Перцептивное общение презентация. Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона делового
общения
Лекция 2

План лекции
1. Феномен формирования первого впечатления о человеке
1.1. партнера при
первом знакомстве
1.2. Явление самоподачи. Понятие имиджа.
2. Механизмы межличностного восприятия
2.1. Идентификация и эмпатия
2.2. Аттракция
2.3. Рефлексия
2.4. Каузальная атрибуция
3. Эффекты межличностного восприятия
3.1. Эффект ореола
3.2. Эффект первичности или новизны
3.3. Эффект или явление стереотипизации
2

Ключевые понятия
Перцепция
Восприятие
Фактор превосходства
Фактор привлекательности
Фактор отношения к
3
наблюдателю
Самоподача
Имидж
Идентификация
Эмпатия
Рефлексия
Аттракция
Стереотипизация
Каузальная атрибуция
Эффект ореола
Эффект первичности
Эффект новизны

Основные понятия
Перцепция
процесс восприятия одним человеком другого
Восприятие
целостный образ другого человека, формируемый на
основе оценки его внешнего вида и поведения
4

Этапы процесса восприятия
Восприятие внешних признаков, формирование
образа другого человека (первое впечатление)
Выражение лица (мимика)
Способы выражения чувств (экспрессия)
Жесты и позы
Походка
Внешний вид (одежда, прическа)
Особенности голоса и речи
Соотнесение внешних признаков с личностными
характеристиками воспринимаемого индивида
Интерпретация поступков другого человека
5

Феномен формирования первого впечатления о человеке

1 вопрос
ФЕНОМЕН ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О
ЧЕЛОВЕКЕ

Факторы, обуславливающие ошибки первого
впечатления
Превосходство
Привлекательность
Отношение к нам
7
Неравенство партнеров в
какой-либо сфере
(социальной,
интеллектуальной,
физической и др.)
Общая эстетическая
выразительность человека
Хорошее или плохое
отношение к нам

Факторы, обуславливающие ошибки восприятия
Фактор превосходства
Человек, который превосходит
наблюдателя по какому-либо важному
параметру, оценивается им гораздо
выше и по остальным значимым
параметрам.
Если же мы имеем дело с человеком,
которого мы в чем-то превосходим, то
мы недооцениваем его
8

Факторы, обуславливающие ошибки восприятия
Фактор привлекательности
чем больше внешне
привлекателен для нас человек,
тем лучше он во всех
отношениях;
если же он непривлекателен, то
и остальные его качества
недооцениваются
9

Факторы, обуславливающие ошибки восприятия
Фактор отношения к
наблюдателю
людей, которые хорошо к
нам относятся или
разделяют какие-то важные
для нас идеи, мы склонны
позитивно оценивать и по
другим показателям
10

Основные понятия в процессе управления
восприятием партнера
Самоподача
способность живого объекта восприятия вмешиваться в
процесс формирования своего образа у собеседника
Имидж
(image – англ., образ) – целостное представление об
образе, которое остается в сознании людей, в их памяти
11

12
Причин поведения
Актуального
состояния
Отношения
Привлекательности
Превосходства
Виды самоподачи
Самоподача

Механизмы межличностного восприятия

2 вопрос
МЕХАНИЗМЫ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ВОСПРИЯТИЯ

Механизмы межличностной перцепции
Познание и понимание людьми друг друга
14
– Идентификация
– Эмпатия
– Аттракция
– Стереотипизация
Познание самого себя в процессе общения
– Рефлексия
Прогнозирование поведения партнера по общению
– Каузальная атрибуция

Идентификация
Способ познания другого человека, при котором
15
предположение о его внутреннем состоянии строится
на основе попыток поставить себя на место партнера
по общению
Обозначает тот простой эмпирический факт, что
простейший способ понимания другого человека есть
уподобление себя ему
При идентификации человек как бы ставит себя на
место другого и определяет, как бы он действовал в
подобных ситуациях

Эмпатия
Понимание на уровне чувств, стремление
эмоционально откликнуться на проблемы другого
человека
Эмоциональное сопереживание другому человеку,
способность эмоционально воспринять, проникнуть в
его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями
и чувствами
Основана на умении правильно представить себе, что
происходит в душе другого человека, что он
переживает, как оценивает окружающий мир
К. Роджерс (1902-1987): «Эмпатическое понимание умение войти внутрь личного мира значений другого
человека и увидеть правильно ли мое понимание».
16

Отличие эмпатии от идентификации
17
Эмпатия
Идентификация
если я проявляю
эмпатию к другому
человеку, я просто
понимаю его
чувства и линию
поведения, но
свою собственную
могу строить
совсем по-иному
человек полностью
отождествляет
себя с партнером
по общению и,
соответственно,
испытывает те же
чувства, что и он, и
ведет себя
подобно ему

