Началась долгожданная «Оттепель», теперь и на Крымском Валу. На санях в открытый космос Выставка оттепель в третьяковской галерее режим работы

Посвященный эпохе советской истории, которая длилась 15 лет. сайт рассказывает о важнейших событиях, героях и идеях времени, которые нашли отражение в экспозиции выставки. Выставка откроется 16 февраля и продлится до 11 июня.

Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице.1962

Что я увижу на выставке "Оттепель"?

Юрий Могилевский. Портрет Владимира Маяковского

Команда Третьяковской галереи работала над проектом "Оттепель" четыре года, и так тщательно подошла к подготовке, что, по словам гендиректора по просветительской и издательской деятельности музея Марины Эльзессер, сумела даже "заказать специальную погоду на день открытия выставки". Действительно, в Москве потеплело и уже второй день светит солнце. Что касается экспозиции, то здесь представлено 500 произведений искусства – живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, фотографии, предметы обихода, символизирующие эпоху, изобретения ученых, документы, фрагменты кинофильмов. Работы собирали из 23 музеев и 11 частных собраний. То есть выставка "Оттепель" – беспрецедентный проект уже только по своему масштабу.

Прекрасна и архитектура экспозиции: 60-й зал (где недавно показывали Айвазовского, а до этого Серова) поделен на отдельные тематические зоны, придуманные куратором Кириллом Светляковым ("Разговор с отцом", "Лучший город Земли", "Новый быт", "Освоение", "Атом – космос" и "В коммунизм!"), а в центре – большая круглая площадь с бюстом Маяковского. Именно на площади Маяковского в Москве поэты-шестидесятники читали когда-то свои стихи.

Почему Третьяковка решила провести эту выставку именно сейчас?

Таир Салахов. Гладиолусы

Выставка охватывает период с 1953 года, когда после смерти Сталина произошли первые перемены в советском обществе, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию окончательно развеял иллюзию свободы. Это время было столь переломным, сколь и показательным. С одной стороны – в СССР росло первое послевоенное поколение, которое не понимало, зачем огораживаться от всего мира и не знало правды о сталинских лагерях, о чем старшее поколение по привычке предпочитало молчать. С другой стороны – это была эпоха великих открытий. Космос, расщепление атома, ледокол "Ленин", Белка и Стрелка, Юрий Гагарин – вот о чем говорило это новое общество. Как бы то ни было, с тех пор прошло 50 лет, и теперь мы должны оглянуться назад, понять какой путь прошел мир за это время, провести переоценку ценностей.

В своем для сайт директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова сказала, что "в такой выставке сегодня есть определенная потребность". "Об этом свидетельствует то количество проектов на данную тематику, которое сегодня делается в Европе и в США. Только что МоМА открыл большую экспозицию, посвященную 1960-м годам, в Брюсселе открылась выставка "1945 –68", где представлено искусство этого периода без разделения железным занавесом, что очень правильно. В Музее Москвы и в ГМИИ также пройдут выставки, посвященные соответствующему времени. Возможно, это был последний мощный творческий виток XX века, происходивший в условиях невероятной свободы тех, кто творил. И нам есть, что об этом сказать", – заключила она.

Где я могу больше узнать об этой эпохе?

Юрий Пименов. Бегом через улицу

Вместе с ГМИИ им. А.С. Пушкина, парком Горького и музеем Москвы Третьяковская галерея проведет фестиваль "Оттепель: лицом к будущему", который станет продолжением выставочной программы. В Третьяковке до конца апреля будут читать лекции , посвященные самым разным аспектам эпохи: параллелям в советском и западном искусстве, отражению советского быта в живописи ("Поп-арт и "коммунальный модерн"), связям между наукой и искусством ("Искусство эпохи Научно-технической революции"). Читать лекции будут куратор проекта Кирилл Светляков, один из главных арт-критиков советской закалки Виталий Пацюков, директор Центра культуры и искусства "МедиаАртЛаб" и куратор международного симпозиума Pro&Contra Ольга Шишко и другие специалисты.

На открытии выставки Марина Эльзессер представила 700-страничный каталог. В нем собрано большое количество статей и исследований по истории искусства эпохи "Оттепели", который можно будет купить в книжном магазине галереи.

Какие экспонаты на выставке самые интересные?

Виктор Ахломов. Рассвет. Молодежь у ГУМа. Москва, 1964

На самом деле экспозиция "Оттепели" прекрасна в своей целостности: здесь кино, фото и живопись дополняют друг друга. У кураторов получилось представить эту эпоху чересчур оптимистичной. Искусство этого периода действительно отличается особенным многообразием: здесь есть и абстрактные скульптуры Вадима Сидура (чью выставку "Скульптуры, которых мы не видим" в Манеже), и фигуративный соцреализм Юрия Пименова, и соцарт Михаила Рогинского – каждый из 500 экспонатов достоин упоминания.

