Какие бывают профессии промышленности. Химические профессии под микроскопом Плюсы и минусы профессии

Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания.

М.В.Ломоносов

Химия – одна из важнейших наук, которая дает нам возможность понять мир. Если не знать о химических процессах, которые постоянно происходят вокруг нас, то мир будет совершенно непознаваем.

Изучение секретов современной химии позволит овладеть многими актуальными и востребованными профессиями. Знание химии дает возможность работать в области медицины, фармакологии, биохимии и биофизики, молекулярной биологии, геологии… Химия – это ключ к успешному будущему: полученные знания по химии, помогут освоить достойную профессию и найти свое место в жизни.

Химик

Специалист, который занимается изучением различных веществ, их соединением между собой, их свойствами и особенностями химических реакций, называется химиком.

Химик осуществляет химический анализ и исследование состава веществ, продукта, сырья. Занимается изучением свойств различных веществ; прогнозированием использования веществ в народном хозяйстве; получением, производством различных веществ в промышленных масштабах (минеральных удобрений, инсектицидов, ростовых добавок и пр.).

Проводит химические исследования: анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств, химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением).

Профессия требует высокого уровня концентрации и устойчивости внимания (способности в течение длительного времени удерживать внимание на одном предмете или виде деятельности); умения анализировать и систематизировать большое количество информации; способности заниматься длительное время кропотливой работой. Важны такие личностные качества, как организованность, аккуратность, четкость, собранность, упорство.

Препятствовать эффективной работе будут рассеянность, невнимательность, неорганизованность, отсутствие склонности к исследовательской деятельности.

Области применения профессиональных знаний химика: отраслевые и академические научно-исследовательские институты; химические предприятия и комбинаты (по производству пластмасс, синтетических волокон и тканей, удобрений и т.д.); образовательные учреждения; предприятия целлюлозно-бумажной промышленности; горно-обогатительные комбинаты; медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность); предприятия пищевой промышленности; парфюмерная промышленность.

Химик – это общее название профессии, объединяющее различные специальности. К профессиям химического профиля относятся: химик-технолог, химик-инженер, химик-эколог, химик-аналитик, химик-исследователь, химик-фармацевт, биофармахимик, радиохимик и т.д.

Химик-технолог

Химик-технолог – специалист, который занимается разработкой оптимальных проектов изготовления продукции для ее производства в промышленных условиях.

Специалисты данной профессии осуществляют разработку новых технологических процессов в производстве продукции и совершенствуют уже действующие. Осуществляют контроль образцов сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции на производстве.

Результатом деятельности специалиста является экономичный и технически доступный проект получения в промышленных масштабах необходимого продукта, предмета или вида энергии. В проекте рассчитывается расход сырья, материалов и энергии, учитывается качество и количество отходов, а также способ их утилизации.

Большим спросом пользуются химики-технологи на предприятиях по производству и переработке пластмасс, на заводах, производящих лакокрасочные материалы, удобрения, в нефтехимической отрасли. Суть работы химика-технолога состоит в разработке новых составов с заданными свойствами; в проведении исследований по подбору оптимального сырья, внедрению технологий производства новых продуктов и контроле над этими процессами; в изучении свойств полученных веществ и корректировке рецептур с целью улучшения их качества.

Сегодня особенно востребованы не просто химики-технологи, а специалисты, которые способны работать с поставщиками сырья, хорошо ориентируются на рынке химических веществ, могут разработать и возглавить проекты по внедрению нового вида продукции. Для успешной деятельности необходимы инициативность, умение работать с людьми, дополнительные знания по экономике и менеджменту. Все эти качества помогут сделать карьеру и занять руководящие позиции на химическом предприятии.

Лаборант химического анализа

Лаборант химического анализа – специалист, который проводит химический и физико-химический анализ веществ в лаборатории.

Работа лаборанта химического анализа является основой качества производимой продукции в любой отрасли народного хозяйства. Химический анализ сырья необходим для контроля за соответствием продуктов технологического процесса и готовой продукции существующим нормативам. Лаборант химического анализа обеспечивает контроль промышленного процесса и получение изделий с заданными свойствами. Можно с уверенностью сказать, что от работы этих специалистов зависит благополучие многих людей, которые пользуются результатами их труда в быту и на производстве.

Лаборант химического анализа проводит химический и физико-химический анализ различных веществ: руд, нефти и нефтепродуктов, сталей различных марок, сплавов металлов, кислот, солей и др. Готовит к работе реактивы и оборудование. Проводит анализ веществ: устанавливает химический состав вещества, количественное соотношение содержащихся в нем элементов и соединений, определяет физико-химические свойства вещества (вязкость, растворимость и т.п.).

