Формула успеха успешных людей. Формула успеха

Формула успеха в жизни каждого человека заключается в непрерывном его развитии, раскрытии своих потенциальных возможностей, обучению новым навыкам и использованию новых возможностей.

С позиции развития, метафорически человека можно представить в виде семени, которое со временем разовьется в могучее и невероятно красивое дерево. Чтобы дерево выросло здоровым и сильным, ему необходима плодородная почва.

Продолжая аналогию, можно сказать, что плодородная почва для человека – это его жизненные ситуации. Семя в данном случае – это сам человек с его потенциальными возможностями. Раскроет ли свой потенциал человек или нет – это зависит всецело от него самого.

Каждый из нас уже помещен в плодородную почву, под названием жизнь. Все наше окружение, люди, ситуации, работа, и тому подобное способствуют нашему развитию. Только сам человек, по своей воле может усиливать процесс собственного развития или затормаживать.

Так как человек не может вообще не развиваться, человечество можно разделить на активно и пассивно развивающихся людей.

Активное и пассивное развитие

Для тех, кто с неохотой относится к собственному развитию, жизнь воспринимается как череда проблемных ситуаций, которые вынуждают человека по большому счету тихо, а в некоторых случаях даже очень громко страдать.

Они борются с жизнью, им трудно принять, что то новое. Философия таких людей подразумевает неизменность и статичность их личности. Для них, как им кажется легче изменить окружающий мир, чем самому измениться.

Эти люди напоминают детей, которые мечтают ездить на машине, при этом не понимают что для этого, помимо самой машины, им необходимо знать правила вождения, устройство машины и научиться многому другому.

Так и мы можем много хотеть и мечтать, но по большому счету не готовы это иметь, так как не желаем меняться.

Такая позиция противоестественная. Если хотим чего-то нового в жизни, нам необходимо самим обновляться.

Наикратчайший путь изменить ситуацию это измениться самому

Для активно развивающихся, их еще называют успешными людьми, жизнь воспринимается как поток непрерывных возможностей, где можно себя реализовать. Для них жизнь представляется как нечто интересное, загадочное и прекрасное.

Восприятие таких людей позволяет встречать каждую ситуацию с улыбкой. Сама удача идет им навстречу. Эти люди достигают своих целей, меняя себя, свою жизнь и жизнь окружающих, тем самым впуская в нее гармонию и процветание.

Эти люди признают и не сопротивляются закону развития – все живое непрерывно развивается и самосовершенствуется.

Формула успеха состоит из следующих слагаемых:

Развитие

Все живое в непрерывном развитии. Необходимо принять этот факт, таков закон природы. Чем меньше человек сопротивляется собственному развитию, тем лучше у него жизнь.

Ответственность

Примите ответственность за свою жизнь. Если у вас чего-то нет, то этого почему-то нет. Каждое действие имеет свои последствия. Все наши решения и действия приводят нас к определенным результатам. Если вы не удовлетворены результатами своей жизни, не стоит обвинять в этом других, рассмотрите свои действия или собственное бездействие, и вы поймете, почему у вас такие результаты.

Мышление

Мыслите позитивно. Воспринимайте каждую ситуацию не как очередную трудность или насмешку судьбы, а как возможность улучшить свою жизнь и стать сильнее, привлечь к себе более благоприятные обстоятельства.

Отношение

Относитесь к себе как к непрерывно развивающемуся существу. Обстоятельства жизни воспринимайте как обучающий фактор. Найдите для себя новые возможности в собственном развитии.

Приятие

Принимайте каждую ситуацию в своей жизни, не боритесь с ней. Приятие не означает соглашение. Если вы попали в ситуацию, где вас оскорбляют и унижают, то принять эту ситуацию, совсем не означает согласиться с таким отношением к себе.

Приятие означает констатация факта, это есть, это произошло. Зачастую мы не принимаем самого факта случившегося. Неприятие не дает возможности адекватно отреагировать на ситуацию.

Это похоже на то, как человек жалуется на жару в полдень, испытывает по этому поводу негодование и стресс. Зачем бороться с силами природы, стоять на солнцепеке и сетовать на судьбу, не легче ли отойти в тень ветвистого дерева и наслаждаться прохладой?

«Формула успеха» для любого человека – это своеобразная цепочка действий, направленных на реализацию поставленной цели и достижение необходимого и желаемого результата. Только целеустремлённый и ответственный человек способен чётко определить свою формулу успеха, т.е. цель, ресурсы, средства и свои личностные возможности, которые приведут его к результату, называемому Успехом.

Очень важно, чтобы наши дети при достижении результата сохраняли чувство человеческого достоинства, нравственное совершенство, все те ценности, которые человек должен нести в себе как высокоморальная личность. А самое главное, чтобы они понимали, что рядом со словом «успех» обязательно должны стоять такие понятия, как «счастье», «любовь», «дружба».

Однако сегодня очень часто у молодого поколения на первый план выходят совершенно другие ценности – деньги, связи родителе, бездумная карьера и многое другое. Сложился стереотип следующей формулы успеха – получи хорошее образование, сделай карьеру, используя всевозможные связи, и ты – Успешный человек.

Очень больно и тревожно за нашу молодёжь, которая теряет моральную основу жизни. Наша задача разъяснить молодому поколению, что успешным человек становится только тогда, когда он постоянно стремится к личностному росту, ему не чужды слова «нравственность», «мораль» и он находится в гармонии с собой и окружающим миром. И, лучше всего, когда они самостоятельно смогут сформулировать эту правильную формулу, взвесив все «за» и «против», выразив своё личностное отношение к данной проблеме.

