Эскадренные миноносцы типа конго. Эскадренные миноносцы типа «Конго

Эскадренные миноносцы типа «Конго»
Проект
Годы постройки 1990
Построено 4
В строю 4
Основные характеристики
Водоизмещение 7250 тонн (стандартное), 9580 тонн (полное)
Длина 161 м
Ширина 17,5 (др. данные - 21) м.
Осадка 6,2 м (12 м - с ГАС)
Двигатели ГТУ General Electric LM2500-30
Мощность 100000 л. с. (~75 МВт)
Движитель 2
Скорость хода 30 узлов
Дальность плавания 4500 миль на 20 узлах
Экипаж 300 человек
Вооружение
Радиолокационное вооружение радар AN/SPY-1
Тактическое ударное вооружение 2 УВП Mk-41 VLS на 29 (носовая) и 61 (кормовая) ячейки
Артиллерия 1x127-мм/62 Oto-Breda Compact Gun mod. 2
Зенитная артиллерия 2x20-мм Mark 15 Phalanx CIWS
Ракетное вооружение 8хRGM-84 Harpoon SSM
SM-2 MR Standard SAM
Противолодочное вооружение ASROC ,
Минно-торпедное вооружение 2x3 ТА (6 торпед)
Авиационная группа 1 вертолёт
15px []

Эскадренные миноносцы типа «Конго» - тип современных эскадренных миноносцев с управляемым ракетным оружием, состоящий на вооружении Морских Сил Самообороны Японии . Эсминцы типа «Конго» являются аналогом американских эсминцев УРО типа «Арли Бёрк» . Всего построено 4 корабля этого типа: эсминцы УРО «Конго» (DDG-173), «Кирисима» (DDG-174), «Мёко» (DDG-175) и «Тёкай» (DDG-176).

История строительства

Конструкция корпуса

Корпус корабля разделен переборками на 12 водонепроницаемых отсеков и полностью, как и надстройка , выполнен из высокопрочной стали. В целях повышения живучести и боевой устойчивости наиболее важные боевые посты и командные пункты расположены под главной палубой и имеют противоосколочное бронирование кевларовыми панелями.

Обводы корпуса и форма надстройки при проектировании оптимизированы для максимального снижения радиолокационной заметности. Достигнуто значительное уменьшение уровня акустического и теплового полей за счет установки специального оборудования. Впервые в практике кораблестроения Японии применена система коллективной защиты экипажа от оружия массового поражения.

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка включает четыре газотурбинных двигателя General Electric LM2500 общей мощностью 92000 л.c. Электроэнергией корабельных потребителей обеспечивают четыре дизель-генератора суммарной мощностью 6000 кВт.

Вооружение

Две УВП [Мark 41 (90 ячеек: ЗУР Стандарт-2 и ПЛУР ASROC), восемь ПКР «Гарпун» , одна 127-мм АУ и два шестиствольных 20-мм автомата «Вулкан-Фаланкс », два трёхтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО, один вертолёт.

Состав серии

Номер Название Заложен Спущен В строю Порт приписки
DDG-173 Конго 08.05.1990 26.09.1991 25.03.1993 Сасебо
DDG-174 Кирисима 07.04.1992 19.08.1993 16.03.1995 Йокосука
DDG-175 Мёко 08.04.1993 05.10.1994 14.03.1996 Майдзуру
DDG-176 Тёкай 29.05.1995 27.08.1996 20.03.1998 Сасебо

Напишите отзыв о статье "Эскадренные миноносцы типа «Конго»"

Примечания

Литература

  • Александров Ю. И, Апальков Ю. В. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков. Ч. II. Авианосцы, крейсера, эскадренные миноносцы. Т. II. Эскадренные миноносцы. - СПб. : Галея-Принт, 2004. - 222 с. - ISBN 5-8172-0081-3.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Эскадренные миноносцы типа «Конго»

Малыш от удовольствия повизгивал и всё жался к своему новоявленному деду, будто тот мог вдруг взять и исчезнуть, так же внезапно, как и появился.
– Ты и правда никуда не собираешься, Светодар? – тихо спросила Марсилла.
Светодар лишь грустно мотнул головой. Да и куда ему было идти, куда податься?.. Это была его земля, его корни. Здесь жили и умерли все, кого он любил, кто был ему дорог. И именно сюда он шёл ДОМОЙ. В Монтсегуре ему были несказанно рады. Правда, там не осталось ни одного из тех, кто бы его помнил. Но были их дети и внуки. Были его КАТАРЫ, которых он всем своим сердцем любил и всей душой уважал.
Вера Магдалины цвела в Окситании, как никогда прежде, давно перевалив за её пределы! Это был Золотой Век катаров. Когда их учение мощной, непобедимой волной неслось по странам, сметая любые препятствия на своём чистом и правом пути. Всё больше и больше новых желающих присоединялось к ним. И несмотря на все «чёрные» попытки «святой» католической церкви их уничтожить, учение Магдалины и Радомира захватывало все истинно светлые и мужественные сердца, и все острые, открытые новому умы. В самых дальних уголках земли менестрели распевали дивные песни окситанских трубадуров, открывавшие глаза и умы просвещённым, ну а «обычных» людей забавлявшие своим романтическим мастерством.

Окситания цвела, как прекрасный яркий цветок, впитывающий жизненную мощь светлой Марии. Казалось, никакая сила не могла противостоять этому мощному потоку Знания и светлой, вселенской Любви. Люди всё ещё поклонялись здесь своей Магдалине, обожая её. Будто она до сих пор жила в каждом из них... Жила в каждом камушке, в каждом цветке, каждой крупинке этой удивительной, чистой земли...
Однажды, гуляя по знакомым пещерам, Светодар набрёл на новую, потрясшую его до самой глубины души... Там, в спокойном тихом уголке стояла его чудесная мать – любимая Мария Магдалина!.. Казалось, природа не смогла забыть эту дивную, сильную женщину и вопреки всему, создала её образ своей всемогучей, щедрой рукой.

Пещера Марии. В самом углу пещеры стоит, природой созданная, высокая статуя прекрасной женщины,
окутанной очень длинными волосами. Местные катары говорили, что статуя появилась там сразу же после
гибели Магдалины и после каждого падения новой капли воды становилась всё больше и больше на неё похожа...
Эта пещера и сейчас называется «пещерой Марии». И все желающие могут увидеть стоящую там Магдалину.

Повернувшись, чуть поодаль Светодар увидел другое чудо – в другом углу пещеры стояла статуя его сестры! Она явно напоминала кудрявую девочку, стоявшую над чем-то лежащим... (Веста, стоявшая над телом своей матери?..) У Светодара зашевелились волосы!.. Ему показалось, что он начал сходить с ума. Быстро повернувшись, он выскочил из пещеры.

Изваяние Весты – сестры Светодара. Окситания не пожелала их забывать...
И создала свой памятник – капля по капле ваяя дорогие её сердцу лица.
Они стоят там веками, а вода продолжает свою волшебную работу, делая
их всё ближе и всё более похожими на настоящих...

Позже, чуть отойдя от потрясения, Светодар спросил у Марсилы, знает ли она о том, что он увидел. И когда услышал положительный ответ, его душа буквально «зарыдала» слезами счастья – в этой земле и вправду всё ещё жива была его мать – Золотая Мария! Сама земля Окситании воссоздала в себе эту прекрасную женщину – «оживила» в камне свою Магдалину... Это было настоящим творением любви... Только любящим зодчим была природа.

