Модель экологического воспитания и образования дошкольников. Экосистема дошкольного образования Презентация экосистема дошкольного образования

Система экологического воспитания в ДОО


Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

  • Задача - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.
  • Ведущим фактором в интеллектуальном развитии является конкретный образ предмета, действия с ним, поэтому ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними.
  • Важную роль играют практические моделирующие действия;
  • Воспитатель вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, поэтому педагог отбирает для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

Разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами);

Ежемесячные наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря и одеванием картонной куклы;

Участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;

Проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом;

Рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

Проведение экологических занятий один раз в две недели;

Проведение экологических досугов.


Экологическое воспитание детей средней группы

  • Дети увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям.
  • Важной особенностью этого периода являются становление сюжетно - ролевой игры, большой интерес детей к ней.

Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

  • циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, декоративной птицей в клетке, морской свинкой, живущей в уголке природы, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке);
  • ежемесячные наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений;
  • совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;
  • подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря в январе, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии птиц, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре;
  • «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре (развивается наблюдательность,способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста.
  • чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов Е.Чарушина о животных, рассматривание книг с его иллюстрациями, проведение занятия в конце года, посвященного этому автору (это позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков);
  • чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в книгах и последующее включение главных персонажей в ИОС; использование кукол облегчает знакомство детей с экосистемой леса, со всеми ее обитателями, а с помощью доктора Айболита - приобщать детей к пониманию ценности здоровья;
  • еженедельное проведение экологических занятий, дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые;
  • на занятиях воспитатель широко использует все виды ИОС, которые облегчают усвоение знаний и игровых навыков;
  • проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.

Экологическое воспитание детей старшей группы

  • Дети овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми.
  • Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными - память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление.
  • Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения.
  • Технология эколого-педагогической работы с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, т.е. является новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников - формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

Экологическое воспитание детей подготовительной группы

  • Большое значение имеют занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа.
  • Не менее важны комплексные занятия, на которых организуются выставки произведений искусства - воспитатель развивает эстетическое восприятие детей, их способность чувствовать и переживать красоту природы, запечатленную в различных произведениях.
  • В течение года взрослые организуют выходы детей в ближайшие экосистемы - экскурсии и походы в лес, на луг, водоем.
  • Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера.

Диагностика экологической воспитанности дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников предполагает:

  • во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к живой природе;
  • во-вторых, ознакомление детей с природой;

Диагностику экологической воспитанности

дошкольников необходимо проводить с учетом их

возрастных особенностей по двум направлениям:

  • формирование экологических знаний;
  • экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Cлайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк» р.п Токарёвка Тамбовской области

Cлайд 2

Модель экологического воспитания и образования дошкольников Цель экологического воспитания: Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих. Развивающая среда: Экологическая тропинка, лаборатория, альпийская горка, искусственный водоем, цветники, учебный огород, уголок доктора Айболита (лекарственные растения), живые уголки с животными: морская свинка, попугай, аквариумными рыбками, растениями; птичий столб, тополиная аллея, фруктовый сад.

Cлайд 3

Эколого- познавательный блок. Задачи: -освоение экологических представлений; -развитие познавательных умений; -овладение умениями ухода за живыми существами.

Cлайд 4

Формы и методы работы: 1.Экологические занятия; 2.Кружковая работа. Детская фантазия. 3.Уроки мышления. Почему у елки зеленые иголки? Где ночуют птицы? Чем дышит береза? Почему расцвечиваются листья? 4.Экскурсии. Поиск осенних примет. Парк зимой. Растения луга. К водоему. 5.Экологические игры. -Имитационные (Экологические пирамидки); -Соревновательные («Вопрос-ответ» и т. д.); -Игры-путешествия («На дно моря» и т. д.); -Дидактические («Кто где живет», «У кого какой дом» и т. д.). 6.Экологическая тропа.

Cлайд 5

7.Наблюдения. Почему кошки ходят тихо? Что мы знаем о собаке? Какие бывают деревья? Облака - белокрылые лошадки! 8. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций. 9.Лаборатория юного эколога: -проведение опытов; -рассматривание коллекций. 10.Занятия в уголке природы. 11.Прогулки на участке детского сада и за его пределами. 12.Моделирование: Чьи это ноги? Узнай по следу? Засели дом.