Рефлексия
Осознание действующим индивидом того, как он
воспринимается партнером по общению
Предполагает попытку логически проанализировать
некие признаки и сделать определенный вывод о
другом человеке и его поступках (обобщение), а затем,
опираясь на это обобщение, делать частные выводы о
частных конкретных случаях взаимодействия
Л.С.Выготский: "Личность становится для себя тем, что
она есть в себе, через то, что она представляет собой
для других"
18

Рефлексивная структура диадического общения
(Дж.Холмс)
А
19
Джон, «каким его
сотворил Господь Бог»
Б
А1
Джон, каким он сам себя
видит
Б1
А2
Джон, каким его видит
Генри
Б2
А3
Джон, каким ему
представляется его образ
в сознании Генри
Б3

Аттракция
Взаимная привлекательность, форма познания другого
человека, основанная на формировании устойчивого
позитивного чувства к нему
Уровни аттракции
− Симпатия - эмоциональная положительная установка на
объект
− Притяжение - потребность человека быть вместе, рядом с
другим человеком
− Дружба
− Любовь
Факторы, влияющие на аттракцию:
− Сходство «Я-концепций» партнеров
− Функциональная дистанция – то, как часто люди
20
сталкиваются в повседневной жизни

Приемы формирования аттракции
Имя собственное
Зеркало отношения
(улыбка)
Золотые слова
(комплимент)
Терпеливый слушатель
21

Психологический механизм действия приема «Имя
собственное»
Обращение к партнеру по
имени
Внимание к личности
партнера
Утверждение человека как
личности
Удовлетворение потребности
утверждаться как личности
Образование положительных
эмоций
22

Психологический механизм действия приема «Зеркало
отношений»
Добрая улыбка, приятное
выражение лица
Сигнал «Я Ваш друг!»
Друг обеспечивает
защищенность
Удовлетворение
потребности в защите
Образование
положительных эмоций
23

Психологический механизм действия приема «Золотые
слова»
Образование
положительных
эмоций
Расположенность
к источнику этих
эмоций
Эффект
внушения
«Золотые
слова»
(комплимент)
24
Удовлетворение
потребности в
самосовершенствовании

Психологический механизм действия приема
«Терпеливый слушатель»
Предложение поговорить
Концентрация внимания на интересующей партнера проблеме
Установление визуального контакта
Стимулирование высказываний партнера
Активное выслушивание (эмоциональное подкрепление действий
партнера)
Удовлетворение потребности в самовыражении
Образование положительных эмоций
Расположенность к источнику этих эмоций
25

Этапы процесса познания
Эмоциональная оценка другого
Попытка понять строй его поступков
Основанная на этом стратегия изменения его поведения
Построение стратегии своего собственного поведения
26

Каузальная атрибуция
Каузальная атрибуция - от лат. causa - причина +
attribuo -придаю, наделяю, приписываю
Механизм интерпретации поступков и чувств другого
человека (стремление к выяснению причин поведения
субъекта)
Атрибуции - приписывание людьми причин поведения,
образцов поведения или каких-то более общих
характеристик
27

Трактовки источников поведения
Диспозиционные (внутренние) атрибуции
− объясняют наблюдаемое поведение причинами,
лежащими внутри индивидуума
Ситуативные (внешние) атрибуции
− объясняют наблюдаемое поведение сложившейся
ситуацией, т.е. указывают на факторы социальной
и физической среды, которые заставляют человека
вести себя определенным образом
28

Схемы причинности
Личностная
атрибуция
Склонность
находить
виновника
случившегося,
приписывать
причины
происшедшего
конкретному
человеку
29
Обстоятельс
твенная
атрибуция
Склонность,
прежде всего,
винить
обстоятельства,
не утруждая
себя поисками
конкретного
виновника
Стимульная
атрибуция
Видит причину
случившегося
в предмете, на
который было
направлено
действие, или
в самом
пострадавшем

Классы причин, приводящие к отклонениям реальной
каузальной атрибуции от идеальных моделей
Информационные различия - заключаются в
различном владении информацией о действии -
деятель знает об «истории» действия больше, чем
наблюдатель, он также «знает» свои желания, мотивы,
ожидания об этом действии, а у наблюдателя этой
информации нет
Мотивационная предубежденность - различного
вида защитные функции (пристрастия, асимметрия
позитивных и негативных результатов, т.е. успех личная заслуга, неудача – виноваты обстоятельства)
30

Ошибки атрибуции
Фундаментальная ошибка атрибуции
− переоценка личностных факторов и недооценка ситуационных
− склонность людей при объяснении своего собственного
поведения приписывать причины преимущественно
требованиям ситуации и обстоятельствам, а при объяснении
чужого поведения - в основном внутренним условиям,
диспозициям
Ошибка «иллюзорных представлений»
− люди используют априорную информацию о причинных связях
Ошибка «ложного согласия»
− приписывание причин поведения всегда происходит с
эгоцентрической позиции, причем переоценивая его
обычность и распространенность
31

