Основания государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и аудит

Государственное регулирование предпринимательской деятельности является комплексным и осуществляется различными отраслями права. В статье будут рассмотрены отдельные вопросы регулирования предпринимательства с позиции конституционного, гражданского, административного, налогового, уголовного и иного права, а также затронуты некоторые общетеоретические вопросы по теме.

Правовое регулирование предпринимательства: общие положения

В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) предпринимательская деятельность (далее — ПД) характеризуется следующими признаками:

  • она является самостоятельной;
  • осуществляется на свой риск;
  • направлена на получение прибыли систематически;
  • осуществляется за счет использования имущества, продажи товаров и пр.;
  • подлежит госрегистрации, кроме установленных законом исключений.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности является комплексным и осуществляется с помощью норм не только гражданского, но и иных отраслей права. Также правовые позиции в отношении предпринимательства сформулированы Конституционным судом РФ (далее — КС РФ) и иными судами.

Так, применительно к понятию предпринимательства КС РФ указал, что деятельность акционеров — это не ПД, а иная экономическая деятельность, также сопряженная с рисками (постановление КС РФ «По делу о проверке конституционности…» от 24.02.2004 № 3-П).

Подробнее о видах и формах ПД читайте в наших статьях:

  • «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности» ;
  • «Виды предпринимательской деятельности в России - таблица» .

О регистрации в качестве предпринимателя и закрытии ПД рассказано в наших статьях:

  • «Сколько времени занимает процесс регистрации индивидуального предпринимателя?» ;
  • «Какие документы выдаются при регистрации ИП? Можно ли зарегистрировать ИП по временной регистрации?» ;

Какие законы регулируют предпринимательство в РФ

При ответе на вопрос, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность, помимо уже упоминавшегося ГК РФ, необходимо отметить, в частности, следующие:

  • закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ);
  • закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее — закон № 184-ФЗ);
  • закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее — закон № 315-ФЗ);
  • закон «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ).

Также правовое регулирование ПД осуществляется Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовным кодексом РФ (УК РФ) и иными кодексами.

Помимо законов, госрегулирование ПД осуществляется посредством подзаконного нормотворчества (например, постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения деятельности юрлиц и ИП, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска…» от 01.03.2018 № 213).

Основы правового регулирования ПД заложены в Конституции РФ, что также будет раскрыто в статье.

Помимо федерального уровня ПД регулируется и регионами. Примеры актов:

  • закон МО «О развитии ПД в МО» от 16.07.2010 № 95/2010-ОЗ;
  • постановление Правительства КБР «Об экспертизе нормативных правовых актов КБР, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» от 18.12.2014 № 292-ПП.

Антимонопольное законодательство и предпринимательская деятельность

Основным нормативным правовым актом антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности является закон № 135-ФЗ.

Указанным законом создаются правовые условия для осуществления ПД посредством защиты конкуренции, а именно:

  • предупреждения и пресечения монополий, недобросовестной конкуренции, конкуренции, создаваемой госорганами и муниципалитетами (ч. 1 ст. 1 закона № 135-ФЗ);
  • обеспечения функционирования единого рынка, свободного перемещения товаров и услуг (ч. 2 ст. 1 закона № 135-ФЗ).

Основными понятиями антимонопольного регулирования ПД являются, в частности:

  • конкуренция — соперничество субъектов ПД, когда ни один из них не может диктовать свои условия рынку (п. 7 ст. 4 закона № 135-ФЗ);
  • недобросовестная конкуренция — противоречащие законодательству, деловому обороту, требованиям разумности действия субъектов ПД, причиняющие убытки или репутационный вред другим участникам рынка (п. 9 ст. 4 закона № 135-ФЗ);
  • монополистическая деятельность — запрещенные законодательством действия по использованию преимуществ своего доминирования на рынке (п. 10 ст. 4 закона № 135-ФЗ).

Техническое регулирование и предпринимательство

Техническое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется прежде всего законом № 184-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 1 указанного закона он регулирует:

  • отношения, связанные с требованиями к самой продукции;
  • отношения, связанные с требованиями к сопутствующим процессам, как то: изготовление, хранение, утилизация продукции и прочее.

Установление технических регламентов не признается ограничением ПД или иной экономической деятельности (определение ВС РФ от 31.01.2018 по делу № 302-КГ17-13396, А33-16286/2016).

Особенностью техрегулирования является то, что иные нормативные акты, прямо или косвенно связанные со сферой применения закона № 184-ФЗ, осуществлением госконтроля в данной сфере, применяются только в части, не противоречащей данному закону (п. 2 ст. 4 закона № 184-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 4 закона № 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти принимают только рекомендательные акты в рассматриваемой сфере. Указанное правило также распространяется на акты госкорпорации «Роскосмос». Исключения для госорганов, заключающиеся в возможности принятия ими обязательных актов, сделаны только для следующих случаев:

  • госзаказы, гостайна, вопросы, связанные с атомной энергией (ст. 5 закона № 184-ФЗ);
  • принятие техрегламентов (ст. 9.1 закона № 184-ФЗ).

