Соц проектирование. Социальное проектирование

Одной их эффективных технологий социального проектирования является методика "Я - гражданин России". В данной папке представлен методический материал, который поможет учителю помочь в организации проектной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Технология социального проектирования

Методики социального проектирования

Результаты социального проектирования

Социальный проект

Трудности, социальные проблемы сообщества

Тема проекта

Гипотеза

План действий

Собственное проектирование

Формирование групп

Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества»

Этап практических действий

Оформление результатов

Внешняя презентация проекта

Групповое обсуждение

Приложение 1

Анализ проблемы

Фамилии членов группы_________________________________________________

Дата__________________________________________________________________

Проблема______________________________________________________________

Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вашей местности?_______________________________________________________

Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие органы власти ответственны за ее решение?___________________________

______________________________________________________________________

Осуществляется ли этим органом какая-то деятельность по решению назревшей проблемы?___________________________________________________________________________________________________________________________________

Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы:

  1. Какова ее эффективность?______________________________________________
  2. Каковы ее недостатки?_________________________________________________

Каким образом ее можно совершенствовать?________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельности органов власти?_________________________________________________________

______________________________________________________________________

Где можно получить информацию по данной проблеме?______________________

______________________________________________________________________

Имеются ли какие-либо еще важные проблемы района, города, села, которые можно было бы обсудить в классе? Что это за проблемы?_____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Обращение к ответственному лицу

  1. Здравствуйте, меня зовут (фамилия, имя) _____________________________
  2. Я ученик (…класса, школы №….).
  3. Мы исследуем проблемы, которые существуют в нашем городе, районе, селе.
  4. Я ответственный за сбор информации по проблеме, которую мы затем будем обсуждать в классе.
  5. Могу ли я Вам задать несколько вопросов сейчас или лучше перезвонить в следующий раз?
  6. Проблема, которую изучает наш класс

_______________________________________________________________

(коротко опишите проблему)

  1. Как они решаются органами управления?
  2. Как граждане могут повлиять на их решение?
  3. Имеется ли у Вас какая-либо письменная информация по проблеме, которую Вы могли бы выслать нам?
  4. С кем бы я еще мог поговорить по этой проблеме?

Приложение 3

Информация из писем и интервью

____________________________________________________________________

(Фамилия члена исследовательской группы)

Дата________________________________________________________________

Исследуемая проблема_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник информации:

Ф.И.О., должность____________________________________________________

Наименование организации_____________________________________________

Адрес_______________________________________________________________

Телефон, электронная почта____________________________________________

Представленные сведения по проблеме ___________________________________

_____________________________________________________________________

Приложение 4

Пример плана - графика социального проект

Приложение 5

Петиция

____________________________________________________________________

(название петиции)

Петиция от:__________________________________________________________

Адресована__________________________________________________________

Мы, нижеподписавшиеся, хотели бы привлечь Ваше внимание к следующей проблеме с рекомендацией:_____________________________________________

Согласны следующие граждане города, района, села:

Приложение 6

Требования к оформлению проекта

  1. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.
  2. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.
  3. Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.
  4. Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце приложен библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.
  5. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.
  6. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.
  7. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.
  8. Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта.

Приложение 7

Лист оценки проектов акции « Я – гражданин России»

Команды

№1

№2

Критерии

Актуальность избранной проблемы

1. Аргументированность проблемы.

2. Значимость данной темы для участников проекта.

3. Созвучность проблемы интересам социума.

Сбор и анализ информации

1. Изучение нормативной базы.

2. Анализ СМИ.

3. Использование материалов социологических исследований.

4. Широта экспертных оценок.

Программа действий команды

1. Юридическая правомерность действий и положений.

3. Завершенность, полнота.

Программа действий команды

1. Юридическая правомерность действий и предложений.

2. Экономическое обоснование, реалистичность.

3. Завершенность полнота.

Практические шаги по реализации программ

1. Социальная переписка.

2.Личное участие школьников.

3. Разноуровневость взаимодействия с властными структурами.

4. Практические результаты.

Презентация

1. Компетентность, свободное владение материалом.

2. Глубина и четкость ответов на вопросы.

3. Эмоциональность выступления.

4. Использование материалов стенда.

Оценка портфолио

1. Отражение основных этапов работы.

2. Логика материалов.

3. Эстетическое оформление.

Оценка стенда

1. Соответствие материалов стенда разделам проекта.

2. Широта спектра материалов.

3. Красочность, наглядность.

Итог:

Наконец, такой курс готовит студента не только к будущей профессии, но и к жизни (в самом широком смысле слова) в современном обществе.