Нужно обучать детей «формуле успеха». Тогда они будут замечать ошибки в жизни окружающих, анализировать их и стараться избегать в собственной жизни.

Цели:

  • Образовательная : раскрыть содержание понятия «успех», познакомить с жизнью выдающихся людей нашего государства, составить «формулу успеха».
  • Развивающая : развитие коммуникативных и общеинтеллектуальных умений и навыков: сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, аргументировать свой ответ, вести диалог, проводить рефлексию действий.
  • Воспитательная : формирование у обучающихся мотивации к саморазвитию, личностному росту, ответственности через призму общечеловеческих ценностей.

Форма классного часа: круглый стол.

Возраст учащихся: 15-16 лет

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Мотивационная часть:

Звучит музыка и на её фоне слова:

– К нему стремятся все, кто хочет реализовать себя как личность.
– Это здорово, когда ты его достиг!
– Чтобы его достичь, обязательно нужно приложить массу усилий.
– Его сравнивают с вершиной счастья.
– Он стоит рядом со словом «удача», и их часто путают.
– В него нужно верить.
– Это на пути к нему человеку говорят – «Дорогу осилит идущий».

Стихает музыка.

Ведущий: Здравствуйте ребята, сегодня у нас немного необычный классный час, так как нам предстоит поговорить об очень важном этапе в жизни человека, о той важной ступени, к которой стремится каждый, кто хочет реализовать себя как творческая личность. Нам предстоит определить эту важную ступень, выяснить, как можно её достичь, то есть мы разработаем настоящую формулу её достижения. И самое главное, попробуем выяснить: кто же из вас достиг или находится на пути к ней.
Итак, вы услышали сейчас основные характерные черты данной ступени, и я хочу услышать ваши предположения: о чем же сегодня пойдёт речь? (Успех.)

2. Упражнение “Ассоциации”

Назовите слова, ассоциирующиеся у вас со словом “успех”. (Победа, счастье, удача, достижение.)

А теперь обратимся к «Толковому словарю» Ожегова: Что же такое успех?

1. Удача в достижении чего-нибудь.
2. Общественное признание.
3. Хорошие результаты в работе, учебе.

Маленькое, но такое веское и важное слово – «успех». Предлагаю вам попытаться «разложить« его по полочкам, пусть каждая буква станет целым словом, а полученные слова покажут внутреннее содержание понятия «успех»:

«у» – упорство
«с» – смелость
«п» – принципиальность
«е» – единство
«х» – храбрость

Что же у нас получилось? (Мы перечислили качества человека, которые помогут ему достичь успеха.)

3. Что, с вашей точки зрения, значит “успешный человек”? Назовите известных вам успешных людей. В чем вы видите проявление их успешности?

Предлагается видеоролик о деятельности успешных людей:

– детский хирург Леонид Рошаль;
– министр обороны Сергей Шойгу;
– актёр, телеведущий Иван Ургант.

Беседа:

1. Можно ли наших героев назвать успешными людьми?
2. Какие личностные качества они должны были проявить при достижении высот успеха?
3. Что или кто помогает человеку достичь успеха?
4. Как сочетаются между собой понятия «успех» и «уважение» вообще и применительно к данным личностям конкретно?
5. С чего, на ваш взгляд, начинается путь к успеху?
6. Что бы вы пожелали нашим героям?
7. Приведите свои примеры успешных, на ваш взгляд, людей.

4. Деловая игра

Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает конкретное задание.

Группа 1. Необходимо определить, какими же качествами должен обладать успешный человек. Предложен перечень, из которого нужно выбрать не менее 5, характеризующих успешного в жизни человека.
Затем представитель группы выписывает качества на доску и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества.

Предложенные качества:

Пять качеств успешных людей с точки зрения психологов:

1. Такие люди честолюбивы.

Они видят себя способными стать лучше. Они развивают в себе способности, ни минуты не сомневаясь в правильности своих решений.

2. Они храбры.

Два самых больших врага вашего успеха - опасения и сомнение. Устранение опасений и сомнения - ключ к успеху.

3. Они верят в себя и свое дело.

Успешные люди верят в себя; они верят в своих друзей; верят в свою работу; верят в своих клиентов и т.д..

4. Они профессиональны.

Они профессиональны в любом деле, которым занимаются, так как постоянно учатся и совершенствуются.

5. Они ответственны.

Они понимают важность своего слова, любое дело они доводят до конца. На них можно положиться.

Группа 2. Из этого же перечня качеств нужно выбрать те, которые мешают человеку стать успешным. Что часто мешает стать успешным?

Представитель группы выписывает качества на доску и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества.

Представление возможных результатов работы группы.

1. Сомнение в своих силах, убежденность, что ты никогда не можешь преуспеть.
Ограничения эти человек ставит перед собой сам. Иногда человек смиряется с невозможностью достичь успеха. В этом случае некоторые люди капитулируют раньше,
чем выложатся полностью, и, в конце концов, сами уничтожают возможность успеха.

2. Преждевременное разочарование. Многие пытаются заниматься самосовершенствованием, но терпят неудачи. Если такое происходит раз за разом, может выработаться комплекс «все равно это напрасно». Даже если результат, который вы достигаете, невелик – не опускайте руки.

3. Нежелание перемен окружающими. Каждый человек связан с множеством других людей, которые хотят сохранить свои вложения в данного человека неизменными: им необходим человек, которого они знают. Люди часто пытаются воспрепятствовать попыткам близких измениться, подвергая их сомнению, высмеивая.