Конституционные основы предпринимательства в России

В предыдущих разделах статьи было обозначено, какие законы регулируют предпринимательскую деятельность в России. Вместе с тем важно отметить конституционные установления по рассматриваемой теме, которые предполагают, в частности, возможность оспаривания в КС РФ положений нормативного правового регулирования, противоречащего, по мнению заявителей, основному закону РФ.

Ст. 8 Конституции РФ, размещенная в главе, посвященной основам конституционного строя, указывает на следующие основы ПД:

  • единство экономического пространства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • свободное перемещение товаров (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • конкурентная среда (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • свобода предпринимательства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  • многообразие форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).

Глава 2 Конституции РФ, посвященная правовому статусу личности, также раскрывает право на занятие ПД. Согласно ст. 34 Конституции РФ:

  • любое физлицо может использовать свое имущество или способности для того, чтобы заниматься предпринимательством или иной деятельностью экономического характера, которая не запрещена законодательством (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ);
  • монополизация и недобросовестная конкуренция запрещены (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).

Саморегулирование предпринимательства в РФ

Саморегулирование, предполагающее самоорганизацию предпринимателями их деятельности и деятельности их объединений, тем не менее, несмотря на название, осуществляется в рамках правил, установленных государством.

Основным нормативным правовым актом в области саморегулирования предпринимательской деятельности является закон № 315-ФЗ. Согласно ст. 1 указанного закона правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ предполагает следующие особенности применительно к вопросам саморегулирования:

  • По общему правилу регулирование осуществляется законом № 315-ФЗ (ч. 1 ст. 1 закона № 315-ФЗ).
  • Также применяется регулирование, осуществляемое иными федеральными законами, например применительно к госнадзору за рассматриваемой деятельностью (ч. 2 ст. 1 закона № 251-ФЗ).
  • В ч. 2.1 ст. 1 закона № 251-ФЗ перечисляются случаи, когда особенности регулирования определяются градостроительным законодательством. Например, это касается саморегулируемой деятельности по вопросам инженерных изысканий и капремонта.
  • В ч. 3 ст. 1 закона № 251-ФЗ перечисляются ситуации, выведенные из-под регулирования данного закона. К ним относятся, в частности, вопросы саморегулируемых организаций финансовых рынков, негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций.

Методы госрегулирования предпринимательской деятельности

Существуют различные классификации методов государственного регулирования предпринимательской деятельности. К основным из них относятся:

  1. Выделение прямых и косвенных методов регулирования.
  2. Подразделение методов на административные, экономические и морально-политические.

Указанные классификации связаны между собой, поскольку в первом случае прямые методы также именуют административными, а косвенные — экономическими. К прямым методам относятся госрегистрация предпринимателей, налогообложение, лицензирование, госконтроль и надзор, предписания антимонопольных органов и пр. Косвенными методами являются льготное кредитование, госзаказ, планирование, налоговые льготы.

Морально-политические меры, выделенные во второй классификации, как правило, считаются мерами, осуществляемыми через средства массовой информации (далее — СМИ), в частности через государственные СМИ.

Виды госрегулирования предпринимательской деятельности

Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности выделяются следующим образом:

  1. В зависимости от методов регулирования: прямое и косвенное госрегулирование или административное, экономическое и морально-политическое регулирование.
  2. По уровню регулирования: федеральное и региональное регулирование.
  3. В зависимости от формы собственности и взаимоотношений государства и субъекта ПД: регулирование, основанное на субординации или координации. Субординационное регулирование характерно для регулирования в публичном (государственном) секторе экономики, а второй тип — для общего регулирования, где государство и его органы также являются участниками рынка наряду с другими субъектами.
  4. В зависимости от специфики деятельности субъектов ПД: в сельском хозяйстве, строительстве и пр.
  5. Госрегулирование в рамках общего регулирования и конкретных правоотношений.

Нормы гражданского права, регулирующие предпринимательство

Как было указано в предыдущих разделах статьи, регулирующие предпринимательскую деятельность в России законы охватывают различные аспекты регулирования и касаются разных отраслей права, при этом нормы гражданского права в данном секторе выделяются особо. Так, п. 1 ст. 2 ГК РФ прямо относит регулирование отношений между субъектами ПД к сфере гражданского права.

В начале статьи было отмечено, что именно ГК РФ определяет признаки ПД. Вместе с тем судебная практика дополняет признаки ПД по ГК РФ рядом иных признаков, которые могут оказывать влияние на особенности регулирования. Так, банковская или строительная ПД характеризуется таким признаком, как профессионализм, что влияет на решение вопроса об ответственности (постановление ФАС ЦО от 31.01.2014 по делу № А68-11899/2012).