Cлайд 6

Эколого-оздоровительный блок Задачи: формирование здоровья и здорового образа жизни детей средствами природы. Формы и методы работы. 1. Традиционная система оздоровительной работы на свежем воздухе (утренняя гимнастика, закаливание и др.) 2. Пешие прогулки по участку и за его пределы. 3. Психологические тренинги с участием животных. 4. Ходьба по тропе здоровья (выложена из шишек, гальки, веточек, семян каштана, скорлупы грецких орехов, соломы). 5. Фитоуголок. (Дыхательные упражнения в уголке фитонцидных растений.) 6. Занятия в уголке доктора Айболита.(О лекарственных растениях.) 7. Уроки безопасности. Дорога к дому (о правилах поведения на улице). Знойное лето (о жаркой погоде). Такие вкусные и опасные (о ягодах, фруктах, овощах). Едем купаться! 8. Подвижные игры (сьедобное-несьедобное). 9. Фитобар, полоскание полости рта и горла отварами растений: ромашка, шалфей.

Cлайд 7

Cлайд 8

Эколого-эстетический блок Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе. В.А.Сухомлинский. Задачи: - формирование у детей умения видеть и понимать красоту природы, беречь прекрасные творения; - развитие у детей эстетического вкуса посредством природных объектов; - развитие у детей положительных эмоций и чувств от общения с природой.

Cлайд 9

Формы и методы работы: Интегрированные занятия (изоэкология, экология и музыка, экология и художественная литература). Наблюдения в природе. Осенний листопад. Падают пушинки-белые снежинки. Серебристый иней. Апрель, апрель- на дворе опять капель. 3. Экологические выставки. Такие разные деревья (фото). На что похоже (сучья, камни похожие на какой-либо объект живой природы). Рисуем зиму. Что можно сделать из природного материала. Человек и его добрые дела на Земле. 4.Экологические развлечения и праздники. Восенушка-осень! Здравствуй гостья-зима! День прилета грачей. Лето красное, солнце яркое! 5. Экологические акции. Красота спасет мир. Наш детский сад- зеленый дом. 6. Коллекционирование. 7. День экологического творчества. 8. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций.

Cлайд 10

Cлайд 11

Эколого-нравственный блок. Задачи: -формирование эмоционально-положительных отношений детей к природе; -накопление детьми опыта гуманного отношения к растениям и животным; -формирование понимания зависимости состояния природного мира от действий человека.

Cлайд 12

Формы и методы работы. 1.Экологические тренинги с животными. 2.Экологические акции. Строим замки для птиц. Санитарный день. Посади дерево. Покормите птиц зимой. Нам до всего есть дело и др. 3.Интегрированные занятия (экология-социальный мир, экология-художественная литература). 4.Ролевые экологические игры. Строительство города. Отдыхаем в лесу. Зеленый патруль и др. 5.Уроки доброты. Как заботиться о комнатных растениях? Что нужно делать, чтобы не пугать животных? Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево? Когда я был добрым по отношению к природе? Что рассказала тебе природа? 6.Беседы. 7.Обсуждение и проигрывание ситуаций, сюжета книг. 8.Занятия в уголке природы. 9.Психологические тренинги с участием животных.

Сведения о МДОУ – детском саду 446 Адрес: ул. Баумана, 43, телефон Адрес: ул. Баумана, 43, телефон МДОУ работает по программе «Из детства в отрочество» МДОУ работает по программе «Из детства в отрочество» Использует парциальные программы Т.Н.Николаевой «Юный эколог», 2003 Использует парциальные программы Т.Н.Николаевой «Юный эколог», 2003 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, 2005 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, 2005


Содержание ФГТ Область «Безопасность»: Область «Безопасность»: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Область «Познание»: Область «Познание»: сенсорное развитие; сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской деятельности. развитие познавательно-исследовательской деятельности.


