Инструктивное письмо. Y

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ДОПОЛНЕНИИ
ИНСТРУКТИВНОГО ПИСЬМА МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
ОТ 04.09.1997 N 48

Дополнить раздел "Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида" инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов" пунктами 14 - 29 в следующей редакции:

"14. Классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью создаются в системе специальных (коррекционных) образовательных учреждений с целью максимально возможной социализации этой категории детей, их допрофессиональной подготовки для последующего профессионального обучения и трудоустройства в учреждениях органов социальной защиты или для индивидуальной трудовой деятельности.

15. При организации классов, групп, групп продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью в устав коррекционного учреждения вносятся соответствующие изменения.

16. В классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью принимаются дети, имеющие умеренную степень умственной отсталости.

17. Учебные планы и программы классов, групп, групп продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью разрабатываются коррекционным учреждением на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников и утверждаются советом коррекционного учреждения.

18. В классах, группах, группах продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью организуется обучение простейшим видам труда с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, воспитанников и возможностей последующего трудоустройства, в т.ч. в учреждения органов социальной защиты.

Приоритетными направлениями такой работы являются:

укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;

включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;

расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;

формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;

развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

19. Классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью могут быть организованы в коррекционном учреждении при наличии соответствующих условий.

20. Зачисление в классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью производится на основании заявления родителей (законных представителей) по заключению психолого - медико - педагогической комиссии.

21. Обучающиеся, воспитанники коррекционного учреждения могут быть переведены в класс, группу, группу продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого - медико - педагогической комиссии.

22. В классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в коррекционном учреждении, владеющие элементарными навыками самообслуживания.

23. Сроки освоения образовательных программ в классах, группах, группах продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка, но составляют не более 10 лет.

24. Распорядок коррекционных мероприятий устанавливается с учетом повышенной утомляемости и низкого уровня продуктивности обучающихся, воспитанников.

25. Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых навыков осуществляют совместно учитель - логопед, учитель и воспитатель класса, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью.

26. Обучение труду осуществляет на начальном этапе учитель класса, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью, а на последующих этапах - учитель трудового обучения.

27. Социальную помощь, связь с родителями (законными представителями), органами социального развития, здравоохранения, занятости населения и другими органами и организациями осуществляет социальный педагог.

28. Медицинское обеспечение, в т.ч. занятия по ЛФК, массаж, физиотерапевтические и другие лечебно - оздоровительные мероприятия осуществляют медицинские работники.

29. В штат коррекционного учреждения VIII вида, имеющего в своей структуре классы, группы для глубоко умственно отсталых детей, вводятся дополнительные ставки воспитателя для круглосуточного обеспечения охраны жизни и здоровья воспитанников названных классов, проживающих в коррекционном учреждении".

Предлагаем довести настоящее инструктивное письмо до сведения подведомственных образовательных учреждений.

Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
от 26 декабря 2000 г. N 3
О ДОПОЛНЕНИИ ИНСТРУКТИВНОГО ПИСЬМА МИНОБРАЗОВАНИЯ
РОССИИ ОТ 04.09.1997 N 48
Дополнить раздел "Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида" инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.1997 N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов" пунктами 14 - 29 в следующей редакции:
Нумерация пунктов соответствует оригиналу. "14. Классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью создаются в системе специальных (коррекционных) образовательных учреждений с целью максимально возможной социализации этой категории детей, их допрофессиональной подготовки для последующего профессионального обучения и трудоустройства в учреждениях органов социальной защиты или для индивидуальной трудовой деятельности.
15. При организации классов, групп, групп продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью в устав коррекционного учреждения вносятся соответствующие изменения.
16. В классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью принимаются дети, имеющие умеренную степень умственной отсталости.
17. Учебные планы и программы классов, групп, групп продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью разрабатываются коррекционным учреждением на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников и утверждаются советом коррекционного учреждения.
18. В классах, группах, группах продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью организуется обучение простейшим видам труда с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, воспитанников и возможностей последующего трудоустройства, в т.ч. в учреждения органов социальной защиты.
Приоритетными направлениями такой работы являются:
укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;
включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности;
развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
19. Классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью могут быть организованы в коррекционном учреждении при наличии соответствующих условий.
20. Зачисление в классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью производится на основании заявления родителей (законных представителей) по заключению психолого - медико - педагогической комиссии.
21. Обучающиеся, воспитанники коррекционного учреждения могут быть переведены в класс, группу, группу продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого - медико - педагогической комиссии.
22. В классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в коррекционном учреждении, владеющие элементарными навыками самообслуживания.
23. Сроки освоения образовательных программ в классах, группах, группах продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка, но составляют не более 10 лет.
24. Распорядок коррекционных мероприятий устанавливается с учетом повышенной утомляемости и низкого уровня продуктивности обучающихся, воспитанников.
25. Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых навыков осуществляют совместно учитель - логопед, учитель и воспитатель класса, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью.
26. Обучение труду осуществляет на начальном этапе учитель класса, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью, а на последующих этапах - учитель трудового обучения.
27. Социальную помощь, связь с родителями (законными представителями), органами социального развития, здравоохранения, занятости населения и другими органами и организациями осуществляет социальный педагог.
28. Медицинское обеспечение, в т.ч. занятия по ЛФК, массаж, физиотерапевтические и другие лечебно - оздоровительные мероприятия осуществляют медицинские работники.
29. В штат коррекционного учреждения VIII вида, имеющего в своей структуре классы, группы для глубоко умственно отсталых детей, вводятся дополнительные ставки воспитателя для круглосуточного обеспечения охраны жизни и здоровья воспитанников названных классов, проживающих в коррекционном учреждении".
Предлагаем довести настоящее инструктивное письмо до сведения подведомственных образовательных учреждений.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

О предупреждении учебной перегрузки учащихся начальных классов

(инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ)

В целях сохранения психического и физического здоровья младших школьников, недопущения перегрузок учащихся, связанных с увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки, необходимо:

  • осуществлять организацию образовательного процесса в соответствии с нормативными правовыми документами Министерства образования, регламентирующими учебную нагрузку учащихся;
  • шире использовать современные формы, методы и технологии обучения младших школьников, ориентирующие на деятельностный характер овладения знаниями и умениями;
  • регулировать объем домашних заданий, совершенствовать методику работы учителя по обучению младших школьников выполнению домашних заданий и осуществлению педагогического руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся;
  • сохранять психическое здоровье учащихся при осуществлении контроля и оценки результатов учебной деятельности.

Нормативные документы,

регламентирующие учебную нагрузку учащихся

  • Закон РФ «О правах ребенка»;
  • Закон РФ «Об общем среднем образовании»;
  • Положение об общеобразовательном учреждении;
  • Безотметочное обучение: Оценка результатов учебной деятельности младших школьников
  • Санитарные правила и нормы 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»;

Организация образовательного процесса

  1. При организации образовательного процесса общеобразовательные учреждения должны руководствоваться Законом РФ «Об общем среднем образовании», образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами.

Типовой учебный план является основой для разработки типовых учебных планов на текущий учебный год.

распределяется на 5 или 6 дней.

Часы компонента общеобразовательного учреждения могут использоваться в полном объеме при условии, что общая недельная учебная нагрузка на одного ученика не будет превышать максимально допустимую (таблица 1).

Таблица 1

(с учетом компонента общеобразовательного учреждения)

Классы

Для общеобразовательных учреждений в классах с изучением всех предметов на базовом уровне

Для общеобразовательных учреждений (классов) с изучением отдельных предметов на повышенном уровне

Для общеобразовательных учреждений (классов) с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Компонент общеобразовательного учреждения не является обязательным для всех учащихся. Занятия по интересам организуются при наличии заявлений законных представителей учащихся и комплектуются из учеников одного или параллельных классов в количестве 5 человек в учреждениях, которые расположены в сельских населенных пунктах, 12 человек - в остальных учреждениях. На занятиях по интересаам не выставляются отметки и не задаются домашние задания.

