Анализ оказания платных образовательных услуг. Справка контроль о дополнительных платных образовательных услуг

Платные медицинские услуги населению области предоставляются

медицинскими учреждениями в соответствии с:

  • - Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.96 г. № 27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».
  • -Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 26.12.2002 г. № 138 «Территориальная программа государственных гарантий обеспечения населения ЕАО бесплатной медицинской помощью в 2003 году».
  • -Перечнем медицинских услуг, оказываемых за счет средств организаций, учреждений, предприятий и других хозяйствующих субъектов с любыми формами собственности. Личных средств граждан, а также по добровольному медицинскому страхованию.

Приказом Правительства ЕАО Управления здравоохранения от 01.02.2001г. № 20 «Об утверждении объемов медицинской помощи, предусмотренных территориальной программой государственных гарантий обеспечения населения ЕАО бесплатной медицинской помощью, условий и порядка предоставления медицинской помощи населению на территории ЕАО».

Стоматологическая поликлиника имеет сертификат и лицензию на соответствующий вид деятельности. Платные услуги оказываются как за личный счет граждан, так и через добровольное медицинское страхование. Тарифы на платные услуги утверждены Правительством ЕАО.

В управление здравоохранения Правительства ЕАО учреждения здравоохранения г. Биробиджана ежеквартально предоставляют отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам.

Проанализируем смету доходов и расходов платных медицинских услуг.

Оказание платных медицинских услуг является дополнительным источником дохода учреждения для формирования прибыли. В этой связи интерес представляет анализ изменения доходов за исследуемый период.

Таблица 2.6

Анализ доходов от оказания платных услуг за 2001 - 2003 гг., тыс.рублей

По данным представленным в таблице 2.6 мы видим что доходы от оказания платных услуг населению имеют стойкую тенденцию к увеличению.

Произошло увеличение доходов от оказания платных медицинских услуг на 52,4% по сравнению с 2001 годом и на 12,8% по сравнению с 2002 годом.

Осуществление финансового контроля

В целях контроля за рациональным использованием финансовых средств направляемых на обязательное медицинское страхование граждан территориальные фонды обязательного медицинского страхования имеют право осуществлять контрольные проверки использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях. Порядок проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС, разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93г. №4543-1 Министерством финансов Российской Федерации, приказом Федерального фонда ОМС от 07.08.97г. № 71 "06 обеспечении целевого и рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования".

Плановые проверки деятельности медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС, в том числе целевого и рационального использования ими средств ОМС, проводятся контрольно -ревизионными службами территориального фонда ОМС с возможным привлечением специалистов других структурных подразделений фонда. Плановые проверки проводятся в соответствии с планом проверок и на основании программы проверки, утвержденными исполнительным директором фонда.

Плановые проверки должны проводиться не реже одного раза в два года.

Сроки проведения проверок определяются в каждом конкретном случае отдельно, но не более 30 календарных дней.

В случаях необходимости могут проводиться внеплановые проверки по отдельным вопросам деятельности медицинских учреждений в системе ОМС.

Помимо плановых и внеплановых проверок, могут также проводиться тематические проверки, которые проводятся в случаях необходимости по отдельным специальным вопросам.

Проверки медицинских учреждений фондом осуществляются на основании приказа исполнительного директора фонда.

Программа документальной проверки содержит перечень вопросов с учетом материалов предыдущей проверки, проводимой территориальным фондом, анализа представленных отчетов медицинского учреждения об использовании денежных средств обязательного медицинского страхования (форма № 14, утвержденная приказом Федерального фонда ОМС от 20.03.98г. № 26) и включает:

  • - проверку использования финансовых средств обязательного медицинского страхования, направленных в медицинские учреждения;
  • - проверку финансово-хозяйственных операций по средствам обязательного медицинского страхования по данным первичных документов для установления их целесообразности и достоверности;
  • - проверку заключений тендерных комиссий при закупках продуктов литания, медикаментов и перевязочных материалов, мягкого инвентаря, медицинского оборудования за счет средств обязательного медицинского страхования;
  • - проверку правильности отражения в учетных регистрах бухгалтерских операций по средствам обязательного медицинского страхования на основании выборочного изучения первичных документов.

Сопоставление представленной медицинским учреждением в фонд отчетной формы №14 "Отчет лечебно-профилактического учреждения о поступлении и расходовании средств обязательного медицинского страхования" с данными бухгалтерского учета медицинского учреждения.

При проверке деятельности учреждения здравоохранения, функционирующего в системе ОМС, следует проверить:

  • - наличие лицензии медицинского учреждения на право осуществления им определенных видов медицинской деятельности по программам обязательного медицинского страхования, сроков ее действия и сравнения видов медицинской помощи и услуг, указанных в лицензии и сертификатах аккредитации, с фактически оказываемыми видами медицинской помощи по данным статистической документации и сводных учетных документов, составленных на основании счетов, предъявляемых на оплату медицинским учреждением за оказанную медицинскую помощь;
  • - наличие и соблюдение договоров со страховщиком на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию;
  • - наличие приказа, утверждающего учетную политику в медицинском учреждении;
  • - наличие в медицинском учреждении открытого в установленном порядке отдельного текущего счета по средствам ОМС "Средства государственных внебюджетных фондов";
  • - соблюдение требований раздельного учета средств обязательного медицинского страхования, бюджета и средств, поступивших в медицинское учреждение из других источников;
  • - целевой характер использования средств обязательного медицинского страхования (с учетом состава тарифа на медицинские услуги) в соответствии с тарифным соглашением и порядком оплаты медицинской помощи, принятыми на территории субъекта Российской Федерации;
  • - правильность учета и отнесения кассовых и фактических доходов и расходов согласно действующей бюджетной классификации;
  • - обоснованность получения, целевое, рациональное и своевременное использование субвенций, кредитов и других финансовых средств системы ОМС;
  • - правильность отражения в бухгалтерском учете и отчетности движения средств ОМС.

Приведем пример проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования.

Осуществление медицинской деятельности государственному учреждению здравоохранения «Стоматологическая поликлиника» разрешено Комиссией по лицензированию и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности управления здравоохранения правительства ЕАО на основании лицензии от 21.01.02 г. № 201 со сроком действия до 21.01.04 г.

Договор на предоставление лечебно- профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию заключен с территориальным фондом обязательного медицинского страхования от 10.05.02 г. № 3.

Средства обязательного медицинского страхования учреждение получает от Биробиджанского филиала ТФ ОМС ЕАО согласно принятых счетов и реестров и на основании распоряжений и приказов исполнительного директора ТФ ОМС ЕАО.

Проверка проводилась с ведома главного врача и в присутствии главного бухгалтера.

Для проверки были представлены следующие бухгалтерские документы за проверяемый период: накопительные ведомости к мемориальному ордеру № 1,3,5,6,8,9,10,11,12,13,17 с приложенными к ним первичными учетными документами; книга “Журнал-главная”; оборотные ведомости по учету материальных запасов; карточки аналитического учета основных средств; инвентаризационные ведомости за 2003 год; ведомости аналитического учета фактических и кассовых расходов средств обязательного медицинского страхования. Сплошной проверке подвергнуто движение денежных средств на текущем счете по внебюджетным средствам, кассовые операции и выдача денежных средств под отчет за счет средств обязательного медицинского страхования. Прочие документы проверены выборочно с охватом 25%.

Выявленные предыдущей проверкой нарушения и недостатки в использовании средств обязательного медицинского страхования медицинским учреждением устранены не полностью: на момент проверки в кассе находились исполненные кассовые документы не учтенные в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; не организовано питание больных дневного стационара.

Движение средств ОМС осуществляется на текущем счете № 40404810270120300064 в отделении Сбербанка №4157 г. Биробиджана. Договор на кассовое обслуживание заключен 09.11.00 г. № 567.