Цель: формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). задачи по экологическому воспитанию. задачи по экологическому воспитанию. исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности; формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности; использование дополнительных возможностей интеграции специ­ алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры; использование дополнительных возможностей интеграции специ­ алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры; на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формирование знаний о природе; формирование знаний о природе; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение. развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение. диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования; диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования; обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья


В основу работы положены принципы: краеведения; краеведения; педоцентризма (или «позитивного центризма»); педоцентризма (или «позитивного центризма»); природосообразности; природосообразности; научности и доступности понятий; научности и доступности понятий; «спирали»; «спирали»; междисциплинарности и интеграции содержания; междисциплинарности и интеграции содержания; от простого к сложному от простого к сложному




В помещении Исследовательский центр Уголки природы Мини-музеи Мини планетарий Экологический театр Календарь природы Комнатные растения Животные Аквариумы Огород на подоконнике Аптека на подоконнике Библиотека Экологическая тропа Огород Клумбы и газоны Природные и ландшафтные особенности территории Модель экологического пространства в ДОУ Коридоры и холл Музыкально- физкультурный зал Деревья и кустарники На участке группы
















Методы и приемы, использованные в экологическом образовании ДОУ метод наблюдения с подключением различных анализаторов, метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»); проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»); словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые методы и игра, игровые методы и игра, практическая работа и поисковая деятельность; практическая работа и поисковая деятельность; экскурсии, экскурсии, метод проектов метод проектов


Формы работы с детьми занятия; занятия; экскурсии; экскурсии; практическая деятельность в природе; практическая деятельность в природе; природоохранные акции; природоохранные акции; экологические проекты (педагогические, детско- родительские); экологические проекты (педагогические, детско- родительские); проведение экологических викторин и олимпиад; проведение экологических викторин и олимпиад; выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник» выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник»






Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы: «Посади дерево» (к Дню Земли), «Посади дерево» (к Дню Земли), «Аллея выпускников»; «Аллея выпускников»; «День цветов» (посадка цветочных аллей); «День цветов» (посадка цветочных аллей); «Подарок близким» (выращивание тюльпанов к 8 Марта); «Подарок близким» (выращивание тюльпанов к 8 Марта); «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным) «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным) «Майский букет» (выращивание цветов к 9 Мая), «Майский букет» (выращивание цветов к 9 Мая), «Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых); «Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых); «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Книжника больница», «Книжника больница», «Чистота спасет мир» (субботники на территории), «Чистота спасет мир» (субботники на территории), «Елочка – зелена иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ), «Елочка – зелена иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ), «Зоркое око» (фото красивых мест родного края) «Зоркое око» (фото красивых мест родного края) «Спасем муравейник» «Спасем муравейник» и другие и другие


Экологические заповеди главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой), главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой), терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным), терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным), внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей), внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей), бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой») бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»)




Условия организации работы с родителями разработки содержания эмоционально- положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника; разработки содержания эмоционально- положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника; создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе; создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе; методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе. методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе.


Одной из форм экологической работы с детьми и родителями являются проекты. Задачи: развитие коммуникативных навыков и связной речи, развитие коммуникативных навыков и связной речи, развитие исследовательских навыков, развитие исследовательских навыков, умения планировать деятельность для получения конечного результата, умения планировать деятельность для получения конечного результата, повышение личной уверенности у каждого участника проекта, повышение личной уверенности у каждого участника проекта, проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек


Виды проектов: исследовательско - экспериментальные Свойства воды Свойства воды Насекомые в природе Насекомые в природе Воздух и жизнь Воздух и жизнь Условия для жизни растений Условия для жизни растений Животные детского сада Животные детского сада Аквариум и его подводный мир Аквариум и его подводный мир Зимующие птицы Зимующие птицы Наши зеленые друзья Наши зеленые друзья Пернатые гости Пернатые гости Роль растений в жизни человека Роль растений в жизни человека Аптека на подоконнике Аптека на подоконнике Огород на окне Огород на окне Эко-мир детского сада Эко-мир детского сада Эко-мир моей семьи (наш любимый сад, растения в доме и т.п.) Эко-мир моей семьи (наш любимый сад, растения в доме и т.п.) Мы пригласили природу в дом: Природа в доме. Мы пригласили природу в дом: Природа в доме. Аквариумы в детском саду Аквариумы в детском саду


Естественно-научные проекты Рассказы камней Рассказы камней О чем расскажут звезды О чем расскажут звезды Сохранение здоровья Сохранение здоровья В каше сила наша – домашнее питание В каше сила наша – домашнее питание Мы похожи: движения человека и движения животных (игры и упражнения на основе движений в природе) Мы похожи: движения человека и движения животных (игры и упражнения на основе движений в природе) Движение, спорт, здоровье Движение, спорт, здоровье


Творческие проекты Космические приключения Космические приключения Космические аппараты Космические аппараты Семейный досуг Семейный досуг Путешествие мальчика Темы в страну Здравия Путешествие мальчика Темы в страну Здравия Мы сложили стих про то, чтобы не болел никто Мы сложили стих про то, чтобы не болел никто Окно радости (праздники и традиции в ДОУ и семье) Окно радости (праздники и традиции в ДОУ и семье)

Слайд 1

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье

Турскова Любовь Александровна, старший воспитатель МДОУ № 446

Слайд 2

Сведения о МДОУ – детском саду № 446

Адрес: ул. Баумана, 43, телефон 331-19-22 МДОУ работает по программе «Из детства в отрочество» Использует парциальные программы Т.Н.Николаевой «Юный эколог», 2003 «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, 2005

Слайд 3

Область «Безопасность»: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Область «Познание»: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Слайд 4

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).

задачи по экологическому воспитанию. исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; формирование мотивационной го­товности к апробации новых форм, видов и содержания дея­тельности; использование дополнительных возможностей интеграции специ­алистов, воспитателей, детей, роди­телей в работе по формирова­нию экологической культуры; на уровне детей: воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; формирование знаний о природе; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороть­ся за ее сохранение. диагностика уровня знаний, уме­ний, отношений всех субъектов образования; обеспечение непрерывности эколо­гического образования в системе: ДОУ – семья

Слайд 5

В основу работы положены принципы:

краеведения; педоцентризма (или «позитивного центризма»); природосообразности; научности и доступности понятий; «спирали»; междисциплинарности и интеграции содержания; от простого к сложному

Слайд 6

Слайд 7

В помещении

Исследовательский центр

Уголки природы Мини-музеи Мини планетарий

Экологический театр

Календарь природы

Комнатные растения

Животные Аквариумы

Огород на подоконнике

Аптека на подоконнике

Библиотека

Экологическая тропа

Огород Клумбы и газоны

Природные и ландшафтные особенности территории

Модель экологического пространства в ДОУ

Коридоры и холл

Музыкально- физкультурный зал

Деревья и кустарники

На участке группы

Слайд 8

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 16

Методы и приемы, использованные в экологическом образовании ДОУ

метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»); словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т.п.), практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые методы и игра, практическая работа и поисковая деятельность; экскурсии, метод проектов

Слайд 17

Формы работы с детьми

занятия; экскурсии; практическая деятельность в природе; природоохранные акции; экологические проекты (педагогические, детско-родительские); проведение экологических викторин и олимпиад; выпуск детьми экологических листовок, плакатов, буклетов, газет, кружки «Юный эколог», «Юный исследователь», «Юный путешественник»

Слайд 20

Слайд 21

Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы:

«Посади дерево» (к Дню Земли), «Аллея выпускников»; «День цветов» (посадка цветочных аллей); «Подарок близким» (выращивание тюльпанов к 8 Марта); «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным) «Майский букет» (выращивание цветов к 9 Мая), «Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых); «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Книжника больница», «Чистота спасет мир» (субботники на территории), «Елочка – зелена иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ), «Зоркое око» (фото красивых мест родного края) «Спасем муравейник» и другие

Слайд 22

Экологические заповеди

главнейшая из них – «соблюдение тишины» (по определению Л. П. Симоновой), терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным), внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей), бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»)

Слайд 23

Слайд 24

Условия организации работы с родителями

разработки содержания эмоционально-положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника; создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе; методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе.

Слайд 25

Одной из форм экологической работы с детьми и родителями являются проекты.

Задачи: развитие коммуникативных навыков и связной речи, развитие исследовательских навыков, умения планировать деятельность для получения конечного результата, повышение личной уверенности у каждого участника проекта, проведение рефлексии (осознание своей деятельности, каким образом был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что при этом чувствовал человек