«эффекты» межличностного восприятия

3 вопрос
«ЭФФЕКТЫ»
МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ВОСПРИЯТИЯ

Эффекты восприятия людьми друг друга
Эффект «ореола»
− Информация, получаемая о человеке,
накладывается на образ, который уже был создан
заранее
Эффект «первичности»
− Информация, предъявленная ранее, получает
приоритет (для восприятия незнакомого человека)
Эффект «новизны»
− Последняя, наиболее новая информация
33
оказывается более значимой (для знакомого
человека)
Эффект (явление) стереотипизации

Явление стереотипизации
Стереотипизация - это восприятие партнера на
основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как
представителя определенной социальной группы
Понятие «стереотип» впервые было использовано
американским ученым Уолтером Липпманом и в
переводе с греческого означает «твердый отпечаток»
Стереотип - матрицы, образцы восприятия и поведения
для наиболее часто повторяющихся ситуаций
Социальный стереотип - устойчивое представление о
каких-либо явлениях или людях, свойственное
представителям той или иной социальной группы
34

Классификация стереотипов
Этнические
Религиозные
Профессиональные
Идеологические
Возрастные
35

Приемы манипулирования социальными
стереотипами
Навешивание ярлыков
− человека "подгоняют" под стереотип типа "демагог",
"популист", "бабник", "пьяница" и т.д.
«Блистательная неопределенность»
− «демократия», «права человека», «общечеловеческие
ценности», «в интересах закона» и т.д.
Апелляция к большинству
− «по многочисленным просьбам трудящихся»..., «все россияне
единодушно поддерживают...», «в коллективе есть мнение...»,
«коллектив считает, что…» и т.д.
Перенос
36
− ссылка на авторитетную личность
Простонародность, или "свой парень»

идентификация с народом, подчиненными

Приобретенные знания
Знание факторов, приводящих к ошибкам первого
37
впечатления
Умение распознавать знаки во внешнем облике и манере
поведения другого человека, запускающие в действие
ошибки первого впечатления
Знание особенностей самоподачи и формирования
имиджа
Знание способов преодоления ошибок первого
впечатления
Знание механизмов межличностного восприятия
Знание эффектов межличностного восприятия

Вопросы для самопроверки
Назовите основные ошибки, возникающие при
38
формировании первого впечатления.
Какие знаки во внешнем облике и манере поведения
другого человека свидетельствуют о превосходстве?
Охарактеризуйте явление самоподачи и понятие
имиджа.
Какие существуют механизмы межличностного
восприятия?
В чем сущность фундаментальной ошибки каузальной
атрибуции?
Охарактеризуйте наиболее известные эффекты
межличностного восприятия.

Рекомендуемая литература
1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.
Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф.
В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и
спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
2. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М.:
Смысл; СПб.: Питер, 2005. – 280 с.
3. Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: Искусство общения с
людьми: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. –
224 с.
4. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов /
А.Я. Кибанов, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2009.
5. Ковальчук А. С. Основы делового общения. – М.:Дашков и Ко,
2010. – 300 с.
39

Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ
об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для
личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с
любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование
любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также
использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается
только после получения письменного согласия авторов.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 1 ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА перцептивная сторона общения Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Слайд 2: Понятие социальной перцепции

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 2 Понятие социальной перцепции Термин «социальная перцепция» введен Дж. Брунером в 1947 г. Понималась как социальная детерминация перцептивных процессов. В дальнейшем «социальная перцепция» – восприятие социальных объектов – других людей, социальных групп, больших социальных общностей. Межличностное восприятие рассматривается как частный случай.

Слайд 3: Варианты социально-перцептивных процессов (1)

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 3 Субъект Объект Член группы Группа Варианты социально-перцептивных процессов (1) Субъект восприятия: Индивид Индивид воспринимает другого индивида в своей группе; (2) Индивид воспринимает другого индивида в чужой группе; (3) Индивид воспринимает свою группу; (4) Индивид воспринимает чужую группу.

Слайд 4: Варианты социально-перцептивных процессов (2)

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 4 Субъект Объект Член группы Группа Варианты социально-перцептивных процессов (2) Субъект восприятия: Группа Группа воспринимает своего собственного члена; (6) Группа воспринимает представителя другой группы; (7) Группа воспринимает себя; (8) Группа воспринимает другую группу.

Слайд 5: Социальное восприятие и социальное познание

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 5 Социальное восприятие и социальное познание Процесс восприятия другого человека включает познавательные процессы. Роль познавательных процессов точнее отражает термин «познание другого». В широком смысле слова восприятие другого человека – это восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретация на этой основе его поступков.