Бухгалтерский учет движения средств ОМС осуществляется в накопительной ведомости по движению средств на текущих счетах по внебюджетным средствам в мемориальном ордере № 3. Средства ОМС с текущего счета использовались на цели, указанные в платежном поручении Биробиджанского филиала фонда.

Наличные денежные средства, полученные в кассу с банковского счета, оприходованы в кассу поликлиники своевременно и в полном объеме.

По состоянию на 05.12.03 г. проведена инвентаризация денежных средств, находящихся на ответственном хранении у кассира. При ревизии установлено наличие денежных средств в сумме 2478-37 руб., что соответствует книжному остатку.

В результате сверки данных реестров, представленных к оплате ТФ ОМС за медицинские услуги и данных статистического учета по пролеченным больным выявлено, что за период с января по сентябрь 2003 г. за счет средств обязательного медицинского страхования проводилось лечение категорий граждан, не предусмотренных программой обязательного медицинского страхования. По состоянию на 01.10.03 г. фактически произведенные расходы в сумме 19550-25 руб. восстановлены.

На субсчете 170 “Расчеты по недостачам” на момент проверки числятся непогашенные недостачи в сумме 6603 руб.

Документальная проверка взаиморасчетов с разными учреждениями и организациями показала наличие длительно числящейся дебиторской задолженности, нереальной к взысканию.

Полная годовая инвентаризация материальных ценностей проведена с 01.11.03 г. по 01.12.03 г. на основании приказа от 24.10.03.г. № 403- ОД. По результатам проверки бухгалтерией обнаружены медикаменты на постах и в подразделениях больницы, полученные сверх текущей потребности в нарушение Инструкции по учету медикаментов № 747 от 02.06.87 г. и распоряжений главного врача о количественно- суммовом учете медикаментов на постах, списанные с суммового учета на фактические расходы учреждения по факту выдачи.

Факты нецелевого использования средств ОМС:

Использование средств ОМС на лечение категорий граждан, не включенных в территориальную программу в сумме 19550-25 руб.

На основании всего вышеизложенного необходимо принять меры по устранению нарушений выявленных в ходе проверки, штраф за нецелевое использование средств перечислить за счет собственных средств на счет ТФОМС ЕАО.

Можно сделать вывод о том, что несмотря на ежегодное проведение контрольно-ревизионных проверок лечебные учреждения допускают факты нецелевого использования средств системы ОМС, что отрицательно сказывается на финансовом состоянии т.к. средства использованные не по назначению должны быть возвращены в систему ОМС, а штрафы за данные нарушения перечисляются учреждением за счет собственных средств.

Утверждаю

Директор _______ Н.П. Осипенко

27 августа 2013г.

График контроля дополнительных платных образовательных услуг на 2013-2014 учебный год

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

    Рассмотрение программ планых доп. образоват-х услуг на МО учителей предметников с целью определения несовпадения тем, содержащихся в доп. программах с темами основных курсов по соответствующим предметам. Корректировка программ в случае необходимости.

    Выступление на педагогическом совете школы с отчетом о работе групп пл.доп. обр. услуг в 2012-2013 уч.году. Планирование работы на 2013-2014г. Согласование программ пл. доп. обр. услуг

    Контроль формирования групп, определение количественного и списочного состава,

    Сбор договоров с родителями учащихся

    Контроль заключения договоров с педагогами доп. образования

    Подготовка материалов к общешкольному родительскому собранию,

с целью информирования родителей учащихся об организации работы пл.доп. обр услуг в 2013-2014 уч. году

    Предоставление педагогам полного пакета рабочих материалов (журналы, бланки квитанций, договоров, отчетов, график оплаты и т.п.)

    Контроль правильности оформления договоров с родителями учащихся, квитанций на оплату),

3) Проверка качества пл.доп. обр услуг гуманитарного цикла (посещение занятий)

1)Проверка журналов

2) Представление итогов работы в 1 четверти на педагогическом совете

1)Проверка журналов

2) Информирование общественности о работе групп пл. доп. образования в рамках Публичного отчета школы. Анкетирование родителей

Проверка качества пл.доп. обр услуг начальной школы и групп дошкольников (посещение занятий)

январь

февраль

март

апрель

май

1) Обновление нормативной базы и локальных актов в связи с возможным изменением законодательства в области образования или финансовой деятельности.

2)Проверка качества пл.доп. обр услуг естественно-научного цикла (посещение занятий)

3) Контроль сохранности количественного состава групп уч-ся

Проверка качества пл.доп. обр услуг по иностранным языкам (посещение занятий)

Контроль посещения занятий родителями учащихся в рамках общешкольного дня открытых дверей. Сбор отзывов о зянятиях.

1)Проверка журналов

2) Представление итогов работы в 3 четверти на педагогическом совете

1)Проверка журналов

2) Анализ поступления и расходования средств

Полученных от оказания пл.доп. обр услуг в 2013-2014 уч.году.

3)Сверка фин. документации с ГУ ЦБ Красносельского р-на за период 2013-2014 уч.год.

Анализ работы в 2013-2014 уч.году. Подведение итогов работы за год. Проведение анкетирования родителей учащихся с целью выявления потребности в пл.доп. обр услугах на 2014-2015 уч.год.

Разработка перчня пл.доп. обр услуг, в соответствии с пожеланиями родителей, контроль разработки образовательных программ

Ежемесячно:

    Контроль оплаты пл.услуг (сбор квитанций и их копий),

    Рассчет заработной платы педагогов доп. образования,

    Контроль выставления и оплаты счетов из доходов от оказания платных образовательных услуг, согласно предложенного педагогическим советом перечня расходов,

    Контроль посещения занятий пл.доп. обр услуг учащимися.

Еженедельно: Прием родителей учащихся и педагогов доп. образования по вопросам пл. доп. обр. услуг: Понедельник с 14:30 до 17:00

Зам. директора по иностранным языкам Н.В. Сизова

(ответственный за организацию платных доп. обр. услуг)

Анализ деятельности школы по организации

платных дополнительных образовательных услуг

в 2012 – 2013 учебном году.

Сегодня выстроена четк ая модел ь учреждения, в которой представлены бюджетные и платные дополнительные образовательные услуги, представляемые школой.

Важной составляющей работы в этом направлении является знакомство с нормативно - правовой базой, определяющей возможность организации платных дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Прежде всего это: ст. 310,782 Гражданского кодекса РФ, ст. 13,14,19,45,50 Закон «Об образовании в РФ», Федеральный закон «О некоммерческих организациях » от 12.01.96 №7-ФЗ;

Ø Логика - 4 класс

Ø Развитие познавательных способностей – 2-4 классы

Ø Грамматика для любознательных - 4 класс

Ø Решение задач и тестов повышенной сложности по обществознанию - 9 класс

Ø Решение нестандартных задач по математике - 9 класс

Ø Новый курс совместных 3- предметов (информатика, физика, математика) по курсу: «ИМФознайка».

ПДОУ были охвачены 158 обучающихся МАОУ СОШ №19, что составляет 14% от общего количества учащихся. В их предоставлении было задействовано 12 педагогических работников. Все педагогические работники имеют стаж работы более 10 лет и высокую квалификацию.

Виды оказываемых услуг

Кол-во уч-ся

Ф. И.О

учителя

«Уроки веселого говорилки»

«Планета маленьких мыслителей

Развитие познавательных способностей

Вебер Неля Геннадьевна

Информатика, курс «ИМФознайка»

Математика, курс «ИМФознайка»

Физика, курс «ИМФознайка»

Решение задач и тестов повышенной сложности по обществознанию

Решение нестандартных задач по математике

Первая

высшая

«Грамматика для любознательных

высшая

Родители и обучающимися было отмечено, что обучение по всем направлениям велось качественно и на высоком методическом уровне.