У меня на глазах блестели слёзы... И совершенно не было за это стыдно. Я очень многое бы отдала, чтобы встретить кого-то из них живыми!.. Особенно Магдалину. Какая же дивная, древняя Магия пылала в душе этой удивительной женщины, когда она создавала своё волшебное царство?! Царство, в котором правило Знание и Понимание, и костяком которого была Любовь. Только не та любовь, о которой кричала «святая» церковь, износив это дивное слово до того, что не хотелось долее его слышать, а та прекрасная и чистая, настоящая и мужественная, единственная и удивительная ЛЮБОВЬ, с именем которой рождались державы... и с именем которой древние воины бросались в бой... с именем которой рождалась новая жизнь... именем которой менялся и становился лучше наш мир... Вот эту Любовь несла Золотая Мария. И именно этой Марии мне хотелось бы поклониться... За всё, что она несла, за её чистую светлую ЖИЗНЬ, за её смелость и мужество, и за Любовь.
Но, к сожалению, сделать это было невозможно... Она жила столетия назад. И я не могла быть той, кто её знал. Невероятно глубокая, светлая печаль вдруг захлестнула меня с головой, и горькие слёзы полились потоком...

Нестабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе представляет угрозу для всех сопредельных государств, в число которых входит и Россия. В качестве интересной темы предлагаю рассмотреть Военно-морские силы самообороны Японии – японский флот редко освещается в российских СМИ, притом что это, пожалуй, второй по значимости военно-морской флот в мире.

Несмотря на устрашающий потенциал ВМС Китая, Морские силы самообороны Японии смотрятся гораздо привлекательнее. КНР создает иллюзию наличия сильного флота: единственный авианосец «Ши Лан» (бывший «Варяг») не является полноценной боевой единицей и используется как тестовый и учебный корабль, а баллистические противокорабельные ракеты DF-21, несмотря на громкие заявления, до сих пор являются скорее мечтой, чем реалистичным оружием боевые возможности этой противокорабельной системы сомнительны.

Морские силы самообороны Японии не имеют каких-либо масштабных и скандальных боевых систем, таких как советско-китайский авианосец или «баллистических противокорабельных ракет». Но, в отличие от ВМС Китая, японский флот представляет собой продуманную до мелочей боевую систему : сбалансированный корабельный состав, новейшие технологии и древние самурайские традиции, многочисленные пункты базирования и вся необходимая инфраструктура — учебные заведения, госпитали, исследовательские центры, среди которых, например, лаборатория подводной медицины, расквартированная на военно-морской базе с неблагозвучным названием Йокосука.

Одна из замечательных японских традиций – красивые поэтические имена боевых кораблей. Никаких фамилий адмиралов и вообще чего-либо, связанного с войной или агрессией. В названиях японских кораблей присутствуют лишь природные явления, воспроизведенные с невероятной гаммой оттенков, столь присущих восточной философии. Эсминцы «Ямагири» («горный туман»), «Акидзуки» («осенняя луна»), «Тэрудзуки» («сияющая луна»), «Хацуюки» («первый снег»), «Асаюки» («утренний снег») и т.д. Согласитесь, звучит здорово.


Пуск противоракеты SM-3 c эсминца УРО типа «Конго» .

Боевым ядром Морских сил самообороны Японии являются 9 современных эскадренных миноносцев с системой Иджис , причем два необычных «эсминца» зачислены в этот класс лишь формально: «Хьюга» и «Исэ» по всем признакам соответствуют легким авианосцам.

Несмотря на запутанную и противоречивую классификацию кораблей, хорошо заметны основные векторы развития японского флота: экзотические «эсминцы-вертолетоносцы», эсминцы УРО (к ним относятся корабли с зенитно-ракетными комплексами большой дальности, способные обеспечить зональное ПВО эскадры) и обычные эскадренные миноносцы, ориентированные на решение противолодочных, противокорабельных, эскортных задач, а также для огневой поддержки и специальных операций.

Зачастую официальная классификация не соответствует действительности: к примеру, более современный «обычный» эсминец может значительно превосходить по возможностям противовоздушной обороны эсминец УРО предыдущего поколения. А большинство эсминцев постройки 80-х годов по своим размерам и возможностям соответствуют скромному фрегату. Впрочем, давайте перейдем непосредственно к списку кораблей и рассмотрим все нюансы ВМС Японии на конкретных примерах.

ЭСМИНЦЫ — ВЕРТОЛЕТОНОСЦЫ

Тип «Хьюга» — в строю два корабля: «Хьюга» (2009 г.) и «Исэ» (2011 г.)

Полное водоизмещение 18.000 тонн.
Вооружение: авиагруппа из 11-15 вертолетов различного назначения, 16 ячеек УВП Мk.41, 2 зенитных автомата самообороны , 2 трехтрубных 324 мм торпедных аппарата Мk.32 ASW.

Громилу полным водоизмещением 18 тыс. тонн стыдливо относят к классу «эсминец», но японцы явно перегнули — размеры и облик «Хьюги» cоответствуют легкому авианосцу. Многие эксперты сходятся во мнении, что авиация в качестве главной ударной силы придает японскому эсминцу-вертолетоносцу повышенную гибкость при выполнении тактических задач.

Во-первых , частично решается вечная проблема с радиогоризонтом – самая лучшая корабельная РЛС не сравнится по возможностям обнаружения надводных целей с радаром вертолета, летящего на высоте нескольких сотен метров. Более того, еще 30 лет назад на вооружение были приняты легкие (Sea Skua, Pinguin) для вооружения морских вертолетов, многократно доказавшие свою эффективность в локальных конфликтах.

Во-вторых , эсминец-вертолетоносец приобретает совершенно уникальные качества. Дюжина противолодочных вертолетов позволяет организовать круглосуточное патрулирование на удалении десятков километров от борта корабля, вертолеты, в зависимости от их типа, могут высаживать группы десанта в зоне военных конфликтов и прикрывать их огнем, использоваться в качестве транспортных средств для доставки военных и гуманитарных грузов.

Благодаря своему многочисленному авиакрылу, «Хьюга» обладает большими возможностями при проведении поисково-спасательных операций, а в случае наличия на борту вертолетов-тральщиков может использоваться в качестве минно-трального корабля.

В целях самообороны «Хьюга» оснащен УВП Mk.41 – в 16 ячейках могут быть размещены 64 зенитные ракеты ESSM или 16 ПЛУР ASROC-VL в любой пропорции. Вооружением эсминца управляет БИУС OYQ-10 и радар FCS-3 с АФАР, являющиеся японской версией системы «Иджис».

Тип «Сиранэ» — в строю два корабля.

Полное водоизмещение – 7.500 тонн.
Вооружение: 2 х 127-мм орудия, 8 противолодочных ракето-торпед ASROC, ЗРК Sea Sparrow, 2 зенитных автомата «Фаланкс», 2 торпедных аппарата Mk.32 ASW, три вертолета.

Эсминцы-вертолетоносцы типа «Сиранэ» — самые старые корабли в боевом составе Морских сил самообороны Японии (выступили в строй в 1980 и 1981 гг.). Бывшие флагманы японского флота, предшественники «Хьюги». На первый взгляд посредственные эсминцы со слабым вооружением и устаревшей системой ПВО, но имеется один нюанс: кормовая часть каждого из них выполнена в виде просторной полетной палубы. Японцы уже давно экспериментируют с авиационным вооружением на кораблях, и, очевидно, довольны результатом.