Реализация часов компонента общеобразовательного учреждения во всех типах общеобразовательных учреждений имеет свои особенности:

  • между занятиями государственного компонента и компонента общеобразовательного учреждения предусматривается обязательный перерыв (не меньше 30 минут) на отдых и обед;
  • в рамках выделенных часов компонента общеобразовательного учреждения проводятся стимулирующие и поддерживающие занятия при наполняемости групп не меньше, чем 3 ученика.

Занятия по основам безопасности жизнедеятельности проводятся с учащимися 2 - 4 классов во всех типах общеобразовательных учреждений во внеурочное время на протяжении всего учебного года за счет часов компонента общеобразовательного учреждения.

  1. Расписание уроков в течение учебного дня, учебной недели должно составляться с учетом динамики работоспособности учащихся ранговой шкалы трудности предметов (таблица 2).

Таблица 2

Примерное распределение предметов по ранговой шкале

трудности для младших школьников

№ п/п

Предметы

Баллы

Математика

Русский язык

Иностранный язык

Русский язык в школах с нерусским языком обучения

Литературное чтение

Человек и мир

Физическая культура и здоровье

Трудовое обучение

Изобразительное искусство

Музыка

В течение дня наиболее трудные для учащихся предметы должны проводиться на вторых – третьих уроках, соответствующих высокому уровню работоспособности школьников.

В течение недели максимальная учебная нагрузка должна быть в дни наибольшей работоспособности учащихся: во вторник и среду.

Контрольные работы следует проводить на вторых – третьих уроках в середине учебной недели. В один день проводится не более одной контрольной работы, в течение недели - не более двух.

  1. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение в 1 – 4 классах желательно организовать в первую смену.

Недопустимо обучение во вторую смену учащихся 1 и 2 классов.

  1. Учебные занятия в школах рекомендуется начинать не ранее 8 часов. Оптимальное время начала занятий в 1 классе - 9 часов.

Продолжительность урока в 1 классе не должна превышать 35 минут, во 2 – 4 классах - 45 минут.

Продолжительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут. Перемены следует проводить при максимальном использовании подвижных игр на свежем воздухе.

  1. Учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен, а рекреационные - во время уроков (таблица 3).

До и после окончания занятий, а также между первой и второй сменами, проводится сквозное проветривание помещений.

В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Таблица 3

Режим проветривания

Наружная температура воздуха

Длительность проветривания помещений (в мин.)

в малые перемены

в большие перемены и между сменами

от +10 до +6 0 С

4 – 10

25 – 35

от +5 до 0 0 С

3 – 7

20 – 30

от 0 до -5 0 С

2 – 5

15 – 25

от -5 до -10 0 С

1 – 3

10 – 15

ниже -10 0 С

1 – 1,5

5 – 10

  1. Самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления шестилетнего школьника - двигательная активность , которая должна составлять не менее 60 % от общего времени пребывания детей в школе и включать все виды физкультурно-оздоровительной работы. Правильное включение и распределение в режиме дня подвижных игр, проведение полноценных физкультминуток на уроках оказывает благотворное влияние на функционирование всех систем организма.

В середине каждого урока (кроме уроков физической культуры и здоровья, музыки) должны проводиться физкультурные паузы , физкультминутки, комплексы упражнений по профилактике утомления органов зрения.

Комплексы упражнений должны периодически меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.

  1. В целях сохранения зрения непрерывная продолжительность напряжения глаз должна регламентироваться, а также сопровождаться перерывами для отдыха от зрительной работы (см. таблицу 4).

Таблица 4

Профилактика школьной близорукости

  1. Возрастные особенности шестилетних учеников требуют создания для них особых условий обучения. Наиболее целесообразно размещение 1 классов на базе дошкольных учреждений, где возможно организовать и обучение, и полноценный отдых, включающий в себя обязательный дневной сон.

Не следует требовать от шестилетних учащихся соблюдения в течение урока неподвижной рабочей позы. Ребенок шестилетнего возраста быстро утомляется, процессы возбуждения у него преобладают над процессами торможения, он устает от статической позы, ему трудно сидеть за партой неподвижно. В то же время необходимо учитывать, что долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки, так как в этот период идет интенсивное развитие опорно-двигательной системы.