Непосредственно ГК РФ регулируются такие вопросы ПД и связанных с нею отношений, как:

  • правовое положение субъектов ПД;
  • основания возникновения прав и особенности их осуществления;
  • корпоративные отношения;
  • обязательственные отношения и др. (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Проблемы госрегулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в РФ сопряжено с широким спектром проблем. К проблемам правового регулирования предпринимательской деятельности относятся:

  • вопросы адекватного определения видов ПД, требующих получения лицензии;
  • соотношение техрегулирования и свободы ПД;
  • определение оптимального налогообложения;
  • вопросы естественных монополий;
  • снижение административной нагрузки на бизнес, в частности оптимизация проведения проверок;
  • проблемы регулирования ПД в отдельных секторах экономики, в частности вопросы конкуренции в вопросах энергетики.

Что относится к основным принципам регулирования предпринимательства

Гос. регулирование предпринимательской деятельности осуществляется на основе базовых идей, основных начал — принципов правового регулирования ПД. К основным регулирующим предпринимательскую деятельность принципам относятся:

  • свобода ПД;
  • защита интересов субъектов ПД;
  • поощрение ПД;
  • приоритет экономических методов регулирования;
  • конкуренция, запрет ее недобросовестных форм и монополий;
  • верховенство закона.

Для отдельных секторов экономики характеры свои принципы, влияющие на принципы регулирования ПД в соответствующей области. Так, в ст. 6 закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее — закон № 35-ФЗ) определены, в частности, такие принципы, как:

  • сочетание свободы экономической деятельности с ограничениями, установленными законом № 35-ФЗ;
  • баланс интересов потребителей и поставщиков;
  • сочетание рыночного регулирования с необходимостью обеспечения надлежащего качества и минимальной стоимости электроэнергии.

Отдельные источники права, регулирующие предпринимательство

В статье было отмечено, что к регулирующим предпринимательскую деятельность законам, помимо ГК РФ, НК РФ, УК РФ, КоАП РФ, относятся законы № 135-ФЗ, 184-ФЗ, 315-ФЗ и 294-ФЗ.

Затронем также иные регулирующие предпринимательскую деятельность источники права:

  • правовые аспекты взаимоотношений субъектов ПД с нанимаемыми ими сотрудниками регулируются трудовым законодательством, в частности Трудовым кодексом РФ;
  • по вопросам деловой репутации субъектов ПД действует ГОСТ Р 66.1.03-2016 «Национальный стандарт РФ. Оценка опыта и деловой репутации субъектов ПД...», утв. и введенный в действие приказом Росстандарта от 17.02.2016 № 54-ст;
  • выпущены письма госорганов по отдельным аспектам ПД, например письмо Минфина РФ «Об использовании понятия “ПД” в законодательстве РФ о налогах и сборах» от 27.03.2018 № 03-02-08/19058.

Об отдельных аспектах предпринимательской деятельности читайте также в наших статьях:

  • «В России вводится обязательная классификация гостиниц» ;
  • «Частные юристы и бухгалтеры должны зарегистрироваться в Росфинмониторинге» .

Законодательство о предпринимательстве без регистрации

Среди принципов правового регулирования предпринимательской деятельности была указана свобода ПД. Вместе с тем ее осуществление предполагает ряд формальностей, в частности регистрацию в качестве предпринимателя (за некоторыми исключениями, например при случаях самозанятости граждан, оказывающих репетиционные и иные подобные услуги, для чего регистрация не требуется, но необходима подача уведомления).

Основные источники правового регулирования предпринимательской деятельности, касающиеся осуществления ПД без регистрации, в частности по вопросам ответственности за незаконное предпринимательство:

  • КоАП РФ (ст. 14.1);
  • УК РФ (ст. 171);
  • ГК РФ (ст. 23);
  • НК РФ (п. 7.3 ст. 83 и др.).

Также указанному вопросу посвящены разъяснения судов, например п. 13 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих…» от 24.10.2006 № 18.

Нормативно-правовое регулирование защиты прав предпринимателей при проверках

Нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности, касающееся вопросов защиты их прав при осуществлении госконтроля, осуществляется прежде всего законом № 294-ФЗ.

Вместе с тем применение указанного закона ограничено следующими правилами:

  • закон № 294-ФЗ не применяется при проведении дознания, следствия, прокурорского надзора, осуществлении правосудия, проведении административного расследования и в иных случаях, предусмотренных п. 3 ст. 1 закона № 294-ФЗ;
  • организация и проведение некоторых видов проверок также определяются специальным законодательством, например, это касается проверок по вопросам иностранного инвестирования, экономической концентрации и финансово-бюджетной деятельности (п. 3.1 ст. 1 закона № 294-ФЗ);
  • особенности проверок могут быть установлены отдельными нормативными актами по вопросам антимонопольного регулирования, лицензирования, экспортного контроля и др. (п. 4 ст. 1 закона № 294-ФЗ);
  • специальные законы также регулируют вопросы проверок на территориях опережающего развития (п. 4.1 закона № 294-ФЗ);
  • проведение проверок, касающихся гособоронзаказа, также изъято из-под действия закона № 294-ФЗ (п. 4.2 указанного закона);
  • при противоречии между законом № 294-ФЗ и международным соглашением применяется международный документ (п. 5 закона № 294-ФЗ).