В 2012–2013 учебном году повышенный интерес родителей был проявлен к курсам по подготовке детей к школе «Воскресная школа», «ИМФознайка». Цель курсов – всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств, формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

В начале года был составлен и утверждён учебный план платных дополнительных образовательных услуг, который включает в себя следующие предметы:

    математика (логика) устная грамотность (уроки веселого говорилки) графические навыки (радуга) письменная грамотность (планета маленьких мыслителей)

Обучение велось по программе, которая предполагают развитие навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, развивают интерес и желание учиться в школе, а так же способность к анализу и синтезу, самооценки при выполнении работ . Занятия велись в соответствии с календарно-тематическим планированием , были чётко спланированы, проводились на высоком методическом уровне. Учитывался возрастной состав обучающихся. К каждому занятию готовилась в большом количестве яркая наглядность, раздаточный материал. На всех занятиях велась работа по развитию памяти, логического мышления, развитию мелкой моторики руки.

Для родителей были проведены консультации по проблемам обучению детей, даны рекомендации. .
За год было проведено 2 собрания для родителей. Родители могли получить ответы на интересующие их вопросы и проблемы у администрации МАОУ «СОШ №19». Два раза за обучение проводились открытые занятия.

Положительным итогом такой работы стал выбор родителей нашей школы местом продолжения обучения своих детей в 1-ом классе.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

    Обучение на занятиях велось качественно и на высоком методическом уровне. Наполняемость групп обучающихся на курсах в течение всего периода обучения показала, что платные дополнительные образовательные услуги востребованы родительской общественностью Администрация МАОУ «СОШ №19» готова рассмотреть запросы обучающихся и их родителей по предоставлению различного спектра платных дополнительных образовательных услуг на 2013 – 2014 учебный год.

Зам. директора по УВР

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Дипломная работа

Анализ деятельности больницы , оказыва ющей платные медицинские услуги

Введение

Глава 1. Значение платных услуг для повышения доходности в учреждениях здравоохранения

1.1 Проблемы самофинансирования учреждений здравоохранения на современном этапе

1.2 Ценообразование платных медицинских услуг

1.3 Развитие платных услуг учреждений здравоохранения в Республике Саха (Якутия)

Глава 2. Анализ платных услуг здравоохранения Республики Саха (Якутия) на примере больница №1

2.1 Экономическая характеристика больницы №1 Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия)

2.2 Анализ организации платных услуг в больнице №1

2.3 Сравнительный анализ поступлений от оказания платных услуг

Глава 3. Проблемы и перспективы развития платных услуг больницы №1

Заключение

Список литературы

Введение

С 1 января 2000 г. деятельность бюджетных учреждений здравоохранения регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями.

Статья 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, созданную органами государственной власти Российской федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправлении для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Утвержденная в установленном порядке смета медицинского учреждения является основным плановым документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на его содержание. Смета позволяет определить общую потребность учреждения в денежных средствах, сумму материальных затрат и расходов на заработную плату, способствует обеспечению баланса доходов и расходов.

Структура поступлений финансовых средств в учреждения здравоохранения может быть представлена средствами бюджета, обязательного и добровольного медицинского страхования и средствами от оказания платных медицинских услуг. Финансовые ресурсы бюджетных лечебно-профилактические учреждения (далее - ЛПУ) могут формироваться с привлечением всех перечисленных источников финансирования.

Применение всех перечисленных источников формирования может быть сопряжено с рядом трудностей. Бюджетные ЛПУ не могут без ограничения применять все виды финансирования. Медицинские учреждения, действующие в рамках программ обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), не являются независимыми производителями медицинских услуг, их деятельность зависит от целого ряда факторов: будут ли они пролицензированы и проаккредитованы соответствующими комиссиями, заключат ли с ними договора, достаточно ли их профинансируют, поскольку бюджетных средств не всегда хватает для качественного лечения и т.д.

Внедрение же платных медицинских услуг сопряжено с рядом социальных противоречий. Увеличение объемов предоставляемых государственными и муниципальными медицинскими учреждениями платных услуг выявило целый ряд проблем, связанных с порядком их оказания, ведением бухгалтерского учета и т. д. Вызвано это, в первую очередь, слабой разработанностью нормативной базы оказания платных услуг в здравоохранении. Вместе с тем имеется достаточно четкая правовая основа развития платных медицинских услуг, зафиксированная в целом ряде законов, постановлении Правительства и т. д. Поэтому недостаточная разработанность нормативной базы проявляется, в основном в отсутствии четкого механизма регулирования порядка оказания платных медицинских услуг, закрепленного в ведомственных нормативных актах (приказах, инструкциях и т. д.).

Ведомственные нормативные акты призваны дать интерпретацию законодательных и иных правовых актов применительно к медицинским учреждениям, учитывая особенности отрасли. Однако даже основополагающий приказ Минздравмедпрома РФ, регулирующий порядок оказания платным услуг (от 23. 03. 96 №109 «О Правилах предоставления платных медицинских услуг населению»), лишь продублировал Постановление Правительства РФ от 13.01.96 №27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», не внеся ничего нового. Совершенно очевидно, что указанные Правила не охватывают всех вопросов, возникающих при оказании платных услуг. Не восполняют этих пробелов и другие немногочисленные приказы Минздрава РФ, затрагивающие вопросы оказания платных услуг (от 06.08 96 №312 "Об организации работы стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования" и др.). Такое положение связано с отсутствием четкой методологической проработки проблемы оказания платных медицинских услуг по правовым, организационным, экономическим аспектам, бухгалтерскому учету и т.д.

В связи с этим попытаемся обосновать подходы к решению вышеуказанных проблем исходя из действующего законодательства.

В настоящей работе рассматриваются возможности применения платных услуг в учреждениях здравоохранения. Актуальность работы определена тем, что каждое медицинское учреждение испытывает затруднения в финансировании, и сталкиваются с необходимостью изыскивать новые источники финансирования.

Целью дипломной работы - являлось изучение возможностей развития предпринимательства в медицине.

В ходе работы решались следующие задачи:

Рассмотреть значение платных услуг для повышения доходности в учреждениях здравоохранения: проблемы самофинансирования учреждений здравоохранения на современном этапе; методы ценообразования платных медицинских услуг; развитие платных услуг учреждений здравоохранения в Республике Саха (Якутия);

Провести анализ поступлений от оказания платных услуг больницы №1 Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия);

Провести сравнительный анализ поступлений от оказания платных услуг;

Разработать мероприятия по развитию платных услуг больницы №1.

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы. В первом разделе дан краткий литературный обзор по рассматриваемому вопросу, во втором - дана общая организационно-экономическая характеристика учреждения здравоохранения на примере больницы №1 Министерства здравоохранения РС (Я), проанализирована ее финансовая деятельность, выявлены наиболее значимые источники финансирования для этой больницы, проведен анализ поступлений от оказания платных услуг и рассмотрен сравнительный анализ. В третьем разделе рассмотрены предложения по развитию платных услуг в больнице №1. Основные выводы даны в заключение работы.

Глава 1. Значение платных услуг для повышения доходности в учреждениях здравоохранения

1.1 Проблемы самофинансирования учреждений здравоохранения на современном этапе

В настоящее время в соответствии с Законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" к источникам финансовых ресурсов системы здравоохранения относятся:

Средства федерального бюджета, бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов территорий;

Средства предприятий, организаций, учреждений и других хозяйствующих субъектов (например, добровольное медицинское страхование - далее ДМС);

Личные средства граждан; в том числе по добровольному медицинскому страхованию;

Безвозмездные благотворительные взносы и пожертвования;

Кредиты банков и других кредитно-финансовых учреждений;

Иные источники, не запрещенные законодательством РФ. Все, что перечислено, относится к внешним источникам финансирования здравоохранения. Однако сегодня лечебно-профилактические учреждения заняты поиском и внутренних финансовых источников. К последним можно отмести:

Доход, полученный от платной медицинской деятельности;

Экономию финансовых ресурсов;

Продажу "ноу-хау", методов лечения, обучающих программ и т. п.;

Арендную плату, если аренда разрешена вышестоящим органом управления;

Накопленные резервные средства (например, резервный фонд, который создается в условиях развития платной медицинской помощи).