Данное учебное пособие представляет собой третье, переработанное и дополненное издание книги, впервые вышедшей в 1998 г. под названием «Социальное проектирование и прогнозирование». В новом издании сохранена ориентация на раскрытие технологии социально-проектной деятельности; в учебном пособии представлены главным образом те аспекты теории, знание которых помогает усвоить навыки реального социального проектирования. Социальное проектирование в этом учебном пособии не сводится к узко понимаемым задачам социальной работы. Напротив, мы стремимся показать, что социально-проектный подход позволяет объединить пути решения целого комплекса задач социокультурного характера, что и должно лежать в основе достижения целей социальной работы.

Глава 1 ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

§ 1. Понятие социального проектирования

Социальное проектирование – это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Таково самое общее определение деятельности, которую мы будем изучать.

Сущность социального проектирования. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. В отличие от конструирования будущего мечтателем или авантюристом создатель социального проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления проекта ресурсы.

Социальное конструирование реальности (понятие, разработанное известными современными социологами Питером Бергером и Томасом Лукманом) представляет собой своеобразное додумывание, придумывание, переструктурирование окружающего нас мира. Мы, разумеется, живем в мире, который существует объективно, независимо от нас. Однако нам он известен только в какой-то своей части, в определенных ракурсах. Что-то известно лучше, что-то хуже, что-то вообще не известно. Чем шире социальный опыт, тем более определенны наши представления о реальности, тем больше социальной обоснованности в нашем «придумывании мира».

Однако в любом возрасте и при любом уровне практических знаний, образованности, начитанности и т.п. мы воспринимаем свой обыденный мир целостным, завершенным. Почему? Потому что на основе имеющихся неполных данных мы конструируем его в своем сознании, и эта конструкция позволяет нам достаточно уверенно действовать и оценивать действительность.

Механизмы социального конструирования реальности лежат в основе социального проектирования. В той или иной конкретной ситуации мы более или менее уверены, что проблема состоит в том-то и том-то, уверены, что для ее разрешения нужно сделать то-то и то-то и что это в наших силах. В действительности проблема может быть сложнее, иметь другую природу и другие контуры, а пути выхода из нее могли бы быть и иными, но - среди прочих - приемлема и наша конструкция, наш проект. Вот почему есть основания утверждать, что социальный проект – инструмент социальных изменений, основывающийся на природном человеческом свойстве конструировать реальность. Такое конструирование в очень малой степени произвольно, оно осуществляется в рамках данной культуры, данной системы общественных отношений, ценностей и норм данного сообщества людей.

Контекст общих понятий. Понятие социального проектирования может быть поставлено в различный понятийный контекст. По избранному контексту, т.е. тому окружению, в отношении которого выявляются смысловые связи нашего понятия, можно безошибочно установить направленность той или иной концепции социального проектирования, ее основные черты.

В нашем случае контекст общих понятий для понятия социального проектирования составят следующие: инновация, социальная субъектность, жизненные концепции, ценности, нормы, установки, идеал.

Инновация. Назначение любого социального проекта – изменение социальной среды, осуществление инновации. Инновация – не просто обновление (а именно таково значение этого латинского слова), это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.

Социальные инновации могут иметь разные формы, выбор которых обычно не случаен. Он диктуется временем, установками данной исторической эпохи и данного сообщества людей.

Социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование

Теория социального проектирования представляет собой разновидность инновационной деятельности. В крупных социальных проектах многое сходно с социальными реформами – и они тоже подвержены опасности пересмотра, отмены или ревизии в силу обстоятельств, которые связаны с особенностями функционирования высших уровней власти. Но есть и такие проекты, которые затрагивают интересы небольших групп людей, приближены к обыденным проблемам и меньше зависят от общеполитической обстановки. В тысячах проектов в конечном счете пробивает себе дорогу историческая необходимость, и они таковы, каковыми их создает данная эпоха – но не сама по себе, а через деятельность инициатора проекта и участников его осуществления.

Социальная субъектность. Люди (по отдельности, в группе, в составе организации, а обобщенно – как сообщество, общность, общество) выступают субъектом исторического процесса, т.е. своей деятельностью способны влиять на ход событий. Этот очевидный, ежедневно наблюдаемый факт мы теоретически осмысливаем через понятие «социальная субъектность».

Под социальной субъектностью понимается способность общества, социальных групп, человека выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности. Эта активность проявляется в воспроизводстве и обновлении общественных отношений, в социальном конструировании и проектировании реальности, в различных формах социальной деятельности.