4. Материальная озабоченность. Человек погружается в решение только материальных проблем и совершенно забывает о мире творчества и идей.

Группа 3 . Необходимо представить ресурсы, которые играют большую роль в становлении успешного человека.

Представление возможных результатов работы группы.

Ресурсы бывают внутренние и внешние. К тем ресурсам, которые, прежде всего, помогают человеку стать успешным, являются:

  • Семья
  • Друзья
  • Коллеги по работе
  • Материальное благополучие
  • Внутренняя гармония
  • Способности, талант

Вывод: Психологи утверждают, что успешный человек успешен в любом деле. Что же объединяет успешных людей? Как правило, дело не только в таланте и врожденных способностях.
Их отличают:

  • активность: они ценят активный образ жизни, с удовольствием проявляют инициативу;
  • креативность: они рассматривают проблемные ситуации как интересные задачи для решения и не боятся их;
  • ответственность: готовы брать ответственность за свои поступки и решения на себя;
  • уверенность: верят в свои силы и стремятся проявить свои возможности в полной мере;
  • коммуникабельность: умеют грамотно дать обратную связь, поддержать, попросить о помощи.

5. Разработка формулы успеха

А теперь попытаемся всё же составить «Формулу успеха», т.е. соединить в единое целое все компоненты, которые позволят человеку достичь успеха.

1) Нужно прежде в его поставить перед собой чёткую цель своей деятельности.

Самое трудное – научиться использовать возможности своего «Я» и направлять их на достижение успеха. Психологи считают, что один из главных шагов к жизненному успеху – правильная постановка цели. Я хочу напомнить вам отрывок из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Помните первую встречу Алисы с Чеширским котом?
– Скажите, пожалуйста, куда мне идти?
– А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
– Мне все равно… – сказала Алиса.
– Тогда все равно, куда идти, – заметил Кот.
В этом отрывке сформулирован один из важнейших принципов жизни – цель определяет направление движения, направление нашей деятельности.
Давайте мы с вами вспомним, что же такое цель ?
Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата. К сожалению, многие люди терпят неудачи в жизни, т.к. не имеют хорошо продуманных целей.

2) Путь к достижению цели будет более успешным при наличии определённых ресурсов , как внутренних, так и внешних.

Ресурсы станут своеобразной почвой, на которой прорастут семена цели. (Семья, друзья, деньги, уровень образования и т.д.).
Например, что даёт нам семья? Домашний уют, понимание, моральную поддержку, материальную поддержку и т.д.

3)Следующий шаг: необходимо правильно подобрать средства.

Средства – это то, что и как мы будем использовать для достижения цели. Но все ли средства хороши для достижения цели? Какие нравственные ценности выбрать, на какие опереться в жизни, ведь от ценностных ориентаций также зависит направленность жизни человека, его взаимоотношения с людьми.

Учащимся предлагается вымостить дорогу к цели кирпичиками нравственных ценностей.

На столе учителя лежат карточки с понятиями нравственных ценностей.

Классификация нравственных ценностей:

А) ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;
Б) ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;
В) ценности высшей сферы духовной жизни: самовыражение, самореализация, чуткость, способность сопереживать, сострадание, великодушие, милосердие;
Г) религиозные ценности: любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.

4) Итогом деятельности станет – результат.

Мы пришли к конечной точке, которая позволит определить достиг ли человек успеха или нет, то есть, выполнена ли цель.

Вывод: Попробуем оформить нашу «формулу успеха»:

Формула успеха: ЦЕЛЬ ––> РЕСУРСЫ ––> СРЕДСТВА ––> РЕЗУЛЬТАТ = УСПЕХ

«Формула моего успеха»

А теперь, расскажите о себе: кто из вас считает себя успешным человеком, как вы достигли успеха и каковы ваши планы на будущее? (Учащиеся делятся своими достижениями и своими «формулами успеха»).

6. Рефлексия

Мы подняли сегодня очень важную тему: успех, успешный человек, формула успеха. К каким выводам вы сегодня пришли? Легко ли стать «успешным»? Я предлагаю со словом «успех» составить синквейн, который поможет вам закрепить в памяти сегодняшний разговор.

Успех
Притягательный, волнующий
Достигать, стремиться, работать
В основе лежит цель
Положительный результат

7. Итог занятия

Вам по 15-16 лет, у вас все впереди, в том числе и «успех».
Кто, по вашему мнению, достигнет успеха?

  • Стоящий на месте? «Моя хата с краю»
  • Идущий напролом? «После меня хоть потоп»
  • Тот, кто спотыкается, падает, поднимается и идет вперед?

И на память о нашем классном часе хочется подарить вам очень поучительную притчу, которая заставит вас задуматься о многом.

Я просил сил... а жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости... а жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства... а жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать... а жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви... а жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ... а жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Желаю вам успехов на вашем жизненном пути. Я очень надеюсь, что вы тоже получите от жизни всё, что вам нужно.

Я уже давно изучаю особенности человеческого мышления. Сейчас я работаю над книгой «Mindshift: How Ordinary and Extraordinary People Have Transformed Their Lives Through Learning - And You Can Too» («Смена мышления: как обучение изменило жизнь обычных и необычных людей - и вашу оно тоже изменит»). Она посвящена удивительным историям о людях, которые изменили свою жизнь и карьеру с помощью новых подходов к обучению.