Для успешной деятельности в качестве лаборанта химического анализа необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств: склонность к работе с информацией, развитые логические способности, способность к концентрации внимания, склонность к работе с объектами природы, развитые математические способности, эмоциональная устойчивость.

Биохимик

Биохимия (биологическая химия) – область науки, изучающая молекулярные основы жизни: химический состав, структуру, свойства и локализацию веществ, входящих в состав организмов, пути и закономерности их образования, последовательность и механизмы превращений, а также функциональную роль биомолекул. Последние несколько десятилетий ознаменовались целым рядом выдающихся открытий в биохимии, выдвинувших ее в разряд фундаментальных научных дисциплин и сделавших био­химию мощным инструментом решения многих важных проблем био­логии, медицины, фармакологии и биотехнологии.

Биохимики изучают химические процессы, происходящие в живых организмах. Специалисты-биохимики очень важны для исследований в области стволовых клеток и генетики, реакции организмов на различные лекарства и аллергены, агрохимии и повышении урожайности сельскохозяйственных культур.

Биотехнолог

Деятельность биотехнолога сложно описать двумя словами. Это работа охватывает и медицину, и фармацевтику, и генную инженерию.

Биотехнология – пограничная между биологией и техникой научная дисциплина и сфера практики, изучающая пути и методы изменения окружающей человека природной среды в соответствии с его потребностями. Это направление научно-технического прогресса, использующее биологические процессы и агенты для целенаправленного воздействия на природу, а также в интересах промышленного получения полезных для человека продуктов. Сфера применения биотехнологий постоянно расширяется: помимо производства фармацевтической и пищевой продукции, биотехнологические методы используются для разработки полезных ископаемых, решения проблемы энергоресурсов, борьбы с нарушениями экологического равновесия и т.д.

Профессиональная деятельность биотехнолога охватывает такие сферы, как производство биологически активных веществ и переработка сырья с использованием микроорганизмов, ферментов, клеточных культур растений и животных; научно-исследовательская деятельность по основным направлениям современной биотехнологии (генетическая и клеточная инженерия, сельскохозяйственная, промышленная и медицинская биотехнология); защита окружающей среды от загрязнений (биологическая очистка сточных вод и загрязненных территорий, утилизация промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов).

Биотехнологи могут работать в научно-исследовательских институтах и научно-практических центрах, на предприятиях микробиологической, фармацевтической, парфюмерно-косметической, биохимической, пищевой промышленности (хлебозаводы, молоко- и мясоперерабатывающие комбинаты, кондитерские фабрики и т.п.).

Химик-эколог

Химическая экология – раздел экологии, изучающий последствия прямого и побочного воздействия на окружающую среду химических веществ и возможные пути уменьшения их отрицательного влияния.

Химик-эколог занимается организацией и осуществлением локального мониторинга, производственного экологического контроля на предприятиях. Разрабатывает нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, лимиты на природопользование, ведет расчет экологических платежей. Проводит инвентаризацию источников загрязнения атмосферы, сточных вод, отходов, испытание и составление паспортов пылегазоочистных установок и др. Осуществляет химическую экспертизу качества сырья, полупродуктов и продуктов питания, воды. Контролируют химические процессы в производстве.

Объектами профессиональной деятельности химика-эколога являются источники выделения загрязняющих веществ, энергии и других факторов воздействия на окружающую среду; потоки загрязняющих веществ, удаляемые со сточными водами, отходящими газами, жидкими и твердыми отходами; системы переработки, размещения (захоронения) отходов; оборудование и технологии для очистки выбросов в атмосферу и сточных вод и пр.

Химики-экологи работают в научно-исследовательских институтах, аналитических лабораториях, исследовательских центрах предприятий и фирм химического, металлургического, биохимического, фармацевтического, медицинского, ветеринарного, пищевого, радиоэлектронного, парфюмерно-косметического профиля; учреждениях и службах экологического контроля, экспертизы и мониторинга окружающей среды, в санитарно-эпидемиологических, сертификационных, экспертно-аналитических лабораториях.

Врач

М.В. Ломоносов говорил: «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может». Эти слова актуальны и по сей день. Химия – фундамент для изучения теоретических и клинических медицинских дисциплин. Для медицины и здравоохранения особенно значима роль химии в синтезе лекарственных препаратов, медицинских материалов, приборов, а также в диагностике и лечении.

Врач – специалист, использующий свои навыки, знания и опыт в предупреждении и лечении заболеваний, поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека.