Также на "Оттепели" есть серия фотографий Виктора Ахломова – чудесные снимки Москвы и московской молодежи, фрагменты одного из главных фильмов эпохи "Июльский дождь" Марлена Хуциева, абстрактный экспрессионизм Николая Вечтомова, чьи картины выглядели слишком "прозападными" (напрашивается сравнение с Джексоном Поллоком или , чья выставка прошла недавно в Еврейском музее), и "светящиеся" работы Франсиско Инфантэ-Арана, художника-инженера, работающего в пограничной зоне между искусством и наукой.

Что еще будет в рамках проекта "Оттепель"?

Виктор Попков. Двое

Помимо самой выставки и образовательной лекционной программы, в Третьяковской галерее пройдут кинопоказы и поэтические вечера , где стихи шестидесятников будут читать актеры театра "Современник" Артур Смольянинов, Дарья Белоусова, Полина Пахомова, Дмитрий Гирев, Евгений Павлов и Чулпан Хаматова. Чулпан прочтет стихи Беллы Ахмадуллиной, образ которой актриса создала в сериале , снятом по последнему роману Василия Аксенова.

Посвященный эпохе советской истории, которая длилась 15 лет. сайт рассказывает о важнейших событиях, героях и идеях времени, которые нашли отражение в экспозиции выставки. Выставка откроется 16 февраля и продлится до 11 июня.

Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице.1962

Что я увижу на выставке "Оттепель"?

Юрий Могилевский. Портрет Владимира Маяковского

Команда Третьяковской галереи работала над проектом "Оттепель" четыре года, и так тщательно подошла к подготовке, что, по словам гендиректора по просветительской и издательской деятельности музея Марины Эльзессер, сумела даже "заказать специальную погоду на день открытия выставки". Действительно, в Москве потеплело и уже второй день светит солнце. Что касается экспозиции, то здесь представлено 500 произведений искусства – живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, фотографии, предметы обихода, символизирующие эпоху, изобретения ученых, документы, фрагменты кинофильмов. Работы собирали из 23 музеев и 11 частных собраний. То есть выставка "Оттепель" – беспрецедентный проект уже только по своему масштабу.

Прекрасна и архитектура экспозиции: 60-й зал (где недавно показывали Айвазовского, а до этого Серова) поделен на отдельные тематические зоны, придуманные куратором Кириллом Светляковым ("Разговор с отцом", "Лучший город Земли", "Новый быт", "Освоение", "Атом – космос" и "В коммунизм!"), а в центре – большая круглая площадь с бюстом Маяковского. Именно на площади Маяковского в Москве поэты-шестидесятники читали когда-то свои стихи.

Почему Третьяковка решила провести эту выставку именно сейчас?

Таир Салахов. Гладиолусы

Выставка охватывает период с 1953 года, когда после смерти Сталина произошли первые перемены в советском обществе, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию окончательно развеял иллюзию свободы. Это время было столь переломным, сколь и показательным. С одной стороны – в СССР росло первое послевоенное поколение, которое не понимало, зачем огораживаться от всего мира и не знало правды о сталинских лагерях, о чем старшее поколение по привычке предпочитало молчать. С другой стороны – это была эпоха великих открытий. Космос, расщепление атома, ледокол "Ленин", Белка и Стрелка, Юрий Гагарин – вот о чем говорило это новое общество. Как бы то ни было, с тех пор прошло 50 лет, и теперь мы должны оглянуться назад, понять какой путь прошел мир за это время, провести переоценку ценностей.

В своем для сайт директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова сказала, что "в такой выставке сегодня есть определенная потребность". "Об этом свидетельствует то количество проектов на данную тематику, которое сегодня делается в Европе и в США. Только что МоМА открыл большую экспозицию, посвященную 1960-м годам, в Брюсселе открылась выставка "1945 –68", где представлено искусство этого периода без разделения железным занавесом, что очень правильно. В Музее Москвы и в ГМИИ также пройдут выставки, посвященные соответствующему времени. Возможно, это был последний мощный творческий виток XX века, происходивший в условиях невероятной свободы тех, кто творил. И нам есть, что об этом сказать", – заключила она.

Где я могу больше узнать об этой эпохе?