Есть множество способов преодолеть страх перед естественными и точными науками. Выдающиеся ученые и гениальные умы, как правило, рано овладевают эффективными техниками обучения, потому что они начинают тренироваться практически с младенчества. На самом деле этими техниками обучения может овладеть любой человек в любом возрасте. Если бы раньше я не изучала иностранный язык, я бы и не подумала, что существуют специально структурированные практические приемы.

Когда вы идете в спортзал, вы занимаетесь на тренажерах, чтобы развить мускулатуру. Вы не думаете, что сможете накачать шикарный пресс, каждый день сидя на тротуаре. К математике можно применить тот же принцип. Она помогает развить невидимые мыслительные «мышцы», которые могут пригодиться вам в самых неожиданных областях. Например, если мне нужно нанять управляющего в магазин или разработать онлайн-курс, я скорее отдам предпочтение кандидату с развитым аналитическим мышлением. Мир меняется, и способность справляться с техническими и математическими вызовами становится все более важной.

Знание естественных наук предостерегает людей от «магического мышления»

Математика и другие науки могут помочь вам принять важное решение, которое повлияет на вашу жизнь; они же помогут вам справляться с повседневными трудностями. Знания в области математики и естественных наук предостерегают людей от «магического мышления». Когда дело касается зарплаты, иногда мне кажется, что деньги просто так возникнут из воздуха, и я получу все, что хочу, не прикладывая никаких усилий. Но этого не происходит. Деньги также не появятся в государственном бюджете магическим образом, хотя, конечно, государство часто заставляет нас верить в обратное. Естественно-научный бэкграунд просто делает нас умнее и позволяет отстраненно наблюдать за вещами. Например, мы все знаем, как важна хорошая экология, и понимаем, что нам стоит бороться за то, чтобы мир стал чистым и зеленым. Однако некоторые экологические инициативы, например электронные автомобили, на самом деле вредны для окружающей среды. Попросту говоря, людей, у которых нет никаких математических и естественно-научных знаний, намного проще одурачить, потому что они не умеют скептически смотреть на вещи.

Математики любят преподавать абстрактную математику, которая кажется оторванной от реальности, но на самом деле помогает овладеть навыками, которые можно легко перенести в разные сферы профессиональной деятельности. Изучать математику применительно к одной области, например бухгалтерскому делу, неэффективно, потому что это ограничивает гибкость вашего мышления и мешает применить новые знания и навыки в ином контексте. Это все равно что отказываться учить иностранный язык - тогда вы искусственным образом навсегда ограничиваете свое мышление в рамках одного языка. Если вы боитесь уравнений и формул и не знаете, как применить к ним воображение, попробуйте воспринимать их как стихи. Уравнения - это лишь набор закодированных понятий; в них, как и в поэзии, присутствует глубинный смысл. Эйнштейн смог описать фотон с помощью воображения, а не с помощью математики. Известно, что в математике он был не так уж силен и часто обращался за помощью к другим математикам, чтобы продолжить исследования. Зато фантазии ему было не занимать: он представлял себя летящим фотоном и думал о том, как его воспримет другой фотон. Воображение людей развито намного сильнее, чем они думают. Если вам кажется, что это не про вас, то подумайте вот о чем: если вам хватает воображения на то, чтобы любить и воспитывать своего ребенка, то вам хватит воображения и для того, чтобы создать чудесный новый мир.

Есть множество книг, которые помогут вам понять математику. Мои любимые - это «Простые вычисления» («Calculus Made Easy») Сильвануса Томпсона, «The World According to Wavelets: The Story of a Mathematical Technique in the Making» («Преобразование мира через вейвлеты: история развития математических методов») Барбары Берк Хаббард и трехтомное издание лекций по физике Ричарда Фейнмана. Все эти работы помогают познакомиться с математикой с разных сторон и объясняют, как она связана с реальностью.

Ваши успехи никак не связаны со степенью вашей гениальности

Я решила получить диплом инженера только в 26 лет. Это вызвало во мне много ненависти и доставило множество страданий в мой первый год; обнадеживали меня лишь редкие озарения. До того как я почувствовала, что «могу это сделать», прошло примерно полтора года. До этого я изучала русский язык, получила стипендию от службы вневойсковой подготовки офицеров запаса и степень бакалавра по славянским языкам и литературе. У меня был шанс стать экспертом в войсках связи, но я терпеть не могла математику и боялась ее.

Если вы тоже боитесь математики и естественных наук, вам следует знать, что ваш мозг постоянно выполняет сложные расчеты, просто вы об этом не подозреваете. Благодаря этому вы можете ловить мяч и объезжать дорожные ямы на автомобиле. Мы решаем уравнения и производим сложные расчеты бессознательно и не подозреваем, что решение нам уже известно, потому что у всех нас есть способности к математике и естественным наукам. Нам кажется, что математика более сложна, чем гуманитарные науки, лишь потому, что она закодирована в формулы и абстрактные понятия.

Я считаю, что существуют тысячи «правильных» способов обучения детей, поэтому не тяготею ни к какой конкретной школе или системе. Мы слишком часто подчеркиваем, что дети должны подходить к процессу обучения со страстью, хотя на самом деле процесс познания сам по себе должен пробуждать в них страсть. Образование должно культивировать в учениках креативность, любознательность и стремление к открытиям. Однако креативность должна быть подкреплена уверенными знаниями в определенном предмете. Если у вас в сознании нет обширного набора фактов, вряд ли вы сможете совершить творческое открытие. Хотя дети учатся в одной и той же школе в течение многих лет, их достижения не выравниваются, потому что успехи людей сильно зависят от их социального окружения и биологической предрасположенности. Но в действительности настойчивость значит гораздо больше, чем интеллект. Многие «середнячки» пошли намного дальше, чем очень одаренные люди.