Слайд 6: Механизмы взаимопонимания: идентификация

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 6 Механизмы взаимопонимания: идентификация Идентификация – буквально «уподобление». Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена связь между идентификацией и эмпатией. Эмпатия – стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько «понимается», сколько «прочувствуется».

Слайд 7: Идентификация и эмпатия

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 7 Общие черты Специфика Иденти-фикация умение поставить себя на место другого, «принять в расчет» поведение другого. субъект встает на позицию партнера и действует исходя из нее. Эмпатия отождествление не обязательно; другой человек понимается и принимается, но действие может быть осуществлено по своему. Идентификация и эмпатия

Слайд 8: Механизмы взаимопонимания: рефлексия

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 8 Механизмы взаимопонимания: рефлексия Социально-психологическая рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Слайд 9: Рефлексивная структура диадического общения

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 9 Рефлексивная структура диадического общения Успех общения максимален при минимальном разрыве: А – A’ – A” и Б – Б ’ – Б ” (Дж. Холмс). А Джон, «каким его сотворил Господь Бог» А ’ Джон, каким он сам себя видит А ’’ Джон, каким его видит Генри А ’’’ Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри Б Б ’ Б ’’ Б ’’’

10

Слайд 10: Атрибутивные процессы

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 10 Атрибутивные процессы Атрибуции – приписывание людьми причин поведения, образцов поведения или каких-то более общих характеристик. Каузальная атрибуция – приписывание причин. Исследования направлены на изучение попыток « человека с улицы » понять причину и следствия своего и чужого поведения (Г. Келли).

11

Слайд 11: Фундаментальная ошибка атрибуции (1)

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 11 Фундаментальная ошибка атрибуции (1) Три типа атрибуции (Г. Келли) Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в переоценке личностных и недооценке обстоятельственных причин. Личностная (причина приписывается совершающему поступок); Объектная (причина приписывается объекту, на который направлено действие); Обстоятельственная (причина приписывается обстоятельствам).

12

Слайд 12: Проявления фундаментальной ошибки атрибуции

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 12 Проявления фундаментальной ошибки атрибуции Проблема « наблюдатель-участник ». Фундаментальная ошибка больше присуща наблюдателю. Наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник – обстоятельственную. Особенности приписывания причин при успехе и неудаче: участник «винит» в неудаче обстоятельства, а наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего исполнителя. Для успеха – наоборот. 5+

13

Слайд 13: Эффекты восприятия людьми друг друга

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 13 Эффект «ореола». Информация, получаемая о человеке, накладывается на образ, который уже был создан заранее. Эффект «первичности». Информация, предъявленная ранее, получает приоритет (для восприятия незнакомого человека). Эффект «новизны». Последняя, наиболее новая информация оказывается более значимой (для знакомого человека). Эффекты восприятия людьми друг друга

14

Слайд 14: Стереотипизация в межличностном познании

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 14 Стереотип (в широком смысле) – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Следствия: Упрощение процесса познания, заменяет образ другого неким «штампом», но необходим; Может произойти сдвиг в сторону эмоционального принятия или непринятия. В этом случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждений. Стереотипизация в межличностном познании

15

Слайд 15: Межличностная аттракция

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 15 Аттракция – буквально «привлечение». Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-либо человека, и продукт этого процесса (т.е. некоторое качество отношения). Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Межличностная аттракция Область исследований, связанных с выявлением эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку.

16

Слайд 16: Точность межличностного восприятия

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 16 Точность межличностного восприятия Для оценки «точности» межличностного восприятия впечатление, полученное о другом человеке, требуется сопоставить с некоторым «эталоном». Источниками сравнения могут быть: Тесты; Экспертная оценка; Самооценка и обратная связь. Другая возможность: исследование всей совокупности «помех», изучение перцептивных способностей субъекта восприятия.

17

Последний слайд презентации: ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА перцептивная сторона общения: Социально-психологический тренинг

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии 17 Социально-психологический тренинг Социально-психологический тренинг применяется для обучения искусству общения в целом, его специальные приемы направлены на повышение точности восприятия.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Перспективная сторона общения Работу выполнила Лопатина В.В.

Понятие социальной перцепции

Понятие социальной перцепции В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Понятие социальной перцепции Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как "социальная перцепция". Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин "социальная перцепция" впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе.

Процессы социальной перцепции Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид (И), то он может воспринимать: другого индивида, принадлежащего к "своей" группе (1); другого индивида, принадлежащего к "чужой" группе (2); свою собственную группу (3); "чужую" группу (4). Если даже не включать в перечень большие социальные общности, которые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими осо-бенностями.