Юрий Пименов. Бегом через улицу

Вместе с ГМИИ им. А.С. Пушкина, парком Горького и музеем Москвы Третьяковская галерея проведет фестиваль "Оттепель: лицом к будущему", который станет продолжением выставочной программы. В Третьяковке до конца апреля будут читать лекции , посвященные самым разным аспектам эпохи: параллелям в советском и западном искусстве, отражению советского быта в живописи ("Поп-арт и "коммунальный модерн"), связям между наукой и искусством ("Искусство эпохи Научно-технической революции"). Читать лекции будут куратор проекта Кирилл Светляков, один из главных арт-критиков советской закалки Виталий Пацюков, директор Центра культуры и искусства "МедиаАртЛаб" и куратор международного симпозиума Pro&Contra Ольга Шишко и другие специалисты.

На открытии выставки Марина Эльзессер представила 700-страничный каталог. В нем собрано большое количество статей и исследований по истории искусства эпохи "Оттепели", который можно будет купить в книжном магазине галереи.

Какие экспонаты на выставке самые интересные?

Виктор Ахломов. Рассвет. Молодежь у ГУМа. Москва, 1964

На самом деле экспозиция "Оттепели" прекрасна в своей целостности: здесь кино, фото и живопись дополняют друг друга. У кураторов получилось представить эту эпоху чересчур оптимистичной. Искусство этого периода действительно отличается особенным многообразием: здесь есть и абстрактные скульптуры Вадима Сидура (чью выставку "Скульптуры, которых мы не видим" в Манеже), и фигуративный соцреализм Юрия Пименова, и соцарт Михаила Рогинского – каждый из 500 экспонатов достоин упоминания.

Также на "Оттепели" есть серия фотографий Виктора Ахломова – чудесные снимки Москвы и московской молодежи, фрагменты одного из главных фильмов эпохи "Июльский дождь" Марлена Хуциева, абстрактный экспрессионизм Николая Вечтомова, чьи картины выглядели слишком "прозападными" (напрашивается сравнение с Джексоном Поллоком или , чья выставка прошла недавно в Еврейском музее), и "светящиеся" работы Франсиско Инфантэ-Арана, художника-инженера, работающего в пограничной зоне между искусством и наукой.

Что еще будет в рамках проекта "Оттепель"?

Виктор Попков. Двое

Помимо самой выставки и образовательной лекционной программы, в Третьяковской галерее пройдут кинопоказы и поэтические вечера , где стихи шестидесятников будут читать актеры театра "Современник" Артур Смольянинов, Дарья Белоусова, Полина Пахомова, Дмитрий Гирев, Евгений Павлов и Чулпан Хаматова. Чулпан прочтет стихи Беллы Ахмадуллиной, образ которой актриса создала в сериале , снятом по последнему роману Василия Аксенова.

Масштабный межмузейный исследовательский проект "Оттепель", который показывает Третьяковская галерея на Крымском валу, создан по правилам той противоречивой эпохи, на которую возлагалось больше надежд, чем она смогла оправдать. Выставка апеллирует к современному зрителю, ищет точку опоры в прошлом, приглашает к спору о времени и о себе. Ее разделы "Разговор с отцом", "Лучший город Земли", "Международные отношения", "Новый быт", "Освоение", "Атом - космос", "В коммунизм!" выводят в открытое пространство форума. Форума условного, как театральная сцена, и не менее реального, чем площадь Маяковского, ставшая в 1960-е поэтическим клубом под открытым небом.

О новом проекте Третьяковской галереи рассказывает куратор выставки Кирилл Светляков.

Сразу три музея: Музей Москвы, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С.Пушкина - делают проекты, посвященные оттепели. Какая потребность времени стоит за этим совпадением?

Кирилл Светляков: Отчасти это потребность вернуться к тем проблемам, которые "оттепель" не решила и которые не решены до сих пор. Чтобы понять, почему мы наступаем на одни и те же грабли примерно раз в четверть века. Думаю, как раз это порождает горячие споры и о той эпохе, и о ее героях, будь то Хрущев, Солженицын или Окуджава… Собственно, эти споры начались еще в 1990-е. С другой стороны, именно в той эпохе, с ее первыми полетами в космос, с первыми атомными станциями, - истоки сегодняшнего времени.

Наконец, когда ХХ век окончательно становится историей, возникают вопросы сохранения художественного наследия и его изучения. А в случае с наследием 1960-х это, кстати, вовсе не очевидно. Можно вспомнить хотя бы историю сноса старого международного терминала аэропорта Шереметьево, построенного в начале 1960-х. Его в народе называли "рюмкой", хотя вообще-то он больше напоминал "летающую тарелку".