ЭСМИНЦЫ УРО

Тип «Атаго» — в строю два эсминца – «Атаго» (2007 г.) и «Асигара» (2008 г.)

Полное водоизмещение – 10.000 тонн.
Вооружение: 96 ячеек УВП Mk.41, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 торпедных аппарата Mk.32 ASW, один вертолет.

«Атаго» является клоном американского эсминца «Арли Берк» подсерии IIa с минимальными отличиями в конструкции и вооружении. Японский эсминец использует весь стандартный ассортимент боеприпасов ПУ Mk.41 за исключением крылатых ракет «Тамагавк» — в комплекс вооружения эсминца входят зенитные ракеты Standard-2 и ESSM, ПЛУР ASROC-VL и даже ракеты-перехватчики Standard-3 системы ПРО.

На верхней палубе японских кораблей, в отличии от их современных американских аналогов, установлены 8 противокорабельных ракет SSM-1B производства фирмы Mitsubishi. В техническом плане они представляют собой обычные дозвуковые ПКР: стартовая масса 660 кг, боевая часть 250 кг, маршевая скорость 0,9М.
Благодаря наличию системы «Иджис», оба новейших эсминца интегрированы с систему противоракетной обороны Японии.

Тип «Конго» — в строю 4 эсминца (строились в период с 1990 по 1998 гг.)

Полное водоизмещение: 9.500 тонн
Вооружение: 90 ячеек УВП Mk.41, 8 ПКР «Гарпун», 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 торпедных аппарата Mk.32 ASW.

Никакого отношения к Африке эти корабли не имеют. Эсминцы «Конго» — копии американских эсминцев «Арли Берк» первого поколения. Конгресс США долго не давал согласие на экспорт новых технологий, что привело задержке в их строительстве.

Как и на американских эсминцах подсерии I, на японских эсминцах типа «Конго» отсутствует вертолетный ангар (имеется лишь посадочная площадка), а по три ячейки носовой и кормовой групп ПУ Mk.41 заняты погрузочным краном – как показало время, погрузка боекомплекта в открытом море слишком сложный и трудоемкий процесс, поэтому ненужный девайс не долго занимал полезной место. Уже на следующих версиях эсминцев от крана отказались, увеличив число ПУ до 96.

Тип «Хатаказе» — 2 эсминца этого типа вступили в строй в 1986 и 1988 гг.

С дружеским визитом в Перл-Харборе .

Полное водоизмещение – 5.500 тонн.
Вооружение: 1 пусковая установка Mk.13 c боекомплектом 40 зенитных ракет, 8 ПЛУР ASROC, 8 ПКР «Гарпун», 2 х 127 мм орудия, 2 «Фаланкса», 2 ASW.

Несмотря на свой статус «эсминцев УРО», старые калоши «Хатаказе» практически бесполезны в современных условиях – достаточно сказать, что используемые ими зенитные ракеты Standard-1MR были полностью сняты с вооружения ВМС США 10 лет назад.

Их противолодочные возможности тоже оставляют желать лучшего – на эсминцах отсутствует противолодочный вертолет, а система ASROC может поражать подводные цели на дистанции не более 9 км. Вместе с тем, эсминцы «Хатаказе» дешевы и просты в обслуживании.

ЭСМИНЦЫ

Тип «Акидзуки» — головной «Акидзуки» вошел в строй 14.03.2012 г., остальные 3 эсминца этого типа будут достроены только к 2014 году.

Водоизмещение: 6.800 тонн.
Вооружение: 32 ячейки УВП Mk.41, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 ASW, один вертолет.

Очередной представитель семейства Иджис-эсминцев. Чисто японская разработка на основе западных технологий. Эсминец предназначен для защиты корабельных группировок от низколетящих противокорабельных ракет. Основное вооружение – до 128 зенитных ракет ESSM (Evolved Sea Sparrow Missle) с эффективной дальность стрельбы 50 км. Вполне достаточно чтобы отразить любую провокацию со стороны КНДР или Китая, при этом маленький эсминец может показать свои собственные «кулаки» – на борту 8 ПКР и целое море другого вооружения.

При создании перспективного эсминца японцы ставили упор на экономию средств, в результате стоимость «Акидзуки» составила «всего» 893 млн. долларов – почти в два раза меньше, чем у эсминцев семейства «Арли Берк».

Тип «Таканами» — в строю 5 эсминцев, строились в период с 2000 по 2006 гг.

Полное водоизмещение – 6.300 тонн.
Вооружение: 32 ячейки УВП, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 ASW, один вертолет.

«Таканами» — один из японских эсминцев «переходного периода». Дорогая и сложная система «Иджис» отсутствует, но на эсминце уже установлена универсальная пусковая установка Mk.41, а в конструкциях настройки отчетливо проступают «стелс-технологии». Основными задачами крепких современных эсминцев является противолодочная оборона и борьба с надводными кораблями.

Тип «Мурасамэ» — в период с 1993 по 2002 гг. было построено 9 эсминцев этого типа.

Полное водоизмещение: 6.000 тонн.
Вооружение: 16 ячеек УВП Mk.48, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 76 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 ASW, один вертолет.

Еще один эсминец «переходного периода». В качестве основного оружия установлены два 8-ми зарядных модуля УВП Mk.48 (укороченная версия Mk.41), боекомплект 16 зенитных ракет Sea Sparrow или 48 ESSM. Артиллерия представлена единственным 76-мм орудием итальянской фирмы ОТО Melara.

Эсминцы этого типа могут применяться для блокады морских районов и для действий в составе эскортных сил – дальность хода составляет 4500 миль на скорости 20 узлов.

Тип «Асагири» — с 1985 по 1991 гг. построено 8 эсминцев этого типа.

Полное водоизмещение: 4.900 тонн.
Вооружение: 8 противолодочных ракет ASROC, 8 ПКР «Гарпун», ЗРК Sea Sparrow, 1 х 76 мм орудие, 2 «Фаланкса», 2 ASW, один вертолет.

Фрегат, прикинувшийся для солидности эсминцем. Ни по размерам, ни по вооружению, ни по радиоэлектронике «Асагири» совершенно не удовлетворяет современным требованиям. Отличительная особенность этого корабля — уродливый силуэт с непропорционально большим вертолетным ангаром в кормовой части.

В настоящее время устаревшие эсминцы выводятся из боевого состава флота, два из них уже переоборудованы в учебные корабли. Тем не менее, у механизмов старых эсминцев еще сохранился свой ресурс для выхода в море, а 8 ракет «Гарпун» и противолодочный вертолет могут сыграть существенную роль в морском сражении.

Тип «Хацюки» — в период 1980-1987 гг. построено 12 кораблей.

Полное водоизмещение: 4.000 тонн.
Вооружение: 8 противолодочных ракет ASROC, 4 ПКР «Гарпун», ЗРК Sea Sparrow, 1 х 76 мм орудие, 2 «Фаланкса», 2 ASW, один вертолет.

Представитель старой японской школы кораблестроения, классический набор вооружения и корабельных систем. Несмотря на ветхость, на эсминцах (правильнее говорить — фрегатах), используется современная газотурбинная силовая установка. Разумеется, в современных условиях эсминцы «Хацюки» потеряли свою боевую ценность, поэтому многие из них выведены в резерв или переоборудованы в учебные корабли.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

В составе Морских сил самообороны Японии находятся 17 многоцелевых дизельных подводных лодок, построенных в период с 1994 по 2012 гг. Самые современные из них – подлодки типа «Сорю», оснащены уникальной дизель-стирлинг-электрической ГЭУ и способны двигаться под водой со скоростью 20 узлов. Максимальная глубина погружения – 300 метров. Экипаж – 65 человек. Вооружение: шесть 533 мм торпедных аппаратов, 30 торпед и противокорабельных ракет Sub-Harpoon.