Пределы регулирования предпринимательства

Предпринимательская деятельность регулируется с учетом соблюдения правил о пределах ее осуществления и пределах государственного регулирования предпринимательской деятельности. Так, по общему правилу госрегулирование должно соответствовать идее ограниченного вмешательства государства в экономическую сферу, принципам сбалансированности и пропорциональности интересов ее участников.

Также вопросы пределов касаются следующих аспектов ПД:

  • ПД должна осуществляться с учетом пределов обычного делового (предпринимательского) риска (определение ВС РФ от 11.10.2017 № 310-ЭС17-15142 по делу № А14-7150/2016);
  • законодательством определена предельная доходность малого и среднего предпринимательства (судебная практика по спорам с госорганами, касающимся указанных пределов, — определение ВС РФ от 19.10.2017 № 305-КГ17-16725 по делу № А40-216724/2016);
  • необходимость соблюдения пределов полномочий госорганов при проверках субъектов ПД (судебная практика по вопросам превышения полномочий в данной сфере — определение ВС РФ от 03.04.2018 № 309-КГ18-2227 по делу № А60-4883/2017).

Итак, в настоящей статье было раскрыто госрегулирование ПД, которое является многоаспектным. В статье, в частности, раскрыты источники, пределы, методы и виды такого регулирования, а также более подробно изложены вопросы регулирования отдельных сфер ПД.

Современные экономические условия вынуждают государство активнее осуществлять государственное регулирование, заниматься развитием предпринимательства. Все это осуществляется в связи с трансформацией самого предпринимательства и его взаимодействием с государством, в том числе меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской среды является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование как экономики в целом, так и предпринимателей в частности. Государство имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе развития, выполняя свои экономические и социальные обязательства. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

  • разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
  • повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
  • ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;
  • создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке;
  • обеспечение макроэкономического равновесия посредством налоговой, бюджетной, антиинфляционной, денежно-кредитной политики;
  • формирование эффективной и конкурентоспособной структуры национальной экономики посредством сочетания текущих и перспективных направлений развития экономики (на практике достигаемой посредством структурно-инвестиционной и научно- технической политики);
  • поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, достигаемого посредством высокой трудовой занятости населения и развития самозанятости.

Основой правового регулирования предпринимательской среды являются принципы государственного регулирования в области осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства.

  • 1. Принцип законности. Главное в содержании этого принципа - требование соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Принцип законности - основа функционирования государства в целом и предпринимательской деятельности в частности.
  • 2. Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.
  • 3. Принцип справедливости. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.
  • 4. Принцип взаимной ответственности государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

тельствует о его актуальности и целесообразности применения в настоящее время.

В современной России именно инструменты государственно-частного партнерства становятся главным, а иногда и единственным источником реализации крупных экономически и социально важных проектов, а также повышения инвестиционной привлекательности многих сложных проектов в инфраструктурных отраслях и сфере топливноэнергетического комплекса.

Таким образом, опыт ГЧП, успешно применяемый в мировой практике, необходимо адаптировать с учетом особенностей российской экономики и использовать как универсальный инструмент реализации общественно значимых региональных проектов в широком спектре приоритетных направлений социально-экономической политики.

1. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Петрозаводск, 1993.

2. Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. № 12.

3. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М., 2005.

4. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: теория и практика // Миро-

вая экономика и международные отношения. 2002. № 7.

5. Татаркин А.И., Романова О.А., Лаврикова Ю.Г. Теоретические основы государственно-частного партнерства // Бизнес, менеджмент и право. 2009. № 13.

6. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы методологии // Вестник Института экономики РАН. 2009. № 3.

7. Бутенко Я.В. Частно-государственное партнерство: эффективный инструмент взаимодействия // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 7.

8. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2004. № 6.

9. О концессионных соглашениях: федеральный закон от 21.07.2005. № 115-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Федоров Е.А. Государственно-частное партнерство - универсальный механизм развития экономики // Бизнес, менеджмент и право. 2009. № 13.

Поступила в редакцию 17.11.2009 г.

Cheremuhin S.A. State-private partnership: development tendencies. In the article the subject of state-private partnership is revealed, features of its formation and development abroad are investigated. Conditions of effective state-private partnership and specificity of its development in Russia are discovered.

Key words: state-private partnership; effective partnership.

УДК 330.191.6+330.012.22

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© И.М. Минчаков

В статье рассмотрены цели, задачи и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Обозначены направления государственного регулирования предпринимательства.

Ключевые слова: цели и задачи государственного регулирования; принципы государственного регулирования.

Государственное регулирование предпринимательства является важнейшим инструментом создания комфортных условий для успешной деятельности предпринимательских структур, обеспечения высоких темпов экономического роста и повышения уровня социально-экономического развития страны.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда, и получение от этого опти-

мальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране .

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

Разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающего правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

Повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

Ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля над деятельностью предприятий;

Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль над соблюдением правил конкуренции;

Обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

Сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

Содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

Обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;

Поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях,

прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

Осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

Повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

Поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

Укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

Пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

Использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в т. ч. специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с принципами, являющимися частью объективно существующих общих принципов управления государством, закрепленных в действующем законодательстве: закон-

ность, гуманность, целесообразность, справедливость, сочетание государственного регулирования и независимости субъектов предпринимательства, взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов, соблюдение баланса интересов государства и предпринимателя, ограниченность

числа субъектов государственного регулирования .

Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом, и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы зако-

нодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

Сегодня положения Конституции РФ обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Определяющее значение имеют нормы ст. 35 в Конституции, поскольку в ней содержатся сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Конституция решает главную экономико-правовую проблему -проблему собственности. Термин «собственность» и ее формы в Конституции понимаются как формы хозяйствования, осуществляемые различными субъектами. Кроме того, ряд конституционных положений обеспечивает единое экономическое и правовое пространство в стране.

Принципиальное значение имеют положения Конституции, провозгласившие Россию социальным государством, политика которого, в т. ч. и в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, а его права и свободы объявляются высшей ценностью.

Важное значение имеет принятие ряда таких законов, как Закон «Об акционерных обществах», новые редакции законов «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», установившие современные основы регулирования банковской системы страны, новая редакция Таможенного кодекса, федеральные законы о международных договорах, соглашениях о разделе продукции и ряд других нормативных актов.

Для развития конкуренции как одного из главных направлений становления цивилизованных условий предпринимательской деятельности важным является правовое обеспечение развития конкурентной среды и борьба с недобросовестной конкуренцией. Постановление Правительства РФ «О государственной программе демонополизации

экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)» определило два направления работ: правовое обеспечение конкуренции и разработка программ демонополизации и развития конкуренции. Следует отметить, что законодательство России отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы:

Наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей -хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма - монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления,

Наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур.

С началом проведения реформ неотложной практической задачей стала проблема создания нормативно-правовой базы несостоятельности хозяйствующих субъектов. Значение института несостоятельности заключается в том, что на его основе из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты, а это ведет к оздоровлению рынка, повышению безопасности функционирования субъектов хозяйствования. Соответствующий механизм дает также возможность предприятиям и предпринимателям реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности, а также определяет порядок равномерного распределения имущества должника между всеми его кредиторами. Первые шаги в этом направлении были сделаны принятием Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990), а затем Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (1993). Практика использования последнего закона выявила его слабые стороны: он морально устарел с принятием нового Гражданского кодекса, который ввел во многом новый понятийный аппарат; ряд базовых положений закона оказались трудноприменимыми на практике.

Решительно изменить среду обитания субъектов предпринимательской деятельности, сделать ее более безопасной, призван

Закон «О несостоятельности (банкротстве)». В то же время продолжают оставаться неурегулированными отношения, касающиеся несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов в отдельных и весьма важных сферах экономики, в частности казенных предприятий. Существенно отличается от общепринятого механизм банкротства кредитных организаций.

Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем самостоятельность предприятия не может быть безграничной без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия.

Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них - запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.

В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования «сверху», доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции. Предприниматели все более ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.

Запреты органам власти и управления вмешиваться в ту сферу предпринимательской деятельности, в которой право принятия решений принадлежит исключительно предпринимателям, нередко нарушаются. Принятие властными органами нормативных актов

с превышением своей компетенции приводит к нарушению прав и законных интересов предприятий. Поэтому все больше возрастает роль правового регулирования как самой предпринимательской деятельности, так и контрольных функций государства, органов управления. Законодательством, в т. ч. и новым ГК РФ, не только установлены запреты на вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий, но и предусмотрены неблагоприятные последствия таких действий государственных органов: признание в судебном порядке властного акта государственного или иного органа, принятого с нарушением законодательства, недействительным (полностью или частично); непридание судом правовой силы такому акту; взыскание в судебном порядке убытков, причиненных предпринимателю неправомерными действиями (бездействием) государственного или иного органа.

Существующая правовая система России все еще не может обеспечить защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической жизни России. Именно поэтому большая часть экономической, в т. ч. предпринимательской, деятельности осуществляется за ее пределами. «Вакуум права», отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современные социально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к правовому нигилизму, недоверию людей к государству вообще. С другой стороны, этот «вакуум» быстро заполняется неформальными и, как правило, незаконными методами ведения деятельности и разрешения споров.

Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:

1) стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;

2) развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ

информационной и консультационной поддержки;

3) развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения «места под солнцем» для более эффективных предприятий (т. е. обеспечение необходимых условий для более эффективного разделения труда «по горизонтали» (следствие принципа 2);

4) развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях - для более эффективного разделения труда «по вертикали»;

5) развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических -коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических - политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических).