Аналогом рассматриваемого понятия выступает юридическое понятие правосубъектность, которое обозначает способность лиц быть носителями юридических прав и обязанностей. Правосубъектность разделяется на правоспособность (т.е. способность обладания правами и несения обязанностей) и дееспособность (т.е. способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей). Подобно этому социальная субъектность может быть рассмотрена в единстве двух сторон: 1) наличия у субъекта социально обусловленных возможностей к осуществлению общественно значимой деятельности и 2) его способности к самостоятельному осуществлению такой деятельности.

Признание за человеком права активно воздействовать на социальное окружение и на себя самого как частицу общественного организма составляет морально-философское основание социального проектирования.

Жизненные концепции. Социальная субъектность преобразуется в формы жизнедеятельности в соответствии с общественными условиями и несет на себе отпечаток принятых в обществе моделей поведения. Социальное поведение людей чрезвычайно разнообразно, если смотреть на него как на серию событий. Но за этим разнообразием стоит довольно ограниченное число жизненных концепций – наиболее общих линий социального поведения, отношения к жизни.

Возможны различные классификации жизненных концепций. Для наших целей мы объединим различные линии социального поведения в три жизненные концепции людей (как индивидов, так и сообществ).

Первая жизненная концепция: двигаться по воле жизненных волн. Эта концепция нашла свое теоретическое обоснование в скептицизме – идущем из далекой древности философском учении.

Отец скептицизма древнегреческий философ Пиррон (ок. 360 – ок. 270 до н.э.) сформулировал исходный тезис этой жизненной концепции в словах: «Ничто не есть в большей степени одно, чем другое» 1 . Смысл этой формулы таков: человек имеет дело с формами вещей, но ему не известны свойства вещей; потому-то следует воздерживаться от решений и проявлять апатию (невозмутимость). Атараксия (бездеятельность) – наилучшая позиция для человека, который в реальности должен следовать правдоподобию, традициям и природе.

Социальное проектирование как отрасль социологической науки начала формироваться в XX в., когда стало очевидно, что игнорирование социальных аспектов приводило к серьезным социальным деформациям. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования, возникших и получивших распространение в XIX в., особенно в архитектуре и машиностроении. Затем оно стало использоваться при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления. Постепенно наряду с традиционными видами начали складываться новые самостоятельные направления проектирования - человеко-машинных систем, экологическое, демографическое, инженерно-психологическое и др. По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества.

По мнению Ж.Т. Тощенко, его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллошем, Ф. Ханикой и другими исследователями . В отечественной социологии первые идеи о проектировании социальных систем были высказаны в работах И.И. Ляхова, В.Н. Дубровского, А.Г. Раппопорта, В.М. Разина, Б.В. Сазонова, Г.П. Щедровиц- кого, О.И. Генисаретского. В аспекте социального управления эти проблемы рассматривались В.Г. Афанасьевым, И.В. Бестужевым-Ладой, П.Н. Лебедевым. Теоретические основы проектирования были проанализированы в работах Н.А. Айтова, Г.А. Антонюка, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонова, в исследованиях Т.М. Дридзе, Ю.А. Крючкова как одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Суть социального проектирования состоит в том, что человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. Широко известно высказывание К. Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища.

Социальное проектирование - это автономная созидательная деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития новых социальных явлений и процессов, а также по целенаправленному изменению существующих социальных объектов на принципиально иных основах. Иными словами, это деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений 1 .

Основным понятием социального проектирования выступает проект. Проект (от лат. projectus - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) - замысел и его воплощение в виде описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. В проекте разрабатываются проектируемый объект, схемы его функционирования, а также основные этапы и способы его изготовления. По материалу проект представляет собой чертежи и расчеты, макеты и другие графические и текстовые материалы, представленные или на бумаге, или в электронном виде.

Социальный проект - это система «проектных» целей и задач улучшения социальных систем, социальных институтов и процессов, содержащая соответствующие документы - программы, планы, расчеты, сметы и др.

Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса . Термин «проектирование» означает процесс разработки того или иного проекта, реализация которого выступает как необходимый результат. Любой проект начинается с замысла, идеи. Для того чтобы замысел превратился в реальность, этим процессом необходимо управлять. Социальное проектирование подразумевает связь между управлением проектированием и собственно самим проектированием. Оно тесно связано с социальным конструированием (И.И. Ляхов, 1970) (поскольку конструктивная деятельность есть поле творческого освоения социальной действительности) и с социальной инженерией (Р. Паунд, 1922), представляет собой способ организации воздействия на человеческую деятельность, направленный на ее преобразование с помощью социальных технологий. Многоаспектность проектирования социальных объектов предъявляет требования к параметрам, составляющим основу социального проектирования (рис. 10.1).