Десантный вертолетоносец-док «Осуми». Полное водоизмещение — 14 тыс. тонн

Также в составе Морских сил самообороны Японии находятся 3 десантных вертолетоносца типа «Осуми» (построены в начале 2000-х годов), несколько десятков ракетных катеров и тральщиков, быстроходные танкеры, ледоколы и даже корабли управления БПЛА!

Морская авиация состоит из 34 эскадрилий, в составе которых 100 самолетов базовой противолодочной авиации, а также две сотни вертолетов различного назначения.

По моему мнению, повторяется история начала ХХ века, когда западные демократии до зубов вооружили японских милитаристов, что привело в дальнейшем к кровавой развязке.

Эскадренные миноносцы типа Kongō

Эскадренные миноносцы типа Атаго

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Радиолокационное вооружение

  • радар AN/SPY-1;
  • Тактическое ударное вооружение;
  • 2 УВП Mk-41 VLS на 29 (носовая) и 61 (кормовая) ячейки.

Артиллерия

  • 1x127-мм/62 Oto-Breda Compact Gun mod. 2, боезапас - 680 снарядов.

Зенитная артиллерия

  • 2x20-мм Mark 15 Phalanx CIWS.

Ракетное вооружение

  • 8хRGM-84 Harpoon SSM SM-2MR Standard SAM.

Противолодочное вооружение

  • RUM-139 ASROC.

Минно-торпедное вооружение

  • 2x3 324-мм торпедных аппарата Type 68 (противолодочные торпеды Type 73 или Mk 46 Mod. 5).

Авиационная Группа

  • 1 вертолёт SH-60 LAMPS, ангар отсутствует.

Построенные корабли

DD 173 Kongo (1993), DD 174 Kirishima (1995),DD 175 Myoko (1996),DD 176 Choukai (1998)

История создания

ЭМ Kongō - построены по проекту США ЭМ «Арли Берк» первого поколения. Переговоры о передаче Японии технологий «Aegis» были начаты в далеком 1984 году, ещё до закладки 1-го ЭМ типа Arleigh Burke . Правительство Америки затягивало переговоры о передаче плана-проекта по новому кораблю, и только в 1988 году конгресс подписал этот документ.

Япония стала первой страной, которая смогла приобрести эту систему. Первый корабль этого класса ЭМ был заказан в 1988 году. Программа развития предполагала ежегодно строить один такой корабль, однако слишком большие расходы, задержали работы на два года и только в 1990 году новый класс кораблей японского флота получил право на жизнь, на верфи ССЗ ф. Mitsubishi г.Нагасаки.

Постройка и служба

Головной эсминец серии, JS Kongō (DDG-173) сошёл со стапелей ССЗ ф. Mitsubishi 29 сентября 1991 года. Вступил в строй Морских Сил Самообороны Японии 25 марта 1993 года. JS Kongō (DDG-173) вошел в состав 62-го дивизиона 1-й флотилии эскортных сил с базой в Иокосука.

Назначение

Это первый корабль Японии,оснащенный системой оружия Aegis. Корабли данного типа предназначены для решения задач ПВО соединений флота, ПВО территории Японии, а также являются единственной системой ПРО (по получении ракет SM-3 Block 0) в данном регионе.

Описание конструкции

Японские моряки.

ЭМ класса Kongō - классические представители типа однокорпусных судов. Эсминцы проектировались по принципу блоков, то есть форма корпуса судна при постройке собирается из уже готовых отсеков (модулей) например как конструктор.

Форма корпуса и очертание палубных надстроек судна спроектированы по технологии Стелс для понижения видимости корабля современным системам обнаружения.

На данных кораблях не установлены бортовые управляемые рули (как и на прототипе), а приемлемые параметры качки обеспечиваются скуловыми килями очень большой площади и формой корпуса.

Члены команды на ЭМ Kongō располагают достаточно удобными условиями для службы офицеры располагаются в отдельных комнатах, а матросы в общих но в среднем на одного моряка рассчитанно около 4 м² жилой площади.

Корпус

Эскадренные миноносцы УРО типа Kongō

Корпус и надстройка эсминца сделана из высокопрочной стали, к которой вернулись после того как более легкие материалы (алюминий) в ходе войн и походов показали свою ненадежность.

Kongō отличается от американского прототипа большими размерами корпуса. Корпус эсминца для рациональности и удобства использования разделен на 12 отсеков, друг от друга которые отделены водонепроницаемыми переборками которые в случае затопления пары отсеков не дадут затонуть всему кораблю.

Так же эсминец оснащен двойным дном цель которого защита от мин и торпед. Через все судно проложены две палубы, для удобства доступа команды ко всем боевым постам без выхода на верхнюю палубу.

Бронирование

На сегодняшний день информация о местах бронирования засекречена (т.к. корабль боевой), но известно что в целях повышения живучести и боевой устойчивости наиболее важные боевые посты и пункты защищены кевларовыми панелями обеспечивающем защиту от пуль и осколков которая является недостаточной и постоянно модернизируется, Япония так же впервые в истории своего кораблестроения на данном классе судов применила систему защиты экипажа от ОМП.

Энергетическая установка и ходовые качества

Газотурбинный двигатель General Electric LM2500

Главный двигатель представлен четырьмя ГТД LM-2500 с тягой в общей сложности 92 000 л.с., А так же двумы электрическими генераторами мощностью 8000 л.с.. Запасы горючего дают дальность хода 4 500 при средней скорости движения 20 узлов.

General Electric LM2500
  • Мощность - 18,4 МВт , 24,050 л. с. (при 100 ° по Фаренгейту), ≈32000 л. с.(при 0 ° по Фаренгейту)
  • Число оборотов двигателя - 3680 об/м.
  • Длина - 13,94 м.
  • Ширина - 2,64 м.
  • Высота - 3,98 м.
  • Вес - 198000 фунтов
  • Материал лопаток: титан и никель
  • Отдача - 35,7 %
  • Потребление топлива - 0,280 л/с.
  • Температура в турбине - 802 °C

Вооружение

Система Aegis

Aegis (англ. Aegis combat system ) - это автоматическая боевая система управления всем вооружением корабля (БИУС), подразумевающее под собой объединение всех боевых систем корабля в одном центре управления, созданных для уничтожения или слежения цели с помощью автоматических систем с минимальным участием человека (АСБУ).

Кроме того, система способна принимать и обрабатывать информацию от датчиков других кораблей/летательных аппаратов соединения и выдавать целеуказания на их пусковые с помощью системы опознавания целей "свой-чужой" UPX-29,получающей информацию от PAC SPY 1D. Подводя итоги можно сделать вывод что система очень функциональна и сама может корректировать системы ПРО и ПВО.

Панель управления системой «Иджис»

Артиллерийские комплексы

Основным артиллерийским вооружением кораблей типа Kongō является 127-мм АУ OTO Melara. Боекомплект на одну АУ OTO Melara - 600 выстрелов снарядами типа 2-21 GFCS.