Действующий аэропорт, вероятно, сложно сохранять в качестве архитектурного памятника…

Кирилл Светляков: Археология "оттепели" вообще оказалась сложной. Именно потому, что искусство было "легким", функциональным, часто из новых материалов. Так, например, я еще в 1990-х видел куклы спектакля "И-го-го" в музее театра Образцова. Тогда спектакль уже не шел. Это была замечательная постановка, такая феерия эпохи НТР родом из 1960-х, где действие происходит в Институте гомункулусов… Куклы были сделаны из современных материалов: латекса, пластика… Это как раз и подвело. Когда мы хотели взять персонажей спектакля на выставку, выяснилось, что их нет. Они скукожились, ссохлись, будто мумии. Но куклы хотя бы пытались сохранить, а, скажем, мебель 1960-х, лаконичная, выразительная, практически исчезла. Она была недорогая, легко разбиралась, и в итоге с ней легко расставались.

Какими временными рамками вы ограничиваете "Оттепель"?

Кирилл Светляков: Начало - это 1953, поскольку процессы реабилитации начались не с Хрущева, а гораздо раньше. После смерти Сталина их запускает Берия. Но какие-то процессы Никита Сергеевич возглавил и сделал интенсивными, какие-то инициировал сам. Понятно, что внутри партийной верхушки шла борьба. Но Хрущев не только победил на определенном этапе, он десакрализировал власть. У него был момент лицедейства, эффектной политической клоунады, как у Трампа сейчас. Очень многие вещи понимал прекрасно. Другое дело, что для политической сцены выбрал амплуа "простого парня".

Что не помешало ему санкционировать расстрел рабочих в Новочеркасске в июне 1962…

Кирилл Светляков: Мы об этом говорим, конечно, в экспликациях, но показать на выставке это сложно. Есть несколько фото в архиве ФСБ. Верхняя граница оттепели - август 1968 года, когда танки стран Варшавского договора вошли в Прагу.

Если говорить о работах художников, представленных на выставке, то чем определялся выбор?

Кирилл Светляков: Мы попытались соотнести работы художников с идеями, которые витали в воздухе. Но если в литературе, в кино оттепель связана с появлением новой интонации, новых сюжетов, новых героев (будь то Иван Денисович из повести Солженицына, ученые из романа Гранина "Иду на грозу" или учитель истории из фильма "Большая перемена"), то художники искали прежде всего новый язык. Тот, который мог бы дать представление о предельном экзистенциальном опыте, пережитом поколением отцов. Взять хотя бы Эрнста Неизвестного или Вадима Сидура, соединявших модернизм и архаику. У Николая Вечтомова, тоже воевавшего, например, появляются тревожные, странные абстрактные формы.

Естественно, они отталкивались от искусства соцреализма, который воспринимался как набор мертвых формул. Куда они могли двигаться? В сторону открытия лирического, приватного пространства - по этому пути пошли кинематографисты. А художники пытались переосмыслить опыт авангарда...

В МИФИ был легендарный хор физиков. И в приемной комиссии там сидел …хормейстер

Другой источник вдохновения - открытия ученых. Абстрактные работы Владимира Слепяна, Юрия Злотникова, Бориса Турецкого, были связаны с интересом к кибернетике. Злотников даже посещал семинары кибернетиков и разработал свою "сигнальную систему" в искусстве.

Даже тогда, когда связи с научным поиском неочевидны, мы решались проводить параллели. Так, в раздел "Атом - космос" мы включили раннюю абстракцию Эрика Булатова, и сопоставили со снимками "следов" элементарных частиц в синхрофазотроне. Булатов говорил, что не надо его абстракции к синхрофазотрону привязывать, но тем не менее. Две небольшие живописные работы Льва Крапивницкого, из коллекции Талочкина, вошли в этот же раздел. Конечно, же есть работы Франциско Инфанте, вообще - группы "Движение"…

Показываем, также иллюстрации Юло Соостера, Ильи Кабакова, которые они делали для журнала "Знание - сила". А вот, скажем, в журнале "Техника молодежи" художников не было, там рисовали …ученые.

Речь о самодеятельном искусстве?

Кирилл Светляков: Я бы говорил о движении энтузиастов, которое поддерживал журнал "Техника - молодежи". Он организовывал выставки работ, созданных учеными. Это особая субкультура. Мы, например, на выставке показываем материалы из архивов Института ядерных исследований в Дубне, музея Курчатовского института… Увлечения ученых во многом были связаны с идеей воспитания совершенного человека: ученого, интеллектуала, художника, спортсмена. В МИФИ, например, был легендарный хор физиков. И в приемной комиссии там сидел …хормейстер, как ни странно это звучит.