Таким образом, данные аспекты фокусируются, в первую очередь, на непрямых стимулирующих формах поддержки. Потому как в условиях привлекательной стимулирующей среды развития предпринимательства и доверия бизнеса и населения государству финансовые потоки начнут генерироваться не извне (региона или страны), а из внутренних «точек роста». Соответственно, привлечение уже затем внешних финансовых потоков будет осуществляться не на условиях подачек и подаяний, но кооперации, партнерства и добросовестной конкуренции.

Отметим те аспекты, развитие которых позволит государству наиболее эффективно регулировать предпринимательство и создаст оптимальные условия для его развития в России:

1) формирование инфраструктуры развития предпринимательства;

2) нормативно-правовое обеспечение предпринимательства;

3) развитие прогрессивных финансовых технологий;

4) научно-методическое и кадровое обеспечение предпринимательства (организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых

предприятий), взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;

5) создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материальнотехнических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

6) становление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

7) международное сотрудничество в сфере предпринимательства - поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая содейст-

вие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.

1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Таганрог, 2003.

2. Джобава Н.А. Государственное регулирование малого предпринимательства. СПб., 2004.

3. URL: http://www.lawmix.ru

Поступила в редакцию 6.10.2009 г.

Minchakov I.M. The primary goals and principles of state regulation of enterprise activity. In the article purposes, problems and principles of state regulation of enterprise activity are considered. Directions of state regulation of entrepreneurship are marked.

Key words: goals and purposes of state regulation; state regulation principles.

УДК 330.191.6+330.012.22

ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

© С.М. Медведев

Автор показывает взаимосвязь между тенденциями и закономерностями устойчивости развития предпринимательских структур, отмечает, что развитие предпринимательских структур представляет собой процесс взаимодействия противоположностей, тенденций и закономерностей, вытекающих из характеристик этих противоречий, что в итоге проявляется как устойчивость развития. Тенденциями в статье выступает усиление негативного влияния внешних факторов и положительного влияния внутренних факторов во время протекания экономического кризиса; закономерностью - нарушение динамического равновесия между составляющими устойчивости развития.

Ключевые слова: предпринимательская структура; тенденции устойчивости развития; закономерности устойчивости развития; экономический кризис; противоречия развития предпринимательской структуры; внутренние и внешние факторы.

Теория устойчивости развития предпринимательской структуры возникла как попытка осмыслить кризисные явления, возникающие во время процесса развития хозяйствующих субъектов, и предложить средства его преодоления. Западные и отечественные ученые - представители данной теории -предполагают, что кризис преодолеть можно, сознательно контролируя развитие предпринимательской структуры .

Объективные экономические процессы, неравномерность развития предпринимательских структур способствовали сущест-

венному возрастанию роли исследования закономерностей и тенденций устойчивости развития предпринимательских структур и разработке эффективных систем управления.

Развитие любой экономической системы, в т. ч. предпринимательских структур, представляет собой процесс взаимодействия противоположностей, тенденций и закономерностей, вытекающих из характеристик этих противоречий, что в итоге проявляется как устойчивость развития.

Устранение одних противоречий приводит к возникновению следующих, этот про-

Вопрос государственного регулирования предпринимательской деятельности напрямую связан с проблемой государственного вмешательства в экономику. Как правило, необходимость такого вмешательства связывают с невозможностью самой экономической системы посредством саморегуляции справиться с решением целого ряда социально значимых задач.

Во-первых, посредством государственного вмешательства обеспечивается сохранение и поддержание рыночной среды. Государство создает и обеспечивает соблюдение «правил игры» участников экономического оборота. Так, законодательно закрепляются и гарантируются права собственников, создаются правовые основы функционирования денежной системы, обеспечивается поддержание конкурентной среды.

Во-вторых, воздействуя на экономику, государство способствует стабильному ее развитию, сглаживанию негативных факторов, исправлению просчетов и недостатков, вызванных цикличностью и диспропорциями. Также на макроэкономическом уровне государством решаются вопросы равновесия платежеспособного баланса страны, защиты внутреннего рынка и повышения конкурентоспособности экономики.

В-третьих, государство, перераспределяя экономические ресурсы, обеспечивает общество благами, получение которых через рыночные механизмы вообще невозможно, затруднительно либо нецелесообразно. Это так называемые общественные блага, т. е. те, для которых характерны свойства неисключаемости (блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей) и неконкурентности (будучи предоставлены одному, лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек).

К общественным благам, как правило, относят национальную оборону, охрану общественного порядка, развитие фундаментальной науки, выполнение космических программ и прочие подобные. Кроме общественных благ, к благам, доступ к которым открывается через механизм перераспределения, можно отнести услуги здравоохранения, образования, культуры.