Понятие социальной перцепции Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъекта восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа (Г). Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена (5); восприятие группой представителя другой группы (6); восприятие группой самой себя (7), восприятие группой в целом другой группы (8). Хотя этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти каждый из обозначенных здесь "случаев" исследуется в социальной психологии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимопонимания партнеров по общению

Основные аспекты социальной перцепции

Функции социальной перцепции

Особенности социальной перцепции

Виды социальной перцепции

Механизмы социальной перцепции Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Механизмы социальной перцепции Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе. Индивид "соотносит" себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения. Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Механизмы социальной перцепции

Идентификация Термин "идентификация", буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает тот факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией.

Эмпатия Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько "продумывается", сколько "прочувствуется". Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот "другой". Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том, и в другом случаях налицо будет "принятие в расчет" поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело – понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело – понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей", но действуя по-своему.

Стереотипизация Стереотипизация – это построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной группы. Стереотипизация имеет два различных следствия. С одной стороны она упрощает процесс построения образа другого человека, сокращает необходимое на это время. С другой стороны – при включении этого механизма может произойти сдвиг в сторону какой-либо оценки воспринимаемого человека и тогда это порождает предубеждение или, напротив, переоценку реальных свойств объекта восприятия. Стереотипы конкретны. Они влияют на принятие решение нередко вопреки логике. В зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы подсказывают одни доводы и вытесняют другие, противоположные первым. Стереотипы бывают: положительными, отрицательными нейтральными (стереотипы «известности, но безразличия»).

Аттракция Аттракция - понятие, означающее появление при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка коего порождает разнообразную гамму чувств - от неприязни до симпатии и даже любви - и проявляется как особая установка социальная на другого человека. Экспериментально изучаются механизмы формирования привязанностей и дружеских чувств при восприятии другого человека, причины появления эмоционального отношения, в частности - роль сходства характеристик субъекта и объекта восприятия, а также ситуации, в коей они находятся: 1) влияние таких характеристик, как близость партнеров по общению, частота их встреч, расстояние между ними и пр.; 2) влияние условий взаимодействия - "поведение помогающее", деятельность совместная, и пр.

Каузальная атрибуция Каузальная атрибуция - интерпретация человеком восприятия межличностного причин и мотивов поведения других людей. Изучение ее исходит из следующих положений: 1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин их поведения, и выводам о соответственных личностных качествах; 2) поскольку информация о человеке, получаемая наблюдением, обычно недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личностные и приписывает их наблюдаемому; 3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.

Каузальная атрибуция Основы изучения каузальной атрибуции заложил Ф. Хайдер, разработавший основные категории и принципы. Самые важные результаты ее исследования состоят в установлении: 1) систематических различий в объяснении человеком поведения своего и других людей; 2) отклонений процесса атрибуции каузальной от логических норм под действием субъективных - мотивационных и информационных - факторов; 3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных - внутренними. На базе выявленных закономерностей разрабатываются приемы практического использования каузальной атрибуции в целях воздействия на эмоции, установки, мотивацию и эффективность деятельности человека. Каузальная атрибуция изучается и как явление возложения или принятия членами группы личной ответственности за успехи и неудачи в деятельности совместной; показано, что в группах высшего уровня развития - коллективах - это адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.

Эффекты восприятия

Эффекты восприятия Чтобы обеспечить такое прогнози-рование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет и вторую область исследований, которая связана с выделением различных "эффектов", возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких "эффекта ": эффект ореола ("гало-эффект"), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

Эффект ореола ("гало-эффект ") Сущность "эффекта ореола" заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

Эффекты "первичности" и "новизны". Эффекты "первичности" и " новизны" касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В одном эксперименте четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе – сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе – то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название "эффекта первичности" и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует "эффект новизны", который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

Анализ общения как сложного, многостороннего процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Вся традиционная социальная психология уделяла преимущественное внимание механизму социальной перцепции. Между тем содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интереса исследователей. Механизм же работает весьма различно в зависимости от того, с каким "материалом" имеет дело. Типы групп, в которые объединены люди и в которых совершаются процессы общения, настолько многообразны, что одни и те же формальные характеристики этих процессов приобретают совершенно различное значение. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, надо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, т.е. в условиях различной по содержанию деятельности.

Список литературы Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2011. Березин С.Б., Турусова О.В. Общая психология, 2007. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма -пресс. 2004. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций. 2003. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 2007 . Данилин К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы // Межличностное восприятие в группе. М., 2001 . Келли Г. Процесс каузальной атрибуции. М., 2004 . Кон И.С. Открытие "Я". М., 2008 . Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 2000 . Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения. М., 2007 .

Спасибо за внимание!


Понятие социальной перцепцииВ процессе общения должно присутствовать
взаимопонимание
между
участниками
этого
процесса. Само взаимопонимание может быть
здесь истолковано по-разному: или как понимание
целей,
мотивов,
установок
партнера
по
взаимодействию, или как не только понимание, но и
принятие,
разделение
этих
целей,
мотивов,
установок. Однако и в том, и в другом случаях
большое
значение
имеет
тот
факт,
как
воспринимается партнер по общению, иными
словами, процесс восприятия одним человеком
другого выступает как обязательная составная часть
общения
и
условно
может
быть
назван
перцептивной стороной общения.