Предельна дальность стрельбы - около 23 км, максимальная скорострельность - 20 выстрелов в минуту. Масса артустановки всего лишь 24,6 т.Планируется замена на более совершенное орудие.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Ключевым компонентом ПРО корабля является ЗРК «Aegis», одноимённый с многофункциональным пусковым комплексом "Pomona Standart" SM-2MR оснащенной 29 ракетами.В наше время все суда модернизируются новыми ракетами системы ПВО Standard-3 с увеличенной вдвое (до 500 км) дальностью пуска и фактически неограниченной рамками атмосферы Земли высотой пуска (до 250 км).

Зачехлённая АУ «Вулкан-Фаланкс».

Так же на эсминцы ставятся две скорострельные шестиствольные зенитно-артиллерийские установки калибра 20 мм «Vulcan-Phalax» (MK-15 Mod 12 Block 1) боекомплект на одну установку 27000 выстрелов, предназначенные для дострела противокорабельных ракет на дистанции до 1,5 км, если те прорвутся сквозь достаточно мощную систему ПВО корабля. Одна установка расположена перед надстройкой вторая за ней.

Минно-торпедное вооружение

На эсминцах в носовой части установлены две счетвёренные установки ПКР «Harpoon» TПК Мк 141.Боекомплект этих ПКР 8 ракет RGM-84C. Главным противолодочным оружием кораблей типа Kongō являются вертолеты системы LAMPS-III.

Бортовым оружием являются противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР) RUM-139 VL-Asroc. Они способны поражать подводные лодки на удалении до 20 км от корабля-носителя ПЛУР.

В качестве вспомогательного противолодочного вооружения на эсминцах всех трёх серий имеются два строенных торпедных аппарата Type 68. Боезапас - 6 противолодочных торпед Мк 46. Максимальная дальность стрельбы торпедами - 9 км. Перезарядка не предусмотрена.

Тактическое ударное вооружение

На вооружении каждого эсминца типа Kongō находится до 50 ракет на двух пусковых платформах (с дальностью запуска до 1250-1609 км в тактическом (неядерном варианте) и 2500 км в стратегическом (ядерном).

Пуск ракеты.

Модернизации

Предполагается замена аппаратной линии связи в тактическом звене на Link 16.Система спутниковой связи SATCOM будет заменена на систему "Super Bird" SHF SATCOM японского производства. Получение новых ракет SM-3 Block 0.

Морские силы самообороны Японии (JMSDF) являются вторым по значимости флотом в Азиатско-Тихоокеанском регионе.


Продуманная до мелочей боевая система, где новейшие технологии тесно переплетаются с древними самурайскими традициями. Японский флот уже давно утратил статус «потешного» формирования, существующего лишь для услады взора самих японцев и выполнения мелких вспомогательных задач в рамках мультинациональной системы ВМС США. Несмотря на свой ярко выраженный оборонительный характер, современные японские моряки способны самостоятельно вести боевые действия и защищать интересы «Нихон коку» на просторах Тихого океана.

Ведущей силой Морских сил самообороны Японии традиционно являются эскадренные миноносцы. Ставка на эсминцы легко объяснима: этот класс кораблей удачно сочетает в себе универсальность и умеренную стоимость. На сегодняшний день в составе японского флота числятся 44 корабля данного класса, построенные в разное время по 10 различным проектам.


Пуск зенитной ракеты SM-3 с Иджис-эсминца "Конго", 2007 год


Несмотря на кажущуюся несогласованность и отсутствие стандартизации, что должно усложнить обслуживание и увеличить расходы на эксплуатацию столь разношерстой эскадры, миноносные силы ВМС Японии четко разделяются по своему назначению на три большие группы:

Иджис-эсминцы для обеспечения зональной ПВО/ПРО;

Эсминцы-вертолетоносцы – специфический атрибут японского флота, по большей части выполняют задачи поисково-спасательных и противолодочных кораблей;

- «обычные» эсминцы, в чьи задачи входит обеспечение безопасности эскадры от морских и подводных угроз. Также служат в роли платформ для размещения средств объектовой ПВО.

Мнимое разнообразие конструкций на деле оказывается сочетанием нескольких схожих проектов с видоизмененными надстройками и обновленным составом вооружения. Морские силы самообороны быстро эволюционируют – ежегодно в Японии выделяются средства на строительство 1-2 новых эсминцев. Это позволяет оперативно вносить изменения в проекты кораблей в соответствии с меняющимися внешними условиями и получением доступа к новым технологиям. Главная особенность – японцам удается воплощать эти идеи не только на бумаге, но в металле.


Пожилой JDS "Хатакадзэ" (DDG-171) на международных учениях в 2011 году

Если убрать из рассмотрения заведомо устаревшие корабли, построенные в 1980-е годы и готовящиеся к списанию в ближайшее время, то состав надводной компоненты Морских сил самообороны будет выглядеть следующим образом: 10 современных эсминцев типов «Конго», «Атаго», «Акидзуки» и «Хюга», принятые в боевой состав JMSDF в период с 1993 по 2013 год.

Кроме того, в составе флота числятся еще 14 универсальных эсминцев типов «Мурасамэ» и «Таканами», принятые в боевой состав флота в период 1996 – 2006 гг. Эти корабли являются удешевленными версиями Иджис-эсминцев - «переходные» проекты для обкатки новых технологий, которые в дальнейшем были воплощены на «Акидзуки».

Иджис-эсминец "Атаго" и универсальный эсминец типа "Мурасамэ"


Сегодня мне бы хотелось поговорить об эволюции японских эсминцев. Тема непростая, но знакомство с ней дает немало поводов для споров. Правильно ли поступают японцы, делая ставку на эскадренные миноносцы?

ИДЖИС-ЭСМИНЦЫ. Боевое ядро флота

Тип «Конго»
Серия из четырех кораблей была построена в период 1990-1998 гг.

Полное водоизмещение 9580 тонн. Экипаж 300 чел.

Дальность плавания 4500 миль на экономической скорости 20 узлов.
Вооружение:
- 90 установок вертикального пуска Mk.41 (зенитные ракеты SM-2, SM-3, ПЛУР ASROC VLS);
- 127 мм универсальная пушка с длиной ствола 54 калибра;
- 8 противокорабельных ракет «Гарпун»;

- малогабаритные противолодочные торпеды, кормовая посадочная площадка для вертолета.


JDS "Конго" (DDG-173)


Массивный «терем» надстройки, чьи стены украшены решетками РЛС AN/SPY-1, подпалубные УВП на 29 (носовая) и 61 (кормовая группа) ячеек, характерные дымовые трубы, белые колпаки «Фаланксов», тесная вертолетная площадка на корме… Да это же видоизмененный американский «Орли Берк» первой подсерии (Flight I) со всеми его достоинствами и недостатками!

Известно, насколько трудным было решение о передаче Японии технологии «Иджис» - переговоры длились четыре года, наконец, в 1988 году Конгресс одобрил решение – Япония первой из союзников США получила доступ к секретной технологии. Строительство первого корабля началось на два года позже – в марте 1990 г. За основу был взят эсминец «Орли Берк», тем не менее, японская версия заметно отличается от прототипа, как во внутренней компоновке, так и по внешнему облику. Все четыре корабля получили названия в честь прославленных крейсеров Императорского флота, участвовавших во Второй мировой войне.

При первом же взгляде выделяется громоздкая носовая надстройка и вертикальная мачта. По сравнению с оригинальным «Берком» подверглись изменению компоновка надстроек и размещение вооружения, вместо американского орудия Mk.45 установлена 127 мм пушка итальянской фирмы OTO Breda.