В-четвертых, государство содействует преодолению такого недостатка функционирования рынка, как социальное неравенство. Как известно, рыночный механизм очень жесток и не способен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Это достигается благодаря государственному вмешательству в экономику с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Через вмешательство в экономику государство способно также решать проблему занятости населения.

В противовес стихийным началам, преобладающим в рыночном саморегулировании, государственное воздействие на экономику строится на основе прогнозирования и планирования.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Для государственного прогнозирования характерно следующее:

  • 1) организуется Правительством РФ;
  • 2) осуществляется на долгосрочную , среднесрочную и краткосрочную перспективу;
  • 3) основывается на комплексном анализе демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов;
  • 4) результатом выступают прогнозы по РФ в целом, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Плановые начала государственного воздействия на экономику проявляются в разработке Концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу , а также различного рода Программ (государственных программ, целевых программ , адресных инвестиционных программ).

В настоящее время в РФ осуществляется стратегическое планирование социально-экономического развития. Задачи такого планирования сформулированы в п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» . Во исполнение данного положения Правительством РФ разработаны Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. и отдельные государственные программы (в частности, государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», государственная программа РФ «Развитие транспортной системы», государственная программа РФ «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», государственная программа РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности», государственная программа РФ «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы», государственная программа РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», государственная программа РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», государственная программа РФ «Энергоэффективность и развитие энергетики»).

Выступая составной частью социального, организационно-правового и политического участия государства в экономических процессах, государственное регулирование предпринимательской деятельности характеризуется следующими чертами:

  • 1) осуществляется через систему органов государственного управления;
  • 2) выражается в содействии, присутствии, контроле и перераспределении ресурсов;
  • 3) осуществляется с использованием правовых средств.

Представляется целесообразным более подробно ознакомиться с

вышеназванными чертами.

Государство выполняет функцию по регулированию предпринимательской деятельности через свои органы. Это федеральные и региональные органы государственной власти. Те и другие можно представить в виде системы, состоящей из органов общей компетенции и органов специальной компетенции.

Органы общей компетенции, осуществляя государственное регулирование предпринимательской деятельности, воздействуют на нее в целом, по различным направлениям. На федеральном уровне к органам общей компетенции следует отнести:

  • Президента РФ;
  • Федеральное Собрание РФ;
  • Правительство РФ.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (в том числе и экономической). Данные направления определяются им в ежегодных и бюджетных посланиях к Федеральному Собранию РФ. Непосредственно (путем принятия указов), а также опосредованно

(через участие в законодательной деятельности (внесение законопроектов и подписание федеральных законов)) президент участвует в нормативно-правовом регулировании предпринимательской деятельности. Государственное регулирование осуществляется в форме распоряжений Президента РФ.

Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом государственной власти и осуществляет государственное регулирование предпринимательских отношений через принятие федеральных конституционных и федеральных законов по вопросам, отнесенным к исключительному ведению РФ (ст. 71 Конституции РФ) и по вопросам, находящимся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ).

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ и в соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в пределах своих полномочий:

  • организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В отличие от органов общей компетенции органы специальной компетенции осуществляют государственное регулирование по отдельным направлениям в пределах предоставленной им компетенции.

К органам специальной компетенции относятся в первую очередь федеральные органы исполнительной власти.

Система федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» . В соответствии с п. 1 данного Указа в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Такое деление связано с различием выполняемых функций.

Так, федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности; федеральная служба - функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральное агентство - функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Действующая структура федеральных органов исполнительной власти установлена Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в редакции Указа Президента РФ от 19 марта 2014 г. № 154 ).

Большинство федеральных органов исполнительной власти, осуществляя возложенные на них функции, в той или иной степени оказывают регулирующее воздействие на предпринимательскую деятельность. При этом одни из них воздействуют на предпринимательскую сферу в целом (например, Минэкономразвития России), другие на отдельные отрасли предпринимательства (например, Минпромторг России, Минсельхоз России, Минтранс России, Минстрой России).

В осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности принимают участие и субъекты, не включенные в систему органов государственной власти, но наделенные властными полномочиями.

К таким субъектам в первую очередь относится Центральный банк Российской Федерации (Банк России). В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является юридическим лицом, статус, цели деятельности, функции и полномочия которого определяются Конституцией РФ и федеральными законами. Банк России осуществляет воздействие как на предпринимательскую деятельность в целом (например, через разработку и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, организацию наличного денежного обращения, установление правил осуществления расчетов), так и на ее отдельные направления (деятельность участников финансовых рынков).

Властными полномочиями наделены также государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования), осуществляющие государственную политику в области соответственно пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.

Органами государственного регулирования предпринимательской деятельности также выступают органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (в случае наделения их государственными полномочиями).

Как нами уже было ранее замечено, государственное регулирование предпринимательской деятельности отличается разнообразием форм.

Так, например, государственное регулирование предпринимательской деятельности может выражаться в содействии его развитию. С этой целью государство стремится создать благоприятный предпринимательский климат.