Поэтому так органичны в вашем проекте встречи "физиков и лириков", разных искусств - от кино до живописи, от журнальной графики до дизайна.

Кирилл Светляков: Конечно. Добавьте к этому набору лубок, и картина станет более полной. Да, в то время все были увлечены модернизмом. Но модернизм в массовой продукции легко уживался со стилизованной под фольклор продукцией, которая должна была быть доступна и понятна для масс. Ансамбль "Березка" танцует на фоне ракеты. Этот стиль "на санях в открытый космос", конечно, отсылает к сказке, ставшей былью.

Этот мотив сбывшейся сказки можно найти и в фильмах 1930-х…

Кирилл Светляков: Возможно. Кстати, первое, что видит зритель на выставке - это фильм, рисующий крестьянский рай на земле. У рая точный адрес - ВДНХ. А потом зритель входит в пространство, где на экранах - эпизоды из фильмов 1960-х. Герой Анатолия Папанова разбивает свои скульптуры в картине "Приходите завтра". Юный персонаж Олега Табакова рубит мебель в фильме "Шумный день". А в фильме "Дайте жалобную книгу" молодые архитекторы, студенты, журналисты демонтируют кафе "Одуванчик".

Пройдя через этот бунт, мы приходим к "Разговору с отцом". В фильмах оттепели это почти обязательный жанровый элемент. Показателен фильм Марлена Хуциева "Мне 20 лет", где молодой человек спрашивает отца, возникающего из тьмы минувшей войны, как ему жить. А тот, погибший давно, отвечает, что он младше сына… Сам думать должен. А после этого прощания с прошлым зритель попадает в пространство города, в центр, откуда может двигаться в любой раздел выставки, хоть в "Атом - космос", хоть "В коммунизм!".

Чтобы попасть "В коммунизм!", нужно подняться наверх, по пандусу. Там можно найти, в частности, футурологическую таблицу от фантаста Артура Кларка, который предсказывал, какие открытия ждут человечество к 2050 году. Ее печатал журнал "Техника - молодежи". Можно посмотреть, что сбылось, что еще нет.

Во времена оттепели "железный занавес" если не поднимается, то становится местами прозрачнее. Параллели с эпохой молодежной революции на западе для вас были важны?

Кирилл Светляков: У нас молодежной революции не было в 1960-х. На западе эта революция начинается с вопросов детей отцам по поводу фашизма. Вы были коллаборцинистами, вы молчали во времена Гитлера, вы лгали нам, детям, а теперь учите нас жить. Какое вы на это имеете право? У нас ситуация была другая. Авторитет фронтовиков был непререкаемым. И герой полотна Виктора Попкова примеряет шинель отца. Фактически эту же фронтовую шинель примеряет на своих героев Владимир Высоцкий.

Можно, конечно, вспомнить конфликты молодежи с бюрократами в фильмах "Карнавальная ночь" и "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". Но это имеет отношение не к молодежной революции, а к ротации кадров. Молодежная культура создается молодыми людьми для молодых людей. У нас она появляется только во времена перестройки.;

Масштабный выставочный проект на Крымском Валу объединит картины и рисунки, скульптуры, предметы быта, образцы дизайна, видеопроекции с фрагментами художественных фильмов и документальными кадрами «эпохи оттепели» в единую инсталляцию

Государственная Третьяковская галерея
16 февраля - 11 июня 2017
Москва, Крымский Вал, 10, залы 60–61

«Эпохой оттепели» в отечественной истории принято называть период с 1953 года (со времени первых амнистий после смерти Сталина) до августа 1968 года - даты ввода советских танков в Чехословакию, развеявшего иллюзии о возможности построения социализма с «человеческим лицом». «Оттепель» стала важнейшим политическим, социальным и культурным проектом в истории СССР, одной из «великих утопий» XX века, осуществлявшейся одновременно с культурными революциями и демократическими преобразованиями в странах Западной Европы и США.

Не случайно такой относительно короткий промежуток времени (всего около 15 лет) величают эпохой. Плотность времени, его насыщенность важнейшими событиями были невероятно высокими. Ослабление контроля государства и демократизация способов управления культурой значительно оживили творческие процессы. Сформировался стиль оттепели, представляющий собой оригинальный вариант советского модернизма 1960-х. Во многом он стимулировался научными достижениями в области космоса и атомной энергетики. Космос и атом - как самая большая и самая малая величины - определяли диапазон «вселенского» мышления шестидесятников, устремленных в будущее.