Труд - отец богатства, земля - его мать
Уильям Петти

Пишет Артём Бузинный, магистр гуманитарных наук из Беларуси: В представлениях и рассуждениях американцев и европейцев о России постоянно озвучивается то ли упрёк, то ли вопрос, сводящийся к мысли: «русские ничего не хотят». С их точки зрения все наши проблемы от нашей нетребовательности, невзыскательности, отсутствия широких запросов и претензий. Якобы засевшая глубоко в русской душе боязнь «выделиться из толпы», потребность «быть как все», отсутствие предпринимательского духа не даёт России шагать в ногу с передовыми странами.

Другой нашей проблемой считается неверие в собственные силы, надежда на чудо, смирение перед ударами судьбы: то есть то, что в западной и особенно американской системе ценностей считается чуть ли не главным грехом - пресловутый русский фатализм.

В американском контексте «фаталист» - одно из худших определений, которое человек может получить: для американцев фаталист - это суеверный и ленивый человек, который не желает брать инициативу в свои руки для того, чтобы улучшить собственную жизнь1 .

Для западного же сознания считается невозможным смириться с тем, что некоторые вещи находятся за пределами власти человека. Идея о том, что для личности «нет ничего невозможного», по убеждению Крэйга Сторти, глубоко заложена в американской концептуальной картине мира2 .

И наверно надо признать что при всей на первый взгляд однобокости нашего портрета, рисуемого западниками, какая-то доля истины в нём есть. Мы и сами ощущаем своё своеобразие по отношению к Западу во многих вещах:

«Сама возможность обогащения как бы не предусмотрена традиционным русским воспитанием и образом жизни; не рассчитан русский человек на богатство. Если же он разбогатеет, то чувствует некоторую растерянность и не знает, что теперь делать… в России вообще не было того культа богатых людей, который наблюдается в западных странах. Не только в революционной, но и в городской интеллигенции к богатым людям было не то что неприязненное, а малодоброжелательное отношение. Даже в купеческих группировках на бирже богатство не играло решающей роли»3 .

Различия в моделях поведения, общепринятых в русской и западной культурах, безусловно ощутимы, но вот попытаться объяснить эти различия можно только рассматривая их сквозь призму основополагающих для этих культур ценностей.

Для того чтобы идея достижении успеха исключительно личным волевым усилием утвердилась в массовом сознании народов Запада в качестве бесспорной истины и базовой для их цивилизации ценности, нужно было последовательно обесценить не только многотысячелетний «труд» природы по накоплению ресурсов и многовековые трудовые усилия поколений предков по созданию материальных ценностей, но и труд современников, «ближних твоих» выражаясь библейским языком.

Процесс переформатировки традиционного сознания в этом направлении занял не одно столетие. Финальным аккордом этого процесса прогремела в Европе Реформация. Это был грандиознейший переворот в сфере смыслов, давший совершенно новые ответы на основополагающие мировоззренческие и этические вопросы, всегда волновавшие человека.

В ходе этой ломки сознания были окончательно разрушены идущие от античности представления о целостности и неразрывности мироздания и о Человеке как частице этого единства, невидимыми нитями связанной со всеми другими частицами.

Созданный Реформацией «Новый Порядок» уходил корнями в библейский догмат сотворения мира ex nihilo (из ничего): впервые в истории религиозной мысли божество было выведено за пределы Космоса, а сам Космос в своей основе был переосмыслен как Ничто, то есть объект божественного произвола.

Взаимоотношения Личности и Мира впервые принимают субъект-объектный вид, а библейское божество, выведенное за пределы Космоса, оказывается первым Индивидом - основателем будущего «гражданского общества», которому суждено было появиться на Западе.

До позднего Средневековья эти представления мало влияли на общие умонастроения народов Европы, являясь достоянием немногочисленных этнорелигиозных групп:

«народы торговые в собственном смысле этого слова существуют, как боги Эпикура, лишь в междумировых пространствах древнего мира - или как евреи в порах польского общества»4 .

Реформация лишь распространила эти идеи, бывшие до поры экзотическими, в толщу населения. Человек «по образу и подобию божию» стал ощущать себя атомом, оторванным от мира, а мир, ставший теперь «Ничем», потерял всякую святость и ценность.

Ценность новый буржуазный человек заменил ценой. Как сказал Хорст Штерн, Запад «знает цену всего и не знает ценности ничего». Обесценив мир, его сделали объектом покорения и эксплуатации.

Соответственно этому была переосмыслена и категория человеческого счастья. В протестантской доктрине она приобрела вид личного успеха, понимаемого как бесконечное накопление экономических и других возможностей и инструментов осуществления власти.

В корне были пересмотрены и средства достижения такого успеха. Хотя на заре становления буржуазной политэкономии она ещё сохраняла архаические представления в духе вынесенного в эпиграф изречения «Труд - отец богатства, земля - его мать », но чем дальше, тем более маргинальными они становились.

В итоге классический либерализм свёл средства достижения успеха исключительно к «труду», то есть к индивидуальному усилию. Природа-Мать была окончательно вынесена буржуазным сознанием за скобки. Произошло то, что в терминах психологии называется вытеснением, а в религиозных терминах - десакрализацией мира.

В политэкономии представление о бесконечности мира преломилось в постулат о неисчерпаемости природных ресурсов. Они были исключены из рассмотрения как некая «бесплатная» мировая константа, экономически нейтральный фон хозяйственной деятельности. Это было усвоено политэкономией, как либеральной, так и марксистской.