Понятие социальной перцепции

Весьма часто восприятие человека человеком
обозначают как "социальная перцепция". Это понятие
в данном случае употреблено не слишком точно.
Термин "социальная перцепция" впервые был введен
Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так
называемого нового взгляда (New Look) на
восприятие. Вначале под социальной перцепцией
понималась
социальная
детерминация
перцептивных процессов. Позже исследователи
придали понятию несколько иной смысл: социальной
перцепцией стали называть процесс восприятия так
называемых социальных объектов, под которыми
подразумевались другие люди, социальные группы,
большие социальные общности. Именно в этом
употреблении термин закрепился в социальнопсихологической литературе.

Процессы социальной перцепции

Если
представить
себе
процессы социальной перцепции в
полном объеме, то получается весьма
сложная и разветвленная схема. Она
включает в себя различные варианты не
только
объекта,
но
и
субъекта
восприятия. Когда субъектом восприятия
выступает индивид (И), то он может
воспринимать:

к "своей" группе (1);
другого индивида, принадлежащего
к "чужой" группе (2);
свою собственную группу (3);
"чужую" группу (4).
Если даже не включать в
перечень
большие
социальные
общности, которые в принципе так же
могут восприниматься, то и в этом
случае получаются четыре различных
процесса, каждый из которых обладает
своими
специфическими
особенностями.

Понятие социальной перцепции

Еще сложнее обстоит дело в
том случае, когда в качестве субъекта
восприятия интерпретируется не только
отдельный индивид, но и группа (Г). Тогда к
составленному
перечню
процессов
социальной перцепции следует еще
добавить:
восприятие
группой
своего
собственного члена (5);
восприятие группой представителя
другой группы (6);
восприятие группой самой себя (7),
восприятие группой в целом другой
группы (8).
Хотя этот второй ряд не является
традиционным,
однако
в
другой
терминологии
почти
каждый
из
обозначенных
здесь
"случаев"
исследуется в социальной психологии. Не
все из них имеют отношение к проблеме
взаимопонимания
партнеров
по
общению

Основные аспекты социальной перцепции

Эмоциональный аспект
Способность определить по
внешним, поведенческим
признакам эмоциональное
состояние, в котором находится
человек в данный момент
Когнитивный аспект
Способность по внешним
признакам понять, что собой
представляет человек,
проникнуть в глубину его
личности и индивидуальности

Функции социальной перцепции

Познания себя
Познания партнеров по взаимодействию
Установления эмоциональных
отношений
Организация совместной деятельности

Особенности социальной перцепции

Активность
Целостность
Мотивированность

Виды социальной перцепции

Восприятие
членами
группы
Восприятие
группой
другой группы
Восприятие
человеком
Восприятие
группой

Механизмы социальной перцепции

Поскольку человек вступает в общение всегда
как личность, постольку он воспринимается и
другим человеком – партнером по общению –
также как личность. На основе внешней стороны
поведения мы как бы "читаем" другого человека,
расшифровываем значение его внешних данных.
Впечатления, которые возникают при этом, играют
важную регулятивную роль в процессе общения. Вопервых,
потому,
что,
познавая
другого,
формируется и сам познающий индивид. Вовторых, потому, что от меры точности "прочтения"
другого человека зависит успех организации с ним
согласованных действий.

Механизмы социальной перцепции

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем
собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны,
богатство представлений о самом себе определяет и богатство
представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более
полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более
глубоких характеристик), тем более полным становится и
представление о самом себе.
Индивид "соотносит" себя с другим не вообще, а прежде
всего преломляя это соотнесение в разработке совместных
решений. В ходе познания другого человека одновременно
осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка
этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на
этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии
своего собственного поведения.
Однако в эти процессы включены как минимум два человека,
и каждый из них является активным субъектом. Следовательно,
сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон:
каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при
построении стратегии взаимодействия каждому приходится
принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки
другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы,
установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через
другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Механизмы социальной перцепции

Стереотипизация
Идентификация
Эмпатия
Аттракция
Рефлексия
Каузальная атрибуция

Идентификация

Термин
"идентификация",
буквально
обозначающий отождествление себя с другим,
выражает тот факт, что одним из самых простых
способов понимания другого человека является
уподобление
себя
ему.
Это,
разумеется,
не
единственный способ, но в реальных ситуациях
взаимодействия
люди
часто
пользуются
таким
приемом, когда предположение о внутреннем
состоянии партнера строится на основе попытки
поставить себя на его место. В этом плане
идентификация выступает в качестве одного из
механизмов познания и понимания другого человека.
Существует
много
экспериментальных
исследований процесса идентификации и выяснения
его роли в процессе общения. В частности,
установлена тесная связь между идентификацией и
другим, близким по содержанию явлением – эмпатией.