В отличие от десятков американских «рядовых» бойцов типа «Берк», японцы решили насытить четыре своих самых современных эсминца разнообразным оборудованием, превратив их в многофункциональные боевые корабли.

В настоящий момент корабли прошли перевооружение ЗУР «Стэндэрд SM-3» для уничтожения целей в верхних слоях атмосферы и на низкой околоземной орбите. Эсминцы типа «Конго» включены состав «противоракетного щита» Японии – их ключевой задачей является отражение возможных ударов баллистическими ракетами со стороны Северной Кореи.

Тип «Атаго»
Серия из двух кораблей была построена в период 2004-2008 гг.

Являются дальнейшим развитием Иджис-эсминцев типа «Конго». В качестве прототипа «Атаго» был выбран эсминец «Берк» подсерии IIA (Flight IIA) - вкупе с насыщением дополнительным оборудованием, полное водоизмещение «Атаго» превысило 10 000 тонн!


На переднем плане JDS "Асигара" (DDG-178)

По сравнению с «Конго», новый эсминец получил вертолетный ангар, возросла высота надстройки – внутри разместился двухуровневый флагманский командный пункт. БИУС «Иджис» прошла апгрейд до версии Baseline 7 (phase 1). Были модернизирован УВП – отказ от загрузочных устройств позволил увеличить кол-во пусковых ячеек до 96 штук. Вместо итальянской пушки установлена лицензионная американская Mk.45 с длиной ствола 62 калибра. ПКР «Гарпун» заменены на противокорабельные ракеты «Тип 90» (SSM-1B) собственной разработки.

Единственно, о чем горько сожалеют японцы – отсутствие на борту «Атаго» тактических крылатых ракет «Томагавк». Увы… японскому флоту запрещено иметь ударное вооружение.

«ОБЫЧНЫЕ» ЭСМИНЦЫ

Тип «Мурасамэ» (яп. «сильный ливень»)
Серия из 9 единиц была построена в период 1993 – 2002 гг.

Полное водоизмещение 6100 тонн. Экипаж 165 чел.
Газотурбинная ГЭУ (комбинация из лицензионных ГТД LM2500 и «Роллс-Ройс» Spey SM1C) мощностью 60 000 л.с.
Скорость полного хода 30 узлов.
Дальность плавания 4500 миль на экономической скорости 18 узлов.
Вооружение:
- 16 установок вертикального пуска Mk.48 (32 зенитные ракеты ESSM);
- 16 установок вертикального пуска Mk.41 (16 противолодочных ракетоторпед ASROC-VL)

- 76 мм универсальная пушка OTO Melara;
- 2 зенитных автомата «Фаланкс»;

- противолодочный вертолет «Мицубиси» SH-60J/K (лицензионная версия «Сикорский» SH-60 СиХоук).


Эсминцы типа "Мурасамэ" с визитом в Перл-Харборе


«На Штаты надейся, а сам не плошай» - наверное, так рассуждало руководство JMSDF в начале 1990-х годов, когда принимало решение о проектировании и постройке эсминцев типа «Мурасамэ». Эти корабли должны были стать развитием собственных проектов эскадренных миноносцев с «вкраплением» технологий зарубежного «Орли Берка». Удешевленная версия универсального эсминца, в чьи основные задачи входят противолодочная оборона и борьба с надводными кораблями противника.

Внешне, «Мурасамэ» не был похож ни на один из кораблей, что ранее строились в Японии. Надстройки с элементами технологии «стелс» неузнаваемо изменили облик нового эсминца.

Первый в мире радиолокатор с активной ФАР OPS-24, установленный на платформе в передней части мачты (собственная японская разработка). Подпалубные пусковые установки Mk.41 и Mk.48. Система радиоэлектронного противодействия NOLQ-3 (лицензионная версия американской AN/SLQ-32)… но главная особенность «Мурасамэ» скрывалась внутри – эсминец был оснащен боевой информационно-управляющей системой нового поколения по типу C4I (command, control, computer, communication & intelligence), созданной на основе подсистем американского Иджиса.


JS "Акэбоно" (DD108), тип "Мурасамэ"


Изначально проект «Мурасамэ» предусматривал постройку 14 эскадренных миноносцев, но в процессе строительства выяснилось, что конструкция эсминца имеет возможности для дальнейшего развития. В результате, 5 последних эсминцев серии были достроены по проекту «Таканами».

Тип «Таканами» (яп. «высокая волна»)
Серия из 5 единиц строилась в период 2000 – 2006 гг.


JS "Онами" (DD-111), тип "Таканами"

Новый эсминец получил улучшенные системы связи и управления огнем. Обновился состав вооружения: вместо двух разрозненных УВП – Mk.41 и Mk.48 – в носовой части «Таканами» установили единый модуль на 32 ячейки (ракетоторпеды ASROC-VL, зенитные ESSM). Артиллерийская установка заменена на более мощную итальянскую OTO Breda калибра 127 мм.

В остальном исходная конструкция изменений не претерпела.

Тип «Акидзуки» (яп. «осенняя луна»)
Серия из 2 единиц построена в период 2009 – 2013 гг. Еще два эсминца этого типа планируется ввести в строй в 2014 году

Полное водоизмещение 6800 тонн. Экипаж 200 чел.
Тип ГЭУ - 4 лицензионных ГТД «Роллс-Ройс» Spey SM1C
Скорость полного хода 30 узлов.
Дальность плавания: 4500 миль на экономической скорости 18 узлов.
Вооружение:
- 32 установки вертикального пуска Mk.41 (зенитные ракеты ESSM - по 4 в каждой ячейке, ПЛУР ASROC-VL);
- 8 противокорабельных ракет «Тип 90» (SSM-1B);
- 127 мм универсальная пушка Mk.45 mod.4;
- 2 зенитных автомата «Фаланкс»;
- малогабаритные противолодочные торпеды;
- противолодочный вертолет «Мицубиси» SH-60J/K.

«Осенняя луна» - наследник легендарных японских эсминцев ПВО времен Второй мировой войны.

Нынешний «Акидзуки» - во многом гениальная конструкция, ставшая преобразователем американских идей на манер страны Восходящего солнца. Главный элемент, вокруг которого построен эсминец - боевая информационно-управляющая система ATECS, известная среди специалистов, как «японский Иджис». Перспективная японская БИУС наполовину собрана (ну кто бы сомневался!) из американских узлов – рабочие компьютерные станции AN/UYQ-70, стандартная «натовская» сеть обмана данными Link 16, терминалы спутниковой связи SATCOM, гидроакустический комплекс OQQ-22, являющийся копией американского корабельного ГАК AN/SQQ-89…

Но есть и серьезное отличие – система обнаружения FCS-3A (разработка – Mitsubishi/Thales Netherlands), состоящая из двух радиолокаторов с активными ФАР, работающих в диапазонах частот С (длина волны 7,5 до 3,75 см) и Х (длина волны от 3,75 до 2,5 см).


JS "Акидзуки" (DD-115)


Система FCS-3A наделяет «Акидзуки» совершенно фантастическими талантами: с точки зрения возможностей по отражению массированных воздушных атак и обнаружению низколетящих ПКР, японский эсминец на голову превосходит американский «Орли Берк».