Давид Рикардо утверждал:

«Ничего не платится за включение природных агентов, поскольку они неисчерпаемы и доступны всем».

Ему вторил Карл Маркс:

«Производительно эксплуатируемый материал природы, не составляющий элемента стоимости капитала - земля, море, руды, леса и т. д... В процесс производства могут быть включены в качестве более или менее эффективно действующих агентов силы природы, которые капиталисту ничего не стоят».

Этот подход, или выражаясь точнее, предрассудок, настолько прочно закрепился в классической политэкономии, что уже и современные «неклассические» экономисты до сих пор по инерции продолжают рисовать перед человечеством соблазнительные перспективы «экономики роста», несмотря на все предупреждения экологов, что рост этот не может быть бесконечным и имеет вполне прогнозируемые пределы.

Поразительная глухота западного гомо экономикуса к экологическим аргументам идёт всё от той же протестантской этики: для свободного индивида не только природа обесценена, лишена святости, но и все остальные люди тоже не имеют ценности.

По Томасу Гоббсу, свободные индивиды в своём естественном состоянии по отношению друг к другу имеют право на всё. Определённое значение приобретают только те из них, кто способен нанести вред. Соответственно, какие-то взаимные обязательства могут возникнуть только между теми индивидами, которые во взаимной борьбе способны нанести друг другу равный ущерб - тогда рациональнее будет не бороться, а договориться о неких взаимоограничивающих правилах. Только тогда возникает пресловутое цивилизованное общество .

Во всех остальных случаях, когда индивид заведомо сильнее своих конкурентов, никаких правил не существует: в отношениях с варварами цивилизация продолжает находиться в естественном состоянии, то есть ничем не ограничена и имеет право на всё. Вся «нецивилизованная» часть человечества воспринимается свободным индивидом как часть всё той же природы, соответственно и труд её тоже ничего не стоит.

А поскольку статус цивилизованности тоже оказывается весьма пластичным и определяется лишь способностью наносить ущерб, то лишиться этого статуса оказывается довольно легко.

В эпоху первоначального накопления в качестве части дикой природы рассматривалось не только население колоний, но и «своё» английское крестьянство, настолько слабое и беззащитное, что его можно было безнаказанно согнать с земли и лишить средств к существованию. Труд миллионов нищих, массово произведённых процессом огораживания, доставался английским капиталистам почти даром, как и труд ирландцев, продаваемых за океан в качестве рабов.

Знаменитый французский просветитель Монтескье абсолютно без каких-либо угрызений совести вкладывал свои капиталы в прибыльную работорговлю. Другой из отцов-основателей либерализма Джон Локк был автором конституции рабовладельческого штата Каролина, провозглашавшей «абсолютную власть» каждого гражданина «над своими черными рабами». Он обосновывал это «естественным правом» гражданского общества вести войну против тех, кто «не обладает разумом», обращать их в рабство и экспроприировать их богатство в уплату за военные расходы.

Поразительно, что последняя американская интервенция в Ирак оправдывалась уже в начале 21-го века буквальными ссылками на эти рассуждения Локка!

Логика процесса свободной конкуренции ведёт к такому положению, когда кто-то из конкурентов в конце концов получит абсолютное преобладание и необходимость вступать в гражданские договорные отношения с другими для него отпадёт. В перспективе «цивилизованное общество» может сократиться до одного человека.

О том, насколько приятно щекочет все органы чувств свободного индивида предвкушение этой гипотетической идеальной перспективы можно судить по тому, каким на разные лады звучащим рефреном эта тема проходит через всю западную массовую и не очень массовую культуру: «Боливар не вынесет двоих», «останется только один» etc.

Идеальное положение для свободного индивида в том, чтобы свести все издержки в процессе конкуренции к нулю - то есть получать даром природные ресурсы и результаты труда других людей как ничего не стоящие. Только тогда можно с полным правом считать себя настоящим хозяином своей судьбы - воплощением американской мечты.

На заре становления западного общества протестантский идеал self-made-man , вопреки всем обстоятельствам утверждающего свою волю, бесспорно, имел некую привлекательную и даже отчасти героическую ауру.

Но сейчас, на закате этой цивилизации в идеале ничем не ограниченной индивидуальной воли, от активизма первых буржуа мало что осталось, он явно вырождается в потребительскую психологию, в «право» на бесконечное удовлетворение ничем не ограниченных капризов.

Эго свободного индивида достигает таких размеров, что не видит смысла даже в воспроизводстве самого себя в потомках, в продолжении рода. Как это ни дико для нормального, то есть не искорёженного Реформацией человеческого сознания, но для сознания «цивилизованного» лишёнными значения предстают и будущие поколения, не выступающие в качестве агентов на рынке, и соответственно не способные защищать свои интересы и выступать субъектами рыночных сделок.

Доведённая до полного логического завершения позиция свободного индивида выглядит так: «Почему я должен заботиться о будущих поколениях? Разве будущие поколения когда-нибудь сделали что-нибудь для меня?»

Успехом в такой логике «после меня хоть потоп» может считаться только безудержное ограбление природы, предков, будущих поколений и унесение награбленного богатства в могилу. И вот это нам и всему остальному человечеству Запад пытается преподнести в качестве образца для подражания?! Но это же не только биологическая гибель нас, как популяции, это ещё и полный нравственный тупик, расчеловечивание человека!

По крайней мере так это выглядит с традиционной ценностной перспективы Русской цивилизации, где человеческая Личность никогда не вырывалась из Мира в качестве его покорителя и эксплуататора. Наоборот, нормальное естественное развитие человека мыслилось только через включение его в Космос как неразрывную целостность природного и общественного.