Любое проектирование в широком смысле, как и любое построение моделей будущего, связано с созданием проектной картины мира, а как принятие решений является элементом деятельности

Рис. 10.1.

по созданию социальных институтов, отношений, норм поведения, социально значимых сторон любой деятельности человека, поскольку в таком созидании проектируется удовлетворение социальных, человеческих потребностей. А поскольку оно является и ответом на потребности общественного развития, и инструментом этого развития, обусловлено им и осуществляется людьми и индивидуально, и коллективно, то оно по своему происхождению, проявлениям, особенностям, по своей сущности целиком социально. В более узком смысле социальное проектирование может быть звеном деятельности, направленной именно на сохранение, развитие или смену общественных отношений и ситуаций, т.е. можно говорить о социальном проектировании как особом виде деятельности .

Говоря о проектировании, необходимо выделить объекты и субъекты социального проектирования (рис. 10.2).

К объектам можно отнести элементы и подсистемы материального и духовного производства (средства и предметы труда, социальные технологии, материальные орудия труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т.п.); элементы и подсистемы социальной структуры общества - трудовые кол-


Рис. 10.2.

лективы, регионы, социальные группы и т.п.; человека как общественного индивида, субъекта конкретно-исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями и т.п.; а также различные виды общественных отношений и элементы и подсистемы образа жизни - жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п. Субъектами являются отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты и др.

Социальное проектирование реализуется в следующих формах:

  • ? создание новых объектов, процессов, явлений, социальных сетей;
  • ? внедрение принципиально новых отношений, процедур или компонентов в существующих структурах, которые нуждаются в кардинальных изменениях (частичная модернизация);
  • ? реконструкция, принципиальная перестройка существующих общественных связей, когда изменяется вся схема управления, обеспечивающая достижение намеченных целей (полная модернизация).

Проектировать - это значит сознательно перебирать варианты и схему будущего действия. При всем их многообразии есть ряд общих принципов, необходимых для подготовки, разработки и реализации проекта. Они ориентируют на достижение конечного результата и на то, чтобы в повседневных текущих делах и оперативных планах не упускались из виду главные вопросы. Это:

  • ? принцип минимальных обязательств, который концентрирует внимание на основной цели, отвергая в известной мере все, что может замедлить или отвлечь силы от ее реализации;
  • ? принцип привлечения большого количества творческих, профессионально подготовленных людей;
  • ? принцип тщательного анализа идей; так, социальное проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента. В этом случае нужно понять, чем вызвано несоответствие решения и поставленных задач, какими объективными обстоятельствами это было обусловлено или другими факторами.

Если же рассматривать субъективные условия, то тут многое зависит от личности проектировщика, от его профессиональных умений, его мастерства и заинтересованности в осуществлении намеченных целей.

Представления о социальном прогнозировании постоянно обогащаются и развиваются. Так, в научной литературе обсуждаются различные подходы к классификации и объяснению сущности социального проектирования: объективно-ориентированный подход (Г.А. Антонюк, Н.А. Айтов, Ж.Т. Тощенко), проблемно-ориентированный подход (Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова, О.Е. Трущенко) и субъективно-ориентированный подход (В.А. Луков). Каждый из этих подходов имеет свою специфику (рис. 10.3).


Рис. 10.3.

На практике необходимо осуществлять системный, комплексный подход, в котором бы проблематика социальной реальности в максимальной степени совмещалась бы с не менее реальными потребностями, интересами и ценностями людей.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, в большей мере, чем другие функции связано с осуществлением модернизационных и инновационных процессов.

  • Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. С. 321.
  • Пеньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: [учеб, пособиедля бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент»] / Р.В. Леньков. - М.: ДСП и М, 2013,с. 98.
  • Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  • Социальные технологии управления обществом: региональный уровень / под ред.Я.А. Маргуляна. СПб. : Санкт-Петербургская академия управления и экономики,2010. С. 65.

Общество, в котором формируется молодой человек, является для него объективной социальной реальностью. Объективность обусловлена внешней данностью условий жизни, тем, что молодой человек включается в уже готовые социальные структуры и отношения. Для успешного продвижения необходимо освоение правил, по которым устроен внешний мир. Вместе с тем внешняя социальная реальность как готовая конструкция является результатом субъектной деятельности людей. Поэтому процесс социализации представляет собой не только освоение молодым человеком заданных стандартов, но и проявление собственной субъектности, которая в узком смысле выражается в проявлении активности в процессе усвоения норм, ценностей, а в широком понимании - в активной деятельности по конструированию реальности.