Эмпатия

Эмпатия также определяется как особый способ понимания
другого человека, стремление эмоционально откликнуться на его
проблемы. Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что
ситуация другого человека, партнера по общению, не столько
"продумывается", сколько "прочувствуется".
Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с
механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение
поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки
зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не
обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я
отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение
так, как строит его этот "другой". Если же я проявляю к нему эмпатию,
я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к
ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем поиному. И в том, и в другом случаях налицо будет "принятие в расчет"
поведения другого человека, но результат наших совместных
действий будет различным: одно дело – понять партнера по
общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело – понять
его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей", но действуя
по-своему.

Стереотипизация

Стереотипизация – это построение образа на
основе уже существующего, устойчивого представления,
например, о членах определенной социальной группы.
Стереотипизация имеет два различных следствия. С одной
стороны она упрощает процесс построения образа
другого человека, сокращает необходимое на это время. С
другой стороны – при включении этого механизма может
произойти
сдвиг
в
сторону
какой-либо
оценки
воспринимаемого человека и тогда это порождает
предубеждение или, напротив, переоценку реальных
свойств объекта восприятия.
Стереотипы конкретны. Они влияют на принятие
решение нередко вопреки логике. В зависимости от
характера
установки
(позитивной
или
негативной)
стереотипы подсказывают одни доводы и вытесняют другие,
противоположные первым. Стереотипы бывают:
положительными,
отрицательными
нейтральными
(стереотипы
«известности,
но
безразличия»).

Аттракция

Аттракция - понятие, означающее появление при
восприятии человека человеком привлекательности одного
из них для другого. Формирование привязанности возникает у
субъекта
как
результат
его
специфического
эмоционального отношения, оценка коего порождает
разнообразную гамму чувств - от неприязни до симпатии и
даже любви - и проявляется как особая установка
социальная на другого человека. Экспериментально
изучаются механизмы формирования привязанностей и
дружеских чувств при восприятии другого человека, причины
появления эмоционального отношения, в частности - роль
сходства характеристик субъекта и объекта восприятия, а
также ситуации, в коей они находятся:
1) влияние таких характеристик, как близость партнеров по
общению, частота их встреч, расстояние между ними и пр.;
2) влияние условий взаимодействия - "поведение
помогающее", деятельность совместная, и пр.

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция - интерпретация
человеком восприятия межличностного причин и
мотивов поведения других людей. Изучение ее
исходит из следующих положений:
1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются
получением внешне наблюдаемых сведений, но
стремятся к выяснению причин их поведения, и
выводам о соответственных личностных качествах;
2) поскольку информация о человеке, получаемая
наблюдением, обычно недостаточна для надежных
выводов, наблюдатель находит вероятные причины
поведения и черты личностные и приписывает их
наблюдаемому;
3) эта причинная интерпретация существенно влияет
на поведение наблюдателя.

Каузальная атрибуция

Основы изучения каузальной атрибуции заложил Ф.
Хайдер, разработавший основные категории и принципы. Самые
важные результаты ее исследования состоят в установлении:
1) систематических различий в объяснении человеком
поведения своего и других людей;
2) отклонений процесса атрибуции каузальной от
логических норм под действием субъективных - мотивационных и
информационных - факторов;
3) стимулирующего воздействия, оказываемого на
мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных
результатов этой деятельности внешними факторами, а
успешных - внутренними.
На базе выявленных закономерностей разрабатываются
приемы практического использования каузальной атрибуции в
целях воздействия на эмоции, установки, мотивацию и
эффективность деятельности человека. Каузальная атрибуция
изучается и как явление возложения или принятия членами группы
личной ответственности за успехи и неудачи в деятельности
совместной; показано, что в группах высшего уровня развития коллективах - это адекватно реальному вкладу членов коллектива
в результат деятельности.

Эффекты восприятия

Эффекты восприятия

Чтобы
обеспечить
такое
прогнозирование
ситуации
межличностного
восприятия, необходимо принять в расчет и
вторую
область
исследований,
которая
связана с выделением различных "эффектов",
возникающих при восприятии людьми друг
друга. Более всего исследованы три таких
"эффекта":
эффект ореола ("гало-эффект"),
эффект новизны и первичности,
а
также
эффект,
или
явление,
стереотипизации.