Такое противоположное западному атомизму представление о единстве Человека, Общества и Природы собственно и не является русским эксклюзивом: оно было присуще и античному обществу, и великим цивилизациям Востока, и окружающим их безгосударственным «архаическим» этносам.

Это мировоззрение - с точки зрения Запада, примитивное и варварское - в гораздо большей степени имеет право называться общечеловеческим, чем узурпировавший право называться таковым западный индивидуализм.

А с точки зрения непереученных Западом «варваров» Космос не является бесконечным. Природа не дана нам в гарантированное и бессрочное владение, её при недостаточно бережном к ней отношении можно потерять. Отсюда и базовый для почти всех незападных обществ миф о святости Природы, взгляд на неё, как на «Мать»:

«Когда беднейшие индейские общины в Соединенных Штатах, едва насчитывающие несколько десятков семей, бунтуют пpотив планов экспpопpиации, котоpая сопpовождается компенсацией в сотни тысяч, а то и миллионы доллаpов, то это, по заявлениям самих заинтеpесованных в сделке деятелей, происходит потому, что жалкий клочок земли понимается ими как «мать», от котоpой нельзя ни избавляться, ни выгодно менять...

В этих случаях pечь идет именно о пpинципиальном пpевосходстве, котоpое отдается пpиpоде над культуpой. Это знала в пpошлом и наша цивилизация, и это иногда выходит на повеpхность в моменты кpизисов или сомнений, но в обществах, называемых «пpимитивными», это пpедставляет собой очень пpочно установленную систему веpований и пpактики».5

Такое преклонение перед Матерью-Природой совершенно исключает потребительское к ней отношение: буржуазный предрассудок о якобы дармовых природных ресурсах выглядит здесь каким-то диким кощунством.

Такой же святостью в глазах незападного человечества обладает и всё материальное и духовное наследие, созданное трудом поколений предков и собратьев-современников, являющее собой вторую природу - культуру.

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет разоблачал веру Запада в собственное бессмертие как наивную иллюзию:

«История - это арена, полная жестокостей, и многие расы как независимые целостности сошли с нее. Для истории жить не значит позволять себе жить, как вздумается, жить - значит очень серьезно, осознанно заниматься жизнью, как если бы это было твоей профессией. Поэтому необходимо, чтобы наше поколение с полным сознанием, согласованно озаботилось бы будущим нации».

Но за исключением Запада никто никогда и не питал подобных иллюзий. Почти во всех незападных культурах правильное участие в истории понималось, как сбережение накопленного природой и предками, умножение его собственным трудом и передача потомкам. Естественно, что место для личного успеха в такой картине мира оказывается весьма скромным. Он понимается в большей мере как степень личного трудового вклада в общую копилку, чем индивидуальное обогащение. Отношение к последнему в корне отличается от западного:

«Как гласит русская пословица: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Если американец встретит миллионера, его первой мыслью будет: «Какой это, должно быть, умный и способный человек!» Первая мысль русского в той же ситуации наверняка будет: «И где только этот мошенник столько нахватал?»6

Недоверие или даже неодобрение, с которым в традиционных обществах относились и относятся к индивидуальному обогащению, основывается на глубокой убеждённости небуржуазного сознания в ограниченности возможностей одного человека. А чаще даже не столько ясно сформулированных убеждениях, сколько интуиции. Что суть дела не меняет.

Позже марксизм развил эти древние интуиции в стройную теорию, которую незападные народы смогли использовать в качестве оружия против экспансии «цивилизованного общества». Но и до Маркса «примитивный» человек всегда догадывался, что обогащение личным трудом возможно лишь до некоторого уровня, а далее оно возможно лишь через присвоение чужого труда и/или через присвоение природных ресурсов.

Так что мы можем смело признаться и себе и другим, что в сфере материального накопления наши представления скорее уравнительные. Неравенство признаётся в русской культуре полезным лишь в ограниченной степени. И не стоит смущаться, когда недоброжелатели пытаются принизить эту нашу культурную особенность, обзывая её «уравниловкой».

Да, в русском представлении справедливость - это прежде всего равенство шансов, обеспечивающееся равенством доступа к материальным ресурсам.

Впрочем, традиционные культуры знают и другой путь личного преуспеяния, отношение к которому гораздо более одобрительное: это не материальное накопление, а приобретение общественного уважения опять-таки через усилие на общее благо. По этому признаку тоже очевидно принципиальное различие между устройством западного и русского социума.

На Западе справедливым считается прежде всего формальное равенство перед законом: все граждане имеют право участия в выборах и рыночном обмене. Но размер ресурсов, накопленный каждым гражданином в этом процессе, считается зависимым исключительно от его индивидуальных усилий: никакие материальные блага западному гражданину исходя из самого факта его существования не положены.

Выстраиваемая отсюда иерархия западных обществ формируется прежде всего исходя из размера сконцентрированных ресурсов: кто богаче, у того больше реальных возможностей, больше власти.

В русском же и других традиционных обществах человек с рождения имеет право на определённый кусок общественного пирога, то есть экономическое равенство, обеспечивающее равенство шансов. А вот как человек эти шансы использует, какое место займёт в социальной иерархии, зависит от его вклада в общее дело.

То есть иерархия в традиционном обществе формируется прежде всего политическая и моральная: общественное влияние личности определяется не богатством, а уважением соотечественников. Это хорошо видно на примере Сталина и его команды: личная скромность в быту, минимальные материальные запросы при колоссальном авторитете в советском обществе, ставившем их почти в ранг живых богов.