В 1 классе на протяжении 35-минутного урока проводятся 2 физкультминутки по две минуты каждая: через 10 минут после начала урока и на 20-й минуте урока.

  1. При использовании на уроках технических средств обучения (ТСО) устанавливается следующая длительность их непрерывного применения в учебном процессе (таблица 5).

Таблица 5

Время использования на уроках ТСО

Классы

Длительность просмотра

Длительность работы с компьютером

диафильмов, диапозитивов

кинофильмов

телепередач

1 класс

7 – 10

10 – 15

10 – 15

2 – 3 классы

10 – 15

15 – 20

4 класс

15 – 20

15 – 20

15 – 20

  1. Уроки физической культуры и здоровья проводятся 3 раза в неделю в спортивных залах или на открытом воздухе, в зависимости от погодных условий.

Для предупреждения физической перегрузки учащихся необходимо:

  • соотносить содержание урока и величины нагрузки с состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности, возраста и пола учащихся;
  • методически правильно строить урок с выделением отдельных структурных частей: подготовительной (5 – 10 минут), основной (25 – 30 минут), заключительной (3 – 5 минут);
  • обеспечивать оптимальную общую и моторную плотность урока; регулировать физиологическую нагрузку учащихся.

Гигиеническая оценка уроков по предмету «Физическая культура и здоровье» осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями «Медико-педагогический контроль за организацией учебно-воспитательного процесса в начальной школе».

  1. Недопустимо заменять уроки музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, физической культуры и здоровья другими уроками, а также организовывать дополнительные уроки вне расписания.

Индивидуальные занятия с логопедом, занятия по музыкальным дисциплинам недопустимо проводить во время режимных мероприятий, обеспечивающих отдых учащихся (прогулки на свежем воздухе, дневной сон).

  1. Недопустимо нагружать учащихся, пришедших в школу после болезни , дополнительными домашними заданиями и дополнительными занятиями после уроков.

Оптимизация структуры урока

с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся

Психическое и физиологическое состояние школьников в значительной мере зависят от структуры урока и характера организации деятельности учащихся. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность школьников на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока является основой профилактики утомления учащихся.

Для предупреждения перегрузки младших школьников урок следует строить с учетом следующих психогигиенических рекомендаций.

  1. Гигиенически правильная рациональная организация урока обеспечивается:
  • плотностью урока - не менее 60 % и не более 75 – 80 %;
  • оптимальной сменой видов деятельности (4 – 7);
  • средней продолжительностью различных видов деятельности - не более 10 минут;
  • частотой чередования различных видов деятельности - не позже, чем через 7 – 10 минут;
  • количеством используемых методов и приемов преподавания - не менее 3-х;
  • чередованием методов и приемов преподавания - не реже, чем через 10 – 15 минут;
  • наличием эмоциональных разрядок (2 – 3);
  • местом и длительностью применения ТСО - в соответствии с гигиеническими нормами;
  • чередованием позы учащихся, которая чередуется в соответствии с видом работы;
  • наличием, местом, содержанием и продолжительностью физкультминуток - при появлении у школьников внешних признаков утомления (снижение внимания, темпа работы; общее «двигательное беспокойство»; увеличение количества ошибок в ответах детей) проводятся легкие упражнения продолжительностью 3 – 4 минуты;
  • психологическим климатом с преобладанием положительных эмоций учащихся.
  1. Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов :

трудности учебного материала (определяется по характеру мыслительной деятельности, интенсивности и объему учебной нагрузки);

насыщенности видов учебной деятельности (определяется по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники);

эмоционального состояния учащихся (зависит от реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т. п.).

Степень выраженности факторов утомительности урока определяется одним из трех уровней: низким, средним и высоким.

Высокая работоспособность учащихся на уроке обеспечивается рациональным соотношением различной степени выраженности трех основных факторов утомительности урока (таблица 6).