Все это формирует механизм смешанного бюджетно-страхового финансирования медицинской помощи населению.

Наиболее значимым по отношению ко всем видам финансовых ресурсов медицинского учреждения является источник средств от обязательного медицинского страхования. Через систему обязательного медицинского страхования (ОМС) гражданам России оказывается бесплатная медицинская помощь в рамках Программы государственных гарантий.

Международные эксперты считают, что основными причинами перехода России к страховой медицине являются:

Недостаточность финансирования здравоохранения;

Увеличение обращаемости за медицинской помощью (до 60%) при «бесплатном» здравоохранении;

Возрастание объема и стоимости медицинских услуг параллельно росту числа врачей;

Дефицит квалифицированной медицинской помощи;

Расцвет «теневой» экономики в медицине;

Сверхцентрализация и монополизация финансирования и управления здравоохранением.

Медицинское страхование в широком понятии - это новые экономические отношения в здравоохранении в условиях рынка, т.е. создание такой системы охраны здоровья и социального обеспечения, которая реально гарантировала бы всем жителям Российской Федерации свободно доступную квалифицированную медицинскую помощь независимо от их социального положения и уровня доходов. Медицинское страхование необходимо как форма социальной защиты интересов граждан Российской Федерации в новых экономических условиях.

Теперь выясним, какой характер носит деятельность медицинских учреждений по предоставлению платных услуг. Дело в том, что эту деятельность нередко относят то к предпринимательской, то к коммерческой, то к хозрасчетной. Хотя в письме Госналогслужбы РФ от 10.10.95 №01-1-07 четко сказано, что оказание платных услуг является предпринимательской деятельностью бюджетных учреждений. Это же положение зафиксировано в письме Минздравмедпрома РФ от 01.11 95 №2510/РЙ54-95-20. Определение предпринимательской деятельности мы найдем в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ). Статья 2 ГК РФ определяет, что "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке". Поясним, что под лицами, в данном случае понимаются как физические, так и юридические лица. Что же касается термина "коммерческая", то в соответствии с ГК РФ он характеризует не деятельность, а форму юридических лиц (коммерческие и некоммерческие организации). Поэтому юридически некорректным будет называть предоставление платных медицинских услуг коммерческой деятельностью. Термин "хозрасчетная деятельность" часто пытаются использовать в качестве альтернативы понятию "предпринимательская деятельность", имея в виду, что оказание платных услуг медицинскими учреждениями не во всех случаях преследует цепь получение прибыли и далеко не всегда является систематическим. Поэтому имеют место попытки ввести в гражданское законодательство понятие "хозрасчетной деятельности", не связанной напрямую с получением прибыли и не облагаемой налогами. Действительно, можно согласиться с тем, что термин «предпринимательская деятельность» не совсем точно отражает суть оказания платных услуг в здравоохранении. Тем не менее, необходимо отметить, что в нынешнем гражданском законодательстве термин "хозрасчетная деятельность" вообще не упоминается. Он характеризует экономические отношения, основанные на самоокупаемости, и лишь в этом качестве имеет право на использование.

Перейдем теперь к вопросу о том, каковы права медицинских учреждений в оказании платных услуг, т. е. в осуществлении предпринимательской деятельности. Статья 120 ГК РФ гласит: "учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично". Таким образом, медицинские учреждения относятся к некоммерческим организациям, не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, т.е. учредителями (ст. 50 ГК РФ).

Как же тогда это увязывается с предпринимательской деятельностью медицинских учреждений? Ответ на этот вопрос дает та же ст. 50 ГК РФ: "Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь поскольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям". Добавим, что регулируется деятельность некоммерческих организаций, к которым относятся медицинские учреждения, также Федеральным законом от 12.01.96 Мв 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Любое ли медицинское учреждение, исходя из вышесказанного, имеет право оказывать платные услуги? Да, но только при соблюдении ряда условий:

Право на занятие предпринимательской деятельностью, к числу которых относится оказание платных услуг, должно быть зафиксировано в уставе медицинского учреждения. Ст.52 ГК РФ указывает, что в учредительных документах (к числу которых относится устав) некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Поэтому предоставленное в соответствии с ГК РФ право некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью не может быть реализовано автоматически, без соответствующего закрепления в уставе;

Платные услуги должны оказываться в предусмотренном нормативными актами порядке, важнейшие из которых отражены в указанных выше Правилах предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.

Однако, как уже указывалось, Правила не дают ответов на многие вопросы. Так, одной из важнейших проблемой организации оказания платных медицинских услуг является сфера применения платных услуг, т. е. виды и объемы медицинской помощи, которые могут оказываться на платной основе. В Правилах об этом сказано лаконично: речь идет о медицинских услугах, дополнительных к гарантированному общему бесплатной медицинской помощи, и ничего не говорится о том, каковы критерии определения гарантированного объема, какими документами они регламентируются и т. д.

Рассмотрим основные принципы определения видов медицинской помощи, которые могут оказаться на платной основе:

1. Виды медицинской помощи, которые не являются обязательными для оказания на бесплатной для населения основе. Права граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения отражены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 20, 38-42 и др.). Исходя из содержания указанных статей можно сделать вывод о том, что на платной основе могут оказываться виды медицинской помощи, которые отсутствуют в территориальной программе ОМС и не относятся к скорой медицинской помощи, к лечению социально значимых заболеваний, а также заболеваний, представляющих опасность для окружающих, не входят в целевые программы и перечни дорогостоящей специализированной медицинской помощи, финансируемой за счет средств государства.

На основании федерального законодательства субъекты Российской Федерации принимают свои нормативные акты, отражающие гарантированный уровень бесплатной медицинской помощи. Так, в Ленинградской области действует Областной закон "О государственных гарантиях по обеспечению жителей Ленинградской области бесплатной медицинской помощью".

Следует обратить внимание, что с точки зрения особенностей финансирования оказания медицинской помощи, (платно или бесплатно для населения) законодательно не выделяется такого понятия, как "нетрадиционные виды медицинской помощи". Статья 43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гласит: «В практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке». В связи с этим, строго говоря, не совсем корректной является распространенное мнение о том, что на платной основе оказываются нетрадиционные виды медицинской помощи. Например, к нетрадиционным методам лечения обыкновенно относят мануальную терапию. Однако существует Центр мануальной терапии Минздрава России, финансируемый из федерального бюджета, предусматривается организовать сеть кабинетов мануальной терапии и, следовательно, в рамках финансирования за счет средств бюджетов различных уровней или ОМС использование методов мануальной терапии для лечения больных должно осуществляться бесплатно. Поэтому право оказания учреждениями здравоохранения платной медицинской помощи по нетрадиционным видам поглощается более широким понятием, приведенным выше;

2. Медицинская помощь лицам, не имеющим право на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с программой ОМС, целевыми программами и т.п. (например, иностранцам при отсутствии соответствующих межгосударственных соглашений). Дело в том, что территориальная программа ОМС, целевые программы предусматривают не только виды медицинской помощи, но и условий их предоставления, а также контингенты населения, на которые распространяется их действие;

3. Медицинская помощь по видам услуг, сверх предусмотренных стандартами лечения.

Так, в настоящее время действует приказ Минздравмедпрома РФ от 08.04.96 №131 "О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи". Если технология лечения, изложенная в стандартах, не предусматривает применения тех или иных методов диагностики или лечения (например, массажа, суточного мониторирования и т.д.) то они могут быть выполнены по желанию пациента на платной основе;

Медицинская помощь по видам специализированной помощи, которые не являются обязательными для данного медицинского учреждения с учетом его специализации, иерархического уровня и т.д. (например, лапароскопические операции, баротерапия, методы экстракорпоральной детоксикации и т. д., выполняемые на уровне участковой больницы).