Эффект ореола ("гало-эффект")

Эффект ореола ("гало-эффект")
Сущность
"эффекта
ореола"
заключается
в
формировании
специфической
установки
на
воспринимаемого через направленное приписывание ему
определенных качеств: информация, получаемая о каком-то
человеке, категоризируется определенным образом, а именно
– накладывается на тот образ, который уже был создан заранее.
Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола",
мешающего видеть действительные черты и проявления объекта
восприятия.
Эффект ореола проявляется при формировании
первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное
впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных
качеств
воспринимаемого
и,
наоборот,
общее
неблагоприятное впечатление способствует преобладанию
негативных оценок. В экспериментальных исследованиях
установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется
тогда,
когда
воспринимающий
имеет
минимальную
информацию об объекте восприятия, а также когда суждения
касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить
определенные характеристики и высветить другие и играет роль
своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

Эффекты "первичности" и "новизны".
Эффекты "первичности" и "новизны" касаются значимости
определенного порядка предъявления информации о человеке
для составления представления о нем.
В одном эксперименте четырем различным группам
студентов был представлен некий незнакомец, о котором было
сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он
интроверт; в 3-й группе – сначала, что он экстраверт, а потом, что
он интроверт; в 4-й группе – то же, но в обратном порядке. Всем
четырем группам было предложено описать незнакомца в
терминах предложенных качеств его личности. В двух первых
группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В
третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно
соответствовали порядку предъявления информации:
предъявленная ранее возобладала.
Такой эффект получил название "эффекта первичности"
и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается
незнакомый человек.
Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека
действует "эффект новизны", который заключается в том, что
последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее
значимой.

Анализ общения как сложного, многостороннего
процесса показывает, что его конкретные формы могут
быть весьма различными. Вся традиционная социальная
психология
уделяла
преимущественное
внимание
механизму
социальной
перцепции.
Между
тем
содержательные аспекты общения оставались по
существу
за
бортом
интереса
исследователей.
Механизм же работает весьма различно в зависимости
от того, с каким "материалом" имеет дело. Типы групп, в
которые объединены люди и в которых совершаются
процессы общения, настолько многообразны, что одни и
те же формальные характеристики этих процессов
приобретают совершенно различное значение. Для того
чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что
она вносит в них, надо проследить, как конкретно
раскрываются процессы общения в различных группах,
т.е. в условиях различной по содержанию деятельности.

Список литературы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон.
Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко.
Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2011.
Березин С.Б., Турусова О.В. Общая психология, 2007.
Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В.
Олма-пресс. 2004.
Выготский Л.С. История развития высших психологических функций.
2003.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 2007.
Данилин К.Е. Формирование внутригрупповых установок и
рефлексивной структуры группы // Межличностное восприятие в
группе. М., 2001.
Келли Г. Процесс каузальной атрибуции. М., 2004.
Кон И.С. Открытие "Я". М., 2008.
Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 2000.
Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения.
М., 2007.

«Функции и виды общения» - Ритуальный стиль. Анализ всех систем невербальной коммуникации. Социальная психология. Невербальная коммуникация. Аттракция. Формирование отношения. Механизмы межличностной перцепции. Изучение каузальной атрибуции. Манипулятивный стиль. Организация пространства. Намерения. Виды взаимодействия. Личность.

«Межличностное общение» - 2.4. Психология межличностного воздействия. 2.1. Межличностное общение. 2.2. Структура общения в межличностных отношениях. 1. Межличностное взаимодействие 1.1 Задачи межличностного взаимодействия. 1.3 Межличностные отношения. Цель исследования дать характеристику межличностного взаимодействия и общения людей.

«Виды общения между людьми» - Ритуальное общение. Формы юношеского общения. Потребность в общении. Общение. Общение как процесс. Неутолимая жажда. Перцептивное общение. Убеждающее общение. Виды общения по способам взаимодействия. Человек. Формы взаимодействия. Межличностное взаимодействие. Межличностный конфликт. Сотрудничество.

«Вербальное общение» - Ясная и четкая. Слово + Слово = Речь. Культурные различия в вербальной коммуникации. Призыв (восклицание). Цитирование. Люди косвенной интерпретации значений слов. Противо-поставление. Информация. Объем запоминания. Невозмутимость, рассудительность, основательность. Речь. Низкий голос. Ключевые фразы: «Как я понял Вас...», «Вы думаете, что...», «По - Вашему мнению...».

«Виды общения» - Что такое - Уметь общаться. Функции ДО: аффективно-коммуникативная,информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная. Виды общения. Рокфеллер: Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. Перцептивная Коммуникативная Интерактивная. Социальное преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

«Бесконфликтное общение» - Противоречивые позиции. Технология разрешения конфликтов. Правила бесконфликтного общения. Как возникают конфликты. Основы бесконфликтного общения. Стихи Омара Хайяма. Конфликт. Главная формула конфликта. Стратегии поведения при возникновении конфликта. Устранить конфликтную ситуацию. Неконструктивный (разрушительный) конфликт.

Всего в теме 6 презентаций