Врач – лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности и обязующееся посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм. Это достигается путем постоянного совершенствования медицинских познаний и врачебного мастерства (исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного контакта с пациентом, его нуждами и страданиями).

Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

Для успешной деятельности в качестве врача необходимо наличие следующих качеств: наблюдательность, склонность к работе с людьми, эмпатия (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека), организованность, развитые логические способности, ответственность, высокая эмоциональная устойчивость.

Фармацевт

Фармация – это комплекс научно-практических дисциплин, занятых разработкой лекарственных средств, поиском природных источников лекарственных субстанций, исследованиями этих субстанций, вопросами хранения, изготовления, отпуска и маркетинга.

Уникальность фармацевтического образования состоит в том, что оно сочетает знания химических, медико-биологических и специальных фармацевтических дисциплин со знаниями по организации фармацевтического бизнеса, работы аптек, менеджмента и маркетинга, управления фармацевтической службой и фармацевтическим производством, психологии и педагогики, фармацевтической этики и деонтологии.

Фармацевт – специалист со средним специальным образованием, окончивший медицинский колледж.

Участвует в приемке товара, его распределении по местам хранения, обеспечивает условия хранения лекарственных средств. Определяет правильность оформления рецептов, отпускает лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Может руководить аптекой при отсутствии специалиста с высшим образованием.

Работа фармацевта связана со здоровьем людей, поэтому первое и самое главное качество – это ответственность, грамотность и внимательность. Если фармацевт работает в торговом зале аптеки, ему приходится общаться с покупателями. Это требует терпения, доброжелательности, культуры общения.

Провизор

Провизор – это фармацевт высшей квалификации, имеющий право на самостоятельную фармацевтическую работу (изготовление лекарств) и на управление аптекой.

Провизор должен иметь высшее фармацевтическое образование. После окончания медицинского вуза провизору необходимо пройти полугодовую интернатуру и сдать экзамен для получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления фармацевтической деятельности.

Звание провизора по уровню квалификации соответствует врачу. Провизор имеет право занимать руководящие должности, например, быть заведующим аптекой.

Провизор осуществляет прием рецептов, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с действующими правилами, хранение лекарственных средств в соответствии с их физико-химическими свойствами и установленными правилами хранения. Изготавливает лекарственные средства, проводит контроль качества поступающих и изготовленных в аптеке лекарственных средств. Формирует заявки на получение и распределение лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В работе провизора требуются, прежде всего, идеальная память, высокий интеллектуальный уровень, высокая ответственность, склонность к исследовательской работе. Провизор должен знать физико-химические свойства медицинских препаратов, технологии приготовления, правила хранения. Он должен свободно ориентироваться в их видах и группах, составе, правилах применения, дозировке. Хорошо разбираться в исходном сырье. Обязательно знание латыни. При работе в лекарственной промышленности необходимо знание современного фармацевтического оборудования, принципов работы «чистых зон», мировых стандартов GMP и основ биотехнологического производства.

Организацией оптовой торговли лекарствами, контролем работы аптек занимается провизор, специализирующийся на управлении и экономике. Для организации аптечного дела, производства, оптовой торговли лекарствами провизору не обязательно во всех тонкостях знать технологический процесс, но необходимо знать конъюнктуру рынка медицинских средств, обладать знаниями по маркетингу, разбираться в юридических законах, регулирующих торговлю и производство препаратов. При работе с зарубежными партнерами требуется знание иностранного языка.

Провизоры работают в аптеках и научно-исследовательских институтах (разработка новых препаратов), на фармацевтических фабриках, в заготовительных подразделениях фабрик (сбор и обработка лекарственных растений), на аптечных складах и в аналитических лабораториях контролирующих органов. А также в организациях, занимающихся оптовой продажей медицинских препаратов.

Учитель химии

Учитель химии осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподавания учебного предмета «химия». Проводит уроки, дополнительные факультативные занятия, руководит предметными кружками. Знакомит учащихся с современными химическими производствами, основными направлениями химизации ведущих отраслей народного хозяйства, трудом работников в химическом и смежном производствах.

Составляет тематический план работы по предмету, обеспечивает выполнение учебной программы. Участвует в методической работе, использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение учебной дисциплины. Формирует умения и навыки самостоятельной работы школьников, стимулирует их познавательную активность и учебную мотивацию. Добивается прочного и глубокого усвоения знаний по предмету, умения применять знания на практике.