Всепроникающее ощущение создававшегося буквально на глазах великого и нового не могло не отразиться на искусстве. Все участники творческого процесса работали над поиском нового языка, способного выразить время. Раньше всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель и зритель заново открыл для себя многие имена, табуированные в 1930–40-х годах. В изобразительном искусстве появился «суровый стиль». В то же время часть художников обратилась к наследию русского авангарда, начались активные поиски в области нефигуративной изобразительности. Новый импульс развития получили архитектура и дизайн.

Настоящая выставка представляет кураторскую интерпретацию процессов, происходивших в культуре и обществе. Цель проекта не только показать достижения оттепели, продемонстрировать взрыв невероятной творческой активности, которую дала появившаяся свобода, но и назвать проблемы и конфликты эпохи. Экспозиция включает произведения художников, скульпторов, режиссеров, ставших свидетелями изменений в важнейших сферах жизни советского человека. Их мнения полемичны в ряде вопросов, что делает выставку объемной и полифоничной.

Экспозиция представляет собой единую инсталляцию, в которую интегрированы разные артефакты: произведения живописи и графики, скульптура, предметы быта, образцы дизайна, видеопроекции с фрагментами художественных фильмов и документальными кадрами. Выставочное пространство поделено на семь тематических разделов, демонстрирующих важнейшие феномены эпохи.

Раздел «Разговор с отцом» рассматривает диалог поколений в послевоенном советском обществе. Он поддерживался двумя темами, о которых было принято молчать: правда о войне и правда о лагерях.

Раздел «Лучший город Земли» раскрывает тему города как места соприкосновения приватной и публичной сфер, когда жители еще не замкнулись в маленьких квартирах перед телевизором, не ушли на кухни, как это произойдет в 1970-е.

В разделе «Международные отношения» рассматривается противостояние СССР и США, которое определяло политическую картину мира во второй половине ХХ века. Холодная война и угроза ядерного уничтожения оказали решающее влияние на культурное мышление этого времени. Две сверхдержавы соревновались не только в гонке вооружений, но и в пропаганде своего образа жизни на международных выставках и в средствах массовой информации.

«Новый быт» иллюстрирует программу по созданию комфортного частного быта, когда вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов «Художник - на производство». Художникам-дизайнерам была поставлена задача воспитать у граждан «правильный» вкус в противовес «мещанству», улучшить мир советского человека с помощью предметно-бытовой среды.

«Освоение» предлагает разговор о «романтике дальних странствий», о стремлении молодых людей к самоутверждению и самостоятельности, о героизации тяжелых «трудовых будней», то есть на те темы, которые использовались в пропагандистских кампаниях, сопровождавших освоение целинных земель, призывы на далекие стройки. Художники и поэты отправлялись в творческие командировки, чтобы запечатлеть молодых романтиков.

«Атом - космос» демонстрирует, как массовость высшего образования и развитие научных институтов породили новых героев времени - студентов и ученых. С запуска в 1957 году «Спутника-1» космос завладел умами и стал одной из главных тем в советской культуре, затронув не только живописные или поэтические произведения, но и дизайн бытовых предметов и приборов.

В разделе «В коммунизм!» становится очевидно, как успехи в освоении космоса и научные открытия стимулировали воображение художников. В культуре 1960-х можно найти множество футуристических прогнозов, похожих на те, что делались в период первого революционного десятилетия.

Эпоха оттепели была полна противоречий. Выставка в Третьяковской галерее представляет собой попытку системного исследования ее культурного наследия. Планируется, что проект станет первой частью выставочной трилогии, которая будет продолжена показом искусства 1970-х - первой половины 1980-х, так называемой эпохи застоя, а вслед за этим - времени перестройки.

К выставке подготовлено уникальное издание, посвященное эпохе советских 1950–60-х. Книга содержит научные статьи о живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне, моде, кино, театре, поэзии, литературе, также в ней рассматриваются вопросы социологии, политологии и философии этого времени.

Проект сопровождает обширная образовательная программа, включающая лекции, кинопоказы, поэтические чтения, олимпиаду для школьников. Часть программы организована в рамках межмузейного фестиваля «Оттепель. Лицом к будущему».