Путем индивидуального конструирования и проектирования социальной реальности молодой человек реализует себя как социального субъекта. Эти теоретические положения развиты и применены В. А. Луковым в изучении конкретных механизмов освоения молодежью социальной действительности в процессе социализации.

Согласно разработанной В. А. Луковым концепции социального конструирования реальности молодежью этот процесс включает следующие способы: 1) адаптация к условиям среды (пробы и ошибки; узнавание частей среды и правил; изменение поведения в соответствии с правилами; понимание и легитимация части среды через «наше»); 2) достраивание реальности (символизация через идеальное «благо» и «зло», построение символического универсума; компенсация недоступного; действия по ограждению «своего мира»; выделение зоны независимости); 3) переструктурирование условий среды (игнорирование неважного; изменение пропорций и комбинирование в соответствии с тезаурусом; действие вне «своего мира» в соответствии с собственным символическим универсумом) . Активность молодежи в социальном конструировании реальности составляет важнейшее условие ее социализации. Конструирование осуществляется посредством символизации своего мира, молодежной моды, проектирования реальности, выработки жизненных стратегий.

Знаково-символический мир молодежи. Символы - предметы, действия, слова, изображения, служащие в качестве условных обозначений и опознавательных знаков для членов определенной социальной группы. Они являются внешними признаками принадлежности индивидов к одним группам и дистанцирования от других. Поэтому общее назначение знаков и символов молодежи - ориентация в пространстве «свои-чужие» .

Процесс создания и ограждения своего мира молодежью неотделим от его символизации. В. А. Луков выделяет следующие характерные знаково-символические отличия молодежи: способы создания, поддержания и презентации тела, его атрибуты (параметры тела, стандарты внешности, типичные жесты, прически, макияж, украшения, одежда и особенности ее ношения); вещи и предметы обихода молодежи (мобильный телефон, компьютер и др.); способы коммуникации - язык и средства общения (мобильный телефон, Интернет и проч.); формы проведения досуга предпочтения в еде; музыка и танцы; особенности сексуального поведения .

Молодежная одежда «отличается яркостью, ослабленной половой дифференциацией (унисекс) и полифункциональностью. Примером стандартизации молодежной одежды нескольких поколений являются джинсы. Для молодежи считается нормальным оголение тех или иных частей тела и эротическая провокация. На этом общем фоне особыми чертами в самом составе предметов одежды и обуви, а также в их конфигурации, цветовой гамме, фурнитуре и т. д. обладают различные молодежные субкультуры, придающие отличию в одежде знаковый характер» .

Прически могут становиться почти нормативными для значительной части молодежи. По ним нетрудно отличить поколения 1940-х гг. от поколений 1960-х или 2000-х гг. В прическах и макияже (или его отсутствии) нередко отражается позитивный образ у значительной части молодежи тех или иных субкультур либо культурных стилей, которые становятся отличительной чертой внешнего облика целого поколения (например, ориентация на прически в стиле «Битлз» в 1960-1970-е гг.) .

В украшениях заметна распространенность яркой бижутерии, ориентации на традиционные культуры (украшения с проколом ноздрей, губ, практика пирсинга). Распространение в молодежной среде в последние годы различных видов татуировок на теле имеет то же происхождение и одновременно выражает определенные тенденции в культуре телесности. При этом сами татуировки утрачивают первоначальный смысл и становятся атрибутом моды .

Символами могут становиться различные жесты и позы. Некоторые из них выражают солидарность по какому-либо поводу. Так, в 1930-е гг. поднятый вверх кулак выражал сплоченность антифашистской молодежи (впрочем, как и всех антифашистов, независимо от возраста). В 1960-е гг. пальцы в форме латинской буквы V (начальная буква слова «victory» - «победа») стали символом студенческого бунта. Позднее этот жест стал применяться молодежью как обозначение солидарности со «своими» на футбольных матчах, концертах поп- и рокзвезд, просто на фотографиях для «своих» ит. д. Другие жесты и позы призваны компенсировать внутреннюю скованность и, наоборот, выразить уверенность в себе и независимость, а также идентификацию с референтными группами.