Возможно, именно сейчас вы решаете, стоит ли связывать с химией свою судьбу, есть ли у вас способности, которые позволили бы сделать в этой области блестящую карьеру. Академик Д. А. Эпштейн утверждал, что эти способности складываются из двух основных составляющих: «химическая голова» и «химические руки».

Как это понимать? Можно сказать, что у человека «химическая голова», если ему свойственны хорошее логическое, ассоциативное и образное мышление, способности к абстрагированию и обобщению, терминологическая память.

Но самое главное в настоящем химике – это яркий интерес к веществам и процессам их превращений, стремление с ними работать. Особенность химического мышления заключается в образных и модельных представлениях о веществе и его превращениях на уровне микромира. А когда у человека с таким мышлением «химические руки» – аккуратные, тонко чувствующие – это прирожденный химик-синтетик или аналитик.

Екатерина ПАСТУШКОВА

Высокооплачиваемые работы, на которых не нужно трепать себе нервы, действительно существуют. Издание Business Insider сравнило данные Департамента труда о заработной плате работников разных профессий и базы под названием Профессиональная информационная сеть (Occupational Information Network) о стрессовости сотен специальностей. Степень стресса измеряется по шкале от 0 до 100.

Вот список 32 самых спокойных профессий:

1. Инженер-химик (chemical engineer)

Стрессоустойчивость: 71

Годовой доход: $103 960

Обязанности: Конструкция оборудования химического цеха и разработка процессов для производства химических веществ и продуктов, таких как бензин, синтетический каучука, пластмасса, моющие средства, цемент, бумага и целлюлоза. Применяются принципы и технологии химии, физики и техники.

Необходимое образование: бакалавр

2. Инженер-строитель (civil engineer)

Стрессоустойчивость: 71

Годовой доход: $87 940

Обязанности: Выполнение инженерных обязанностей в области планирования, проектирования, надзора за строительством и эксплуатации строительных конструкций, а также различных строительных объектов.

Необходимое образование: бакалавр

3. Стоматолог-гигиенист (dental hygienist)

Стрессоустойчивость: 71

Годовой доход: $72 720

Обязанности: Чистка зубов и исследование полости рта, головы и шеи на наличие признаков болезни. Советы пациентам по вопросам гигиены полости рта, работа с рентгеновскими снимками.

Необходимое образование: младший специалист

4. Ученый-медик (medical scientist)

Стрессоустойчивость: 71

Годовой доход: $79 370

Обязанности: Проведение исследований, касающихся человеческих заболеваний и улучшения здоровья человека путем участия в клинических испытаниях, исследованиях и разработках.

Необходимое образование: докторская или профессиональная степень

5. Микробиолог (microbiologist)

Стрессоустойчивость: 71

Годовой доход: $79 230

Обязанности: Исследование микроскопических организмов, таких как бактерии, водоросли или грибы; изучение взаимосвязей между организмами и воздействия на них антибиотиков.

Необходимое образование : минимум – бакалавр, иногда – магистр или PhD (Doctor of Philosophy)

6. Учитель психологии в колледже (Postsecondary psychology teacher)

Стрессоустойчивость: 71

Годовой доход: $79 370

Обязанности: Преподавание курсов по психологии разного типа. Можно заниматься только преподаванием или преподаванием и научными исследованиями

Необходимое образование : докторская или профессиональная степень

7. Аудиолог (audiologist)

Стрессоустойчивость: 70

Годовой доход: $77 420

Обязанности: Проведение оценки и лечения людей с нарушениями слуха и связанных с ними заболеваниями. Они могут приспосабливать слуховые аппараты, а иногда проводят исследования, связанные с проблемами слуха.

Необходимое образование : докторская степень и лицензия

8. Офтальмолог (optometrist)

Стрессоустойчивость: 70

Годовой доход: $115 750

Обязанности: Проверка глаз на проблемы со зрением и заболевания. Назначение очков по необходмости.

Необходимое образование : бакалавр, 4 года офтальмологической программы и лицензия

9. Арт-директор (art- director)

Стрессоустойчивость: 69

Годовой доход: $101 990

Обязанности: Ответственность за визуальный стиль и изображения в журналах, газетах, на упаковках, а также в кино и телевизионных постановках.

Необходимое образование : бакалавр или опыт работы

10. Разработчик технической документации (technical writer)

Стрессоустойчивость: 69

Годовой доход: $73 350

Обязанности: Написание технических материалов, таких как руководства по эксплуатации оборудования или приложений и инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию.