Подводя итог в виде формулы русского успеха, можно предположить, что звучать она должна примерно так: если богатеть, то вместе со всеми, если возрастать духовно, то индивидуально.

1 Robert L. Kohls. The Values American Live By;
2 Craig Storti. Americans at Work. A Guide to the Can-Do People;
3 Александр Прохоров. Русская модель управления. - Москва: «Журнал «Эксперт"». 2002. - С. 251;
4 Карл Маркс. Капитал. - Москва: «Нартиздат», - Т. 1. - С. 40;
5 Клод Леви-Стросс. Структурная антропология / Пер. с фр. - Москва: «ЭКСМО-Пресс», 2001. - С. 301-302;
6 Владимир Жельвис. Эти странные русские.

Так часто оно звучало в этом году не только в нашем эфире, но и из уст известных политиков, экономистов, деятелей шоу-бизнеса. У людей, хорошо подкованных в экологических вопросах, при упоминании фразы «глобальное потепление», наверняка, возникает совершенно определенная ассоциативная цепочка: выбросы парниковых газов, загрязняющие воздух газы автомобилей и промышленных предприятий, чрезмерный расход энергии, низкий уровень освоения альтернативных источников энергии и так далее.

Наш журнал «Человек и природа» на протяжении последних лет пытается вас информировать о том, что происходит в мире экологии. Но, как говорят специалисты, для того, чтобы стать экологически сознательным человеком, обучаться бережному отношению к природе нужно с самого юного возраста, если не с пеленок. Во всех немецких школах проводятся обязательные занятия по экологии. Но не стоит думать, что к этому предмету немецкие ученики относятся с особым энтузиазмом. Для того, чтобы заинтересовать их этим достаточно специфическим уроком, педагоги идут на самые разные уловки. Примерно в 40 процентах всех школ Германии учителя проводят уроки экологии на открытом воздухе. О важности экологического воспитания рассказывает директор немецкой секции международной природоохранной организации IFAW Ральф Зоннтаг:

«Я считаю, что экологическое образование является очень важным фактором воспитания современного человека. И начать этим заниматься нужно как можно раньше. Еще в школе. Кроме того, сами родители могут внести большой вклад в процесс формирования экологической культуры в своем ребенке, если они с малолетнего возраста будут объяснять ему, почему нельзя бросать мусор на улицу или почему лучше перемещаться по городу на общественном транспорте или на велосипеде. Даже если родители будут просто гулять со своими детьми по лесу и рассказывать им, как устроена природа и насколько она красива, уже это поможет привить им бережное отношение к природе».

Как объяснить ученику младших классов, что энергию нужно экономить? Учителя одной из школ в Мангейме прибегают для этого к весьма простому методу. Они просят учеников следить за тем, чтобы, например, помещения проветривались только при выключенных батареях. Кроме того, на крышах некоторых школ установлены солнечные батареи, которые служат дополнительным источником энергии. По телевидению в утренние часы идут просветительские программы, в которых объясняется смысл сортировки муса и ресайклинга. Все это и является формулой успешного экологического воспитания. Но и это еще не все. Рассказывает сотрудник крупнейшей немецкой экологической организации BUND Рюдигер Розенталь:

«Экологическое образование играет решающую роль в формировании экологического сознания людей. То, что в Германии люди так трепетно относятся к состоянию их окружающей среды, связано и с историческим течением событий. В 70-ых годах экологи начали обращать внимание общественности на сильное загрязнение воздуха в Рурской области, в которой очень сильно развито промышленное производство. Уже тогда правительство вынесло решение об очистке воздуха и обязательной установке фильтров на промышленных предприятиях. В начале 80-ых в Германии произошло еще одно неприятное событие: под угрозой гибели оказались леса. А в 86-м году произошел взрыв на Чернобыльской АЭС, который также сыграл решающую в роль в изменении отношения немцев к экологии в целом. Люди задумались о той опасности, которую скрывает в себе атомная энергетика. После этого в Германии заговорили об альтернативной энергетике. Больших успехов на этом поприще добилась партия «Союз 90/Зеленые». Они сумели популяризовать „зеленые» настроения в немецком обществе и транслировать их в политические решения».

В прошлом году под эгидой ООН прошли многочисленные мероприятия, направленные на развитие экологического образования в Европе. Рассчитаны они были на людей всех поколений. Например, людям пожилого возраста предлагалось пройти курс специального обучения на экологов-консультантов. А женщины-домохозяйки учились выявлять из широкого сортимента в супермаркетах экологически чистые продукты. Ведь экология – это еще и здоровый образ жизни.

Спасибо всем, кто пользуется нашим сервисом. Мы внимательно читаем ваши сообщения и по мере наших возможностей пытаемся отвечать на ваши вопросы. Итак, продолжаем нашу программу. В первой половине передачи мы пытались узнать, какое значение экологическому воспитанию придают в Германии. Сейчас настало время посмотреть на то, что происходит в этой связи в России. Моя коллега Наталья Нестеренко побывала на уроке экологии в Гатчине, что в Ленинградской области. И вот ее репортаж.

Для прослушивания этого репортажа скачайте аудиофайл программы «Человек и природа» по ссылке внизу.

Через неделю, в первый день 2007 года, мы вместе с немецкими и российскими экологами попытаемся подвести итоги уходящего года. С наступающим вас праздником! Свежего воздуха вам! И не будьте равнодушными к тому, что вас окружает. До встречи в новом году!