Массовое распространение новых техник и технологий в быту в качестве привычных вещей - отличительная черта современной молодежи. Они имеют не столько индивидуальную, сколько групповую атрибуцию. Она проявляется в наборе используемых вещей и наиболее целостно представлена в комнате подростка (если таковая имеется) . При этом наблюдается сходство предметов и убранства комнат подростков в пределах современной европейской культурной модели .

Молодежью быстрее, чем старшим поколением, осваиваются не только сами вещи, рождаемые научно-техническим прогрессом и отвечающие на новые потребности людей (нередко порождающие новые потребности), но и многообразные функции таких вещей. Таково, в частности, массовое овладение молодежью компьютерами, видео- и аудиотехникой, мобильными телефонами со всем комплексом их коммуникативных, информативных, развлекательных и других возможностей .

Знаковый характер имеют некоторые предпочтения молодежи в еде. Так, в крупных городах отмечается ориентация молодежи на такие виды еды, как пицца или биг-мак, пиццерия обычно становится чем-то вроде молодежного клуба . Предпочтения в еде формируются во многом под воздействием рекламы. Часть ее напрямую адресована молодежи и нацелена на усиление идентификации с определенными типами. Например, согласно рекламе «батончик «Финт» - только для тех, кто вправду «крут», а «Шок» - это по-нашему». Подобные рекламные методы используются и в отношении других социально-возрастных групп (так, некоторые сорта пива позиционируются как предназначенные «только для настоящих мужиков»). Важным является содержание транслируемого рекламой образа.

Наличие предпочтений в еде статусного, а не вкусового происхождения, - одно из свидетельств существующего в молодежной среде «огораживания» зоны независимости. В то же время еда приобретает знаковый характер лишь тогда, когда есть возможность выбора и не стоит вопрос о простом удовлетворении потребности в питании. Для значительной части молодежи остается проблемой собственно утоление голода при крайне ограниченном выборе средств .

В сфере досуга с молодежью ассоциируются различные телесно ориентированные практики, в частности спорт, танцы, бодибилдинг. Нередко они приобретают субкультурный характер или входят в состав сложных субкультурных образований (например, брейк-данс в составе хип-хоп культуры). Досуг молодежи часто имеет экстремальные формы (экстремальные виды спорта, сознательно агрессивное поведение в общественных местах, нелегальное граффити и т. п.). В обыденном сознании с молодежью нередко связывается общая ориентация на развлечения (в том числе опасные - вроде экспериментов с наркотиками). Между тем в молодежной среде развлечение выполняет функцию коллективного освоения сложного социального мира .

Знаковый характер имеют предпочтения молодежи в сфере публичной информации. В социологических исследованиях рекламы, телепрограмм, рынка книжной продукции, других исследованиях СМИ обычно выделяется молодежь в качестве реальной или потенциальной целевой аудитории. Для молодежи (с учетом ее знаковых систем и символического мира) создаются специализированные проекты (издания, программы и т. д.) СМИ .

Знаки, создаваемые молодежью для самоидентификации, находят отражение в лексике и фразеологии. Язык молодежи (сленг) - открытая подсистема языка, граничащая с разговорной речью, арго, просторечием и табуированной лексикой, активно употребляемая людьми от 13- 15 до 25-30 лет и имеющая яркую стилистическую окрашенность. Это средство коммуникации позволяет ограждать зону независимости молодых людей главным образом от взрослых, а также отличает их от представителей других субкультур.

По определению А. И. Ковалевой и В. А. Лукова, «под сленгом (или общим жаргоном) понимается открытый список слов, понятных большинству носителей данного языка, однако активно употребляемых, прежде всего в молодежной среде, имеющих яркую стилистическую окраску и оцениваемых говорящими как приемлемые лишь в ситуации неформального общения. Определяющими чертами сленга является: 1) открытость и гибкость, 2) специфичность для языка молодежи, 3) нацеленность на определенную аудиторию, 4) стилистическая маркированность» . Как и в целом, будучи выразительным лексическим средством разговорной речи, молодежный сленг отличается экспрессивностью, эмоциональной окрашенностью, ненормативным характером .

Одними из знаковых маркеров молодежи и ее определенных сообществ являются музыка и танцы. По отношению к тому или иному музыкальному стилю, исполнителю или группе исполнителей происходит дифференциация как между молодежью и другими возрастными группами, так и внутри самой молодежи, хотя данный признак не является всеобщим и последовательным . В разных социальных группах знаковый характер музыки и танцев имеет своеобразное ритуальное значение.