Таблица 6

Соотношение основных факторов учебного процесса, обеспечивающих благоприятную реакцию младших школьников на учебную нагрузку

Учебный предмет

Благоприятная степень выраженности факторов

Трудность

Насыщенность

Эмоциональность

Математика

средняя

средняя

средняя

низкая

низкая

средняя

низкая

средняя

средняя

Русский язык

средняя

высокая

высокая

низкая

средняя

высокая

высокая

низкая

высокая

средняя

средняя

средняя

Литературное чтение

высокая

высокая

средняя

высокая

средняя

высокая

средняя

высокая

средняя

Окружающий мир

средняя

средняя

средняя

средняя

высокая

средняя

высокая

высокая

средняя

высокая

низкая

средняя

Повышение в рамках одного урока эмоциональной направленности, интенсификации учебного процесса и насыщенности учебной деятельности приводит не к эффективности обучения, а только к перегрузке учащихся. Это необходимо помнить, планируя полные напряженности, эмоций и переключения на разные виды деятельности уроки.

Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. При правильно организованном уроке, разумном чередовании видов деятельности, умственного труда и отдыха, дети сохраняют работоспособность в течение всего урока, хорошо восстанавливают силы на перемене и готовы интенсивно работать дальше.

  1. Урок в 1 классе должен носить деятельностный характер с обязательной организацией практической деятельности учащихся. Монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий учителя недопустимо. Учащиеся испытывают усталость как при длительном выполнении одного вида деятельности, так и при перенасыщении часто меняющихся занятий (от этого дети устают еще больше). На разных этапах урока может быть использован один и тот же вид деятельности с небольшими промежутками отдыха в работе (или временным переключением на другой вид деятельности).

Оптимальная продолжительность непрерывного чтения в шесть лет не должна превышать 8 минут, в семь – восемь лет - 10 минут: непрерывного письма - до 3 минут в начале и до 2 минут в конце урока.

Объяснение нового материала для учащихся шестилетнего возраста в I полугодии занимает 1 – 2 минуты, во II полугодии - 5 – 8 минут и затем неоднократно повторяется в течение всего урока.

  1. При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности учащихся:
  • 3 – 5,минут – врабатывание;
  • 10 – 15минут – оптимум, период самой высокой работоспособности;
  • 2 - 3 минуты – период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
  • 5 – 10 минут – период средней работоспособности;
  • оставшаяся часть времени урока - период непродуктивной работы.
  1. Специфика преподавания предмета «Человек и мир», заключается в их практической направленности Предпочтение необходимо отдавать предметным урокам, урокам-экскурсиям, целевым прогулкам , направленным на непосредственное наблюдение, чувственное восприятие учащимися окружающего мира, на выявление связей и взаимосвязей между отдельными явлениями в природе и на их основе - выяснению простейших закономерностей.

По результатам наблюдений проводятся обобщающие уроки , задача которых сводится к систематизации результатов наблюдений, к закреплению знаний, к выработке у учащихся умений делать выводы, осваивая приемы сравнения и аналогии, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации. Экскурсии и предметные уроки - важнейшие форумы организации учебного процесса при изучении окружающего мира. Они способствуют формированию у детей диалектико-материалистического мировоззрения, активизируют их познавательную деятельность, способствуют развитию внимания и интереса, мышления и памяти.

Преподавание предмета «Окружающий мир» немыслимо без использования средств наглядности , способствующих усилению эмоционального восприятия школьниками учебного материала. Исходя из возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, необходимо прибегать в учебном процессе к игровым формам работы , которые позволят усвоить предметные знания и умения более эффективно и с наименьшими затратами.

Домашние задания

  1. В 1 классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении.

Во 2 – 4 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы.

  1. Перегрузку учащихся могут вызывать:
  • чрезмерно большое домашнее задание;
  • чрезмерно трудное домашнее задание;
  • несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;
  • неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Основная причина перегрузки – объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.

Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

  1. Суммарное время выполнения учащимся домашнего задания
    не должно превышать во
    2 классе – 1,2 часа, в 3 и 4 классах – 1,5 часа.

Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету , не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.

  1. Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.

Задания, помеченные звездочкой, на дом не задаются. Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам (таблица 7).