Необходимое образование : обычно – бакалавр (важно иметь опыт работы с техникой или технологиями, такими как компьютерные науки, веб-дизайн или инженерия)

11. Инженер компьютерного оборудования (computer hardware engineer)

Стрессоустойчивость: 67

Годовой доход: $114 970

Обязанности: Исследование, проектирование, разработка или тестирование компьютера и компьютерного оборудования для коммерческих, промышленных, военных или научных целей.

Необходимое образование : бакалавр аккредитованной программы

12. Ортодонт (Orthodontist)

Стрессоустойчивость: 67

Годовой доход: $221 390

Обязанности: Проверка, диагностика и лечение стоматологических проблем и отклонений в полости, дизайн приборов для перестройки зубов и челюстей.

Необходимое образование : бакалавр, 4 года стоматологической школы и 2-3 года ординатуры

13. Гидролог (hydrologist)

Стрессоустойчивость: 66

Годовой доход: $83 440

Обязанности: Исследование движений воды, решение проблем доступности и качества воды.

Необходимое образование : магистр

14. Разработчик ПО для приложений (Applications software developer)

Стрессоустойчивость: 65

Годовой доход: $102 160

Обязанности: Создание, разработка и изменение приложений.

Необходимое образование : бакалавр или сильные компьютерные навыки

15. Менеджер компьютерных и информационных систем (Computer and information systems manager)

Стрессоустойчивость: 64

Годовой доход: $141 000

Обязанности: Определение целей информационной технологии организации; реализация соответствующих компьютерных систем для достижения этих целей.

Необходимое образование : бакалавр

16. Статистик страхового общества

Стрессоустойчивость: 64

Годовой доход: $110 000

Обязанности: Анализ финансовых затрат риска и неопределенности.

Необходимое образование : бакалавр и экзамены на сертификацию

17. Специалист по исследованию операций (operations research analyst)

Стрессоустойчивость: 63

Годовой доход: $84 180

Обязанности: Использование математических и аналитических методов, чтобы помочь организациям выявлять и решать проблемы и принимать обоснованные решения.

Необходимое образование : в основном – бакалавр, иногда – магистр или PhD

18. Преподаватель права в колледже (postsecondary law teacher)

Стрессоустойчивость: 63

Годовой доход: $126 230

Обязанности: Преподавание юридических курсов

Необходимое образование : бакалавр и ученый степень по юриспруденции

19. Геолог (Geoscientist)

Стрессоустойчивость: 63

Годовой доход: $105 720

Обязанности: Изучение состава, структуры и других физических аспектов почвы.

Необходимое образование : бакалавр, иногда – лицензия

20. Астроном (astronomer)

Стрессоустойчивость: 62

Годовой доход: $110 220

Обязанности: Просмотр, исследование и анализ астрономических явлений, применение информации к практическим проблемам.

Необходимое образование

21. Преподаватель экономики в колледже (postsecondary economics teacher)

Стрессоустойчивость: 62

Годовой доход: $106 980

Обязанности: Преподавание курсов по экономике

Необходимое образование : PhD для большинства мест трудоустройства, но может быть достаточно магистра

22. Физик (physicist)

Стрессоустойчивость: 61

Годовой доход: $118 500

Обязанности: Исследование физических явлений, разработка теорий на основе наблюдений и экспериментов, а также разработка методов для применения физических законов и теорий.

Необходимое образование : PhD для большинства мест трудоустройства

23. Инженер-биомедик (biomedical engineer)

Стрессоустойчивость: 61

Годовой доход: $93 230

Обязанности: Анализ и решение проблем в области биологии и медицины с целью повышения качества и эффективности ухода за пациентами

Необходимое образование : бакалавр в аккредитованной специальности или бакалавр в смежной специальности, прошедший подготовительные курсы

24. Инженер по материально-техническому снабжению (material engineer)

Стрессоустойчивость: 61

Годовой доход: $94 690

Обязанности: Оценка и разработка материалов, машин и процессов в производстве

Необходимое образование : бакалавр по материально-техническому снабжению или смежно специальности

25. Ученый-политолог (political scientist)

Стрессоустойчивость: 61

Годовой доход: $103 210

Обязанности: Изучение происхождения, развития и функционирования политических систем

Необходимое образование : бакалавр, позже – магистр или PhD в политологии или смежных науках

26. Агроном -механизатор (agricultural engineer)

Стрессоустойчивость: 61

Годовой доход: $78 490

Обязанности: Применение знания инженерных технологий и биологии для сельскохозяйственных проблем, связанных с силой и техникой, почвой, сохранением водных ресурсов и переработкой сельскохозяйственной продукции.