Знаки и символы просматриваются и в сфере сексуального поведения молодежи. Данная часть жизни символизирует молодость и ориентирована на ценности молодости. В то же время в сексуальном поведении молодежи нередко усматривается избыток аморализма, разврата, отхода от социальной нормы. В свою очередь, молодежь нередко откровенно демонстрирует свою сексуальность как преимущество перед старшими поколениями, в том числе в формах, признаваемых в обществе девиантными (групповой секс, гомосексуализм, съемки в любительской порнографии и т. д.) .

Рассмотренные знаки и символы (одежда, макияж, прически, украшения и т. д.) являются частью молодежной моды. В свою очередь, сама молодежная мода - многоплановое и потому не однозначное социальное явление. Неоднозначность моды как таковой выражается в противоречиях: между подражанием молодежи референтным образцам и ее индивидуализацией, стремлением «быть как все» и желанием самовыразиться; стремлением к свободе и раскрепощению и отчуждением индивидов от самих себя ради сходства с остальными; способностью моды одновременно служить социальным маркером различий в среде молодежи, основанных на статусном неравенстве и средством унификации; освобождением и новыми скрытыми зависимостями; тенденцией на удовлетворения эстетических, досуговых и иных потребностей и новыми формами противоборства и соперничества.

В молодежной среде мода выполняет несколько функций:

1) обеспечивает процесс социализации в форме следования ее меняющимся образцам; 2) позволяет интегрироваться в то или иное сообщество и при этом самовыразиться; 3) является средством саморегуляции и социального контроля. В этом смысле мода становится средством манипулирования сознанием в форме насилия над индивидуальными особенностями индивидов, не соответствующих ее стандартам. Подобные процессы особенно характерны для молодежи, в среде которой эстетические характеристики стиля уступают место символизации, ограждению своего мира и идентификации со сверстниками или с кумирами. При всем разнообразии, обусловленном стилевыми особенностями различных субкультур, современная молодежная мода формирует схожие образы мысли и поведения, продиктованные идеями потребления.

  • См.: Ковалева Л. И., Луков В. А. Указ. соч. С. 189.
  • Там же. С. 191.

Технология социального проектирования

Л.М. Чабак

Учитель английского языка

МБОУ «Школа №9 с углублённым изучением английского языка»

г. Казань

Социальное проектирование – это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.

Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность .

Объектами социального проектирования (т. е. на что будут направлены проектируемые социальные действия) могут быть:

1) человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;

2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);

3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).

На сегодняшний день социальное проектирование выступает как один из самых эффективных способов развития гражданского общества, а, следовательно, и развития МСУ .

Идея участия населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений властей, администраций всех уровней или частных лиц стала одной из общепринятых основ практики социального проектирования во многих странах.

Включение общественности в различных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов существенно повышает гражданскую активность населения и эффективность проблем местного значения.

Технология предполагает определенную последовательность процедур для достижения тех или иных целей. Ниже представлена последовательность шагов в процессе работы над социальным проектом.

Подготовка проекта

Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей.

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Собрать проектную группу и увлечь предварительным замыслом

Наличие группы людей, готовых заниматься социальными проектами.

Провести тренинг, направленный на сплочение и формирование творческого командного духа. Изучение возможностей каждого члена команды.

Наличие творческой команды, нацеленной на позитивные социальные преобразования. Понимание каждым участником своих возможностей и своего вклада в общее дело.

Сформировать нормы и правила общения и взаимодействия в команде (далее в любой командной деятельности тренировать их соблюдение).

Навыки взаимодействия в процессе общей деятельности

Обучить членов команды основам проектной деятельности

Понимание специфики социального проектирования. Наличие необходимых знаний и сформированных навыков

Комментарий. В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде.

Шаг № 2. Изучение социальной ситуации

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни региона

Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе, о реальных проблемах, о ресурсах для развития региона.

Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики

«Проблемное поле» региона (перечень проблем и нереализованных потребностей, присущих разным социальным группам).

Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации:

а) при сохранении существующих тенденций,

б) в случае воздействий на них с целью оптимизации.

Прогнозы развития ситуации.

Составить подробный отчет о проведенном исследовании

Систематизированные материалы отчета

Комментарий. Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».

Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Расставить проблемы по степени их значимости

Выделение приоритетной проблемы

Определить "аудиторию" проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем приоритетной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект.

Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта.

Сформулировать социальную проблему (или проблемы).

Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем)

Определить причины существования данной социальной проблемы

Перечень причин появления проблемы

Комментарий. «Аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит: а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач, б) максимально задействовать ресурсы «аудитории», в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение.

Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Сформулировать основную цель социального проекта

Четкая формулировка цели проекта.

Провести процесс поиска методов и средств решения социальной проблемы.