Критериями, на основании которых определяется уровень медицинской помощи, не обязательной для данного ЛПУ, выступают устав, в котором за фиксированы основные виды деятельности учреждения, а также соответствующие приказы Минздрава. Так, приказом от 31.05.96 №222 утвержден Рекомендуемый примерный перечень минимального объема эндоскопических исследований для лечебно - профилактических учреждений, в котором приведен перечень исследований применительно к различным медицинским учреждениям. Аналогичный перечень имеется для Функциональных исследований (приказ от 30.05.93 №283) и по ряду других служб. Можно воспользоваться и штатными нормативами, в которых по видам учреждений приведены нормативы по должностям врачей (врачебным специальностям) и т.д.;

5. Предоставление медицинской помощи при анонимном лечении (за исключением обследования на СПИД).

Поскольку при обращении в медицинское учреждение гражданин обязан предоставить удостоверяющие его личность документы, а запись о лечении должна вноситься в заведенные ранее на имя пациента документы (амбулаторная карта и т.д.), то при нежелании пациента выполнять предусмотренные требований по идентификации личности медицинское учреждение вправе предложить оказание медицинской помощи за плату;

6. Медицинская помощь при создании улучшенных условий обслуживания, не связанных напрямую с лечебными мероприятиями (в т.ч. оказание помощи на дому - кроме случаев, когда пациент по состоянию здоровья и характеру заболевания не в состоянии посещать медицинское учреждение, или когда помощь на дому предоставляется в рамках организации стационаров на дому; повышенная сервисность; дополнительное питание и т.д.).

Следует обратить внимание на то, что при оказании платных услуг на основании улучшенных условий обслуживания пациентам должна быть обеспечена возможность получения по этим видам услуг также и бесплатной медицинской помощи. Другими словами, улучшенные условия обслуживания должны предоставляться дополнительно, а не взамен обычного порядка оказания помощи. Более того, согласно ст. 16 Закона РФ №07.02 92 №2300-1 "О защите прав потребителей" запрещается обусловливать приобретение одних видов услуг приобретением иных услуг либо без согласия потребителя предоставлять дополнительные услуги, оказываемые за плату;

7. Оказание медицинских услуг вместо традиционно предусмотренных альтернативными методами, обладающими дополнительными потребительными свойствами, но не обеспеченными финансированием в рамках программы ОМС или из бюджета (сложные методики лечения традиционных заболеваний, требующие дополнительных затрат - лапароскопические методы и т.д.). Сюда же можно отнести продление пребывания в стационаре по желанию пациента после завершения курса лечения вместо предполагаемого завершения лечения в амбулаторных условиях;

8. Оказание плановой медицинской помощи вне общей очереди. Однако следует заметить, что правомерность этого критерия определяется двумя основными требованиями:

Предоставление медицинской помощи вне очереди не должно существенно влиять на сроки и условия получения бесплатной медицинской помощи другими пациентами. Оптимальным в этом случае является оказание платных услуг в отдельных платных кабинетах или вне основного рабочего времени;

Недопустимо искусственное создание очередей с целью вынуждения пациентов обращаться за платной помощью;

9. Оказание медицинской помощи, предоставляемой бесплатно (при желании клиента). Обычно это связано с улучшенной сервисностью при оказании платных услуг, лучшим обеспечением медикаментами и т.д.;

10. Виды медицинской помощи, не обеспеченные финансированием. В основе этого принципа лежит разделение ответственности, так как ответственным за оказание медицинской помощи является медицинское учреждение, а ответственным за обеспечение бесплатности - финансирующий орган собственник учреждения, фонды ОМС и т.д. Однако на практике реализовать этот принцип не так просто, поскольку нельзя просто прекратить оказание медицинской помощи, сославшись на отсутствие финансирования. Для этого необходимо получить официальное разрешение оказывать те или иные виды услуг на платной основе ввиду отсутствия финансирования, либо закрепить подобное право в уставе медицинского учреждения. Например, в уставе нашего учреждения записано, что в случае, если финансирование не обеспечивает выполнение учреждением своих задач, то оно вправе сократить объемы бесплатно оказываемой медицинской помощи в рамках ОМС и вводить полную или частичную платность отдельных видов медицинской помощи. В уставе так же предусмотрено, что аналогичные меры в отношении услуг, финансируемых из местного бюджета, могут приниматься по согласованию с администрацией муниципального образования;

11. услуги, лишь косвенно связанные с медицинской помощью (ритуальные услуги, пребывание в стационарах с целью обеспечения ухода, доставка лекарств на дом, транспортные услуги, прокат изделий медицинского назначения, выдача справок и дубликатов по запросам граждан в случаях, когда законом не предусмотрен обязательный характер выдачи справок и т.д.).

Необходимо особо отметить, что исключение во всех перечисленных выше случаях составляет оказание экстренной помощи - она должна предоставляться бесплатно.

Следует сказать несколько слов о перечне видов оказываемых платных услуг, т.е. таких видах медицинских и иных услуг, которые могут оказываться учреждением на платной основе пои реализации двух основных моментов:

Медицинское учреждение имеет право оказывать эти виды услуг в соответствии с лицензией:

имеются основания для оказания этих видов услуг на платной основе (не входят в территориальную программу ОМС и т. д.)

Итак, нужно четко различать и разделять:

а) условия, при которых медицинская помощь может оказываться на платной основе, - это основание для организации предоставления платных услуг;

б) конкретные виды медицинской помощи, которые оказываются на платной основе, - это перечень платных услуг, разрешенных для оказания данным учреждением или его подразделениями, но сам по себе не являющийся основанием оказания данных видов услуг на платной основе.

А теперь - о времени оказании платных услуг. Одно из важнейших требований, которые предъявляют органы управления, таково: оказание платных услуг должно осуществляться во внерабочее время. Это требование логичное и понятное - иначе работник за одно и то же отработанное время будет получать оплату из двух источников, т.е. часть его работы будет оплачиваться вдвойне.

В идеале должны быть организованы хозрасчетные подразделения: выделено отдельное помещение с отдельным закрепленным оборудованием, штатами, приборами определяющими расход электроэнергии, воды и т.д. Однако не везде это возможно (нет помещений, нет возможности дублировать оборудование, нет достаточного спроса на платные услуги и т.д.).

Другой вариант, который не вызывает больших проблем, оказание платных услуг в определенные часы вне основного рабочего времени. В ряде случаев это возможно (стоматологические услуги и т.д.), но опять это удается сделать не всегда - во многом по тем же причинам. Но есть и другие причины. осложняющие оказание платных услуг во внерабочее время. Во-первых, одно из главных оснований для оказания платных услуг - оказание медицинской помощи вне очереди, т.е. желательно сразу по обращению. Пациентов готовых заплатить за срочность, не направишь на послеобеденный платный прием - им проще дождаться своей очереди и получить помощь бесплатно. Во-вторых, можно потерять клиентов, не имеющих право на бесплатную помощь - они направятся в другое медицинское учреждение. В-третьих, существует также оказание частично оплачиваемых пациентом услуг: повышенная сервисность, дополнительное питание, оказание в процессе лечения по желанию пациента ряда услуг, по которым нет прямых показаний (например, выполнение наряду с массажем спины дополнительно оздоровительного массажа ног и т.д.).

Поэтому хотим мы того или нет, но платные услуги будут оказываться в основное рабочее время. Это понимают все - и руководители медицинских учреждений, и органы управления здравоохранением. Но зачастую медицинские учреждения делают вид, что не оказывают платных услуг в рабочее время, а органы управления - что не замечают нарушений со стороны медицинских учреждений. Конечно, это не решение вопроса.