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка "Оттепель" — одно из трех главных событий в программе всемосковского фестиваля "Оттепель: лицом к будущему". Фестиваль прекрасно показывает, о каком прошлом и будущем в прошедшем ностальгирует Москва и почему праздновать оттепель удобнее, чем революцию


Свежие краски и пышные юбки — платья новых москвичек расцветают гладиолусами на картинах Юрия Пименова, авангардиста 1920-х, оттаявшего и зацветшего вновь в 1960-е. "Конструкторы" Ивана Степанова встали за кульманы и проектируют города, растущие компактными конструктивистскими блоками на сервизе, сделанном по форме Анны Лепорской, ученицы Малевича: почти что супрематический фарфор, но с золотыми каемочками — не все излишества были преодолены к 1967-му. В витринах лучшего города Земли отражаются модницы, одетые их ровесником — молодым модельером Вячеславом Зайцевым. И обнаженные Адам и Ева, покинув советский рай, летят этакими стругацкими "прогрессорами" сквозь космическую пустоту, протягивая руки с солнцами мирного атома — "Тебе, человечество!", как называлось грандиозное в своих размерах и комсомольской наивности панно Таира Салахова.

Не стоит думать, что кураторская группа Третьяковской галереи под руководством Кирилла Светлякова включила очередной марш энтузиастов на полную громкость. На выставке есть и "возвращение отцов", причем у зрителя не остается сомнений, что "Отец" Павла Никонова вернулся не только с фронта, но и из лагеря. И память о войне и ГУЛАГе — с расчеловеченным героем скульпторов-фронтовиков, Вадима Сидура и Эрнста Неизвестного, и формулой скорби — разорванным блокадным кольцом — Константина Симуна. И диссидентство, и противостояние "сурового стиля" и не менее сурового андерграунда, разделившее мир искусства на официальный и неофициальный, хотя границы между обоими во многих случаях были нечетки и проходили по живому. К третьяковской выставке выпустят превосходный каталог, куда, помимо статей по истории оттепельного искусства, архитектуры и дизайна, включены эссе Мариэтты Чудаковой — об оттепельной прозе, Андрея Плахова — об оттепельном кино, Александра Маркова — о неомарксизме Ильенкова и Мамардашвили, а также множество исторических, социологических и антропологических очерков. Эта книга как бы вбирает в себя все смыслы фестиваля.

Хронологические границы оттепели на фестивале определены широко — 1953-1968 годы, от смерти Сталина до ввода советских войск в Чехословакию. Что, конечно, не совпадает с границами оттепели ни в политической истории — от XX съезда до возобновления практики публичных политических процессов над инакомыслящими, прежде всего творческой интеллигенцией, ни в истории искусства, где оттепельным началом принято считать VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, а концом — хрущевский погром в Манеже. Но в контексте истории культуры, а все три выставки так или иначе имеют в виду такой контекст, датировку можно считать справедливой — от первых ласточек до последних отголосков.

Первой открылась выставка в Музее Москвы, и, как все, к чему имеет отношение куратор Александра Селиванова, "Московская оттепель: 1953-1968" — проект исключительного качества. Духовная и материальная культура оттепели — архитектура, дизайн, мода, кино, музыка, литература, искусство — описана с помощью общих понятий, в которых словно бы сходятся формальный, историко-культурный и социологический подходы: "решетка", "капсула", "новое", "ритм", "мобильность", "прозрачность", "синтез", "органика", "пустота". Скажем, "решетка" — структурный принцип модернизма, предполагающий "утрату середины", равномерность и равноценность, стандартизацию и воспроизводимость,— являет себя и в фасадах блочных многоэтажек, и в полосато-клетчатых узорах ткани для платья, и в расчерченной на ровные квадратики абстракции "Кафельного пола" Михаила Рогинского. Кажется, почти все из предложенных кураторской командой выставки оттепельных "общих понятий" на самом деле — лишь половинки вельфлинианских бинарных оппозиций, ну а их пары, как и положено, остались в предыдущей эпохе. Фигурой умолчания из прошлого при той же "решетке" должна бы быть "пирамида" со всеми ее иерархическими имперскими ценностями, воплощением которых стали сталинские высотки. И, несомненно, что оттепельная половина бинарных оппозиций отмечена знаком "плюс" во всех — эстетических и этических — смыслах.

Последней откроется выставка "Лицом к будущему: искусство Европы 1945-1968" в ГМИИ имени Пушкина, подверстанная к оттепельному фестивалю, но изначально никакой оттепели в виду не имевшая. Идеологом проекта выступил директор ZKM (Центр искусства и медиатехнологий в Карлсруэ), художник и куратор Петер Вайбель: его выставка, уже показанная в Брюсселе и Карлсруэ, посвящена Европе как единому художественному пространству, чье единство в период между окончанием Втором мировой войны и революциями 1968-го обеспечено общей военной травмой. Из советского искусства на вайбелевской выставке, за небольшим исключением, не было ничего официозного — преобладало полузапретное и андерграундное, и оно вырастает не благодаря оттепельной либерализации, как принято считать у нас, а скорее вопреки коммунистическому режиму. Что такое советская оттепель, на вайбелевской выставке очень хорошо видно по работам венгров, чехов и им сочувствующих, посвященных 1956-му и 1968-му. Они же, впрочем, показывают, насколько прочная советская государственная и культурно-идеологическая граница проходила по якобы единой послевоенной Европе. Но кураторы ГМИИ должны адаптировать московскую версию выставки к фестивалю, и акценты, несомненно, сместятся.