Необходимое образование : бакалавр в агрономии или биологии

27. Статистик (statistician)

Стрессоустойчивость: 59

Годовой доход: $84 440

Обязанности: Применение статистических методов в сборе и анализе данных для решения проблем бизнеса, науки, инженерии и других областей.

Необходимое образование : высшее образование

28. Экономист (economist)

Стрессоустойчивость: 59

Годовой доход: $109 230

Обязанности: Изучение производства и распределения ресурсов, товаров и услуг.

Необходимое образование : бакалавр

29. Географ (geographer)

Стрессоустойчивость: 58

Годовой доход: $74 920

Обязанности: Изучение характера и использование площадей земной поверхности, проведение исследований по физическим аспектам региона, проведение исследований по последствиям человеческой деятельности в данной области.

Необходимое образование : обычно – магистр, в редких случаях – бакалавр

30. Математик (mathematician)

Стрессоустойчивость: 57

Годовой доход: $112 560

Обязанности: Проведение исследований в области фундаментальной математики, применение математических методов в науке, управлении и других областях;

Необходимое образование : обычно – бакалавр или магистр, иногда – доктор

31. Материаловед (Materials scientist)

Стрессоустойчивость: 53

Годовой доход: $94 940

Обязанности: Исследование веществ на атомном и молекулярном уровнях, изучение их реакции друг с другом, разработка новых и усовершенствованных продуктов.

Необходимое образование : минимум – бакалавр, чаще – магистр или PhD

32. Инженер топливного отсека (Fuel cell engineer)

Стрессоустойчивость: 50

Годовой доход: $88 190

Обязанности: Дизайн, оценка, модификация или постройка элементов топливного отсека или систем для транспортировки, стационарных или портативных приложений.

Необходимое образование : минимум – бакалавр, часто – магистр или PhD

Химия — это наука о веществах и их превращениях: о строении элементов, их свойствах и механизмах химических реакций. Каждое вещество состоит из молекул, а те, в свою очередь, состоят из атомов. Химия изучает взаимодействие атомов, закономерности, по которым они складываются в молекулы. Химия — это довольно обширная область естествознания, тесно связанная с биологией и физикой. Химию принято делить на неорганическую и органическую, хотя это деление условное.

Сейчас в химии выделяют множество разделов, многие из которых имеют дело и с неорганическими, и с органическими веществами.

  1. Физическая химия исследует физические закономерности химических процессов.
  2. Математическая - занимается математическим моделированием теоретически возможных физико-химических процессов.
  3. Биохимия изучает химический состав живых клеток и организмов, а также и протекающие в них химические процессы.
  4. Нанохимия исследует свойства, строение и особенности химического поведения наночастиц.
  5. Фотохимия сосредоточена на изучении химических процессов под воздействием света.

Есть ещё множество отраслей химической науки, и наверняка будут появляться новые.

Теория и практика

Однако химия — это не только чистая наука. Её ценность для человечества состоит в том, что без неё невозможно представить ни одной современной технологии. Всё, чем мы пользуемся в быту или в работе, — от стеклянной вазочки до книги, от железного молотка до мыла — создано с помощью знания химии и управляемых химических реакций. Исключение составляют лишь деревянные предметы, но и то если они не покрыты какой-нибудь краской.

Скажем, изготовлением лекарств занимается фармация, а также фармацевтика, которая разрабатывает не только лекарства, но и промышленные технологии их выпуска, способы дозировки, упаковки и распространения. Вся лекарственная отрасль построена на химических исследованиях и технологиях.

То же можно сказать о пищевом производстве, нефтепереработке, производстве чугуна и стали, бумаги, текстиля, лаков и красок, пластиков, цемента… Список может оказаться бесконечным.

Таким образом, специалистов по химии можно разделить на теоретиков и практиков. Теоретики развивают науку химию, изобретают новые материалы, а практики внедряют новые производственные технологии, следят за их соблюдением.

На производстве химик может выступать как инженер, технолог, специалист по контролю качества (аналитик). Химик-технолог (или инженер-химик) налаживает технологический процесс, определяет стандарты работы. Разрабатывает инструкции и нормативы, следит за соблюдением технологии. Аналитики контроля качества исследуют качество сырья и готовой продукции предприятия (лекарств, стройматериалов, косметики и пр.). Если обнаруживается брак, технолог выясняет причины и решает, как их можно устранить.

Рабочее место

Химики работают в отраслевых научно-исследовательских институтах (нефтяных, пищевых, медицинских и пр.).

А также в химико-технологических отделах заводов и фабрик: на химических предприятиях (выпускают удобрения, пластмассы, синтетические волокна и пр.), на предприятиях пищевой, парфюмерной, целлюлозно-бумажной промышленности, горно-обогатительных, металлургических комбинатах и пр.