В отличие от дециметрового AN/SPY-1, японские радары сантиметрового диапазона отчетливо видят цели на предельно малой высоте, у поверхности воды. Кроме того, активная ФАР обеспечивает несколько десятков каналов наведения в любом направлении – эсминец способен одновременно наводить ракеты на множество воздушных целей (для сравнения: у американского «Берка» всего лишь три РЛС AN/SPG-62 для подсветки целей, из них на переднюю полусферу приходится всего одна).

Для справедливости стоит отметить, что в плане перехвата целей на больших дистанциях возможности «Берка» и «Акидзуки» несопоставимы – мощный AN/SPY-1 способен контролировать обстановку даже на низких околоземных орбитах.

Надо отдать японцам должное – «Акидзуки» действительно крут. Настоящий неприступный форт, способный громить цели на воде, под водой и воздухе. Притом, что новейшие радиоэлектронные системы и вооружение с успехом разместились в корпусе, конструктивно аналогичном эсминцам «Мурасамэ» и «Таканами». Как результат – стоимость постройки головного супер-корабля составила «всего лишь» 893 млн. долл. Это действительно очень мало для корабля с такими возможностями – для сравнения современные модификации американских «Берков» продаются по цене 1,8 млрд. долл!

В рамках концепции применения JMSDF, эсминцы типа «Акидзуки» предназначены для совместных действий с Иджис-эсминцами – они должны прикрывать своих старших «коллег» от атак из-под воды и обеспечивать ПВО на ближних и средних дистанциях.

ЭСМИНЦЫ-ВЕРТОЛЕТОНОСЦЫ

Тип «Хюга»
Серия из 2 единиц построена в период 2006 – 2011 гг.

Полное водоизмещение 19 000 тонн. Экипаж 360 чел.
Газотурбинная ГЭУ (4 лицензионных ГТД LM2500) мощностью 100 000 л.с.
Скорость полного хода 30 узлов.
Встроенное вооружение:
- 16 установок вертикального пуска Mk.41 (зенитные ракеты ESSM, ПЛУР ASROC-VL);
- 2 зенитных автомата «Фаланкс»;
- малогабаритные противолодочные торпеды калибра 324 мм;
Авиационное вооружение:
- 11 вертолетов SH-60J/K и AugustaWestland MCH-101 (стандартная авиагруппа);
- сплошная полетная палуба, 4 позиции, где могут одновременно проводиться взлетно-посадочные операции, подпалубный ангар, 2 подъемника для авиатехники..

Многие любители военно-морской тематики упрямо принимают эти странные эсминцы-переростки за легкие авианосцы. Проведено уже немало «серьезных» расчетов – сколько истребителей F-35 сможет поместиться на палубе «Хюги», как установить трамплин … никто не обращает внимания, что Япония не планирует приобретать СВВП F-35B (даже поставка 42 сухопутных F-35A находится под большим вопросом).

«Хюга» - всего лишь крупный эсминец-вертолетоносец, преемник традиционного класса кораблей JMSDF. Он не похож на какой-либо из существующих авианосцев, так же как не похож и на УДК «Мистраль» - несмотря на похожие размеры и вертолетную авиагруппу, «Хюга» не имеет док-камеры и не является универсальным десантным кораблем.

Взамен у него 30-узловая скорость хода и комплекс встроенного (зенитные ракеты средней дальности, противолодочные ракетоторпеды, системы самообороны) – все это находится под управлением БИУС ATECS и замечательных радаров FCS-3, аналогичных тем, что установлены на «Акидзуки». А также подкильный сонар OQQ-21, развитые системы РЭБ – все как на настоящем эскадренном миноносце.

Но наиболее примечательной особенностью «Хюги» является сплошная полетная палуба и чрезмерно многочисленная для эсминца авиагруппа – 11 многоцелевых и противолодочных вертолетов (их количество вполне может превышать заявленную цифру, ведь на аналогичном по размерам «Мистрале» поместилось 16 машин).

В чем смысл постройки подобных монстров?

Японцы видят применение для эсминцев-вертолетоносцев в качестве эффективных противолодочных кораблей. Поисково-спасательные функции, работа в зонах чрезвычайных ситуаций, морские патрульные миссии. Наверняка предусмотрена возможность высадки с борта «Хюги» точечных вертолетных десантов; возможно участие в международных военных операциях в качестве вспомогательного корабля.

Сплошная полетная палуба позволяет принимать не только «СиХоуки», но, в перспективе, крупные вертолеты и конвертопланы.

В общем, по логике японского командование, обладание парой таких кораблей способно заметно усились потенциал флота и разнообразить количество выполняемых задач. Наконец, сам облик здоровенного эсминца-вертолетоносца не оставит равнодушным ни одного из посетителей военно-морского салона, «Хюга» и его систер-шип «Исэ» повышают престиж военных моряков не только в глазах всей нации, но и за рубежом.

Эпилог

Предсказывая наперед вопросы: Что все это значит для Тихоокеанского флота России? Кто сильнее – наши или «япошки»? Могу лишь заметить, следующее: сравнивать ТОФ и JMSDF «в лоб» не имеет никакого смысла – слишком разные флоты, создававшиеся для разных задач.

Тем не менее, JMSDF смотрятся выгоднее по одной простой причине – Морские силы самообороны Японии существуют в рамках ясной концепции, связанной с противодействием прямым военным угрозам со стороны Северной Кореи и защиты своих интересов в Восточно-китайском море от претензий со стороны КНР. Что касается нашего Тихоокеанского флота – наверное, никто из присутствующих не сможет четко сформулировать ответ на вопрос: какие конкретные задачи решает наш ТОФ и какие корабли ему для этого необходимы.


ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ТИПА KONGO (ЯПОНИЯ)

DESTROYERS OF THE TYPE KONGO (JAPAN)

08.07.2009
АМЕРИКАНСКАЯ КОРПОРАЦИЯ LOCKHEED MARTIN МОДЕРНИЗИРУЕТ ПРОТИВОРАКЕТНЫЕ СИСТЕМЫ AEGIS ЯПОНСКИХ ЭСМИНЦЕВ ТИПА ATAGO И KONGO

Американская корпорация Lockheed Martin получила контракт стоимостью 7 миллионов долларов в рамках программы зарубежных поставок военного ведомства США (The Foreign Military Sales) на модернизацию противоракетных систем Aegis японских эсминцев типа Atago и Kongo. Как сообщает Defense News, американский производитель будет содействовать в усовершенствовании этого вооружения на протяжении всего периода его эксплуатации.
Новый контракт вносит изменения в предыдущее соглашение между военным ведомством Японии и Lockheed Martin, в рамках которого американская корпорация проводит работы по модернизации Aegis. Его реализация должна завершиться в начале 2010 года. Как подчеркивает Defense News, договор заключен в рамках работ по модернизации элементов противоракетной обороны морского базирования для защиты Японии от Северной Кореи.
Отметим, что в настоящее время на вооружении японского флота стоят четыре ракетных эсминца типа Kongo, которые были построены в 1990 годы по проекту компании Mitsubishi Heavy Industries. Два эсминца нового поколения типа Atago, которым располагает Япония, являются усовершенствованными по сравнению с Kongo кораблями. Эсминцы обеих проектов оснащены американскими системами Aegis, которые произведены с использованием японских комплектующих.
Лента.Ру