0 действительном состоянии предпринимательского климата в России может говорить следующий факт. По данным Всемирного банка, проводящего ежегодные исследования «Ведение бизнеса» и выстраивающего на его основе рейтинги экономик по благоприятст- вию ведения бизнеса, Россия на 2014 год занимает 92-е место из 189 государств, в отношении которых проводится данное исследование . В Паспорте государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в качестве ожидаемого результата ее реализации установлено перемещение к 2018 г. на 20-е место в данном рейтинге.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может выражаться также в присутствии государства в экономике. При этом присутствие может проявляться по-разному. Во-первых, через создание и деятельность государственных унитарных предприятий , а также участие РФ и субъектов РФ в хозяйственных обществах. Во-вторых, через систему государственных закупок. В-третьих, через государственно-частное партнерство.

Специфической формой государственного регулирования выступает государственный контроль (надзор), который призван минимизировать негативные эффекты бизнеса, предотвратить отрицательные внешние эффекты и перекосы в социально-экономическом развитии территории.

Наконец, государственное регулирование может осуществляться в форме перераспределения ресурсов. Так, государство осуществляет через систему налоговых сборов получение денежных средств от бизнеса, а затем через систему государственных расходов перераспределяет их в пользу государственных нужд и для поддержки культуры, образования, социальной сферы.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется с использованием таких правовых средств, как нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Первые распространяют свое действие на заранее неопределенный круг субъектов предпринимательства, вторые - на конкретных субъектов предпринимательской деятельности.

К индивидуальным правовым актам в области государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся:

  • акты регистрации (юридических лиц; индивидуальных предпринимателей; прав на недвижимое имущество; изобретений; промышленных образцов; полезных моделей; товарных знаков; наименований мест происхождения товара; пищевых продуктов, материалов и изделий);
  • акты-разрешения (решение о выдаче лицензии, решение об оформлении лицензии на пользование недрами);
  • акты согласия на совершение определенных действий (решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия);
  • акты реагирования на правонарушения (предписания о прекращении правонарушения, постановления о привлечении к ответственности, решения о привлечении к ответственности).

При осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности государственными унитарными (казенными) предприятиями в качестве индивидуальных правовых актов могут выступать акты планирования и акты распоряжения уполномоченных государственных органов.

Это управленческая деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях : обеспечение госуд. и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование госуд. бюджета; защита окружающей среды и пользование природными ресурсами; обеспечение занятости населения; обеспечение безопасности и обороны; реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма; соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости:

1. От степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики -

· максимальный (использование всех или большинства средств госуд. регулирования),

· средний

· минимальный (в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью) уровни (режимы) гос. регулирования экномики,

2. В зависимости от методов - прямое, косвенное регулирование,

3. В зависимости от территории - регулирование на федеральном, региональном и местном уровне.

Можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, например: антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности; использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, квоты, система заказов); государственное регулирование цен; государственный контроль за предпринимательской деятельностью; государственное регулирование международных экономических отношений.

Два основных метода гос. регулирования - административный (прямой) и товарно - денежный (экономический или косвенный). К административным можно отнести, например, госуд. заказы и контракты на поставку определенных видов продуктов, определение стратегических целей развития экономики, их выражение в планах, госуд. регистрация субъектов предприним. деят-ти; к косвенным - налогообложение, налоговые льготы, кредитные льготы, платежи за ресурсы.

В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.


Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется также с применением норм ФЗ «О техническом регулировании». К категории обязательных требований «О техническом регулировании» относит только требования к безопасности продукции, которые являются объектом контроля со стороны государства.

Основные средства регул-ия - правовые (юрид. нормы, НПА, правоотношения, правосознание, акты реализации права и др.) и неправовые (политические, экономические и организационно - технические). Политические, организац-технич. средства - деньги, кредиты и финансы, цены и тарифы - они не могут существовать вне правового регулирования. Экономическими средствами являются - денежное обращение, эмиссия ценных государственных бумаг, инвестиции, субсидии и др.

Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития РФ.

ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности РФ.

- целеполагание - определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ;

- прогнозирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности РФ, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

- планирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства РФ, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ;

- программирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания.

Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.

Например, на федеральном уровне в рамках целеполагания разрабатываются такие документы:

· ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

· стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;

· стратегия национальной безопасности Российской Федерации;

в рамках прогнозирования:

· прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;

· прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный и среднесрочный период;

· бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;

документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования:

· основные направления деятельности Правительства РФ;

· государственные программы Российской Федерации;

· государственная программа вооружения;

· схемы территориального планирования Российской Федерации;

· планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Участниками стратегического планирования на федеральном уровне являются:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) Совет Безопасности РФ;

5) Счетная палата РФ;

6) Центральный банк РФ;

8) иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в ст. 2 Закона (см. ст. 9).

Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития РФ используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Данные прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития РФ подлежат опубликованию. Правительство РФ и ЦБ РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики РФ и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении РФ.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом РФ, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.