Кроме того, химик может заниматься преподаванием в школе, вузе, или колледже.

Оплата труда

Зарплата на 08.01.2020

Россия 20000—60000 ₽

Москва 25000—70000 ₽

Важные качества

Профессия химик предполагает интерес к этой науке, аналитический склад ума, умение систематизировать большое количество данных, склонность к кропотливой работе, умение концентрироваться на работе, хорошую память, ручную моторику, хорошее зрение и различение цветов, тонкое обоняние, любознательность.

Знания и навыки

Химик должен кроме общих знаний по химии, владеть методами анализа химических соединений, проведения опытов. Специализируясь в каком-то конкретном разделе химии, он приобретает узкоспециальные познания. Это относится и к учёным химикам, и к производственникам. Для химика-технолога важна специализация. Например, для работы в пищевой промышленности нужно знать существующие технологии пищевого производства. Для работы в металлургии - технологию получения металла из руды.

Вузы

Среднее профессиональное образование

Специальности, полученные в колледже позволяют работать на производствах, использующих химические процессы.

Специальности:

  • «химическая технология органических веществ»;
  • «химическая технология неорганических веществ»;
  • «переработка нефти и газа»;
  • «коксохимическое производство»;
  • «электрохимическое производство»;
  • «биохимическое производство»;
  • «технология разделения изотопов»;
  • «производство изделий и покрытий из полимерных материалов»;
  • «технология кинофотоматериалов и магнитных носителей»;
  • «аналитический контроль качества химических соединений» и др.

Ссузы (техникумы, колледжи):

  • Рошальский химико-технологический техникум (г. Рошаль);
  • Щелковский политехнический колледж (г. Щелково);
  • Санкт-Петербургский экономико-технологический колледж им. Д.И.Менделеева;

и многие другие ссузы в разных регионах России.

Начальное профессиональное образование (НПО)

НПО готовит специалистов, непосредственно работающие в цехах, применяющих химические технологии.

Рабочие профессии:

  • «лаборант-аналитик»;
  • «лаборант-эколог»;
  • «лаборант по физико-механическим испытаниям»;
  • «аппаратчик-оператор в биотехнологии»;
  • «аппаратчик-оператор экологических установок»;
  • «машинист-оператор в производстве изделий из пластмасс» и др.

Ссузы (техникумы, колледжи):

  • Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева.
  • Пермский краевой колледж «Оникс».
  • Профессиональное училище №36 Ростовской области

и многие другие профессиональные учебные заведения в разных регионах России.

За последние десятилетия химия изменила наш мир до неузнаваемости. Задумайтесь: всюду нас окружают искусственно созданные материалы. Из них делают одежду, обувь, мебель, посуду, моющие и взрывчатые вещества, краски, стройматериалы, косметику, электротехнику, все виды транспорта и еще множество полезных и нужных вещей. «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие.» Эти слова М.В. Ломоносова прекрасно отражают значимость химии для всей нашей цивилизации.

Химик меняет лицо мира. Он создает композиты из обычного минерального сырья, превращает природные материалы в сотни и тысячи продуктов, необходимых человеку. Неудивительно, что рынок труда для выпускников химфаков весьма обширен. Если вы подумываете о том, чтобы сделать химию своей профессией, эта статья будет для вас полезна.

Выйдет ли из вас химик

Возможно, именно сейчас вы решаете, стоит ли связывать с химией свою судьбу и есть ли у вас способности, которые позволили бы сделать в этой области блестящую карьеру. Академик Д. А. Эпштейн утверждал, что главное для химика - голова и руки, то есть интеллект в сочетании с развитой моторикой. И, конечно, не менее важно стремление - живой интерес к веществам и желание с ними работать.

Изучая биографии признанных корифеев химии, можно заметить, что процессами превращения веществ они интересовались с малых лет. Например, детство Д. И. Менделеева прошло на стекольном заводе, Ю. Либих с увлечением наблюдал за приготовлением лекарств в аптеке своего отца, В. Оствальд занимался фотографией, причем особенно его интересовали растворы проявителей, закрепителей, а также процессы, благодаря которым на бумаге проявляется изображение.

Если вы искренне интересуетесь наукой о веществах, но все же не уверены, что хотите сделать ее своей профессией, рекомендуем прочесть книгу Г. В. Лисичкина и Л. А. Коробейникововой «Годитесь ли вы в химики?». Возможно, она поможет вам не ошибиться в выборе.