Проектное решение

Сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы

Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели

Шаг № 5. Составление плана работы

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта

Письменно оформленный документ - план работы

Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта

Точный график выполнения плана

Определить ответственных за каждый пункт плана

Список ответственных за реализацию каждого пункта плана

Указать необходимые ресурсы и источники их получения

Перечень необходимых ресурсов и источников их получения.

Шаг № 6. Составление рабочего графика

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Составить график выполнения всех пунктов плана

Рабочий график

Оформить график в виде таблицы

Письменно оформленный график работ

Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Продумать обязанности, необходимые для реализации плана

Перечень обязанностей

Описать основное содержание каждой обязанности

Описание обязанностей

Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта

Список членов команды с указанием обязанностей каждого

Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских)

Список необходимых ресурсов

Составить список источников получения ресурсов

Список источников получения каждого вида ресурса

Шаг № 9. Составление бюджета

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Определить источники поступления денежных средств (доходов)

Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них

Составить список предстоящих расходов

Перечень предполагаемых расходов с указанием их величины

Определить разницу между доходами и расходами

Реализация проекта

Шаг № 11. Составление предложений по проекту

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Пересмотр составленного плана с учетом социальной ситуации

Окончательная редакция плана реализации проекта

Составление краткого резюме проекта

Резюме проекта

Составление предложений по совместной реализации проекта различным организациям

Варианты предложений о совместной деятельности

Составление текста договора о совместной деятельности

Варианты договора

Шаг № 12. Поиск деловых партнеров

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта

Список организаций и лиц

Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах

Информация о деловых партнерах

Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров

Подробная информация

Шаг № 13. Проведение официальных переговоров

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Определение долевого участия каждого партнера в реализации проекта

Текст договора (устная договоренность)

Подписать договор о сотрудничестве

Подписанный текст договора

Шаг № 14. Получение необходимых ресурсов

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Своевременно получить необходимые для реализации проекта ресурсы

Наличие необходимых ресурсов в нужном количестве и указанное в плане время

Шаг № 15. Проведение плановых мероприятий

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Проведение указанных в рабочем плане мероприятий по реализации проекта

Точное и полное выполнение всех пунктов плана

Шаг № 16. Корректировка хода реализации проекта

Основные задачи

Ожидаемые результаты

Собрать и проанализировать информацию о тех социальных изменениях, которые произошли в результате реализации проекта.

Объективное представление о ходе реализации проекта и о социальной эффективности выбранных методов и средств.

Скорректировать проектное решение и план работы в соответствии с обнаружившимися просчетами.

Новая (откорректированная) версия проекта

П редостережения от ошибок

1. Бывает, проектировщики, «очарованные» своим замыслом, забывают исследовать возможность негативных последствий социальных действий, заложенных в проекте.

Не пропускайте процедуру прогнозирования.

2. Зачастую проектировщики подвержены стремлению к «гигантомании», то есть, замахиваются на проект, призванный «привести к счастью все человечество». Как правило, такие проекты принципиально нереализуемы.

Соизмеряйте Ваши желания с Вашими возможностями.

3. В советское время появлялось, да и появляются сейчас, множество «имитационных» проектов. Если разворачивается деятельность по достижению цели, к достижению не предназначенной, то такую деятельность можно назвать единственным словом - имитация.

Для имитатора идеальный проект - долговременная крупномасштабная программа, потребляющая огромные ресурсы, с максимально отсроченным результатом и невозможностью проконтролировать ход ее осуществления на деле. В советское время таким идеальным проектом, разрабатывавшимся десятки лет, был «поворот северных рек». В данном случае определяющей является ориентации на участие в распределении ресурса. Реально это проявляется в том, что размещаясь в пространстве затратной, распределительной системы, любой проект (за исключением тех, которые направлены на преодоление именно этого механизма) в организационно-деятельностном аспекте есть, прежде всего, проект способов участия в распределении ресурсов.

Подумайте над тем, чего Вы действительно хотите.

4. Не имеет смысла изобретать нестандартные методы решения для стандартных задач. Прежде чем «изобретать велосипед» стоит поискать существующие методы решения и выбрать из них оптимальный для вашей социальной ситуации. Творческий подход может привести или к гениальному результату, или к полному провалу.

5 . Любой лидер всегда подвержен искушению чувствовать себя «пупом земли». Ваша команда (Вы ее создаете) – достойна того, чтобы быть услышанной.

Слушайте, и услышьте мнения и соображения членов Вашей команды. Потом принимайте решение и несите за это решение ответственность.