Но если посмотреть на суть проблемы, то главное заключается не в том, чтобы платные услуги не оказывались в основное рабочее время. Дело в другом, не должно быть двойной оплаты за одну и ту же работу: оказание платных услуг не должно приводить к ухудшению возможности оказания помощи по видам, финансируемым из бюджета или средств ОМС, т.е. не должны страдать те, кто имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.

Одной из сложнейших проблем является отдельный учет финансовых средств, получаемых от оказания платных услуг. В общем случае не должно происходить смешение финансирования, получаемого через бюджет или ОМС, с доходами от оказания платных услуг. Соответственно, отдельно должен вестись бухгалтерский и статистический учет. Однако зачастую возникают ситуации, осложняющие проблему. При оказании платных услуг часто предъявляется требование, чтобы затраты на оказание платных услуг не покрывались за счет средств ОМС или бюджета, что предполагает самоокупаемость оказания платных услуг. Это оправданно, когда речь идет о том, чтобы средства, предназначенные на возмещение материальных затрат при оказании платных услуг, не направлялись на оплату труда, а восстановление самих материальных затрат не осуществлялось за счет других источников (бюджета или средств ОМС). Другое дело, если это касается предоставления льгот по платным услугам ряду контингентов населения (инвалиды, участники войны и т. д.) по видам услуг, на которые не распространяются гарантии бесплатной медицинской помощи. В этом случае за счет бюджета действительно могут возмещаться затраты на оказание платных услуг, компенсирующие снижение доходов от платных услуг в результате того, что для части населения ими оказываются бесплатно или по ценам ниже себестоимости.

Такое положение предполагает либо непосредственное выделение бюджетного финансирования на указанные цели (на что в нынешних условиях надеяться не приходится), либо частичное (на сумму льгот) возмещение затрат за счет доходов от указанных платных услуг. Частичному возмещению в первую очередь подлежат материальные затраты, поскольку оплата труда работникам, оказывающим платные услуги, должна быть произведена полностью.

Из этого следует вывод, что вопрос о предоставлении льгот по платным услугам, оказываемым муниципальными медицинскими учреждениями, должен решаться местными администрациями (поскольку основным источником льгот является местный бюджет) либо что медицинское учреждение, устанавливая льготы самостоятельно, должно возмещать затраты на предоставление льгот за счет собственных средств.

Необходимо отметить, что наименьшие сложности с решением проблемы возмещения затрат при предоставлении льгот возникают в том случае, когда льгота по платным услугам не превышает заложенной в цене прибыли, т.е. когда льготная цена не ниже себестоимости. Поэтому желательно по возможности ориентироваться на этот уровень льготных цен (тарифов).

1.2 Ценообразование платных медицинских услуг

К важнейшим вопросам организации предоставления платных услуг относится порядок установления цен (тарифов) на платные услуги. Этот вопрос является, пожалуй, наиболее спорным. Не случайно на различных территориях встречается большое разнообразие в подходах к этой проблеме:

Цены (тарифы) на платные услуги медицинские учреждения устанавливают самостоятельно;

Цены (тарифы) утверждают местные органы власти;

Цены (тарифы) утверждают органы субъектов Российской Федерации (областного и приравненного к ним уровня).

В итоге медицинские учреждения зачастую оказываются бесправными в установлении приемлемого для них уровня цен (тарифов) на платные услуги.

Каков же должен быть порядок утверждений цен (тарифов) на платные услуги? Необходимо отметить, что имеется достаточно четкая правовая основа, позволяющая решить эту проблему. Прежде всего, укажем на Постановление Правительства РФ от 07. 03. 95 №239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". В соответствии с этим Постановлением, предписывается не применять государственное регулирование цен, тарифов, надбавок для всех хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме предусмотренных в этом Постановлении. Среди видов продукции и услуг, имеющих отношение к здравоохранению, в этом Постановлении указаны лишь протезно-ортопедические изделия, торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Поскольку платные медицинские услуги не включены в перечни, утвержденные указанным Постановлением, то государственное регулирование их уровня не допускается.

Фактически это означает, что медицинские учреждения вправе самостоятельно решать вопрос об утверждении цен (тарифов) на оказываемые платные медицинские услуги. И это действительно так, если только не забывать, что деятельность медицинского учреждения определяется не только действиями его руководителя (главного врача, директора и т.д.), но и учредителя. Как известно, учредителями государственных и муниципальных учреждений здравоохранения являются органы власти соответствующего уровня. Следовательно, на правах учредителя органы власти могут прибегать к регулированию цен (тарифов). Это, в частности, нашло отражение в ст. 31 Федерального закона от 28.09.95 №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где сказано, что органы местного самоуправления регулируют цены и тарифы на продукцию (и услуги) учреждений, находящихся в муниципальной собственности. Необходимо отметить, что органы власти вправе делегировать решение вопросов о регулировании цен (тарифов) своим структурным подразделениям - отделам (комитетам и т.д.) по ценообразованию или аналогичным органам, а также органам управления здравоохранением.

Конечно, деятельность указанных органов (нередко выводящая за пределы их компетенции) способна значительно осложнить ситуацию. Однако и в этом случае положение не безнадежное Грамотный юридический подход зачастую позволяет достаточно легко обернуть ситуацию в свою пользу. Так, если в уставе медицинского учреждения, учредителем которого является соответствующий орган власти, закреплено право учреждения самостоятельно решать вопросы ценообразования на платные медицинские услуги, то это означает, что орган власти как учредитель делегировал медицинскому учреждению свои права в этой области. Естественно, что при разработке устава медицинского учреждения необходимо учитывать этот момент.

Что же касается претензий на регулирование тарифов на платные услуги со стороны органов управления здравоохранением, то необходимо отметить, что их статус как органа управления не означает автоматического предоставления им права регулировать цены (тарифы) на платные услуги - это право должно быть закреплено в Положении о комитете (управлении, отделе и г.д.) по здравоохранения или аналогичном документе. Поэтому порой достаточно заглянуть в Положение об областном (городском, районном и т.д.) комитете здравоохранения, чтобы убедиться в неправомерности их притязаний на регулирование тарифов на платные услуги. Так, Комитет по здравоохранению Ленинградской области требовал, чтобы ему на утверждение предоставлялись цены на платные услуги не только областных, но и муниципальных медицинских учреждений. Однако поскольку в Положении о Комитете по здравоохранению Ленинградской области соответствующее право за, ним было закреплено лишь в отношении областных учреждений (что, на наш взгляд, вполне соответствует действующему законодательству), то муниципальным медицинским учреждениям удалось отстоять свое право решать этот вопрос на уровне муниципальных образований.

Считается почти аксиомой, что платные услуги не должны оказываться по цене ниже себестоимости. Однако это не так. Исключением являются не только случаи предоставления льгот, о чем было сказано выше, но смешанное и частичное финансирование оказания ряда услуг из различных источников. Например, медицинское учреждение оказывало какие-то услуги не входящие в перечень услуг, обязательных для данного медицинского учреждения (например, по гипербарической оксигенации - баротерапии), за счет бюджета, но в связи с недостаточным финансированием вынуждено ввести частичную оплату, компенсирующую недостаток средств. Естественно, что эта цена не будет покрывать всех затрат. Можно ли будет обвинять медицинское учреждение в том, что оно часть затрат на оказание платных услуг возмещает за счет бюджета? Безусловно, нет. Здесь, по сути дела, не за счет бюджета возмещаются затраты на оказание платных услуг, а наоборот - за счет оказания платных услуг возмещается часть затрат на оказание услуг, не полностью финансируемых из бюджета. Частичная платность оказываемых услуг может иметь место и тогда, когда вместо или сверх предусмотренных по стандартам используются более совершенные (и, соответственно, более дорогие) технологии, более эффективные медикаменты и т.д. Здесь к финансированию из бюджета или фондов ОМС добавляется частичное финансирование за счет оказания платных услуг.

Следует оговорить, что методика расчета цены платной медицинской услуги не является идентичной расчету цены медико-экономических стандартов.

