первая в России эксплуатационная скважина была пробурена на Кубани, в селе Киевском, в долине реки Кудако в 1864 году.

В 1853 году была изобретена керосиновая лампа, в связи с чем спрос на нефть и нефтепродукты многократно возрос. Первый нефтеперерабатывающий завод, производящий главным образом керосин, был построен в Баку в 1863 году инженером Давидом Меликовым. Спустя несколько лет он также основал нефтеперерабатывающий завод в Грозном.

Большую роль в развитии нефтепромышленности на Кавказе сыграли братья Нобель, основавшие в 1879 году "Товарищество нефтяного производства братьев Нобель ". Предприятие осуществляло нефтедобычу и нефтепереработку в Баку, создало транспортную и сбытовую сеть, включавшую нефтепроводы, танкеры, вагоны-цистерны и нефтебазы с причалами и железнодорожными ветками.


Акции "Товарищества Нефтяного Производства Братьев Нобель"

Иностранный капитал стал вливаться в нефтедобывающую отрасль России в конце XIX века. В частности, в 1886 году Ротшильды выкупили акции "Батумского нефтепромышленнго и торгового общества ", образованного промышленниками Бунгом и Палашковским, вынужденными однако обратиться за финансовой помощью, и переименовали придприятие в "Каспийско-Черноморское нефтепромышленное общество".

К началу XX века доля России в мировой нефтедобыче составляла 30 %. После революции 1917 года нефтяные месторождения стали национализировать, в связи с чем объемы добычи существенно сократились. Тем не менее, иностранный капитал не покинул Россию - Ротшильды продали свои активы таким компаниям, как Standard Oil и Vacuum. В результате сотрудничества этих компаний с советским правительством, уровень экспорта вернулся к прежним значениям уже к 1923 году.

В период между революцией 1917 года и Второй мировой войной основным районом нефтедобычи в России стал Северный Кавказ и Каспийский регион. В частности, завоевание контроля над этими территориями была одной из основных задач Гитлеровской Германии во время Великой Отечественной Войны.


Добыча нефти в Баку, 1941 год.

Послевоенный период

После войны, помимо добычи нефти на Каспии, было решено начать развивать поиск и разработку месторождений в Волго-Уральском регионе. Относительная легкость в разработке месторождений, а также их нахождение в непосредственной близости к основным транспортным артериям, способствовало развитию региона. Так уже в 50-е годы на Волго-Уральские месторождения приходилось около 45 % всей добываемой в России нефти.

В 1960-е года СССР вышел на второе место в мире по объему добываемых углеводородов. Это стало одним из факторов падения цен на ближневосточную нефть и предпосылкой к созданию ОПЕК .

В начале 60-х был поднят перспективный вопрос, а именно, как удержать уровень добычи нефти при прохождении пика и истощении запасов Волго-Уральского региона. В результате началось активное освоение месторождений Западной Сибири. В короткие сроки Западносибирский бассейн стал крупнейшим в СССР нефтедобывающим регионом. В 1965 году здесь было открыто уникальное месторождение Самотлор, с 14 млрд. баррелей доступной нефти. В 1975 году в Западной Сибири добывали 9,9 млн. баррелей в день. Ханты-Мансийский автономный округ, находящийся в Западной Сибири, до сих пор является основным нефтедобывающим регионом - 60 % всей добываемой в России нефти.

В 80-х годах в нефтедобывающей промышленности СССР наметились проблемы. Стремление получить максимальные значение объемов добычи вылилось в интенсивное бурение, в то время как вложение в разведку новых месторождений минимизировались. Это привело к прохождению Советским Союзом в 1988 году пика добычи нефти, составившего 11,4 млн. баррелей в день (569 млн.тонн в год).


Динамика добычи нефти в России и СССР, млн. тонн/год.

В конце 80-х - начале 90-х началась постепенная регрессия отрасли, которая существенно усугубилась распадом СССР. Сокращались как объемы бурения, так и внутренний спрос и возможности для экспорта.

Падение объемов добычи прекратилось только в 1997 году в связи с демонополизацией и приватизации отрасли. В результате были созданы несколько крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний, занимающих полным циклом добычи нефти - от разведки до продажи нефтепродуктов.

Одним из громких событий начала 2000-х годов стало "дело ЮКОСа", когда руководством станы были приняты меры по банкротству данной компании, и распродаже ее активов, большинство из которых досталось государственной НК "РОСНЕФТЬ" .

В целом, с начала 2000-х годов в России наблюдается стабильный подъем нефтяной промышлнности, а объемы добычи из года в год увеличиваются.

В 2015 году в России было добыто 534.1 млн. тонн нефти и газового конденсата, что соответствует примерно 10.726 млн баррелей в сутки.