Таблица 7

Примерный объем домашних заданий

для учащихся 2 - 4 классов

№ п/п

Учебный предмет

2 класс

3 класс

4 класс

Математика

Задача или 2 столбика примеров

Задача или 3 столбика примеров, но не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

Русский язык

15 - 17 слов

25 - 28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания

35 - 37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания

Литературное чтение

не более 1 – 1,5 страниц

не более 2 – 2,5 страниц

не более 3 – 3,5 страниц

Человек и мир

не более 1 – 1,5 страниц

не более 2 – 2,5 страниц

не более 3,5 – 3 страниц

Домашние задания по трудовому обучению и музыке не задаются.

  1. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным .

Младшим школьникам можно предлагать дифференцированны е домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

  1. Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы , руководство ею со стороны учителя.

Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем .

Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке .

В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

  1. При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования .

Для учащихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5 – 10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.

В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30 – 35 минут, а в четвертом – до 40 – 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2 – 3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся 3 – 4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).

Методика проверки домашней работы учащихся должна.быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки :

  • фронтальный контроль;
  • выборочный контроль;
  • взаимоконтроль учащихся при работе в парах;
  • самоконтроль учащихся.

Сохранение психического здоровья учащихся при осуществлении контроля и оценки результатов учебной деятельности

  1. В 1 классах (2 классах по решению педагогического совета) контроль и оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляются без отметок . Отсутствие отметок способствует сохранению психического здоровья учащихся, формирует устойчивое положительное отношение к учебе, поддерживает желание посещать школу и учиться, стимулирует развитие познавательного интереса.

В этот период обучения учитель использует развернутую словесную оценку , которая должна быть достаточно подробной, содержательной, носить обучающее и воспитательное значение. Содержательная словесная оценка должна отражать индивидуальную динамику продвижения каждого ребенка, способствовать формированию положительной учебной мотивации. Не допускается сравнение учащихся между собой.

Для объективной оценки усвоения всеми учащимися программного материала учитель осуществляет в процессе обучения тематический, промежуточный и итоговый контроль, фиксируя результаты в своих рабочих записях.

  1. Оценка результатов учебной деятельности учащихся 3 и 4 классов проводится по 5-балльной шкале . При осуществлении всех видов контроля (поурочного, тематического, промежуточного, итогового) результаты учебной деятельности учащихся оцениваются отметками от 2 до 5 баллов включительно.

Необходимый и обязательный объем знаний, умений и навыков младших школьников определен образовательными стандартами и программами по каждому учебному предмету. Выполнение учащимися заданий в соответствии с требованиями образовательного стандарта и программы оценивается до 5 баллов включительно. Учащимся начальных классов не требуется для получения высшего балла 5 выполнять задания повышенной трудности, а также задания, отмеченные звездочкой. Уровень применения знаний (умений) в частично измененной и незнакомой ситуациях предполагает выполнение младшими школьниками любых практических работ в пределах программных требований .

Отметка для младшего школьника должна быть стимулирующей. Учитель имеет право повысить отметку (на 1 – 2 балла) за оригинальный ответ, ответ на более сложный вопрос или выполнение дополнительного задания более высокого уровня.

Недопустимо снижение отметки в целях наказания учащихся за нарушение дисциплины, забытые учебники и тетради, спортивную форму.

Управление общего среднего образования.

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия , ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1 . Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.
Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2 .
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3).

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

  • с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;
  • с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;
  • с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;
  • с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной , дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними про водятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.
В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.

Учитель-логопед:

а)
проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;
б)
осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;
г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;
д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (приложение 4).

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (приложение 5).

Заместитель Министра Е.Е. Чепурных

Приложение 1

Список обучающихся, имеющих нарушения

в развитии устной и письменной речи

(заполняется учителем-логопедом
после обследования обучающихся)

Приложение 2

Речевая карта


(заполняется на каждого обучающегося,
зачисленного в логопедический пункт)

1. Фамилия, имя, возраст.
2. Класс.
3. Домашний адрес, телефон.
4. Дата зачисления в логопедический пункт.
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7. Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: cлoвapь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания :
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
г) адаптация к условиям общения.
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя-логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

Приложение 3

Предельная наполняемость групп обучающихся,
имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