Платная медицинская услуга может отличатся по технологии, а следовательно, и набору материальных затрат (использование дорогостоящего оборудования, количественный и качественный состав медицинских работников, иного набора медикаментов, препаратов и т.п.). Поэтому использование методических рекомендаций по расчету тарифов на медицинские услуги при работе в системе обязательного медицинского страхования с учетом включения в тариф амортизационных отчислений и плановых накоплений будет недостаточно полным для учета фактических расходов медицинского учреждения.

Цена на платную услугу состоит из двух элементов: себестоимости и прибыли.

При определении себестоимости любого вида медицинских услуг используется следующая группировка затрат по экономическим элементам:

Расходы на оплату труда;

Начисления на заработную плату;

Прямые материальные затраты;

Накладные расходы.

Под расходами на оплату труда понимаются затраты на оплату труда медицинских работников, выполняющих услуги, пропорциональные затрачиваемому времени на производство услуги.

К прямым материальным затратам относят стоимость материальных ресурсов, потребляемых в процессе оказания медицинской услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства, одноразовые принадлежности, питание и т.д.) или частично (амортизация медицинского оборудования, используемого при оказании данной медицинской услуги, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов).

К накладным расходам по учреждению относят все виды расходов, непосредственно не относящиеся к оказанию медицинских услуг (канцелярские и хозяйственные расходы, амортизация немедицинского оборудования, оплата труда административно-управленческого персонала, расходы на командировки и др.),

Для проведения расчета себестоимости медицинских услуг заполняются таблицы 1.1 - 1.4, определяющие значение каждого экономического элемента.

Расчет затрат на оплату труда и социальное страхование (начисления на заработную плату) осуществляется по следующей форме (табл. 1.1).

Таблица 1 .1

В гр. 1 заносится наименование медицинской услуги.

В гр.2 перечисляется медицинский персонал, выполняющий данную услугу.

В гр.3 время, затрачиваемое каждым работником на подготовку и выполнение данной услуги.

В гр.4 отражаются должностные оклады, рассчитанные по тарификационным ведомостям как средние величины по каждой квалификационной категории медицинских работников, оказывающих данную услугу.

В гр.5 фиксируется дополнительная заработная плата, исчисленная по коэффициенту к основной заработной плате.

Фонд основной заработной платы по медицинскому персоналу учреждения рассчитывается по тарификационным ведомостям. К дополнительной заработной плате относятся выплаты, предусмотренные законодательством о труде или коллективными договорами, за очередные, дополнительные и неиспользованные отпуска, за работу в ночное время и праздничные дни, премии, надбавки за сложность, напряженность и т.д.

Коэффициент дополнительной заработной платы (КДЗ) рассчитывается как отношение суммы дополнительной заработной платы медицинских работников за предыдущий год к сумме их основной заработной платы. В гр.5 заносится абсолютная величина заработной платы, полученная в результате умножения расчетного коэффициента на величину основной заработной платы (гр.5 = гр.4 х КДЗ).

В гр.6 отражается сумма затрат на основную и дополнительную заработную плату (гр.6 = гр.4 + гр.5).

В гр.7 указывается среднемесячный фонд рабочего времени, исчисленный за предыдущий год.

В гр.8 указываются расходы на оплату труда по каждой единице медицинского персонала на оказание данной услуги по следующему алгоритму: (гр.8 = гр.6: гр.7 х гр.3)

В гр.9 отражаются взносы на социальное страхование (начисления на заработную плату), величина которых составляет 39% от начисленной по всем основаниям заработной платы (гр.9 = гр.8 х 0,39).

В гр.10 показывается общая величина затрат на оплату труда и социальное страхование (начисления на заработную плату) (гр.10 = гр.8 + гр.9).

Общие затраты на оплату труда и начисления на заработную плату на оказание данного вида медицинской услуги представляют собой сумму аналогичных затрат по каждому участвующему в услуге (рассчитываются как сумма по столбцу гр.10).

Расчет прямых материальных затрат выполняется по следующей форме (см.табл. 1.2).

В гр.2 перечисляются наименования медикаментов, химических реактивов и т.д., потребляемых при оказании данной детальной медицинской услуги.

В гр.3 указывается количество потребляемых средств каждого наименования в соответствии со сложившимся стандартом оказания услуги.

В гр.4 фиксируется цена за единицу каждого наименования средств.

В гр.5 отражается суммарная величина расходов на медикаменты, химические реактивы и т.п. по каждой позиции (гр.5 = гр.3 х гр.4). Сумма по всем позициям гр.5 отражает расходы на данный вид прямых материальных затрат.

В гр.6 отражаются расходы на питание в соответствии с нормативами на один койко-день, на одного донора или по сложившемуся в предыдущем году уровню.

В гр.7 учитываются расходы на белье, постельные принадлежности, одежду с учетом условий их использования.

В гр.8 указываются наименование оборудования, непосредственно используемого в процессе оказания услуги.

В гр.9 отражается стоимость оборудования.

В гр.10 указывается годовая норма износа в соответствии с нормативными документами.

Гр.11 показывает время подготовки и работы оборудования, необходимой для оказания услуги.

В гр.12 заносится результат расчета амортизационных отчислений, производимых по следующей формуле:

гр.9 х гр.10 х гр. 11

гр.12 = рд х вд х 100

где: рд - число рабочих дней в предшествующем году (да.):

вд - время работы оборудования в день (час.).

Гр.13 отражает сумму прямых материальных затрат по данной услуге (rp.13 se гр.5 + гp.6+ гp.7+ гp.l2).

Расчет накладных расходов выполняется по форме таблицы 1.2.

Накладные расходы в целом по учреждению рассчитываются как сумма затрат:

На заработную плату (основную и дополнительную) административно-управленческого персонала, младшего медицинского персонала, медицинского персонала тех отделений, чьи услуги не были учтены при расчете затрат на оплату труда на детальные услуги (часть ст-1 бюджетной сметы расходов);

Начисления на заработную плату перечисленных выше категорий работников;

Канцелярские и хозяйственные расходы;

На командировки и служебные разъезды;

Прочие расходы;

Амортизацию машин, немедицинского оборудования подразделений;

Амортизацию зданий и сооружений.

Таблица 1.2 Расчет накладных расходов

Для расчета накладных расходов на детальную услугу необходимо определить коэффициент накладных расходов - КНР (гр.3).

Сумма накладных расходов по учреждению

КНР= Фонд основной заработной платы мед. работников ЛПУ (Общий фонд заработной платы мед. учреждения за минусом фонда заработной платы, входящего в накладные расходы)

Величина накладных расходов, приходящаяся на медицинскую услугу, рассчитывается по формуле:

гр.4 = гр.2 х КНР

В гр.2 заносятся данные из гр.8 табл.1.

Расчет стоимости оказания медицинской услуги выполняется по следующей форме (табл. 1.3):

Таблица 1.3 Расчет стоимости оказания медицинской услуги

Себестоимость медицинской услуги определяется по формуле:

гр.5 = гр.2 + гр.3 + гр.4

При формировании показателя общего объема прибыли необходимо учитывать объемные и структурные показатели следующих фондов:

ФПСР - фонд производственного и социального развития;

ФМП - фонд материального поощрения;

РФ - резервный фонд и другие.

1.3 Развитие платных услуг учреждений здравоохранения в Республике Саха (Якутия)

Охрана и укрепление здоровья населения в Республике Саха (Якутия) представляет систему мер, обеспечивающей основу безопасности народов, населяющих регион.

В декабре 1999 года состоялся XIV съезд медицинских работников и общественности Республики Саха (Якутия), в котором принял участие министр здравоохранения Российской Федерации Ю.Л. Шевченко. Съезд принял Концепцию совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия). Главной философией этого документа явилось создание модели здравоохранения с приоритетом профилактики и сохранения здоровья здорового человека, интегрирование в мировую систему здравоохранения. Концепция рассчитана на 25 лет, и поэтому предусмотрена ее поэтапная реализация.

В настоящее время в отрасли здравоохранения республики трудятся около 27 тысяч медицинских работников. Медицинскую помощь населению республики оказывает 629 лечебно-профилактических учреждений, в том числе стационарного типа 325 и амбулаторно-поликлинического типа - 629. Развернуто 14371 коек круглосуточного пребывания и функционируют амбулаторно-поликлинические учреждения на 27 тысяч посещений в смену.

Взаимодействие между Министерством здравоохранения России, федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Правительством РС (Я) по вопросам организации медицинской помощи населению отражено в Соглашении, которое было подписано во время выездного заседания Коллегии Минздрава России в Якутске в ноябре 2000 года Статьи данного Соглашения предусматривают совместную реализацию федеральных целевых программ в области здравоохранения, осуществление централизованных поставок оборудования, медикаментов, организацию специализированного лечения больных в федеральных учреждениях, подготовки специалистов, проведения прикладных научных исследований, а также оказание организационно-методической помощи по реализации постановления Правительства РФ «О программе государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью».

В рамках Программы государственных гарантий обеспечения населения РС (Я) бесплатной медицинской помощью на 2003 год, утвержденной Правительством республики, регламентированы перечень заболеваний, виды, объемы, условия, порядок предоставления и финансирования медицинской помощи, оказываемой населению за счет средств бюджета республики, муниципальных образований, средств ОМС.

Согласно Государственной программе развития здравоохранения были разработаны и утверждены целевые программы по охране здоровья населения республики. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) действуют 5 федеральных и 7 республиканских целевых программ, направленных на профилактику заболеваемости: «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Якутии», «Вакцинопрофилактика», «Сахарный диабет», «Обеспечение безопасного материнства и охрана здоровья детей», «АнтиВИЧ-СПИД», «Охрана здоровья населения РС (Я)», «Развитие биофармацевтической промышленности в РС(Я)». Финансирование программ осуществляется Территориальным фондом обязательного медицинского страхования, а также республиканским бюджетом. Реализация этих программ позволила повысить качество диагностического и лечебного процессов, оснастить лечебно-профилактические учреждения, в том числе первичного звена здравоохранения, современным оборудованием: электрокардиографами, фиброгастроскопами, аппаратами УЗИ-диагностики, стоматологическими установками.

Центральные улусные больницы, поликлиники, амбулатории становятся основным звеном в проведении не только лечебных, но и превентивных мероприятий, в переходе к всеобщей диспансеризации населения. Диспансеризация - одно из приоритетных направлений отрасли. Министерство здравоохранения республики активно налаживает контакты с международными организациями. Так, разработан план сотрудничества между Представительством программы ООН по ВИЧ-СПИДу в РФ и Правительством республики. По линии ВОЗ и Фонда ООН продолжается работа по международной программе «Улучшение репродуктивного здоровья женщин РС (Я)» в Среднеколымском, Оленекском и Верхоянском улусах.

Гордостью здравоохранения республики является Национальный центр медицины (далее - НЦМ), который принял первых пациентов в июле 1992 года. В НЦМ оказывается квалифицированная лечебно-диагностическая помощь по 40 специальностям. В специализированных отделениях центра работают 5 докторов и свыше 30 кандидатов наук. Оснащенный по последнему слову техники Центр позволил внедрить такие современные методы лечения, как операции с использованием эндоскопической техники, имплантация кардиостимуляторов, гемодиализ, диагностические исследования с применением магнитно-резонансной томографии, ангиографии, эхокардиографии и др. Это значительно приблизило оказание специализированной помощи населению республики и существенно повысило ее качество. Сейчас в НЦМ работают над развитием кардиохирургии, трансплантологии, медико-генетической службы.

Огромные расстояния, трудности транспортного обеспечения диктуют необходимость внедрения телекоммуникационных технологий в здравоохранение республики. Для реализации этой программы в НЦМ был создан телемедицинский отдел. Телесеансы были организованы как с центральными улусными больницами, так и с ведущими российскими и зарубежными медицинскими центрами (США, Швеция). С помощью таких телесеансов были проконсультированы сложные больные, прочитаны циклы лекций для врачей по кардиологии и нейрохирургии.

В рамках реализации положений Концепции совершенствования здравоохранения, в соответствии с переориентацией отрасли на профилактическую направленность, были вновь организованы Центр медицинской профилактики, диспансер лечебной физкультуры и спортивной медицины, эндокринологический диспансер.

Для контроля качества эффективности и безопасности лекарственных средств создан Центр сертификации и контроля качества лекарств. Проводится работа по совершенствованию госпитального звена, направленная на повышение качества медицинской помощи за счет более эффективного использования коечного фонда, рационализации расходования средств на приобретение медикаментов, медицинского оборудования, на освоение новых технологий. С этой целью проводится структурная реорганизация коечного фонда по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса. Примером этой работы служит создание современного Центра экстренной медицинской помощи с реабилитационным блоком. Развитие отрасли здравоохранения происходит благодаря постоянному повышению профессиональной подготовки врачей и среднего медперсонала. Ежегодно на циклах повышения квалификации и усовершенствования на базах лучших клиник страны, а также медицинского института ЯГУ обучается около 2 тысяч человек. Также повышается доля подготовки высококвалифицированных кадров через клиническую ординатуру. По сравнению с 1992 годом почти в два раза увеличилось количество докторов и кандидатов медицинских наук.

...

Подобные документы

    Установление методов регулирования тарифов на платные медицинские услуги и обеспечение единых подходов к их формированию. Перечень услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения Республики Беларусь. Новые виды платных медицинских услуг.

    реферат , добавлен 14.01.2009

    Оказание платных услуг как одна из сфер деятельности бюджетных организаций, пути повышения эффективности работы в этой области. Порядок оказания платных услуг подразделениями МЧС: документация, ценообразование, составление сметы, распределение средств.

    реферат , добавлен 22.05.2009

    Расширение спектра платных медицинских услуг как вариант выхода отрасли здравоохранения из глубокого кризиса на современном этапе. Специфика установления цен на данные услуги, требования к этому процессу и учитываемые факторы, ошибки при оказании.

    презентация , добавлен 16.06.2014

    Организации оказания медицинских услуг в России. Правовое регулирование оказания медицинских услуг на платной основе. Пути расширения ассортимента платных медицинских услуг Государственного бюджетного учреждения здравоохранения, повышение их качества.

    дипломная работа , добавлен 29.07.2017

    Маркетинг в здравоохранении. Внебюджетная деятельность лечебно-профилактических организаций. Нормативная база и организация платных услуг населению. Порядок регулирования, формирования и утверждения тарифов на платные медицинские услуги в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Частное образование в Российской Федерации на современном этапе развития. Преимущества и недостатки частных школ. Правила и принципы оказания платных дополнительных образовательных услуг. Некоммерческий характер образования и его финансовый механизм.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2014

    Задачи, функции и организационно-управленческая структура учреждения, анализ его деятельности. Характеристика оказываемых платных услуг, определение их стоимости, оформления документов, планирование доходов и расходов, использование внебюджетных средств.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2009

    Роль здравоохранения в общественном производстве. Планирование и финансирование учреждений здравоохранения на современном этапе. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Бюджетное и внебюджетное финансирование, платные медицинские услуги.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2010

    Понятие и классификация платных услуг, показатели их потребления. Статистическая оценка структуры и динамики платных услуг населению г. Уфы. Анализ влияния среднемесячной заработной платы работников и численности населения на объем потребления услуг.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2014

    Характеристика услуг социально-культурной сферы. Нормативно-правовое регулирование оказания платных услуг бюджетными учреждениями культуры. Характеристика бюджетного учреждения и проект разработки внедрений платной услуги - студии современного танца.