Александр Дейнека. Эскиз мозаики "Мирные стройки", 1959 год. "Лицом к будущему: искусство Европы 1945-1968" в ГМИИ имени Пушкина

Этот всемосковский фестиваль оттепели удачно пришелся на 2017 год — год 60-летия VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, с какого, по крайней мере в истории искусства, в полную силу началось оттепельное потепление, и какой, в свою очередь, удачно совпал с другим юбилеем — 40-летием, как тогда говорилось, Великого Октября. Всемирные фестивали стали проводиться вскоре после окончания Второй мировой по инициативе пары прокоммунистических международных молодежных организаций, в годы холодной войны заботливо опекавшихся СССР. Фестивали, за исключением двух — в Вене и в Хельсинки, да и то, видимо, по причине близости к большому советскому брату,— не делались в западных капстранах — это был праздник для стран Варшавского договора, Латинской Америки и Африки, тех, где, по меньшей мере в официальной риторике, победа Великого Октября расценивалось как событие планетарного масштаба.

Московский фестиваль 1957 года оказался самым массовым в истории, собрав — в закрытой стране — 34 тыс. участников из 131 государства. Молодежный фестиваль в Москве устроили еще раз — в 1985-м, но его как-то не принято связывать с зарей перестройки — скорее, напротив, с закатом застоя. И вот — о чудо! — в этом году фестиваль, XIX по счету, опять возвращается в лучший город Земли: в середине октября состоится праздничный парад делегатов в Москве, затем всемирная молодежь переместится в Сочи. И не приходится сомневаться, что в октябре 2017-го в Москве "под эгидой Росмолодежи" новые комсомольцы-интернационалисты будут праздновать 60-летие того легендарного московского фестиваля, но никак не 100-летие другой красной даты российской и всемирной истории.

Что интересно, "таинственная страсть" к оттепели, охватившая в последние годы московский креативный класс, или, как сказали бы некогда, творческую интеллигенцию, невольно попадает в общую волну ностальгии по советскому, переживаемую народом, партией, правительством и чуть ли не церковью. И именно оттепель — в отличие от сталинского террора или брежневского застоя, а ностальгирующих по тому и другому тоже предостаточно — становится предметом всеобщего консенсуса: хорошее было время, пусть и сложное. Вообще-то сверхзадачей хорошего времени, идущей как сверху, так и снизу, была реабилитация революции, но, как ни странно, революция — то, с чего, собственно, и началось советское, ностальгией к которому все, кто абстрактно, а кто вполне конкретно, так воспылали,— предметом общественного консенсуса отнюдь не является. Конечно, все московские музеи сделают какую-нибудь выставку к 100-летию 1917-го — ведь с революции, в конце концов, начинается советский авангард, главный экспортный бренд отечественного искусства, который оттепель, между прочим, так и не смогла реабилитировать. Но трудно представить себе, чтобы они с таким энтузиазмом объединились в фестивале "Революция: лицом к будущему".

Удивительно хороши и тонки тексты к "оттепельным" выставкам — в экспликациях и каталогах. В них без иллюзий проанализированы, что называется, конфликты и противоречия эпохи: компромиссность десталинизации и половинчатость реформ, скомпенсированные первой радостью от обещанного, но так и не случившегося потребительского изобилия; двоемыслие и вынужденное сотрудничество с властью, замаскированное под осознанную необходимость; свобода, подавляющим большинством обменянная на идеологическую опеку, социальную защищенность и относительное равенство без братства, то есть на благополучие, как его тогда — после стольких лет сталинской закалки и перековки — понимали. И хотя никто как будто бы не питает никаких иллюзий относительно оттепели, это межмузейное празднование 1957 года, в некотором роде замещающее празднование года 1917-го, многое говорит о нашем времени. Когда так хочется подставить лицо июльскому дождю — и, не дай бог, ветер, ветер, на всем божьем свете.

«Московская оттепель: 1953-1968». Музей Москвы, до 31 марта

«Оттепель». Третьяковская галерея на Крымском Валу, 14 февраля — 11 июня

«Лицом к будущему: искусство Европы 1945-1968». ГМИИ имени Пушкина, 7 марта — 21 мая