Эскадренные миноносцы типа «Конго» - тип современных эскадренных миноносцев с управляемым ракетным оружием, состоящий на вооружении Морских Сил Самообороны Японии.
Япония стала первой из американских стратегических союзников, которая приняла на вооружение систему «ИДЖИС». Как известно, Япония весьма серьезно относится к ракетной угрозе со стороны своих соседей Северной Кореи и Китая, и стала энергично строить систему ПРО, включая развертывание на Окинаве мобильных ЗРК «Пэтриот» в комплектации РАС-3, имеющих определенные противоракетные возможности (этот вариант «Пэтриота» оснащен кинетическим перехватчиком и оптимизирован для перехвата баллистических ракет с дальностью стрельбы до 1000 км).
Эскадренные миноносцы УРО типа «Конго» являются в настоящее время самыми современными эскортными кораблями ВМФ Японии и единственными в регионе, могущими ограниченно выполнять функции ПРО района боевых действий.
Проект представляет из себя дальнейшее развитие американского проекта типа Arleigh Burke. На корабле добавлена РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, вместо американской 127-мм артустановки Mk.45 поставлено более современное 127-мм орудие OTO Melara с независимой системой управления огнем и более совершенная система РЭБ со станцией постановки активных помех.
В японском флоте насчитывается 4 корабля типа «Конго» (Kongo), оснащенных системой «ИДЖИС» (остальные — DD 174 «Киришима» (Kirishima), DD 175 «Миоко» (Myoko), DD 176 «Чокаи» (Chokai). Первый корабль DDG173 «Kongo» заложен 08.05.1990 года, спущен на воду 26.9.1991, вступил в строй 25.3.1993. За ним последовали «Kirishima» — 16.3.1995, DDG175 «Myoko» — 14.3.1996 и DDG176 «Chokai» — 20.3.1998 г..
Эти эсминцы являются дальнейшим развитием американских кораблей «Арли Берк». Переговоры о передаче японцам системы «ИДЖИС» были начаты еще в 1984 году. Конгресс США долго не давал согласия на экспорт, опасаясь, что японцы могут «заново перепроектировать» систему, что стало бы угрозой для американских технологий данного направления. В 1988 году согласие Конгресса было получено, но американцы некоторое время тянули с документацией РЛС с фазированной решеткой SPY-1, особенно компьютерного обеспечения работы радара, что несколько затянуло реализацию японской программы.
Корпус корабля оборудован американской системой снижения акустической заметности Preria, также приняты меры для снижения заметности в инфракрасном диапазоне. Активных успокоителей качки на корабле не предусмотрено, снижение качки возлагается на бортовые кили и специально разработанную форму корпуса.
На юте, за кормовой установкой вертикального пуска, размещена посадочная площадка для вертолета с ситемой обеспечения посадки на волнении, но постоянное базирование авиатехники на борту не предусмотрено — ангара эсминцы типа «Kongo» не имеют.
Система боевого управления OYQ-8 разработана специально для этого типа эскадренных миноносцев. БИУС совместима с американскими и западноевропейскими стандартами обмена информацией Link11 и Link14. На последнем корабле серии — DDG176 модернизированная БИУС поддерживает также стандарт Link16 — планируется что БИУС будет модернизирована и на первых трех кораблях.
Универсальная пусковая установка вертикального пуска Mk.41 имеет 29 шахт в носовой части эсминца за 127-мм орудием и 61 шахту в кормоой части. 12,7-мм пулеметы снабжены приборами ночного видения.
Эсминец полным водоизмещением 9485 т, длиной 161 и шириной 21 м практически равен крейсеру типа «Тикондерога», превосходя «Арли Берк». Корабль оснащен современной модификацией SPY-1D и УВП с 96 ячейками (аналогично «Арли Берк»). Основным оружием является т.н. зенитная ракета с «расширенными возможностями» «Стандарт SM-2» блок 4 с дальностью стрельбы 230 миль (по береговым целям – 35 миль). Эти эсминцы являются гордостью японского флота и по своим возможностям превосходят любые корабли, плавающие в Тихом океане (кроме, естественно, американских).
Эти корабли были названы так по аналогии с четырьмя крейсерами типа «Конго», построенных в 1910-30 годах. Название «Конго» означает имя буддийского бога Ваджру – гром бога Индры, и олицетворяет твердость духа, подобной алмазу.
США, передав технологию «ИДЖИС», тем не менее не оставляют Японию одну перед ракетной угрозой. Как сообщают СМИ, в составе 7-го флота действуют три эсминца типа «Арли Берк», базирующиеся в Йокосука, оснащенные аналогичными японским ракетами «Стандарт SM-2» блок 4. При необходимости они могут занять позиции в 12-30 милях от побережья КНДР и с помощью мощной РЛС SPY-1 засекать пуски баллистических ракет, способны обнаруживать воздушные объекты с малым поперечным сечением корпуса (равноценным поперечному сечению морской чайки), например, скоростные КР воздушного пуска, ПКР и самолеты, разработанные по технологии «стелс». Ракета-перехватчик SM-2 оснащается фрагментарной боеголовкой, взрывается поблизости от цели и мощной энергией осколков уничтожает ее. По расчетам, одна ракета-перехватчик способна уничтожить БР с вероятностью 70%, а две ЗУР, запущенные одновременно, — с вероятностью 85%».
Основное назначение кораблей типа «Kongo» — усиление ПВО Японии и обеспечение ПВО корабельных группировок. Эскадренные миноносцы входят в состав четырех флотилий эскадренных миноносцев — DDG173 в 62 дивизион ЭМ первой флотилии эскортных кораблей, DDG174 в 62 дивизион второй флотилии, DDG175 — 63 дивизион третьей флотилии, DDG176 в 64 дивизион четвертой флотилии эскортных кораблей.
В настоящее время ВМФ Японии планирует дальнейшую модернизацию эскадренных миноносцев типа «Kongo» для использования кораблей этого типа в системе противоракетной обороны Японских островов.

СЕРИЯ:
DD 173 «Конго» (Kongo),
DD 174 «Киришима» (Kirishima),
DD 175 «Миоко» (Myoko),
DD 176 «Чокаи» (Chokai).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
стандартное 7250 т,
полное 9485 т
Длина:
максимальная 161 м,
по ватерлинии 150,5 м
Ширина: 21 м
Осадка: 6,2 м
ГЭУ: двухвальная, газотурбинная, 4 газовые турбины LM2500, мощность 100000 л.с.
Скорость: 30 узлов
Дальность плавания: 4500 миль на скорости 20узлов,
Запас топлива 1000 т
Экипаж: 310 человек

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное вооружение 2 УВП Mk-41 VLS на 29 (носовая) и 61 (кормовая) ячейки
Зенитные ракеты SM-2MR Standard Block III
Противолодочные ракеты ASROC,
Артиллерийское вооружение
1×127-мм/62 Oto-Breda Compact Gun mod. 2, РЛС управления оружием FCS-2-21
2×20-мм Mark 15 Vulkan Phalanx CIWS, РЛС управления оружием General Dynamics Mk 90
2 12,7-мм пулемета
Противокорабельное вооружение 8х RGM-84C Harpoon SSM
Торпедное вооружение 2×3 324-мм ТА Type 68 (противолодочные торпеды Type 73 или Mk 46 Mod. 5)
Авиационное вооружение 1 вертолёт
Радиолокационное вооружение
Многофункциональная РЛС системы Aegis — Lockheed Martin SPY-1D РЛС: навигационная РЛС JRC OPS-20,
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей JRC OPS-28D
ГАС: подкильная ГАС NEC OQS-102 , буксируемая ГАС SQR-19A системы TACTASS)

Источники: www.militaryparitet.com, www.warships.ru, ru.wikipedia.org и др.