Группы обучающихся Предельная наполняемость (чел.)
Общеобра-

женное в городе

Общеобра-
зовательное учреждение, располо-
женное в сельской местности

С общим недоразвитием речи (ОНР) до 4 до 3
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) до 5 до 4
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН) до 6 до 5
С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи до 4 до 2
С недостатками чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи до 5 до 4
С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи до 6 до 5
Заикающиеся до 4 до 3
С недостатками произношения отдельных звуков до 7 до 6

Ленные ОНР

Нару-
шения чтения и письма, обуслов-
ленные ФФН
Выявлено обучающихся 1 класс 2-4 классы Зачислено в логопедический класс 1 класс 2-4 классы Отчислено из логопедического пункта 1 класс 2-4 классы Оставлено в логопедическом пункте 1 класс 2-4 классы Выбыло 1 класс 8. Умывальник 1 шт. 9. Классная доска 1 шт. 10. Шкафы для пособий 2-3 шт. 11. Стол канцелярский 1 шт. 12. Стулья 5 шт. 13. Комплект «парта-стул» 8 шт. 14. Песочные часы 1 шт. 15. Секундомер 1 шт. 16. Метроном 1 шт. 17. Магнитофон 1 шт. 18. Проигрыватель 1 шт. 19. Набор пластинок 20. Диапроектор (или фильмоскоп) 1 шт. 21. Кодоскоп 1 шт. 22. Экран 1 шт. 23. Видеомагнитофон 1 шт. 24. Компьютер 1 шт. 25. Дискеты

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения: цели и задачи логопедической работы, условия комплектования, предельную наполняемость, периодичность и продолжительность логопедических занятий, перечень и формы обязательной документации (формулировки даны в соответствии с инструктивным письмом):

Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи (заполняется по результатам обследования обучающихся),

Речевая карта,

Журнал логопедических занятий,

Отчет о работе и результатах обучения в логопедическом пункте за учебный год.

Комментарии. Необходимо обратить внимание на тот факт, что по решению коллегии Московского комитета образования от 24.02.2000 №6/2 были организованы дошкольные логопедические пункты. В этом же году школьные логопедические пункты при общеобразовательных учреждениях как структурные подразделения управления народного образования (с 2002 – окружное управление образования Департамента Образования г.Москвы) практически были упразднены в Москве, т.к. учителя-логопеды школьных логопунктов были переведены в основной штат сотрудников СОШ. За отсутствием документа, регламентирующего деятельность учителя-логопеда как штатного сотрудника общеобразовательного учреждения, специалистам необходимо руководствоваться в работе вышеназванным инструктивным письмом (до возможного принятия соответствующего документа).

Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ).

Часть IV. Учитель-логопед: «Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально. На консультативную работу используются 2 часа . <…> в часы консультаций учитель-логопед имеет возможность <…> давать рекомендации обучающимся и их родителям <…>, проводить консультации с родителями, учителями <…>, оформлять документацию».

Комментарии. Указанные 2 часа консультативной работы вряд ли можно отнести к педагогической работе (т.е. непосредственной работе с детьми). Однако ситуация может быть разрешена с помощью локального акта, принятого на уровне образовательного учреждения (например, Должностная инструкция учителя-логопеда или Положение о службе психолого-педагогического и социального сопровождения ОУ, др.). Перечисленные локальные акты разрабатываются на основании нормативно-правовых документов, принимаются с учетом мнения органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном ст.8 и 232 ТК РФ. Выбранное соотношение времени необходимо обосновывать с учетом специфики работы специалиста в учреждении.

Дополнительная информация. Методические рекомендации «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения». Т.П.Бессонова. - М., АПКиППРО РФ, 2008.

Методические рекомендации являются новой редакцией (с учетом уточнений и дополнений) инструктивно-методического письма (1998). В данных рекомендациях представлены характеристика недостатков устной и письменной речи школьников с первичной речевой патологией, приемы выявления дефектов речи, положения дифференциальной диагностики, основной контингент логопедических пунктов, определены принципы комплектования.

Часть V. Учитель-логопед: «Из общего количества часов по согласованию и разрешению директора общеобразовательного учреждения возможно выделение 1-2 часа на консультативную работу (оформляется приказом)».