Противопоказания

Следует помнить, что химик постоянно имеет дело с токсичными, едкими и легковоспламеняющимися веществами, поэтому и противопоказания к профессии игнорировать не стоит. Вот их краткий перечень:

  • сниженная тактильная чувствительность;
  • проблемы со зрением, обонянием;
  • расстройства нервной системы (головокружение, тремор рук);
  • болезни сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • рассеянность, неустойчивое внимание, склонность к аллергии.

В то же время бояться профессии не стоит. Соблюдение правил техники безопасности и использование современных средств позволяют свести вред здоровью химика к минимуму.

Основные направления

Для человека, решившего связать собственную жизнь с химией, открываются три пути. Определить заранее тот, который подойдет именно вам, непросто, но если вы априори знаете, в каком направлении двигаться, то сможете безошибочно выбрать подходящий профильный вуз. Поговорим о каждом пути подробно.

Научная работа

Классическое химическое образование можно получить на соответствующем факультете многопрофильного университета. Оттуда открывается прямая дорога в науку. Эта сфера деятельности подходит тому, кого интересуют изыскания и кто мечтает о карьере ученого. Согласно отчету Национальной инженерной академии США за 2006 год, из 14 главных прикладных задач, стоящих перед человечеством в XXI веке, 3 предстоит решить именно химикам, поэтому талантливые исследователи в этой области всегда в почете и без куска хлеба не останутся. В рамках научной работы вы будете изучать структуру веществ, механизмы химических реакций, анализировать и синтезировать вещества, а также разрабатывать теории, основываясь на полученных результатах.

Если вы хотите заниматься научной деятельностью в области химии, то вашим местом работы, скорее всего, станет исследовательская лаборатория при НИИ.Ведущие научно-исследовательские институты химического профиля в Москве:

В российских НИИ всегда рады молодым специалистам, но у этих учреждений есть один существенный недостаток: они финансируются из бюджета, и зарплаты в них, особенно у начинающих сотрудников, небольшие. Вообще, в России научную карьеру выбирают в основном энтузиасты, желающие целиком посвятить себя любимому делу. С другой стороны, подобная работа подчас открывает двери туда, где высокий заработок все-таки возможен. Ученая степень как показатель высокой квалификации станет большим преимуществом для претендента на любую достойную вакансию.

Педагогика

Если вас интересует карьера учителя, то для поступления можно рассматривать не только университеты широкого профиля, но и педагогические вузы, которые есть во всех крупных городах. Получив диплом, вы сможете преподавать химию в школе, лицее, колледже, училище, техникуме или даже в вузе. Но тогда потребуется уже не только талант в области химии, а еще и педагогические способности в сочетании с развитыми коммуникативными навыками, поскольку главным объектом работы будет уже не вещество, а человек.

Работа педагога сложна и требует полной отдачи. Вместе с тем для химика эта деятельность наименее опасна, поскольку контактировать с вредными для здоровья веществами приходится редко, а значит и риск получить травму или приобрести хроническое заболевание сводится к минимуму. Нехватки рабочих мест в педагогике нет, правда и зарплаты оставляют желать лучшего.

Технологии

Специальность «технолог» подойдет тем, кто хочет работать на химических предприятиях - в заводских цехах и производственных лабораториях. Если в начале нулевых заводы простаивали, и на них шли работать от силы 5-7% выпускников профильных вузов, то сейчас положение дел сильно изменилось: российская химическая промышленность ожила и остро нуждается в молодых специалистах. К тому же сегодня многие химические предприятия России стали предлагать сотрудникам достойные зарплаты, а некоторые - даже ведомственное жилье. Химики-технологи пользуются большим спросом на предприятиях по производству и переработке пластмасс, лакокрасочных материалов, удобрениий, а также в нефтяной промышленности. Задачи технолога:

  • разработка новых составов с заданными свойствами;
  • подбор сырья;
  • разработка технологий производства новых продуктов;
  • изучениие свойств новых веществ и корректировка рецептур с целью улучшения качества.

Сегодня особенно востребованы не просто химики-технологи, а хорошие специалисты, которые способны работать с поставщиками сырья, хорошо ориентируются на рынке химических веществ, могут разрабатывать и возглавлять проекты по внедрению нового вида продукции.Это значит, что вам не помешают инициативность, умение работать с людьми, дополнительные знания по экономике и менеджменту. Тогда вы сможете претендовать не только на интересную работу по специальности, но и на очень достойный заработок.

Специалистов по химическим технологиям готовят во многих российских вузах. Вот самые крупные из них:

  • Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева (РХТУ);
  • Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова;
  • Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет).